Добромыслов Константин Викторович Заместитель руководителя Департамента социального развития Аппарата ФНПР

Социальная справедливость, как фактор экономического развития

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций был провозглашен Всемирный день социальной справедливости, который ежегодно с 2009 года отмечается 20 февраля. Международная конференция труда поддержала инициативу Генеральной Ассамблеей ООН и 10 июня 2008 года на 97-й сессии приняла Декларацию МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации.

Основная идея Декларации МОТ направлена на создание условий, гарантирующих достижение справедливых результатов для всего населения мира путем обеспечения занятости, социальной защиты, социального диалога и основополагающих принципов и прав на рабочем месте.

Вопросы социальной справедливости, как в теоретическом, так и в практическом их выражении постоянно волновали человечество с момента зарождения трудовых отношений. Особенно это обостряется в кризисные периоды, которые регулярно происходят в мире и в частности в Российской Федерации.

Поэтому в период мирового экономического кризиса призывы Генеральной Ассамблеей ООН к международному сообществу сплотить свои ряды в борьбе с бедностью, за обеспечение населения полной занятостью, достойным трудом, достижением гендерного равенства, социального благополучия и справедливости становятся особенно актуальными.

Известно, что экономическая стагнация сопровождается социальной рецессией, прежде всего, в сфере занятости. Подрываются достигнутые ранее позитивные результаты в борьбе с бедностью. Во многих странах снижается покупательная способность среднего класса, назревает социальная напряженность и угроза социальной стабильности.

Мир не стоит на месте, он постоянно изменяется. Меняется уклад и экономическая структура государств. Агропромышленные государства перерождаются в индустриальные и постепенно переходят в постиндустриальные. Меняются виды экономической деятельности человека и формы занятости, и не всегда нормативная база, предназначенная для защиты человека труда, успевает за этими изменениями. Ограниченность экономических и природных ресурсов обостряют противоречие между трудом и капиталом, усиливая последствия кризисных явлений.

В поиске непростых решений в условиях экономических реформ деятельность научной общественности и профсоюзов России базируется на анализе состояния социально-трудовых отношений и, в целом, социальной сферы во взаимосвязи с общеполитической и экономической ситуацией в стране.

Научная общественность и профсоюзы неоднократно отмечали, что процессы политической демократизация и либерализация экономики России очень дорого обошлись человеку труда и его семье в 90-е годы прошлого столетия. За последние почти 20-лет после реформы мы столкнулись с тремя крупнейшими экономическими потрясениями, которые существенным образом снизили меры социальной защиты всего населения России. Переход от административной системы управления государством к рыночной почти полностью уничтожил фонды общественного потребления, резко выросла безработица, упала материальная обеспеченность семей. Впервые за 50 лет со времен Второй мировой войны появились детская беспризорность и бездомные. Основной капитал страны и доступ к использованию природных богатств и ресурсов перешел к узкой группе частных собственников. Расслоение населения по доходам многократно превзошло все ожидания и имеющийся мировой опыт. Сложившиеся положительные тенденции естественного прироста населения в конце 80-х годов прошлого столетия в середине 90-х г. перешли к стойкому снижению.

Лозунг экономистов-либералов о том, что «рынок все отрегулирует», оказался несостоятельным. Это лишний раз подтвердило изыскания известных экономистов-классиков прошлого века и опыт экономически развитых стран, который формировался десятилетиями, что без продуманной государственной политики и регулирования экономики обойтись нельзя.

За прошедшие десятилетия был снижен охват населения социальной защитой и уровнем его обеспечения. Серьезные организационные и финансовые проблемы возникли в сфере медицинского, пенсионного и социального страхования населения. Обеспечение бесплатной, качественной медицинской и лекарственной помощью для многих стало несбыточной мечтой. Уровни пенсионного и социального страхования не соответствуют мировым стандартам - минимальным нормам Международной организации труда.

В таких условиях понятие социальной справедливости и правильная его трактовка становятся наиболее актуальными. Искажение действительного смысла этого понятие и сведение его к примитивным формам может привести к обострению социальной напряженности, национальной розни, терроризму и другим неуправляемым негативным последствиям. Основополагающий принцип профсоюзов всего мира, который звучит как «за равный труд, равную оплату», является необходимым, но не достаточным условием трактовки понятия социальной справедливости. Российские профсоюзы включают в это понятие: достойный размер оплаты труда, достойные условия труда, страхование от всех имеющихся социальных рисков, достойные условия медицинского и пенсионного обеспечения, распоряжение и пользование природными ресурсами своей страны, разумная дифференциация размеров оплаты труда и доходов в пределах одной страны и другие экономически важные показатели.

Рассматривая понятия социальной справедливости как обобщающий показатель социального развития государства можно показать прямую зависимость темпов экономического развития демократического государства от факторов социальной справедливости. Влияние этих показателей друг на друга неразрывно, чем выше показатель социальной справедливости в государстве, тем выше его политическая стабильность и потенциал экономического роста.

Российская государственная политика сегодня сосредоточена на решении задач по ослаблению последствий кризиса. Вместе с тем мерам экономической политики, направленным на предотвращение таких кризисов в будущем, уделяется недостаточное внимание.

В сложившейся экономической структуре социальная обеспеченность трудящихся складывается не только из общедоступных ресурсов. Она во многом определяется уровнем заработной платы и фондом оплаты труда работников, с которого производятся отчисления на социальные нужды. Сегодня во многих производящих отраслях экономики России наблюдается недооценка стоимости труда. В большинстве случаев размер заработной платы работника не позволяет ему полноценно восстановить свои затраченные ресурсы и обеспечить свою семью.

Наше будущее во многом зависит от правильного выбора финансовой и экономической политики, которая должна быть ориентирована на инвестиции в реальное производство, создание качественных рабочих мест, воспитание высокообразованного трудового потенциала, защиту и уважение трудовых прав. Именно труд и его результаты определяют сегодняшнюю жизнь людей и их перспективы на будущее. Именно это позволит преодолевать кризисные явления и двигаться вперед.

В отличие от других институтов гражданского общества профсоюзы защищают права и представляют интересы не только членов профсоюзов, но и подавляющего большинства населения страны, поскольку невозможно отделить интересы наёмного работника от интересов его семьи, детей и родственников.

Справедливость с точки зрения российских профсоюзов – это достойный труд с достойной заработной платой, уверенность каждого человека в том, что у него и его детей есть достойное будущее. Обострение дискуссии о понятии социальной справедливости позволяет лучше понять природу трудовых отношений в постиндустриальных государствах и повысить эффективность экономической деятельности.

 




другие материалы №3 (7) июль-сентябрь 2011 г.

Якушев Евгений Львович Основатель, генеральный директор консалтинговой компании «Пенсионные и Актуарные Консультации»

Рынок новых технологий

Программа государственного софинансирования пенсии (далее Программа)– приоритетный национальный проект, от успешной реализации которого зависит финансовое благополучие миллионов людей. Согласно опубликованным данным ПФР, в 2010 году число ее участников выросло на 68% - до 4,2 млн. человек. Читать

Семочкин Сергей Васильевич главный аудитор ООО «Аудиторская фирма «АудитСити»

Федеральный арбитражный суд подтвердил – штрафовать НПФ можно только за спецотчетность

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа № КА-А40/2410-11 от 05 апреля 2011 года по Делу № А40-80626/10-93-168 (объявлено 29 марта 2011 года) по вопросу неправомерности штрафов НПФ за отчетность НПФ признал законным и оставил без изменения Постановление апелляционной инстанции от 21 декабря 2010г. № 09АП-29859/2010 о том, что на основании п.1 ст. 32.1 Закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральная служба по финансовым рынкам вправе штрафовать по ст. 19.7.3 КоАП РФ только за непредоставление форм отчетности, которые устанавливались данной службой, а именно за формы спецотчетности. Читать

Наши партнеры