Пенсионная система Нидерландов

В Нидерландах действует трехуровневая пенсионная система. На долю первого уровня приходится приблизительно 50% от всего размера получаемых пенсионных выплат, на долю второго уровня – 45% и на долю третьего – около 5%.

Первый уровень

Первый пенсионный уровень является базовым, он регулируется государством, и в его основе лежит государственная распределительная пенсионная система (известная под названием «система PAYG2), т.е., за счет взносов работников осуществляются выплаты пенсионерам. Данный вид пенсии представляет собой государственное пенсионное пособие (в соответствии с Всеобщим законом о пенсионном обеспечении по возрасту), при которой не предусмотрены пенсионные накопления. Система PAYG способствует поддержанию высокого уровня солидарной ответственности на высоком уровне. Эта система чувствительна к демографическим изменениям: изменению соотношения между трудоспособным и нетрудоспособным населением в зависимости от состава возрастных групп. Работающие граждане вынуждены содержать большее число пенсионеров, что влечет за собой увеличение сумм пенсионных взносов или сокращение пенсионных пособий. Эта первая опора представляет собой базовую часть пенсионного обеспечения, то есть, тот минимум, который не допускает нищеты среди людей пенсионного возраста.

Всеобщим законом о пенсионерах (AOW) закрепляются права на пенсионное обеспечение первого уровня - государственные пенсионные пособия - которые начисляются за каждый год проживания на территории Нидерландов в течение 50 лет до достижения пенсионного возраста. Для этого не требуется наличия трудового стажа. Ежегодные накопления не могут превышать 1/50 или 2% от максимального размера государственного пенсионного пособия. Сумма государственной пенсии зависит от количества лет, в течение которых выплачивались взносы.

Каждый резидент Нидерландов, достигший возраста 65 лет, получает право на государственное пенсионное пособие. Размер такого пособия определяется, исходя из количества лет, которые такой гражданин прожил в Нидерландах в течение 50 лет до достижения пенсионного возраста, предусмотренного законодательством Нидерландов. Соответственно, предполагается, что гражданин при этом должен был работать. Государственное пенсионное пособие накапливается с расчетом 1/50 или 2% от максимального размера государственного пенсионного пособия за каждый год проживания в Нидерландах в течение периода с 15-летнего возраста до достижения пенсионного возраста.

Максимальные суммы государственного пенсионного обеспечения в 2012 году:

  • 1 085,63 Евро для одиноких пенсионеров, не считая 710,00 Евро – на отпуск;
  • 1479,13 Евро для супружеских пар,  не считая 1 014,00 Евро – на отпуск.

Эти суммы привязаны к установленной законом минимальной заработной плате, которая в 2012 году составляла € 1 456,20 Евро. Социальный минимум для супружеских пар составил 1 336,87 Евро.

Прежде, когда в семье зачастую работал только один из супругов, пенсия по возрасту делилась между двумя супругами. В настоящее время все более распространенной становится ситуация, когда оба супруга работают, следовательно, государственное пенсионное пособие выплачивается каждому из них отдельно. Это означает, что, например, семейный пенсионер, супруга которого еще не достигла пенсионного возраста, получает только половину государственной пенсии, предусмотренной для супружеских пар.

Государственная пенсия выплачивается за счет взносов трудоспособного населения в виде налогов. Налоговая ставка в Нидерландах состоит из 4 компонентов. Первые два компонента представляют собой отчисления в государственный пенсионный фонд и составляют 17,9% от заработной платы. Это означает, что только первые поступления, составляющие 33 400,00 Евро, предназначены для выплаты государственного пенсионного пособия (AOW). С 2002 существует дефицит общих фондов, причиной которого является недоплата налогов.

Так как число пожилых людей относительно числа трудоспособного населения в настоящее время увеличивается, а средняя продолжительность жизни постоянно растет, возникают трудности с выплатой государственного пенсионного пособия. По этой причине правительством было принято решение об увеличении пенсионного возраста, сначала постепенно, а затем в зависимости от продолжительности жизни. Кроме того, более состоятельные пенсионеры также должны будут платить пенсионные взносы.

По предварительным подсчетам сумма государственных пенсионных пособий на 2013 год составит 33 миллиардов Евро. Пенсионный взнос определен в размере 17,9% от суммы дохода, что составит 33 400 миллиардов Евро, однако с учетом налоговых льгот расчетная сумма в 2013 году достигнет 23 миллиардов Евро.

Ожидаемая продолжительность жизни:

В 2000-2012 годах для 65-летних мужчин средняя продолжительность жизни увеличилась с 15,3 до 17,6 лет, для женщин – с 19,2 до 20,8 лет.

Вероятность достижения 65-летним мужчиной возраста 80 лет также значительно возросла с 52 процентов в 2000 году до 63 процентов в прошлом году.

Для женщин такое увлечение было менее значительным, но все же две трети 65-летних женщин достигают возраста 80 лет. Одна треть 65-летних женщин достигнет возраста 90 лет; показатели смертности остаются прежними.

С уверенностью можно сказать, что около 20 процентов 65-летних мужчин достигнут возраста 90 лет.

 

Второй уровень

Второй пенсионный уровень зависит от выбора конкретного человека.

Данный вид пенсии формируется в течение трудовой жизни. Пенсионные взносы выплачиваются совместно работниками и работодателями. При увольнении работник получает дополнительное вознаграждение (отложенная выплата), к которому относится и дополнительный пенсионный доход (в дополнение к государственной пенсии); как правило, при этом принимаются во внимание налоговые льготы. Поскольку взносы в пенсионные фонды не подлежат налогообложению, размер таких взносов являются ограниченными.

Пенсии второго уровня формируются в рамках отношений между работником и работодателем. Пенсионные пособия второго уровня выплачиваются за счет сформированного капитала или, в более редких случаях, распределительной пенсионной системы или при соблюдении обоих этих принципов.

Такая накопительная схема пенсионного финансирования формируется по принципу «свиньи-копилки», из которой впоследствии работнику выплачивается пенсия. Предполагается, что данный вид пенсии является надбавкой к государственной пенсии, однако не всегда эти два вида пособий выплачиваются одновременно. Работник может выйти на пенсию и начать получать пенсию до достижения им пенсионного возраста 65 лет. Кроме того, работник вправе, по своему усмотрению, выбрать размер получаемой пенсии в зависимости от возраста; например, сумма такого пенсионного пособия может быть больше до достижения возраста 65 лет (по причине отсутствия государственной пенсии) или меньше после достижения 75 лет, так как в этом возрасте деятельность человека становится более ограниченной.

Целью второго уровня пенсионной системы, так же как и первого, является обеспечение приемлемого уровня дохода пожилых людей, который был бы пропорционален их доходу до выхода на пенсию. В Нидерландах размер пенсии, как правило, составляет 70% от размера средней заработной платы (схема, составленная на основе суммы средней заработной платы) или, реже, от суммы окончательной заработной платы (схема с установленными размерами выплат). Указанные выше 70% являются результатом сложения суммы государственного пенсионного пособия и самостоятельно накопленной пенсии. Размер оклада, учитываемый при начислении пенсии минус известная сумма франшизы, с которой не уплачивается пенсионный взнос (с учетом получаемого пособия AOW).

Накопительное пенсионное финансирование второго уровня может формироваться за счет использования системы установленных взносов и/или существующей системы распределения. В первом случае работник сам определяет размер своих пенсионных накоплений и, следовательно, несет все риски, в то время как при использовании распределительной системы сумма взноса в пенсионный фонд устанавливается заранее. К этой категории относится и редко применяемая схема с установленными суммами.

На практике применяются схема пенсионного обеспечения с установленным размером взносов (пенсия в виде капитала или процентов, размер которых зависит от размера взносов), отличающаяся стабильностью, схема с установленным размером выплат (которые, как правило, представляют собой определенный процент от заработной платы), а также схема смешанного типа, сочетающая в себе элементы указанных выше схем. Платеж осуществляется в виде процентов, выплачиваемых через определенные промежутки времени (от месяца до года), или единовременно. Если схемой предусмотрено наличие определенного капитала, то с него могут начисляться пожизненные проценты. Выплатой процентов занимаются государственные учреждения. Коэффициент пересчета процентов при этом не слишком выгодный (14,98 для мужчин в возрасте 65 лет), кроме того, отсутствует механизм индексации. Этот вариант выбирается достаточно редко.

Кроме того, существует также схема пенсионных сбережений (представляющая интерес с точки зрения налогообложения), при которой после выхода на пенсию единовременно выплачивается определенная сумма.

При втором уровне важным является покрытие - показатель финансового состояния пенсионных фондов. Он указывает на соотношение возможностей фонда и сумм реальных пенсионных пособий, выплачиваемых в настоящем и будущем. Если коэффициент покрытия составляет 110%, то выплачиваются каждые 100 Евро, подлежащие выплате гражданам в качестве пенсионного пособия, а текущая возможность составляет 110 евро.

Раньше уровень покрытия было очень высоким. Настолько высоким, что правительство приняло решение о снижении размера пенсионных отчислений, чтобы вернуть компаниям часть капитала. Но этого капитала было слишком мало для начисления на него в будущем достаточного уровня процентов. Кроме того, не учитывалось произошедшее в дальнейшем неблагоприятное изменение состава населения и увеличение продолжительности жизни.

В конце 2007 года средний уровень покрытия составил 144%. В результате кредитного кризиса на 31 декабря 2008 года этот показатель опустился ниже 100. В конце 2009 года уровень покрытия вернулся на отметку 109%, отчасти благодаря реакции на увеличение продолжительности жизни. Данные получены путем деления размера всех инвестиций на общее количество всех инвестиционных фондов.

При недостаточном финансировании пенсионного фонда индексация размеров пенсий не производится, увеличивается размер отчислений, как работодателей, так, и работников, и, в крайнем случае, производится сокращение пенсионных выплат. Кроме того, схема с установленными размерами выплат заменяется схемой, основанной на размере средней заработной платы.

На конец 2011 года общая сумма активов пенсионных фондов составила 875 миллиардов Евро, что превышает 140% стоимости базисного пункта в Нидерландах, составляющего 600 миллиардов в год.

Ниже приведены средние показатели стратегических инвестиций пенсионных фондов Нидерландов, которые учитываются при определении (необходимого) уровня покрытия. Эти показатели основаны на данных, предоставленных компанией WM.

  • Активы
  • Акции 30%
  • Европа 50%
  • Северная Америка 25%
  • Тихоокеанский регион 15%
  • Развивающиеся рынки 10%
  • Основные средства 50%
  • Условные 80%
  • Кредиты 20%
  • Прочие 20%
  • Прямые 42%
  • Косвенные 18%
  • Фонды хеджирования 18%
  • Сырьевые материалы 8%
  • Наличные 14%

Пенсионные фонды в Нидерландах отличается разнообразием: от очень крупных, таких как ABP и PGGM (теперь называемый «Фонд медицинского и социального обеспечения»), до небольших пенсионных фондов, иногда всего лишь с несколькими участниками. Десять лет назад в Нидерландах насчитывалось более 1 000 пенсионных фондов. В соответствии с последними данными, предоставленными Банком Нидерландов, на конец 2010 года их осталось только 500. Ожидается, что их число еще уменьшится. Пенсионные фонды компаний являются наиболее многочисленными, они составляют около 80% от общего числа пенсионных фондов. Отраслевые пенсионные фонды являются наиболее популярными: более 8 из 10 сотрудников становятся его участниками. Из всех систем пенсионного финансирования, существующих в Нидерландах, схема, разработанная на основе средней заработной платы, является наиболее распространенной. Такую систему применяют более половины всех пенсионных фондов. На долю схемы, основанной на размере средней заработной платы, приходится 90% участников. Пенсии, рассчитываемые по указанной выше схеме («стандартная» схема) можно разделить на следующие группы:

  • Пенсии по возрасту;
  • Пенсии для вдов или вдовцов, 70% от пенсионного обеспечения по возрасту, накопительные;
  • Пенсии для сирот

Более чем в половине случаев выплачивается также пенсия по инвалидности.

В Нидерландах для обеспечения высокой экономической и социальной взаимной ответственности пенсионное обеспечение второго уровня часто является обязательным. Кроме того, благодаря использованию этой меры исключается ситуация, когда пенсия становится предметом конкуренции на рынке труда, упрощаются и становятся более прозрачными переговоры о заработной плате, и размыкается «порочный круг», который ведет к разрушению пенсионной системы. И наконец, следует иметь в виду тот факт, что на рынке пенсионных фондов, использующих существующую систему распределения, у потребителя могут возникать  затраты и риски,  связанные с определёнными неблагоприятными условиями инвестирования. Обязательства изложены в коллективном трудовом договоре: это ряд соглашений между работодателем и работником в одной отрасли. Министерство по социальным делам и вопросам занятости придает обязательную силу коллективному трудовому договору для всех компаний в отрасли.

 

Третий пенсионный уровень

Пенсионное обеспечение третьего уровня является добровольным, к данной категории относятся такие виды доходов, как ежегодная рента, страхование жизни и доход от участия в капитале. Сюда включены сбережения, как застрахованные, так и не застрахованные, с налоговыми льготами и ограничениями. Пенсионные пособия третьего уровня призваны восполнить существующие пробелы в пенсионном обеспечении. Причиной таких пробелов могут быть изменение места работы, проживание за границей или работа в качестве нештатного сотрудника. Пенсии индивидуальных предпринимателей и владельцев предприятий полностью подпадают под данную категорию. В схеме пенсионного обеспечения третьего уровня используются установленные размеры взносов. Перевод средств таких пенсионных фондов за границу практически невозможен.

 

Эффективность системы

Эффективность пенсионной системы может быть оценена по уровню участия (доля потенциальных участников пенсионного фонда) и по «уровню замены» (величина замещения дохода в виде пенсии).

Пенсионные фонды первого уровня преимущественно являются национальными и обязательными, благодаря чему уровень участия достигает практически 100%. Возможность участия в пенсионных фондах второго уровня имеют только лица, работающие в компаниях, которые связаны с таким фондом. В Нидерландах работодатели обязаны участвовать в пенсионных программах, поэтому степень участия здесь составляет более 90%.

Степень замещения, что, по существу представляет собой выбор на будущее, состоит из двух частей: желаемая степень замещения (в Нидерландах составляет 70% до уплаты налогов, что соответствует приблизительно 100% после уплаты налогов) и максимально возможная степень замещения, исходя из налоговых соображений (в Нидерландах составляет 100%). В обоих случаях учитываются меры в области налогообложения, заявления о максимальных ежегодных начислениях пенсии и максимальные суммы вычетов из пенсионных отчислений.

В соответствии с данными, предоставленными консалтинговой фирмой Mercer в 2011 году, пенсионная система в Нидерландах снова была признана лучшей в мире. Голландцы получают самую высокую в Европе пенсию.

В Нидерландах ожидаемый уровень пенсии часто составляет 70% от конечного уровня дохода перед выходом на пенсию. Однако более реалистичными являются значения 35-45% от конечного уровня заработной платы. Пенсия, которую люди рассчитывают получать, выше фактической.

 

Структура пенсионных фондов

История пенсионных фондов в Нидерландах начинается в конце 19 столетия. Первый голландский (корпоративный) пенсионный фонд был создан в 1881 году братьями Сторк (компания Stork). Оставалось дождаться появления отраслевых пенсионных фондов. Первый голландский пенсионный фонд, Cooperative Insurance Fund, был основан в 1917 году в городе Леуварден. Его участниками могли стать некоторые работники молочной промышленности.

Программой регулируется способ накопления пенсий (или структура пенсионного капитала) второго уровня. Программа должна находится в соответствии с обязательными к соблюдению требованиями Закона о пенсиях. Этот закон, принятый 1 января 2007 года, заменяет собой Закон о пенсионных накопительных фондах (PSW). Утверждается новый метод проверки платежеспособности пенсионных фондов правительством, Программа финансовой оценки (FTK).

В Нидерландах пенсионные накопления поступают в такие пенсионные учреждения, как пенсионные фонды, компании страхования пенсии (обычные страховые компании, оказывающие, помимо прочего, услуги, связанные с обеспечением пенсионных выплат) и Элитные пенсионные учреждения, отчисления в которые делают работники, работодатели или работники и работодатели совместно. В большинстве случаев работник платит одну треть взноса, а работодатель – две трети, однако это соотношение у разных фондов, страховых компаний и работодателей может различаться. В определенный момент из пенсионных накоплений формируется так называемый пенсионный капитал, из которого в конечном итоге выплачивается пенсия. В период накопления данный капитал называется пенсионным резервов. Пенсия освобождена от налогов, в том смысле, что накопленный капитал не облагается налогами. Однако сами пенсионные пособия подлежат налогообложению.

В соответствии с Законом о пенсиях, запрещаются все действия, которые могут привести к потере пенсий. Законом предусмотрено только ограниченное число ситуаций, при которых пенсионные резервы передаются другому пенсионному учреждению (пенсионному фонду или страховой компании); к таким ситуациям, помимо прочего, относятся изменение места работы, достижение пенсионного возраста или изменение пенсионной схемы. Таким способом во многих случаях можно предотвратить потерю пенсии.

Приблизительно с 2010 года в Европейском союзе постепенно и, в основном, косвенным путем ужесточается контроль соблюдения законов о пенсиях, принятых в Нидерландах. В частности, предложения об установлении требований к уровню покрытия как для пенсионных фондов, так и для страховых компаний могут иметь неблагоприятные последствия для голландских пенсионных фондов. Кроме того, существует вероятность введения налога на финансовые операции, о чем особенно часто говорят в социально-демократических кругах, что приведет к повышению затрат на пенсии в Нидерландах. Основным следствием европейского долгового кризиса является резкое падение доходности Евро. Это связано с сокращением ставки Европейского центрального банка  по политическим причинам. Все это указывает на значительное уменьшение размера пенсий в ближайшие годы. Наконец, кажется, что глубокая и ускоренная интеграция законодательства о пенсиях на европейском уровне – это вопрос времени. Можно с большой долей уверенности утверждать, что это не приведет к экономическим потерям для пенсионных фондов в Нидерландах. Однако обеспокоенность этими проблемами привела к значительному снижению доверия к пенсионной системе Нидерландов за последнее десятилетие.

 




другие материалы №1(13) январь-март 2013 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Тема этого номера – «К пенсии готовимся смолоду». Хочу обозначить несколько основных причин, обуславливающих необходимость ранней подготовки к старости: Читать

«МММ» сегодня или обеспеченная старость завтра?

На встрече с активом «Единой России» премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев озвучил мнение о том, что государство не должно отвечать за людей, которые вкладывают в финансовые пирамиды, в частности «МММ». Трудно не согласиться с тем, что государство не должно отвечать за то, что 30 миллионов граждан отдали свои деньги в пирамиду с вполне ожидаемым результатом, а не отложили их, например, себе на пенсию. Читать

Филяшин Владимир Михайлович Региональный управляющий, Департамент финансовых рынковОАО АКБ "Пробизнесбанк"

Подушка безопасности

На практике в России на сегодняшний день можно выделить всего лишь два способа создания финансовой подушки безопасности на долгосрочной основе: самостоятельное формирование собственного капитала путем периодической покупки финансовых инструментов (по сути, долгосрочное накопление) и управление своими пенсионными накоплениями. Читать

Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»

Бодрость тела, молодость духа и позитивное отношение общества к старости - ключ к здоровью и долголетию пожилых людей

Сейчас много говорят о пенсиях, об уровне жизни пожилых людей. Тема популярная, и еще более популярной она становится в преддверии всевозможных выборов. Может быть так происходит оттого, что уровень жизни стариков – это, фактически, один из ключевых показателей уровня развития общества, определяющий и финансовый фундамент страны, и параметры гуманности, человечности, долга, чести… Читать

Люблин Юрий Зиновьевич Первый заместитель Министра труда и социального развития

Новая пенсионная реформа

С 1 января 2002 г. вступили в силу законы по пенсионной реформе, принятые в декабре 2001 г. Эти законы были подготовлены в соответствии с Программой пенсионной реформы в Российской Федерации, одобрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе и внесены Президентом Российской Федерации в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы. Читать

Обращение к читателям

В мае 1998 года был принят федеральный закон №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». 15 лет НПФ находятся в правовом поле. Читать

Есть у реформации начало. Нет у реформации конца

12 февраля 2013 года редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» провела брифинг: «Вариации на тему реформации». Читать

Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

Хмелевская Светлана Анатольевна профессор кафедры философииестественных факультетовМГУим. М.В. Ломоносова

Сбалансированная пенсионная система: критический анализ предлагаемых решений

Понятен интерес исследователей к разработке подходов реформирования российской пенсионной системы. Нельзя не согласиться и с тем, что проблема ее сбалансированности является одной из центральных. Читать

Концепция «Сбалансированная пенсионная система»

Целью данной работы является попытка построения структуры сбалансированной ПС на базе высказанных критических замечаний и предложений. Читать

Вариации на тему реформации

Журнал «Пенсионное обозрение» совместно с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов приглашает принять участие в брифинге, посвященном вопросу сбалансированности пенсионной системы России. Читать

Более 3000 клиентов НПФ ВТБ Пенсионный фонд получили выплаты за счет средств пенсионных накоплений в 2012 году

За второе полугодие 2012 года НПФ ВТБ Пенсионный фонд произвел выплаты за счет средств пенсионных накоплений 3117 застрахованным лицам – клиентам Фонда, достигшим пенсионных оснований (пенсионного возраста и страхового стажа не менее 5 лет). Читать

НПФ ВТБ Пенсионный фонд заключил миллионный договор об обязательном пенсионном страховании

Общее количество договоров об обязательном пенсионном страховании (ОПС), заключенных россиянами с НПФ ВТБ Пенсионный фонд, достигло 1 000 000. Читать

По результатам 2012 года пенсионные накопления клиентов НПФ ВТБ Пенсионный фонд увеличились на 8,68%

НПФ ВТБ Пенсионный фонд объявил показатели доходности пенсионных активов по результатам инвестиционной деятельности Фонда в 2012 году. Читать

НПФ ВТБ Пенсионный фонд и компания SGI подписали соглашение о сотрудничестве на 2013 год

«Партнерство НПФ ВТБ Пенсионный фонд с компанией SGI доказало свою эффективность в 2012 году, позволив увеличить количество заключенных договоров на пенсионные услуги Фонда. Читать

Вариации на тему реформации

Журнал «Пенсионное обозрение» совместно с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов приглашает принять участие в брифинге, посвященном вопросу сбалансированности пенсионной системы России. Читать

Наши партнеры