Конфликт – как естественное состояние нового российского социума

Начало 90-х ознаменовалось трансформацией всей системы общественных отношений, вследствие начавшихся и продолжающихся до сих пор реформ, где человек, как личность выступает в ходе адаптации, как активный субъект этого процесса.   Вместе с тем, Россия –   страна со сложной медико–демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения, превышающей долю детского населения,  существенными региональными  различиями уровня и качества жизни пожилых людей.

        Данные статистики утверждают, что период  2015-2020 года – это период массового выхода граждан на пенсию. Следовательно, огромные по своей численности социальные группы естественно и закономерно повысят  рост потребности в социальных услугах, будут влиять на развитие системы социального обслуживания, ещё активнее затронут области политики, экономики, медицины и другие общественно-социальные институты. Персонал социальной сферы  встретится с той категорией граждан, которая потребует особого подхода при организации социальной работы, где взаимоотношения сторон могут приводить к конфликтной обстановке.

        Изучая современные отечественные и зарубежные издания, посвященные конфликтологии, как отдельной отрасли социальной работы, складывается впечатление, что управление конфликтами, это деятельность узких специалистов (психолог, конфликтолог, специалист по социальной работе и т.д.).  Однако анализ многолетней практической деятельности   подтверждает вышеуказанное убеждение лишь частично. Устранение объективных  и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию, завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме – все это действительно авторская деятельность специалистов в области  конфликтологии, но вместе с тем возникновение конфликта, возможно, показатель неблагополучия морально-психологического климата той или иной социальной группы.

Огромное влияние на конфликтогенную обстановку в сети социальных сервисов прежде всего оказывает персонал, его мотивация и организационная культура. И это естественно, так как персонал сосредоточен на проблемах и перспективах развития социальных служб и результативности предоставления социальных услуг. Вместе с тем, конфликт не рождается в одночасье. Ему предшествуют, как правило, имеющиеся, возможно давно укоренившиеся объективные и субъективные причины, отсутствие своевременных мер по предупреждению и профилактики конфликтов.

Учреждение, пытающееся решать возникающие конфликты только силами узких специалистов по социальной работе – аутсайдер в решении вопросов конфликтологии.  Причина в том, что вышеуказанные  специалисты «заточены» на решение проблемы как факта случившегося. Они практически не влияют на минимизацию причин, породивших конфликт и поддержание необходимого уровня конфликтности в целом. Курс выхода из конфликтного неблагополучия должен быть системным, через методы предупреждения и профилактики, где организационно – управленческая деятельность учреждения культивируется через принцип  активизации социальной работы и развитие антиконфликтной рефлексии у всех сотрудников социальных служб.  В качестве инструментария для управления конфликтами, противоречиями и сопротивлением в коллективе могут быть использованы различные социально-психологические технологии. Это позволит повысить культуру профессионального поведения сотрудников, которая необходима для поддержания благоприятного социально-психологического климата в социальных группах. Создание внутриорганизационных процессов, направленных на конфликтное благополучие – первостепенная задача руководителя.

Самосовершенствование персонала по вопросам конфликтологии приобретает решающее значение, результат деятельности которого всецело зависит от успешного взаимодействия с пожилыми людьми. Необходимо также отметить, что социальная работа как социально-гуманитарная научная и академическая дисциплина на современном этапе стала все более приобретать психологическое содержание. Это обусловлено тем, что социальная работа имеет глубокие корни в психологии, социологии, философии, и плотно связана с вопросами психического здоровья членов общества, что делает проблематику конфликта особенно актуальной. Прежние модели «помощи нуждающимся» становятся все менее популярными: практика социальной работы отражает все более развивающуюся демократическую этику, что проявляется в понимании социального благополучия как «права» всех и каждого, а не «дара» привилегированных  непривилегированным.

Повышение качества предоставляемых социальных услуг – бесспорно, приоритетно. Конкретные нужды пожилых людей определяют стратегию развития и практику в данной области, однако, некоторые подходы к организации деятельности учреждений социального обслуживания  не могут не настораживать. Стремление через инновационный опыт к дешевизне, минимизация расходов на социальное обслуживание, часто сопровождается минимизацией численности специалистов: в штатном расписании могут быть не представлены, либо представлены формально, психологи, специалисты по социальной работе, т. е. специалисты по поддержанию, восстановлению функционирования пожилых и старых людей. Это не допустимо. Если структура и состав службы подвергаются непонятным для сотрудников изменениям, а направления работы и приоритеты деятельности меняются, исполнителям приходится функционировать в условиях неопределенности принципов, форм и методов социальной работы, управленческие решения не всегда оказываются эффективными.

        Социальной защите, необходимо своевременно меняться,  обновлять сложившиеся модели, способы и техники по оптимизации жизнедеятельности пожилых людей, одновременно применяя компенсаторные социальные амортизаторы.  Новые социальные явления всё активнее влияют на практику управления социальной защиты и требуют эффективных механизмов по обеспечению социальной стабильности общества.

 

Список литературы:

1. Мокшанцев Р. И. Конфликтология в социальной работе //учеб.пос. Ростов н/Д 2008.

2. Зарецкий А. Д. Менеджмент социальной работы // учеб. пос. Ростов н/Д 2008.

3. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. //СПБ.:Питер, 2008.

4. Шевяков А. Ю. Проблемы развития социальной политики в контексте реализации национальных проектов//Социологические исследования. 2007.

 5. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М:Владос,1999.

 6.Яцемирская Р. С. Психопатология пожилого и старческого возраста. Изд-во МГСУ «Союз», 2002

 




другие материалы №2 (6) апрель-июнь 2011 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Стремительное старение населения на фоне депопуляции – основная проблема мировых пенсионных систем. Крупнейшие ученые, в том числе Нобелевские лауреаты по экономике, видные специалисты, политические деятели, национальные и международные институты ищут возможные пути ее разрешения. Читать

Наши партнеры