Вадим Бурганов Директор по операционной деятельности группы компаний ИНФИНИТУМ

Конструктивное взаимодействие

За последние два года нормативные акты в сфере регулирования процесса инвестирования средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов существенно изменились.  Как эти изменения отразились на деятельности и взаимодействии негосударственных пенсионных фондов и специализированных депозитариев – рассмотрим в этой статье.

В 2014 году для негосударственных пенсионных фондов Указанием  Банка России №3237-У были установлены требования к кредитным организациям, в которых фонды, их управляющие и брокеры могли размещать (хранить) средства пенсионных накоплений. Ранее таких требований не было вообще, и расчетные счета могли быть открыты в любом банке, который являлся участником системы страхования вкладов. Новые требования были аналогичны требованиям к кредитным организациям, в которых разрешалось размещать пенсионные накопления в депозиты, и были привязаны к рейтингу банка. В итоге количество кредитных организаций, допущенных к операциям с пенсионными накоплениями, было сокращено до тридцати пяти (на момент вступления в силу Указания ЦБ). Фондам, которые не успели вовремя перевести расчеты в соответствующие требованиям кредитные организации, специализированными депозитариями были выставлены нарушения. Однако по нашему мнению эти нарушения не были существенными, т.к. связаны с тем, что фондам не было дано достаточно времени на приведение деятельности в соответствие. Позже все они достаточно быстро были устранены.

В 2015 году это Указание ЦБ было отменено, а Постановление Правительства №761, устанавливающее требования к кредитным организациям при размещении накоплений в депозиты, как и Постановление Правительства №379, устанавливающее требования и ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений, для негосударственных пенсионных фондов были заменены на Положение Банка России №451-П. Что интересно, в промежуток времени с 28.12.2014 по 09.02.2015 существовал правовой вакуум, когда ПП№379 и ПП№761 уже не применялись в отношении негосударственных пенсионных фондов, а Положение ЦБ №451-П еще не вступило в силу. Инвестирование и контроль в этот промежуток времени осуществлялись по правилам ПП№379 и ПП№761.

Положением Банка России №451-П в чем-то были установлены кардинально новые требования, выполнение и контроль которых потребовал от негосударственных пенсионных фондов, их управляющих и специализированных депозитариев существенных усилий. Например, были установлены структурные ограничения на долю активов в банковских группах. При отсутствии источника раскрытия информации о составе банковских групп в России. Для осуществления надлежащего контроля потребовалось рассмотреть отчетность по МСФО всех существующих в РФ кредитных организаций, т.к. это единственный публичный документ, в котором банки обязаны раскрывать состав своих групп, если таковые существуют. Также были установлены новые требования к кредитным организациям в целях размещения денежных средств и депозитов. Теперь требуемый уровень рейтинга не закрепляется нормативным актом, а утверждается решением Совета директоров Банка России. Полагаем, что это позволит Банку России более оперативно реагировать на происходящие изменения и регулировать процесс инвестирования пенсионных накоплений. С момента принятия этого Положения в феврале 2015 Совет директоров ЦБ уже трижды принимал решения в отношении рейтингов.

Положением установлены и иные дополнительные требования и ограничения (субординированные облигации, облигации концессионеров, паи иностранных фондов и т.д.), которые, так или иначе, отразились на всех участниках рынка. Для специализированных депозитариев все это потребовало автоматизации, доработки ПО, поиска и закачки в учетные системы необходимой информации, изменения подходов и позиций по контролю.

Начало 2015 года стало новой вехой в развитии системы контроля над активами негосударственных пенсионных фондов. Если до того момента специализированные депозитарии осуществляли только постконтроль в отношении денежных средств на счетах самих негосударственных пенсионных фондов (проверяли соответствие совершенных операций требованиям законодательства), то с января 2014 в связи с внесенными изменениями в 75-ФЗ (для акционерных пенсионных фондов) и в 410-ФЗ (для тех фондов, которые еще не прошли процедуру акционирования) контроль стал предварительным. Подходы к контролю денежных средств, переданных фондами в управляющие компании и находящихся в негосударственных пенсионных фондах, были приведены к единообразию – операции совершаются только с предварительного согласия специализированных депозитариев.

Исходя из буквального толкования внесенных изменений, согласованию со специализированными депозитариями подлежат все операции негосударственных пенсионных фондов, в том числе выплаты пенсий физическим лицам (застрахованным лицам, правопреемникам, вкладчикам и т.д.). Во-первых,  для специализированных депозитариев, обслуживающих большое количество негосударственных пенсионных фондов, в дни выплат пенсий количество таких платежей достигает десятки тысяч и с каждым годом их количество увеличивается. Во-вторых, в таких операциях отсутствует предмет для согласования, т.к. специализированные депозитарии, не имея доступа к конфиденциальной информации персонифицированного учета, не знают ни сумм выплат, ни реквизитов физических лиц. Ну и конечно подобный контроль не является предметом деятельности специализированных депозитариев, поскольку их основные функции – хранение имущества и контроль за размещением средств пенсионных накоплений и инвестированием пенсионных резервов, а деятельность фондов по выплате пенсий инвестиционной никак не является. Да и для самих фондов подобное согласование сильно бы усложнило жизнь. Через саморегулируемые организации специализированные депозитарии (а параллельно и негосударственные пенсионные фонды) обратились в Банк России с указанием на существующую проблему и получили разъяснения, в соответствии с которыми операции фондов по выплате пенсий не подлежат контролю.

При исполнении вышеуказанных требований и условий участники рынка столкнулись с технической проблемой -  в основном негосударственные пенсионные фонды не разделяли операции с денежными средствами по их типам на различных банковских счетах. Соответственно с одного банковского счета фонда могли осуществляться и пенсионные выплаты физическим лицам и операции, подлежащие согласованию со специализированными депозитариями. Как в такой ситуации обеспечить и надлежащий контроль (не формальное согласование, а реальный контроль за деньгами) и не согласовывать операции по выплатам? Виделось два варианта. Первый – негосударственным пенсионным фондам разделить счета по типам выплат. Второй – договориться с банками о контроле подписи специализированного депозитария, но только в отношении тех операций, которые подлежат согласованию. Первый вариант не устраивал фонды, т.к. это означало дополнительные расходы и увеличение операционной нагрузки, а на второй вариант не соглашались банки, т.к. для них это означало существенную доработку ПО и дополнительную ответственность. Соответственно приходилось находить компромиссы, как привило, на стороне специализированных депозитариев.  

Однако время компромиссов закончилось 11 июля 2015 года, когда вступило в силу Положение Банка России о деятельности специализированных депозитариев №474-П, в котором указано, что специализированный депозитарий не дает клиенту согласие на распоряжение имуществом, если в результате такого распоряжения денежные средства перечисляются на банковский счет клиента, договор которого с обслуживающей кредитной организацией не содержит условия об обязательном подписании специализированным депозитарием платежного документа. Эти условия закрыли существовавшие законные лазейки и иные способы реализации норм вышестоящих законов. И за довольно короткий промежуток времени негосударственные пенсионные фонды либо разделили счета, либо договорились с банками.

Сейчас все описанные выше проблемы это пройденный этап. На текущий момент специализированные депозитарии согласовывают негосударственным пенсионным фондам все операции с денежными средствами (пенсионными накоплениями и пенсионными резервами), за исключением выплат. Выплаты осуществляются с отдельных банковских счетов, в отношении которых специализированные депозитарии осуществляют постконтроль. Осуществить списание денежных средств с подконтрольных счетов без согласия специализированного депозитария не возможно, т.к. кредитные организации проверяют наличие подписи специализированных депозитариев (это предусмотрено условиями договоров банковских счетов).

Естественно это не все нормативные изменения, которые происходили в период последних двух лет. Было много изменений и новых нормативных актов в части деятельности негосударственных пенсионных фондов, которые напрямую не влияют на специализированные депозитарии. Чего только стоит акционирование и вступление фондов в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Однако некоторые специализированные депозитарии оказывают фондам дополнительные услуги в части аутсорсинга отчетности, консалтинга по собственной деятельности и т.д. Предоставление дополнительных расчетов и данных, в т.ч. для подготовки фондами ответов на запросы регулятора, которых в последнее время немало, давно стало нормой. Соответственно все происходящее с негосударственными пенсионными фондами и регулированием их деятельности, так или иначе, отражается и на деятельности специализированных депозитариев.

Хочется отметить, что за последние годы в связи с возрастающей интенсивностью нормативных изменений и активностью Банка России в части регулирования рынка у специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов появилось больше поводов для общения и сотрудничества, в том числе в части отстаивания и защиты наших общих интересов. Как следствие - мы перешли на очередной новый уровень конструктивного взаимодействия.  При этом, безусловно, есть и точки для роста. Но главное, что с обеих сторон присутствует интерес и желание к продолжению такого сотрудничества. Интенсивность нормативных изменений вряд ли пойдет на спад в ближайшее время. Нас ждут изменения в части состава и структуры активов пенсионных резервов, ЕПС и МСФО, новый формат отчетности (XBRL) и т.д. Соответственно нам еще многое предстоит пройти… вместе.




другие материалы №2 (26) апрель-июнь 2016 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Нынешний год, как, впрочем, и все предыдущие, можно охарактеризовать многочисленными новациями. Вот и члены интеллектуального клуба при журнале «Пенсионное обозрение» на своем заседании в декабре выступили с инициативой: новый, и все последующие годы, посвятить передаче знаний, которыми они владеют (финансовой и пенсионной грамотностью, культурой старости), настоящим и будущим пенсионерам НПФ. Девиз акции – «Подари знания».  Читать

Угрюмов Константин Семенович Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов

О получении НАПФ статуса СРО

10 марта 2016 года начался новый этап в деятельности НПФ. Банк России присвоил Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов статус саморегулируемой организации (СРО) в сфере финансового рынка.  Читать

Горчаковская Лариса Алексеевна Генеральный директор АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд

Наш 2016 год

Несмотря на то, что прошлый год для пенсионного рынка был насыщенным важными событиями, текущий год станет не менее значимым. Актуальными темами будет подведение итогов переходной компании, рассмотрение вопроса повышения пенсионного возраста, стандартизация и ужесточение требований к участникам рынка. Что касается ВТБ Пенсионный фонд, на этот год у нас довольно большие планы.  Читать

Гонтмахер Евгений Шлемович Член Комитета гражданских инициатив, заместитель директора ИМЭМО РАН,член редколлегии журнала «Пенсионное обозрение»

«Если экономика «лежит», то никакие самые замечательные проекты реформирования пенсионной системы не сработают»

Российская пенсионная система стала заложником сиюминутных и даже не экономических, а политических решений. Читать

Батаев Вячеслав Владимирович советник Объединения работодателей «Желдортранс»

Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение как драйвер развития НПО

3 декабря 2015 года в Москве проходила Международная конференция «Российский рынок НПФ: перезагрузка в условиях пенсионных маневров». Предлагаем вашему вниманию презентацию доклада В.В. Батаева, советника Объединения работодателей "Желдортранс", "Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение как драйвер развития НПО". Читать

Ревин Сергей Валерьевич Генеральный директор ОАО «НПФ РГС»

НПФ РГС – шаг в лидерство

ОАО «НПФ РГС» сегодня — один из ведущих негосударственных пенсионных фондов России, которому доверили свои пенсионные накопления 2,4 млн. граждан нашей страны на сумму более 128 млрд. руб.. Фонду присвоены максимальные рейтинги надежности Эксперт РА – «А++» и Национального рейтингового агентства» - «ААА». Фонд является обладателем премии Финансовая элита России-2015 в номинации «Надежность». Читать

Котляров Олег Леонидович Актуарий, ООО «Иэмбиси»

Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»

Филиппов Владимир Андреевич Ведущий программист, Отдел разработки и внедрения НПФ ”ГАЗФОНД”

База данных числовой информации

Несмотря на большое количество разработанных электронных библиотек доступ к числовой информации остается ограниченным. Получается парадокс, цифра до сих пор не оцифрована. Читать

Пенсионная система: население хочет стабильности

Предлагаем Вашему вниманию аналитический обзор, подготовленный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Читать

НАФИ – партнер премии «Финансовая Элита России"

В июне 2016 года в Москве при поддержке Генерального партнера, крупнейшего форекс-брокера России Альпари состоится XII церемония награждения лауреатов премии «Финансовая элита России». С 2016 года НАФИ является аналитическим партнером премии. Читать

Объявлен шорт-лист номинантов Премии «Финансовая Элита России 2016»

Официально объявлен список компаний финансового сектора, отобранных Экспертным Советом в качестве номинантов на премию «Финансовая Элита России 2016». Шорт-лист в этом году составлен на основании рэнкингов и рейтингов Национального Рейтингового Агентства, стратегического рейтингового партнера премии, а также данных НАФИ, ее аналитического партнера. Читать

Двенадцатая церемония награждения лауреатов премии «Финансовая элита России» состоится 27 июня 2016 года

27 июня 2016 г. в Доме приемов Дипломатического корпуса МИД России на улице Улофа Пальме, д. 5 состоится церемония награждения лауреатов премии «Финансовая Элита России». В двенадцатый раз лучшие финансовые компании страны будут отмечены наградами Премии за выдающиеся результаты работы по итогам 2015 года. Генеральным партнером 12-й премии «Финансовая элита России 2016» стала компания Альпари ведущий международный финансовый бренд. Читать

Отчет о деятельности НПФ «Поддержка» за 2015 год

Публикуем отчет о деятельности НПФ «Поддержка» за 2015 год. Читать

Отчет о деятельности НПФ «Внешэкономфонд» за 2015 год

Публикуем отчет о деятельности НПФ «Внешэкономфонд» за 2015 год. Читать

Отчет о деятельности НПФ "Газпромбанк - фонд" за 2015 год

Публикуем отчет о деятельности НПФ "Газпромбанк - фонд" за 2015 год. Читать

Наши партнеры