АО "НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ". Пенсия для своих

Редколлегия журнала поздравляет коллектив АО "НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" с 20-летием. Предлагаем вашему вниманию статью "Пенсия для своих"

Сегодня в программах негосударственного пенсионного обеспечения участвуют немногим более 6 миллионов россиян, при этом более миллиона из них – участники корпоративной пенсионной системы ОАО «РЖД». Любой работник компании может присоединиться к договору негосударственного пенсионного обеспечения и начать формировать вторую пенсию вместе с работодателем. Но так было не всегда.

К моменту создания корпоративной пенсионной системы РЖД негосударственное пенсионное обеспечение в России существовало всего несколько лет. Масштабных программ, которые можно было бы взять за пример, попросту не было, поэтому Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников железнодорожной отрасли пришлось создавать буквально с нуля. В эту работу активно включились специалисты Министерства путей сообщения и работники профсоюза железнодорожников, и уже в марте 2000 года Положение было утверждено.

Вначале договоры о негосударственном пенсионном обеспечении разрабатывались для каждой из железных дорог. Одной из первых такой договор заключила Красноярская дорога. Именно в Красноярске в конце 1999 года открылся и первый филиал фонда «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», который был уполномочен коллегией Министерства путей сообщения Российской Федерации назначать и выплачивать отраслевые пенсии железнодорожникам.

«На всех участников процесса создания отраслевой пенсионной системы была возложена сложная, но интересная задача, – вспоминает Вячислав Загорулько, руководящий Красноярским филиалом фонда со дня основания. – Нужно было определить, кто имеет право на пенсию, как она будет рассчитываться и каким будет ее размер. Тогда у нас еще не было ни программного обеспечения, ни даже своего помещения. Все документы приходилось отвозить самим или отправлять почтой, каждого пенсионера утверждали на специально созданной комиссии под председательством заместителя начальника дороги по кадрам и социальным вопросам».

По воспоминаниям Вячислава Андреевича, отраслевые пенсии сначала назначались только тем, кто отработал на железной дороге не менее 15 лет. Размер выплат ветеранам отрасли после долгих обсуждений был установлен в границах 20% от зарплаты, которую работник получал перед выходом на пенсию.

 

Уже в 2000 году первые 500 железнодорожников начали получать отраслевую пенсию. А через два года вступила в действие новая редакция Положения об отраслевом пенсионном обеспечении, которая предусматривала для всех без исключения работников возможность присоединиться к договору НПО. Именно тогда и был заложен главный принцип корпоративной пенсионной системы – долевое участие работника и работодателя в финансировании дополнительных пенсий, который сохраняется по сей день. ОАО «РЖД», дочерние и зависимые общества компании участвуют в формировании будущей пенсии наравне с работником, делая в его пользу пенсионные взносы за счет собственных средств.

Тогда же началась самая трудная работа: люди зачастую с недоверием воспринимали предложение формировать вторую пенсию. Потребовалось время, чтобы отношение к участию в отраслевой пенсионной системе изменилось. Колоссальную работу провели специалисты кадровых служб РЖД, руководители разных уровней и профсоюзные лидеры, которые выезжали на рабочие места и рассказывали железнодорожникам об условиях участия в программе, делали расчеты, объясняли, что софинансирование взносов компания берет на себя.

В их числе – Любовь Равинская, в прошлом заместитель начальника службы управления персоналом Октябрьской железной дороги. Сегодня Любовь Петровна сама получает корпоративную пенсию, а также благодарность и уважение бывших коллег, которые когда-то последовали ее примеру и вступили в корпоративную пенсионную систему.

«На железной дороге велико значение традиций и преемственности. Поэтому сначала мы сами вступали в программу, потом привлекали начальников предприятий и профсоюзных активистов, чьи личный авторитет и убежденность становились для многих решающим аргументом. А уже за ними потянулись коллективы, – рассказывает Любовь Равинская. – Так в первые годы существования программы недоверие удалось в основном преодолеть, и люди стали присоединяться к договору действительно осознанно и целенаправленно. Во многом это происходило потому, что железнодорожников, получающих дополнительную пенсию, становилось все больше. А это уже не обещания и расчеты, а люди, которые живут рядом: сослуживцы, друзья, родственники».

К 2006 году корпоративную пенсию получали уже 100 тысяч железнодорожников, а в 2009-м корпоративная пенсионная система ОАО «РЖД» стала самой массовой в стране по количеству пенсионеров и остается такой на протяжении 10 лет. Сегодня отраслевые пенсии в НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» получают 425 тысяч человек.

С момента создания негосударственное пенсионное обеспечение железнодорожников постоянно совершенствовалось, вводились новые нормы, которые делали его еще более удобным и выгодным для работников. Масштабные преобразования произошли уже в начале 2000-х, когда реформировалась железнодорожная отрасль, создавалась компания «РЖД». Первоочередной задачей в те годы было сохранить для железнодорожников достигнутый уровень социальных гарантий.

«До 2003 года на каждой дороге заключался свой коллективный договор. После создания в 2003 году ОАО «РЖД» в октябре 2004 года был заключен первый единый для всех дорог Коллективный договор, который сохранил все самое лучшее, что было наработано в предыдущих документах. В последующие годы договор совершенствовался, включая новые социальные гарантии для работников и неработающих пенсионеров. На протяжении всех этих лет одной из основных гарантий была и есть возможность работника участвовать в формировании корпоративной пенсии с участием средств работодателя», – вспоминает Наталия Бурова, заместитель председателя РОСПРОФЖЕЛ, принимавшая активное участие в разработке норм негосударственного пенсионного обеспечения железнодорожников».

Важным нововведением в корпоративной пенсионной программе стало сокращение страхового стажа, необходимого для назначения корпоративной пенсии.

«Когда все предприятия существовали в структуре Министерства путей сообщения, а затем ОАО «РЖД», отработать десять лет на одном месте было несложно, – объясняет Наталия Владимировна. – Но после принятия государственного решения о реформировании железнодорожной отрасли и создании дочерних и зависимых обществ РЖД, люди, не меняя рабочего места, переходили в новые организации. Естественно, это вызывало беспокойство, многие теперь опасались строить долгосрочные планы и отказывались от идеи копить на пенсию. Поэтому в 2007 году было принято решение сократить страховой стаж с десяти лет до пяти лет и включить в него все периоды работы в организациях железнодорожного транспорта, когда за человека работодателем перечислялись пенсионные взносы».

Это изменение повлекло за собой другие новшества. Появились дополнительные варианты выплаты – срочная пенсия, а затем пенсия «по ступеньке», которые помогают смягчить переход на новый жизненный этап даже участникам-вкладчикам, не успевшим скопить большую сумму. А с 2015 года те, кто отработал в РЖД менее пяти лет, но хотел бы сохранить за собой право получать в будущем корпоративную пенсию, могут компенсировать недостающий страховой стаж дополнительными личными взносами. Чаще всего такие изменения вносились благодаря инициативам кадровиков РЖД. И это неудивительно, ведь именно специалисты служб управления персоналом, находясь в постоянном общении с людьми, лучше всех знают их потребности.

Особое внимание уделялось обладателям отраслевых наград за многолетний добросовестный труд. С самого начала корпоративные пенсии назначались в повышенном размере участникам-вкладчикам, награжденным знаком «Почетный железнодорожник», сейчас такая надбавка составляет 20%.

«Но среди участников-вкладчиков было немало тех, кто, например, получил второй знак «Почетный железнодорожник» или другие награды. Стало понятно, что справедливо было бы и эти заслуги учитывать при назначении пенсии, – рассказывает Александр Лысенко, в прошлом заместитель начальника ЮВЖД по кадрам и социальным вопросам, а ныне директор Юго-Восточного филиала НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». – Поэтому к 2015 году РЖД выступили с инициативой, которую поддержал профсоюз, увеличивать размер пенсии на 40% дважды почетным железнодорожникам. С этого же времени повышенную корпоративную пенсию получают пенсионеры, отмеченные наградами за безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 и 40 лет. В общей сложности в зависимости от вида наград и их количества пенсия может вырасти на 10–85%».

2018 год ознаменовался значительными изменениями в государственной пенсионной системе, связанными с поэтапным повышением пенсионного возраста. Реформа болезненно воспринималась обществом, в особенности теми, кто подошел близко к сроку выхода на пенсию. Понимая тревогу людей, «Российские железные дороги» совместно с профсоюзом и фондом разработали ряд мер, призванных смягчить переход к новому пенсионному возрасту.

«В компании приняли решение сохранить возможность получать корпоративную пенсию по-старому: с 55 лет для женщин и с 60 для мужчин, – объясняет Максим Элик, первый заместитель генерального директора НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». – Такое право предоставлено всем, кто вступил в корпоративную пенсионную систему до 1 января 2019 года. Это означает, что участники-вкладчики могут выбирать: завершить трудовую деятельность раньше большинства российских граждан и получать корпоративную пенсию от работодателя или продолжить работать, отчисляя в счет будущей пенсии и увеличивая ее размер».

Корпоративная пенсионная система продолжила совершенствоваться в 2019 году. У железнодорожников со стажем 20 лет и более появилась возможность значительно увеличить размер будущей корпоративной пенсии. В ОАО «РЖД» принято решение в два раза увеличить размер премии за преданность компании при ее перечислении в счет корпоративной пенсии.

Сегодня корпоративная пенсия в РЖД воспринимается как неотъемлемый элемент социального пакета. Молодые специалисты с первого дня работы в компании присоединяются к договору НПО и начинают формировать пенсионные сбережения вместе с работодателем. За 20 лет система негосударственного пенсионного обеспечения помогла сотням тысяч железнодорожников выйти на заслуженный отдых с чувством уверенности в завтрашнем дне.

 




другие материалы №1 (41) январь-март 2020 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Тема этого номера – «Уже без ИПК, еще без ГПП». Богатство «великого и могучего» позволяет реформаторам заниматься сочетаниями из трех букв довольно долго... Правда, есть два устойчивых, вот уже 27 лет, сочетания, - НПФ и НПО. Читать

Лед тронулся…

В декабре текущего года в потоке новостей обнаружил интересную информацию, которая обрадовала и огорчила одновременно. Коллеги из «Сбербанк управление активами» и "Сбербанк страхование жизни" подвели результаты социологического опроса среди молодежи об их предпочтениях в части инвестиций и выбора инвестиционных продуктов. Читать

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Сумбур вместо реформы

Действующая в нашей стране пенсионная система настоятельно требует модернизации. Об этом говорят все, от министров до рядовых граждан. Читать

Наши поздравления

Редколлегия журнала поздравляет лауреатов XV юбилейной Премии "Финансовая элита России-2019" в номинации "Негосударственные пенсионные фонды". Читать

Есаулкова Татьяна Станиславовна Генеральный директор ООО "СДК "Гарант".

Новые требования к размещению пенсионных резервов

Проект Указания Центрального банка Российской Федерации «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов, объектах инвестирования, в которые негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, и в случаях, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных резервов, вправе заключать договоры репо» (далее именуется Новое Указание) разработан с целью совершенствования требований к инвестированию средств пенсионных резервов и ограничения рисков при инвестировании пенсионных резервов. Читать

Юрий Удалов Директор по развитию Финансовой платформы, Группа компаний «ИНФИНИТУМ»

Платформенная реальность – на пороге

Цифровая трансформация не только упрощает клиентский путь в сфере инвестирования, но и создает новые способы монетизации клиентской базы для любых финансовых институтов. Один из них заключается в сотрудничестве с электронными платформами. Читать

Дарья Карева Аспирант факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Планируемые источники дохода на пенсии в России

Мировая тенденция старения населения также относится и к России, так как по данным Росстата в 2017 г. 25% населения находилось на пенсии. Эта доля будет возрастать согласно их прогнозам/ Читать

Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

Рэнкинг НПФ за 9 месяцев 2019 года

Редколлегия журнала традиционно благодарит за предоставленный материал М.М. Аранжереева, советника Исполнительного директора АО НПФ «Алмазная осень». Читать

Книжные новинки

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Марка Мэнсона «Все хреново: книга о надежде». Читать

Будет ли 2021 год благоприятным для НПФ?

Наши партнеры