Воля императора. Как русские военные копили себе на пенсию

«Государь Император, в довершение милостей, оказанных 17 апреля сего года увеличением содержания на службе по военно-сухопутному ведомству, изволил ознаменовать день торжественного открытия памятника Императору Николаю I утверждением Положения об эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства и даровать на учреждение оной: семь миллионов пятьсот тысяч рублей из государственного казначейства и восемьсот двадцать пять тысяч рублей из сумм Военного Министерства, дабы касса эта с 1 января 1865 года начала производство эмеритальных пенсий и пособий как самим участникам оной, по увольнении их от службы, так равно их вдовам и сиротам». Это цитата из приказа военного министра Российской Империи от 25 июня 1859 года.

Документ был подписан в один день с изданием указа императора Александра II об учреждении военной эмеритальной кассы. Но вот, считать ее исторической, при всем желании, нельзя. Исторической именно для современной системы негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране. Или, как подобные системы принято называть в других европейских странах – профессиональных пенсий, выплачиваемым работникам отдельных отраслей или предприятий. Нет, не потому, что военные, в любом случае, служат государству. И государство – их единственный работодатель. И не потому, что после революции 1917 года капиталы русских эмеритальных касс были национализированы. 

А только потому, что годом раньше, в 1858 году в России была основана Эмеритальная пенсионная касса Морского ведомства. Отличие одной от другой заключалась в том, что пенсионная схема для моряков имела распределительный характер, или, как сейчас сказали бы – солидарный. А вот военные формировали именно пенсионный капитал. То есть, копили деньги на собственную старость, отчисляя ежегодно в кассу 6% своего денежного содержания. 6% – удивительное совпадение. Но не единственное. Один нюанс, осознание которого переворачивает парадигму нынешних дискуссий о стратегии развития негосударственного пенсионного обеспечения. 

Внимание. Согласно указанию Императора, участие в Эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства для всех без исключения военных, за вычетом нижних чинов, было обязательным. Более того, эта норма распространялась на всех офицеров не только регулярных, но и казачьих войск, управлений, заведений и учреждений военно-сухопутного ведомства, офицеров пограничной стражи, корпуса жандармов, конвойных команд, а также представители военного духовенства. Хотя, были и добровольцы — офицеры административно-полицейского управления Туркестанского края, штатные преподаватели военно-учебных заведений, не имевшие воинских чинов, а также офицеры казачьих войск, занимавшие гражданские должности. 

Даже простое чтение устава военной эмеритальной кассы — дело увлекательное. Получаешь эстетическое наслаждение не только от стиля изложения, но и от отточенности формулировок, не дающих возможность двойного или тройного толкования. Вот пункт о жаловании кассе 7,5 миллиона рублей из казны. Колоссальная по тем временам сумма, равная ежегодным обязательствам Государственного казначейства по выплате государственных пенсий военным и гражданским служащим в соответствии с подписанным еще в 1827 году императором Николаем I «Уставом о пенсиях и единовременных выплатах». 

В том же пункте говорится, что деньги кассе жалуются путем передачи им государственных долговых обязательств с ежегодной фиксированной доходностью в 4%. А что в следующем пункте? Потрясающе. Право собственности на весь пенсионный капитал кассы фиксируется за его участниками. Ого! Они получили в собственность даже тот самый государственные взнос. И это не акционерное общество, как современные НПФ, с отделенными от застрахованных лиц и участников бенефициарами. И вознаграждение за труд сотрудников кассы (кто-то же должен вести персонифицированный учет, в конце концов, или бухгалтерию) зафиксировано в абсолютных цифрах, а не в процентах от дохода, или от капитала. Этому заработная плата такая-то в год, тому — сякая. 

А вот и условия назначения эмеритальных пенсий. При полной выслуге офицер получал пенсионные выплаты в том же размере, что и утраченный при достижении пенсионного возраста заработок. Коэффициент замещения – 100%. Ничего себе! И это в дополнение к пенсии, которая выплачивалась напрямую из казны. 

А это что? Правила инвестирования! Пенсионный капитал касса могла вкладывать только в государственные долговые обязательства. Специальный комитет разрабатывал стратегию инвестирования каждые 10 лет и защищал ее… сначала перед Военным советом, а потом Императором. В следующем пункте, разрешение эмеритальной кассе открывать счета только в Государственном казначействе. А еще через пару абзацев — обязанность военного ведомства публиковать отчет о движении средств пенсионного капитала каждый год. Отчеты изучим чуть позже. Вернемся к взносам. 

6% уплачивались не только из ежегодного жалования военного. Платить в эмеритальную кассу военно-сухопутного ведомства ее участник был обязан и из денежных наград, получаемых от казны и, даже, из единовременных денежных пособий. Эмеритальные взносы осуществлялись и из получаемых офицерами в период службы из казны квартирных, суточных, фуражные, денщичьи денег и другие видов компенсаций.

Тут, конечно, было бы интересно посмотреть, а каков был размер денежного содержания военных Российской Империи в то время. Изучить соответствующие табели их окладов, общие расходы военного ведомства на эти цели. Чтобы понять, на сколько эмеритура была обременительной. Но эти исследования оказываются лишними. 17 апреля 1859 года, еще до утверждения Положения об эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства, Император подписал указ об увеличении перечисленных выше видов денежного довольствия военнослужащих на те же самые 6%. И прямо в этом документе указал, что такое повышение мотивировано условиями работы создаваемой эмеритальной кассы. 

Изучая эмеритальную кассу накопительного типа, следует, естественно, посмотреть и результаты инвестирования ее пенсионного капитала. И как они повлияли на уровень пенсионного обеспечения участников. В качестве примера, возьмем ее отчет за 1879 год. Сложное было десятилетие для русской армии. Хивинский поход, русско-турецкая война… Можно предположить, доходы ее эмеритуры должны были снизиться. 

Ан нет. Читаем: «Военный Совет, рассмотрев отчет эмеритальной кассы за 1878 год и имея ввиду, что показанное в нем значительное превышение капитала дает положительное указание на возможность лучшего обеспечения в отставке заслуженных воинов и участи их осиротелых семейств… В ряду различного рода льгот, подробно перечисленных в прилагаемом отчете эмеритальной кассы, самою существенною является увеличение на 17% окладов эмеритальных пенсий; так что, приняв в расчет первое увеличение окладов пенсий на 33%, сделанное в 1871 году, окажется, что в общем, оклады пенсий увеличены на 50%». 

Теперь понятно, что выраженные в приказе военного министра от 25 июня 1859 года слова благодарности монарху, были не просто данью придворному этикету. «Доблестная Русская Армия с благоговением примет этот новый знак Отеческой заботливости Его Императорского Величества, увидит, что славные ее подвиги, ее самопожертвование и кровь, проливаемая на защиту Отечества, достойно оцениваются великодушным Монархом, изыскивающим все средства к обеспечению нужд и улучшению положения как служащих, равно оставляющих службу воинов – и я поставляю себе за счастье данный на имя мое Высочайший указ с Положением об эмеритальной кассе, объявить по военно-сухопутному ведомству, к надлежащему исполнению и руководству».




другие материалы № 3(43) июль-сентябрь 2020 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Пандемия коронавируса, с которой столкнулось человечество, стала серьезным вызовом для всех государственных органов, общественной жизни, экономики. Наряду с медицинскими проблемами важно то, как общество переживает это время и каким люди видят свое будущее. Читать

Сообщение о внесении изменений в страховые правила АО «НПФ «Транснефть»

Акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд «Транснефть» сообщает о регистрации Банком России 23 июня 2020 года изменений в Страховые правила АО «НПФ «Транснефть» по обязательному пенсионному страхованию, определяющие порядок и условия исполнения обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании. Читать

Эрлик Сергей Николаевич Первый вице-президент НАПФ

Отражение пандемии в зеркале пенсионного бизнсеса

Живущее ныне поколение, никогда ранее не сталкивалось с эпидемиологическим вызовом планетарного масштаба. Вирус COVID-19 не только серьезно повлиял на медицинскую сферу, но и вызвал изменения социального поведения людей, серьезно затормозил экономическую деятельность в России и во всем мире. Читать

Не стреляйте в черных лебедей

В незапамятные доковидные времена прогуливался я с детьми по парку вдоль прудов. Вокруг красота, тепло! Солнышко отражается от водной глади и слепит глаза. Ленинским прищуром замечаю, как на посадку заходят талебовские черные лебеди. Спешу обратить внимание детей на диковинных в наших краях птиц, но понимаю, что показалось. Вместо лебедей нас порадовала стая огарей. Птица заметно крупнее, привычной нам, серой шейки, поэтому и обознался. Читать

Коронавирус – пандемия или предвестник?

Предлагаем вашему вниманию статью, подготовленную руководителем отдела программ развития АО "НПФ ГАЗФОНД" Помазкиным Д.В., руководителем службы управления рисками АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" Костенко Л.Н. и начальником управления актуарных расчетов АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" Хасановым Р.В. Читать

Коваленко Татьяна Алексеевна Заместитель генерального директора НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» по технологиям

Как устроен клиентский сервис в пенсионном фонде

Об организации работы блока сопровождения и обслуживания клиентов рассказывает заместитель генерального директора НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» по технологиям Татьяна Алексеевна КОВАЛЕНКО. Читать

Книжные новинки

Издательство "Альпина Паблишер" предлагает вашему вниманию книгу Дж.Фоера "Эйнштейн гуляет по Луне: наука и искусство запоминания". Читать

Наши партнеры