Оконишников Арий Ариевич Руководитель группы проектов Фонда «Центр Стратегических Разработок»

Накопительная пенсионная система России. Некоторые промежуточные итоги и прогнозы

Рассмотрим динамику процесса накопления средств застрахованных лиц. На графиках 1 и 2 приведена динамика изменения пенсионных накоплений граждан России в денежном выражении и в процентах от ВВП страны (по данным ФСФР и Минэкономразвития).

График 1

График 2

 

 

На графике 3 приведены все пенсионные активы РФ, то есть пенсионные  накопления застрахованных  лиц (ПФР и НПФ) и  резервы негосударственного пенсионного обеспечения российских НПФ, измеренные в процентах от ВВП страны.

 

 График 3

Если взять в расчет весьма незначительный срок существования накопительной пенсионной системы, полученные результаты можно считать удовлетворительными. Тем не менее, следует заметить, что первоначально анонсированное участие застрахованных лиц старших возрастов (мужчин 1953 – 1966 г.р. и женщин 1957 – 1966 г.р.) в формировании пенсионных накоплений увеличило бы объем пенсионных накоплений. И как следствие, возросла бы и оценка суммарных активов пенсионной системы РФ относительно ВВП, которая могла составить 3,75% ВВП в 2009г., и 4,57% ВВП  в 2010 г.

Как известно, на величину пенсионных накоплений влияет численность застрахованных лиц, размер их заработной платы, тариф страховых взносов, доходность инвестирования пенсионных накоплений и степень полноты уплаты страховых взносов.

При разработке прогноза динамики изменения  активов накопительной компоненты пенсионной системы РФ на ближайшие десятилетия использовались следующие допущения:

- пенсионные накопления формируются у экономически активного населения страны (в соответствии с определением этой категории населения данное Росстатом), при этом рассматривается равномерное распределение численности в пределах пятилетних групп возрастов, используемых Росстатом;

- женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины в 60 лет, досрочный выход на пенсию не учитывается;

- женщины и мужчины начинают трудовую деятельность с 20 лет и получают одинаковую заработную плату, равную средней заработной плате по стране, прогноз изменения которой предложен Минэкономразвития;

- тариф страховых взносов на формирование накопительной части остается неизменным и равным 6%, который взимается полностью со средней заработной платы (в 2010 г.  годовая средняя заработная плата составляла 259 тыс. рублей, что гораздо меньше максимального порога для уплаты страховых взносов);

- начисленная на пенсионные накопления доходность ВЭБ и управляющих компаний, привлекаемых НПФ, одинакова;

- в качестве значений инфляции и ВВП используются прогнозные значения Минэкономразвития.

Важным показателем является степень полноты уплаты страховых взносов, которую достаточно сложно определить и спрогнозировать на будущее.

В предлагаемой модели учет полноты уплаты страховых взносов, а также соответствие реальных заработных плат среднестатистическим значениям осуществляется за счет расчетного синтетического коэффициента, который будем называть «степенью уплаты страховых взносов». Проанализировав на периоде с 2003 по 2010 гг. зафиксированные объемы пенсионных накоплений, среднюю заработную плату застрахованных лиц, полученный инвестиционный доход и численность застрахованных, была определена средняя степень полноты уплаты страховых взносов относительно средней зарплаты в эти годы, за 8 лет она  составила  33%. 

В связи с этим, интересно посмотреть на результаты пенсионных накоплений РФ при 100% собираемости страховых взносов относительно средней заработной платы на периоде с 2003 по 2010 гг.  При  приведенных выше допущениях «реальные» (33%) и «идеальные»   (100%)  объемы пенсионных накоплений выглядят следующим образом (график 4).

График 4

 

Комментарии  излишни.  Малоэффективное администрирование страховых взносов со стороны ПФР в сочетании с недобросовестностью ряда (видимо значительного) работодателей привели к значительным потерям при формировании активов накопительной компоненты пенсионной системы РФ.

Рассмотри теперь, что ждет пенсионную систему РФ в будущем.

В зависимости от степени полноты уплаты страховых взносов  рассматриваются три варианта прогноза:

- низкая степень уплаты страховых  взносов – полнота уплаты равна 33%;

- средняя степень уплаты страховых  взносов – полнота уплаты равна 50%;

- высокая степень уплаты страховых  взносов – полнота уплаты равна 70%.

При этом величина начисленного инвестиционного дохода устанавливалась равным  одному из следующих трех значений:

- инвестиционный доход превышает величину инфляции на 2%;

- инвестиционный доход превышает величину инфляции на 4%;

- инвестиционный доход превышает величину инфляции на 6%.

В соответствии с указанными допущениями получены три варианта прогноза роста активов накопительной составляющей пенсионной системы РФ, измеренные в % от ВВП,  на период до 2040 г, которые представлены соответственно на графиках 5,6,7.

 

График 5

 

График 6

 

График 7

 

Как видно из приведенных графиков, даже при наихудшем сценарии - сохранении нынешней низкой степени  уплаты  страховых взносов (33% относительно средней заработной платы)  и величине инвестиционной доходности всего на 2% превышающей уровень инфляции – пенсионные накопления, измеренные в процентах от ВВП,  увеличатся в 3,5 раза за первое десятилетие и будут равны 7,0% от ВВП страны уже в 2020 г. Каждое последующее десятилетие они будут увеличиваться почти в 1,5 раз, достигая значения 10,0% в 2030 г. и  12,6% в 2040 г.

Данный результат подтверждает наличие значительного инвестиционного потенциала накопительной компоненты пенсионной системы РФ, которую, совместно с пенсионными резервами негосударственного пенсионного обеспечения, следует рассматривать в качестве основных, и видимо единственных реальных источников длинных денег для экономики России.

Как известно, для мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, включительно, накопительная часть пенсии за счет страховых взносов формировалась только за 2002 – 2004 гг.

В результате эта группа граждан, насчитывающая около 23 млн. человек (из них 54%  мужчин и 46% женщин), имеет на своих счетах в ПФР или в НПФ незначительные накопления.

В нижеприведенной таблице приведены аннуитетные суммы  (сумма  пенсионных накоплении на счете гражданина по завершению периода накопления, используемая для расчета первоначальной накопительной части трудовой пенсии) для женщины 1957-1966 года рождения в зависимости от года достижения возраста в 54 года. При расчете этих сумм, а также всех остальных приведенных далее по тексту показателей, в качестве  инвестиционного дохода было выбрано значение «инфляция +  4%» (доходность, используемая Минздравсоцразвития в своих расчетах). 

 

Год достижения женщины 54 лет

Аннуитетная сумма (руб.)

2011 г.

3 727

2012 г.

4 088

2013 г.

4 473

2014 г.

4 880

2015 г.

5 329

2016 г.

5 819

2017 г.

6 313

2018 г.

6 863

2019 г.

7 316

2020 г.

7 850

 

В свою очередь, аннуитетные суммы для мужчин 1953-1966 года рождения выглядят следующим образом:

Год достижения мужчины 59 лет

Аннуитетная сумма (руб.)

2012 г.

4 088

2013 г.

4 473

2014 г.

4 880

2015 г.

5 329

2016 г.

5 819

2017 г.

6 313

2018 г.

6 863

2019 г.

7 316

2020 г.

7 850

2021 г.

8 438

2022 г.

9 071

2023 г.

9 752

2024 г.

10 463

2025 г.

11 206

 

Очевидно, что указанные пенсионные накопления будут выплачиваться в виде единовременных выплат. Объем  ожидаемых выплат можно оценить из следующей таблицы.

Год выплат аннуитетных сумм

Выплата   женщинам

Выплата  мужчинам

Всего выплат аннуитетных сумм

2012 г.

3 452

0

3 452

2013 г.

3 785

2 080

5 865

2014 г.

4 140

2 275

6 415

2015 г.

4 517

2 481

6 998

2016 г.

4 932

2 709

7 641

2017 г.

5 385

2 959

8 343

2018 г.

5 842

3 210

9 052

2019 г.

6 350

3 489

9 839

2020 г.

6 767

3 718

10 485

2021 г.

7 258

3 988

11 245

2022 г.

0

4 284

4 284

2023 г.

0

4 601

4 601

2024 г.

0

4 941

4 941

2025 г.

0

5 295

5 295

2026 г.

0

5 662

5 662

 

В соответствии с предположениями модели основные пенсионеры начнут выходить на пенсию соответственно с 2022 г. – женщины и с 2027 г. – мужчины. Пенсия для них рассчитывалась исходя из 19 летнего периода дожития. В следующих таблицах  приведены пенсии женщин и мужчин, назначаемые по достижения ими соответственно 54 и 59 лет.

Накопительные пенсии, назначаемые женщинам

 

Год назначения накопительной части трудовой пенсии

Назначенная женщине накопительная часть трудовой пенсии (руб.)

Коэффициент замещения относительно её средней заработной платы предыдущего года (%)

Доля от трудовой пенсии (%)

2022 г.

2 166

3,77%

11,01%

2023 г.

2 528

3,99%

11,85%

2024 г.

2 937

4,22%

12,69%

2025 г.

3 392

4,46%

13,60%

2026 г.

3 895

4,70%

14,58%

2027 г.

4 464

4,95%

15,68%

2028 г.

5 083

5,24%

16,91%

2029 г.

5 760

5,57%

18,34%

2030 г.

6 449

5,84%

19,63%

2031 г.

7 218

6,07%

20,80%

2032 г.

8 068

6,22%

22,30%

2033 г.

8 995

6,53%

23,88%

2034 г.

10 005

6,85%

25,50%

2035 г.

11 105

7,16%

27,16%

2036 г.

12 302

7,47%

28,85%

2037 г.

13 604

7,79%

30,49%

2038 г.

14 999

8,09%

32,03%

2039 г.

16 538

8,40%

33,56%

2040 г.

18 092

8,66%

34,86%

 

Накопительные пенсии, назначаемые мужчинам

 

Год назначения накопительной части трудовой пенсии

Назначенная мужчине накопительная часть трудовой пенсии (руб.)

Коэффициент замещения относительно его средней заработной платы предыдущего года (%)

Доля от трудовой пенсии (%)

2027 г.

4 464

4,95%

15,68%

2028 г.

5 083

5,24%

16,91%

2029 г.

5 760

5,57%

18,34%

2030 г.

6 449

5,84%

19,63%

2031 г.

7 218

6,07%

20,80%

2032 г.

8 068

6,22%

22,30%

2033 г.

8 995

6,53%

23,88%

2034 г.

10 005

6,85%

25,50%

2035 г.

11 105

7,16%

27,16%

2036 г.

12 302

7,47%

28,85%

2037 г.

13 604

7,79%

30,49%

2038 г.

15 020

8,10%

32,07%

2039 г.

16 557

8,41%

33,60%

2040 г.

18 227

8,73%

35,12%

 

В приведенных таблицах при расчете «Доли от трудовых пенсий» использовались  величины трудовых пенсий в соответствии с прогнозом Минэкономразвития.

В Аналитическом Докладе Минздравсоцразвития говорится, что «Застрахованные лица, имеющие 30 лет страхового стажа, при наступлении пенсионного возраста будут получать накопительную часть трудовой пенсии в среднем размере 5456 руб. (в 2035 г.), что составит 15,7% от среднего размера их трудовой пенсии по старости».

Как видно из полученных результатов и женщины и мужчины будут получать не менее 11 тысяч рублей, что будет соответствовать 32 % от среднего размера их трудовой пенсии по версии Минздравсоцразвития или 27 % по нашей модели.

Ошибка в расчетах Минздравсоцразвития состоит в том, что, видимо, определялось значение средней величины накопительной пенсии в 2035 г. по всем её получателям, а не пенсии назначаемой в 2035 г. Действительно в следующей таблице представлены накопительные пенсии, усредненные по всем получателям.

 

Год назначения накопительной части трудовой пенсии

Средняя накопительная пенсия, выплачиваемая женщинам (руб.)

Средняя накопительная пенсия, выплачиваемая мужчинам (руб.)

Средняя накопительная пенсия, выплачиваемая гражданам России (руб.)

2022 г.

2 166

 

2 166

2023 г.

2 347

 

2 347

2024 г.

2 543

 

2 543

2025 г.

2 755

 

2 755

2026 г.

2 983

 

2 983

2027 г.

3 229

4 464

3 332

2028 г.

3 492

4 773

3 665

2029 г.

3 774

5 101

4 000

2030 г.

4 069

5 437

4 337

2031 г.

4 381

5 792

4 684

2032 г.

4 713

6 169

5 048

2033 г.

5 067

6 571

5 431

2034 г.

5 444

6 998

5 835

2035 г.

5 845

7 453

6 263

2036 г.

6 272

7 936

6 717

2037 г.

6 728

8 450

7 199

2038 г.

7 211

8 996

7 709

2039 г.

7 726

9 576

8 250

2040 г.

8 269

10 193

8 822

Из таблицы видно, что в 2035 г. усредненная пенсия составит 6263 рублей. Эта сумма, можно считать, совпадает с данными доклада Минздравсоцразвития, однако вновь назначаемая пенсия в 2035 г. будет все же  на уровне 11 000 рублей.

Пенсионная система Российской Федерации, как известно, состоит их трех компонентов: страховой (распределительной), обязательной накопительной и добровольной. Сочетание указанных подсистем создает структурную основу для устойчивого развития всего пенсионного обеспечения в России. Такая система позволяет лучше реагировать на возможные финансовые и демографические вызовы, так как каждая компонента обладает своими преимуществами в зависимости от текущей экономической или социальной ситуации.

Таким образом, основной задачей государства и заинтересованной общественности, стоит не в определении победителя соревнования какая компонента главней и какую надо отменить, а в последовательной модернизации этих компонент для повышения их итоговой эффективности.

Результаты работы получены на основе использования  разработанной автором имитационной модели накопительной системы РФ, а также официальных данных Росстата и  Минэкономразвития. Разработанная модель универсальна и позволяет прогнозировать различные аспекты  развития накопительной компоненты.

 




другие материалы №3 (7) июль-сентябрь 2011 г.

Якушев Евгений Львович Основатель, генеральный директор консалтинговой компании «Пенсионные и Актуарные Консультации»

Рынок новых технологий

Программа государственного софинансирования пенсии (далее Программа)– приоритетный национальный проект, от успешной реализации которого зависит финансовое благополучие миллионов людей. Согласно опубликованным данным ПФР, в 2010 году число ее участников выросло на 68% - до 4,2 млн. человек. Читать

Добромыслов Константин Викторович Заместитель руководителя Департамента социального развития Аппарата ФНПР

Социальная справедливость, как фактор экономического развития

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций был провозглашен Всемирный день социальной справедливости, который ежегодно с 2009 года отмечается 20 февраля. Международная конференция труда поддержала инициативу Генеральной Ассамблеей ООН и 10 июня 2008 года на 97-й сессии приняла Декларацию МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации. Читать

Семочкин Сергей Васильевич главный аудитор ООО «Аудиторская фирма «АудитСити»

Федеральный арбитражный суд подтвердил – штрафовать НПФ можно только за спецотчетность

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа № КА-А40/2410-11 от 05 апреля 2011 года по Делу № А40-80626/10-93-168 (объявлено 29 марта 2011 года) по вопросу неправомерности штрафов НПФ за отчетность НПФ признал законным и оставил без изменения Постановление апелляционной инстанции от 21 декабря 2010г. № 09АП-29859/2010 о том, что на основании п.1 ст. 32.1 Закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральная служба по финансовым рынкам вправе штрафовать по ст. 19.7.3 КоАП РФ только за непредоставление форм отчетности, которые устанавливались данной службой, а именно за формы спецотчетности. Читать

Наши партнеры