Пенсионное обозрение


Электронный журнал

Предпосылки и возможные последствия повышения общеустановленного пенсионного возраста. Роль негосударственных пенсий в дальнейшем развитии системы пенсионного обеспечения

Архив » №1 (37) январь-март 2019 г. » В центре внимания
Евтихова Алина Владимировна

Следует отметить, что действующие в настоящее время границы пенсионного возраста в нашей стране были установлены в 1929 году. Далее они никогда не пересматривались. И хотя проблема его повышения время от времени поднималась, но до недавнего времени не выходила за пределы специальной научной литературы и политических споров.

С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ).

Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, в частности, предусматривается:

- поэтапное увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно). Возраст будет поэтапно (по году в год) увеличиваться, начиная с 1 января 2019 года;

- увеличение возраста назначения социальной пенсии по старости, до 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины). Возраст будет поэтапно (по году в год) увеличиваться, начиная с 1 января 2019 года;

- предоставление лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), права на получение страховой пенсии по старости на два года раньше достижения установленного возраста выхода на пенсию;

- поэтапное увеличение на пять лет возраста, при достижении которого
у педагогических, медицинских и творческих работников наступает право на досрочную пенсию с учетом специального стажа, а также повышение на пять лет пенсионного возраста для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- предоставление многодетным матерям права на досрочный выход на пенсию при наличии 15 лет страхового стажа (женщинам, родившим и воспитавшим трех детей, пенсии будут назначаться в 57 лет, женщинам, родившим и воспитавшим четырех детей, – в 56 лет, женщинам, родившим и воспитавшим пять и более детей, пенсии будут назначаться в 50 лет, как и по действующему законодательству);

- предоставление лицам, которые в 2019 и 2020 годах достигнут пенсионного возраста, установленного ныне действующим законодательством (на 31 декабря 2018 года), возможности выйти на пенсию на полгода раньше, чем это устанавливается настоящим Федеральным законом.

Следует отметить, что действующие в настоящее время границы пенсионного возраста в нашей стране были установлены в 1929 году. Далее они никогда не пересматривались. И хотя проблема его повышения время от времени поднималась, но до недавнего времени не выходила за пределы специальной научной литературы и политических споров.

На текущий момент в Европе не осталось ни одно страны, в которой стандартный пенсионный возраст был бы таким же низким, как в России.

Однако, для столь позднего принятия решения о повышении пенсионного возраста в нашей стране есть вполне веские причины.

Дело в том, что в России процесс старения населения начался значительно позднее, чем в странах Западной Европы, но к концу XX - началу XXI века достиг за короткий срок своего пика. Если в Европе старение населения происходило постепенно и приводило к некоторому сокращению его естественного прироста, а затем к стабилизации численности (с учетом миграции - даже к его росту), то в России наблюдалась принципиально иная ситуация. Фактически ее можно охарактеризовать как демографическую катастрофу. Таких темпов сокращения естественного прироста населения не было ни в одной другой стране[1].

Кроме того, доля граждан, достигших стандартного для европейских стран пенсионного возраста (65 лет) в общей структуре населения России, гораздо меньше, чем в других странах.

Так, например, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, на одно нетрудоспособное лицо (65 лет и старше) в Австрии еще в 2013 году приходилось 3,38 лиц трудоспособного возраста; в Великобритании – 3,41; в Венгрии – 3,73; в Германии – 2,92; в Греции – 3,27; в Дании – 3,23; в Италии – 2,81; в Словении – 3,27; в Чехии – 3,86[2].  В России этот показатель составляет лишь к 2018 году достиг 4 человек на одно лицо старше 65 лет[3].

Кроме того, международная практика свидетельствует, что стандартный пенсионный возраст устанавливается национальным законодательством в зависимости от прогнозируемой продолжительности жизни при рождении. В Австрии, например, ожидаемая продолжительность жизни составляет 81,7 года у мужчин и 84,1 года у женщин; в Великобритании – 81,2 года и 83 года; в Венгрии – 76,2 года и 79,7 года; в Германии – 81,1 года и 83,5 года; в Греции – 81,5 года и 84 года; в Дании – 80,9 года и 82,2 года; в Италии – 83,3 года и 85,6 года; в Словении – 81,3 года и 84,3 года; в Чехии – 79,1 года и 82,1 года[4]. В России ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 67,5 года и 77,6 года для мужчин и женщин соответственно[5]. При увеличении продолжительности жизни повышается и работоспособный период пожилых граждан, что также учитывается.

Стоит отметить, что решение о повышении общеустановленного пенсионного возраста в любом случае сопровождается определенными ростом общественного недовольства. В этой связи внедрение подобных мер обыкновенно происходит в комплексе с иными мероприятиями, способными смягчить последствия этого решения. Например, граждан предоставляется право назначения иных видов пенсионного обеспечения (обыкновенно формируемых за счет добровольных отчислений) ранее достижения стандартного пенсионного возраста и/или на льготных условиях.

Применимо к реалиям российского законодательства подобный подход мог бы быть внедрен для негосударственных пенсий, формируемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

При этом необходимо подчеркнуть, что законодательством уже предусмотрено сохранение оснований приобретения права на получение негосударственной пенсии (пенсионные основания), установленных законодательством Российской Федерации и закрепленных в заключенных в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ) до 1 января 2019 года договорах негосударственного пенсионного обеспечения, до исполнения негосударственными пенсионными фондами обязательств по таким договорам.

Так, пунктом 9 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ предусмотрено, что основания приобретения права на получение негосударственной пенсии (пенсионные основания), установленные законодательством Российской Федерации и закрепленные в заключенных в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ до 1 января 2019 года договорах негосударственного пенсионного обеспечения, сохраняются до исполнения негосударственными пенсионными фондами обязательств по таким договорам.

Таким образом, законодателем прямо установлено право на назначение негосударственной пенсии в рамках действующих договоров негосударственного пенсионного обеспечения ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее пенсионного возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей до 1 января 2019 года).

Данное положение полностью соответствует принципу соответствия норм договора нормам закона, действующим в момент его заключения. Так, по общему правилу, согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу. Новые правила могут быть обязательными для ранее заключенного договора исключительно в случаях, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Вместе с тем, остается открытым вопрос социально-экономических последствий повышения общеустановленного пенсионного возраста для подавляющего большинства получателей страховых пенсий по старости.

В этой связи представляется наиболее целесообразным рассмотрение возможности пролонгации действия нормы, установленной пунктом 9 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ.

Предоставление гражданам возможности получения негосударственной пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста позволило бы смягчить социально-экономические последствия повышения последнего и снизить социальную напряженность в обществе. Кроме того, подобный подход полностью бы соответствовал сложившейся зарубежной практике и с высокой степенью вероятности повлек бы за собой повышение интереса к институтам, позволяющим добровольно формировать дополнительные пенсионные сбережения, что, в свою очередь, позволило бы повысить общий уровень пенсионного обеспечения.


[1] См.: Захаров М.Л. Международные стандарты и российская пенсионная система // Журнал российского права. 2012. №№ 9, 10 // Система «Консультант Плюс».
[2] См.: Old-age support ratio // http://www.oecd.org/els/soc/oecdpensionsindicators.htm.
[3] См.: Распределение населения по возрастным группам // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/#.
[4] См.: https://data.oecd.org/healthstat/life-expectancy-at-birth.htm.

 
[5] См.: Оперативная информация Росстата: http://www.statdata.ru/spg_reg_rf.

 

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ