Андрющенко Галина Ивановна Заведующий кафедрой экономики и предпринимательства РГСУ, доктор экономических наук, профессор

Какую пенсионную систему мы создали?

Пенсионная система в целом органично связана со многими факторами социально-экономического развития страны, такими как демографическая ситуация, состояние рынка труда, положение на финансовом рынке.

Состояние пенсионной системы, обеспечивающей пенсией около трети населения страны, а косвенно затрагивающей все население страны, служит важным показателем социальной стабильности развития общества.

Негосударственные пенсионные фонды появились в пенсионной системе Российской Федерации в 1992 году как институты частных корпоративных пенсий. Получив в 2004 году доступ к пенсионным накоплениям, стали неотъемлемой частью финансового рынка. По данным ЦБ по состоянию за три месяца 2017 года, в негосударственных пенсионных фондах содержатся пенсионные накопления 34,4 млн граждан на сумму 2,36 трлн руб.

         В 2012 году была принята долгосрочная стратегия развития пенсионной системы РФ, которая стала важной вехой в формировании современной институциональной структуры пенсионной системы. С этого момента начинается строительство трехуровневой пенсионной системы. 

Так что же получилось в результате перманентного реформирования?

 Не так давно французская финансовая корпорация Natixis опубликовала рейтинг самых комфортных стран мира для пенсионеров. При составлении рейтинга оценивалась комфортность выхода на пенсию на базе следующих факторов: финансовая ситуация, материальная обеспеченность, качество жизни и здоровье. Каждый фактор оценивался в диапазоне от 0 до 100%.

 Россия оказалась в числе пяти стран в конце списка: на сороковом месте (из 43-х стран). В первых строчках рейтинга находятся Норвегия (86%), Швейцария (84%), Исландия (82%), Швеция (80%) и Новая Зеландия (80%).

В топ-10 также вошли Австралия (78%), Германия (77%), Дания (77%), Нидерланды (77%) и Люксембург (76%). При этом последние места заняли Бразилия (41%), Греция (40%) и Индия (12%). У России, в свою очередь, 45%, что на 1% меньше, чем в 2016 году.

          Следует, вероятно, пояснить из каких индексов, рассчитанных по определенной методике, что важно для сопоставимости данных, составлялся рейтинг. Россия, например, по сравнению с прошлым годом показала более низкие результаты по индексам материального благосостояния и здоровья: по этим показателям РФ заняла 35-ю и 42-ю позиции рейтинга соответственно. Однако в 2017 году страна продемонстрировала более высокие результаты по двум другим субиндексам, заняв 36-е место по качеству жизни и 43-е — по финансированию.

Падение материального благосостояния связано со снижением показателей по всем параметрам, на основании которых рассчитывается данный субиндекс. По равенству доходов Россия занимает пятую позицию с конца рейтинга, снизились показатели дохода на душу населения и индикатор занятости — они упали до 7-го и 17-го места в рейтинге соответственно.

Здоровье стало еще одним субиндексом, обусловившим снижение позиции РФ в глобальном пенсионном рейтинге. В 2017 году Россия показала более низкие результаты из-за ухудшения показателей продолжительности жизни: по данному параметру страна заняла второе место с конца рейтинга. Кроме того, в этом году в России увеличились стоимость медицинского обслуживания и расходы на медицинские услуги на душу населения.

Несмотря на то, что РФ продемонстрировала увеличение индекса финансирования (41% по сравнению с 40% в 2016 году), страна стала последней в списке по данному показателю.

В то же время Россия показала улучшение индекса уровня жизни. Авторы рейтинга связывают это с улучшением окружающей среды. Тем не менее, Россия по-прежнему остается одной из стран с наименее благоприятной окружающей средой (3-е место с конца).

Россия также испытывает демографические проблемы. За период с января по май 2017 года, по данным Росгосстата, численность населения в стране уменьшилась на 31,1 тыс. человек.

По состоянию на 1 июня 2017 года население России составило 146,8 млн человек.

Число родивших за этот период снизилось до 679,2 тыс. человек с 762,5 тыс. за аналогичный период 2016 года. При этом число умерших в январе – мае 2017 года сократилось до 791 тыс. человек с 804,1 тыс. за аналогичный период 2016 года.

Таким образом, за январь – май 2017 года была зафиксирована естественная убыль населения на 111,8 тыс. человек (за январь – май 2016 года естественная убыль составила 41,6 тыс. человек). Тем не менее, средняя продолжительность в России достигла почти 72 лет, а пенсии за таким ростом  не успевают. Правительственный макропрогноз до 2020 года предполагает, что они будут индексироваться в среднем на 4%. Это приведет к снижению пенсий в реальном выражении и не позволит достигнуть стратегическую цель - увеличить к 2030 году средний размер пенсий до 2,5–3 прожиточных минимумов, то есть пенсионеры будут жить дольше, но хуже.

Положение пенсионеров ухудшается несмотря на начавшийся рост ВВП. За 2017–2020 ВВП по прогнозам вырастет на 6,7%, на столько же увеличатся и реальные зарплаты россиян. Разрыв между уровнем жизни работающих граждан и пенсионеров к 2020 году будет расти. Макропрогноз  Правительства предусматривает устойчивое снижение отношения средней пенсии к средней зарплате: с 34,6% в 2016 году до 31,5% в 2020-м, а это худший показатель с 2009 года.

     Как следует относиться к зарубежным рейтингам?   Можно как Валерий Рязанский, глава Комитета Совета Федерации по социальной политике, относиться  «скептически, потому что это вещи вкусовые и не всегда делаются на принципах объективности».

Можно, как Ярослав Нилов, Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, не удивляться месту РФ, признавая, что пожилые россияне действительно получают «мизерные пенсии», и что негосударственные пенсионные фонды пользуются «юридической неосведомленностью» россиян.

Но анализ результатов, полученных корпорацией Natixis, позволяет сделать вывод о том, что совершенствование пенсионной системы само по себе не самоцель. Важно, чтобы пожилые люди имели определенного уровня качество жизни, обеспечение которого без совершенствования экономики в целом не достижимо.

Таким образом, в ближайшие 20 лет, при существующем порядке наполнения бюджета и демографической ситуации, правительство не сможет обеспечить пенсионеров в полном объеме.

Государственная Дума РФ в третьем, окончательном чтении приняла законопроект, фактически ликвидирующий Резервный фонд путем его объединения с Фондом национального благосостояния (ФНБ). Одобренные парламентом поправки в Бюджетный кодекс предусматривают, что Резервный фонд и ФНБ объединяются на основе последнего, так как прогнозируется исчерпание средств Резервного фонда.  Целями расходования средств объединенного фонда называются «финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений».

Объединение фондов должно быть завершено к 1 февраля 2018 года. В существующих экономических условиях это решение Госдумы может привести к тому, что приоритетом ФНБ станет лишь одна из заявленных целей — финансирование дефицита бюджета.

          Основа нашей пенсионной системы – Пенсионный Фонд РФ, нагрузка на который в нынешней ситуации огромна, – сам по себе много делает по повышению эффективности своей деятельности. Пенсии доставляются в срок, вовремя осуществляются все необходимые индексации и перерасчеты пенсий, определенные законом.  С этой точки зрения, его деятельность находиться под постоянным контролем государства.

Особенность пенсионной реформы 2017 в том, что  система пенсионных накоплений, которые ранее аккумулировались в ПФР трансформируется в  систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК). В ней смогут полноценно участвовать не более 15% граждан.  Причина в низких доходах населения, недоверии к пенсионной системе и включенность в корпоративные пенсионные программы работников (6 млн.), уже откладывающих от 1 до 9% зарплаты и получающих за это льготы.

Запуск данной программы указывает на то, что государство пытается решить задачу увеличения размера пенсионного обеспечения граждан. Государственная страховая пенсия, основанная на солидарно- распределительных принципах, нигде и никогда не обеспечивает высокого уровня пенсий, а в наших условиях она стремится к социальному минимуму, поскольку при определении размеров пенсии превалируют солидарные принципы.  В этих условиях только ИПК за счет добровольных отчислений работников сможет существенно увеличить пенсию. Эта прибавка, в отличие от пенсионных баллов, напрямую зависит от зарплаты и размера взносов.

 Таким образом, негосударственные пенсионные фонды встраиваются в пенсионную модель, общепринятую в мире, в которой работник будет отчислять на пенсию самостоятельно.  В системе ИПК предполагается информирование работников о том, сколько они уплачивают, как прирастают их накопления, как инвестирует страховщик (НПФ). Это будет происходить через Центрального администратора в режиме онлайн. Работодатель по-прежнему будет делать отчисления за работника в процентах от зарплаты и взносы пойдут на личный счет, защищенный госгарантиями от банкротства страховщика и конфискации со стороны бюджета.  

Но это в перспективе, а сейчас есть острые проблемы, которые можно решить, не дожидаясь кардинальных перемен. 

Например, вопрос об индексации пенсии работающим пенсионерам.

Пенсионный фонд России (ПФР) объявил, что на беззаявительный перерасчет имеют право получатели страховых пенсий по старости и инвалидности, за которых работодатели в 2016 году уплачивали страховые взносы. Сумма прибавки зависит от прошлогодней зарплаты работающего пенсионера, то есть от суммы уплаченных работодателем страховых взносов и начисленных пенсионных баллов. Максимальная прибавка ограничена стоимостью 3 пенсионных баллов. Стоимость одного балла в прошлом году составляла 74,27 рубля. Соответственно, для большинства пенсия увеличится максимум на 222 рублей. Чтобы заработать 3 балла в 2016 году, достаточно было иметь зарплату в 19,9 тысячи рублей. 

По данным ПФР, на сегодняшний день в стране насчитывается 43 миллиона пенсионеров, примерно треть из них продолжает трудиться. Средний размер пенсии в 2017 году составляет около 13,7 тысячи рублей. Очередное повышение пенсий и соцпособий запланировано на 1 февраля 2018 года. Значит, для достаточно большой когорты пожилых людей становиться практически невозможным влияние на изменение своего материального положения. У неработающих пенсионеров повышение пенсии определено индексацией, у работающих пенсионеров изменение размера пенсии ограничено 3 баллами, что иногда ниже уровня индексации.

Может в таких экономических условиях не стоит кичиться тем, что возраст выхода на пенсию не менялся в нашей стране с 1935 года, а прислушаться к резонам тех экономистов, которые приводят расчёты, показывающие, что изменение возрастных параметров пойдет на пользу самим пожилым людям, так как тогда   пенсию можно будет увеличить до 30 процентов.

Ответственность за пенсионное обеспечение должна делиться между государством, гражданином и работодателем. Они должны стать соинвесторами пенсионного плана.  Это мировая тенденция. Россия также придет к этой модели. У нас государственное финансирование пенсии не обеспечивает достойную старость. Профессиональному сообществу негосударственных страховщиков надо сделать все, чтобы люди начинали думать об этом, как только они начинают работать.




другие материалы №3-4 (31-32) сентябрь-декабрь 2017 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

В начале года под патронатом НАПФ и журнала «Пенсионное обозрение» в рамках проекта «Нам – 25» состоялся круглый стол на тему «Идеальный НПФ – миф или реальность». Читать

Угрюмов Константин Семенович Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов

Поздравление НПФ с 25-летием

Отрасли негосударственного пенсионного страхования 25 лет. Время подводить итоги, говорить о результатах ее развития, положительном вкладе в экономику. Хотелось бы. Тем более, что нам действительно есть чем гордиться. Читать

Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»

Коммерческие по природе, социальные по сути

Сегодня НПФ работают в новой реальности, примеряют на себя большое количество новых процессов, отчетностей, подходов к работе. Читать

Галиновский Дмитрий Станиславович Руководитель Контрольного управления НАПФ

Перевязкина Анна Сергеевна Заместитель руководителя Контрольного управления НАПФ

Стратегия и тактика контроля при саморегулировании

Вопросы эффективности, необходимости и степени саморегулирования являются одними из самых обсуждаемых тем на пенсионном рынке. Читать

Волков Иван Александрович Заместитель Исполнительного директораНПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»

Развитие законодательства о негосударственных пенсионных фондах 1992 – 2017 гг.: к 25-летию системы.

Сегодня базовый запрос в справочной правой системе по тематике «негосударственные пенсионные фонды» выдает 1742 документа, в той или иной степени имеющих отношение к регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов, из которых 25 законов и 408 иных нормативно-правовых актов. Читать

От романтизма до XBRL-изма

Предлагаем фотоматериалы, любезно предоставленные журналу членом редколлегии С.В. Зайцевым. Думаем, читателям будет небезынтересно ознакомиться с фотовыставкой, которую мы назвали «От романтизма до XBRL-изма». По техническим причинам публикация фотографий на ресурсе "Пенсионного обозрения" временно невозможна, в связи с чем фотографии, а также обложка номера и некоторые фото авторов были опубликованы на официальном сайте НАПФ - http://napf.ru/112927. Читать

Андрей Верхоланцев Главный аналитик УК «Ронин Траст»

К вопросам пенсионной системы России

"В предыдущем номере, в котором была опубликована статья главного редактора «Какая реформа нам нужна», мы начали дискуссию. В продолжение темы публикуем поступившие в редакцию материалы". Редколлегия. Читать

Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»

Сценарий повышения пенсионного возраста

Прогнозы численности населения России в последнее время становятся все позитивнее, Росстат РФ подтверждает рост продолжительности жизни и суммарного коэффициента рождаемости, положительная нетто-миграция сохраняется на уровне 250 тыс. чел в год. Читать

Книжные новинки

В помощь молодым мамам и папам, а также бабушкам и дедушкам - Ричард Нисбетт «Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций» (Москва, «Альпина Нон-Фикшн», 2016, 344 с.). Читать

Руководители НПФ Сбербанка и НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" в рейтинге "ТОП-1000 российских менеджеров"

Поздравляем руководство НПФ Сбербанка и НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" с местами в рейтинге "ТОП-1000 российских менеджеров" Читать

Наши партнеры