Люблин Юрий Зиновьевич Первый заместитель Министра труда и социального развития

Новая пенсионная реформа

С 1 января 2002 г. вступили в силу законы по пенсионной реформе, принятые в декабре 2001 г. Эти законы были подготовлены в соответствии с Программой пенсионной реформы в Российской Федерации, одобрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе и внесены Президентом Российской Федерации в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы.

Центральным является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующий условия и нормы предоставления трудовых пенсий. В связи с его введением в действие утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственно пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует условия и нормы предоставления за счет бюджетных средств социальных пенсий, пенсий «чернобыльцам», военнослужащим срочной службы, а также кодифицирует нормы пенсионного обеспечения «кадровых» военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определяет права и обязанности страхователей, застрахованных лиц и страховщиков, порядок уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и их ставки в зависимости от возраста застрахованного лица и вида деятельности.

Завершает пакет законов по пенсионной реформе, принятых в 2001 г., Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. №198-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». В соответствии с ним устанавливаются налоговые вычеты из сумм единого социального налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, уточняется  налоговая база единого социального налога, и исключаются платежи в государственные внебюджетные фонды из сумм единого налога на вмененный доход.

В 2002 г. предусматривается принять законопроекты «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (принят Государственной Думой в первом чтении 21 декабря 2001 г.), а также «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», который будет регулировать предоставление обязательных профессиональных пенсий по условиям труда.

 

Структура новой пенсионной системы

В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации – совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий – состоит из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение – предоставляет за счет сумм единого социального налога базовую часть трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из Федерального бюджета – социальные пенсии нетрудоспособным гражданам и государственные пенсии военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц.

Обязательное пенсионное страхование – за счет обязательных страховых взносов предоставляет страховую и накопительную части трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховую часть пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставляет пенсии за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Добровольное пенсионное страхование и обеспечение регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в части личного страхования имущественных интересов, связанных с пенсионным обеспечением страхователя) и другими нормативными правовыми актами.

 

Новая формула трудовой пенсии

Введение новой формулы расчета трудовой пенсии предусматривает три составляющие:

  • базовую – фиксированную часть, устанавливаемую в твердой сумме;
  • страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой за него страховых платежей в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;
  • накопительную часть, выплачиваемую в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

 

Виды трудовых пенсий:

  • трудовая пенсия по старости – мужчинам по достижении 60 лет, женщинам – по достижении 55 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет;
  • трудовая пенсия по инвалидности – в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, независимо от причины инвалидности, при наличии хотя бы одного дня страхового стажа.

До 2004 г. к III,II или I степени ограничения способности к трудовой деятельности приравниваются I,II или III группы инвалидности соответственно;

  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца – нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении.

Пенсия за выслугу лет не предусматривается в качестве вида страхового обеспечения в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации». Поэтому в законе о трудовых пенсиях такой вид пенсии отсутствует. При этом предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для категорий застрахованных лиц, ранее имевших право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста.

Впредь пенсию за выслугу лет государство будет предоставлять только за военную или государственную службу по законодательству о государственном пенсионном обеспечении, за счет бюджетных средств.

Работникам, которые на 1 января 2003 г. или на момент назначения пенсии в 2002 г. имеют не менее половины требуемого специального трудового стажа, дающего право на назначение пенсии досрочно, предусмотрено сохранить это право, предоставив возможность выработать требуемый специальный стаж полностью. Лицам, проработавшим менее половины требуемого специального трудового стажа, а также принятым для выполнения работ с неблагоприятными условиями труда после 1 января 2003 г., устанавливаются профессиональные пенсии в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации».

Для граждан, работающих на Крайнем Севере, а также «бюджетников» (учителей, врачей, сценических работников, пожарных, спасателей, лиц, занятых на работах с осужденными) право на досрочное назначение трудовой пенсии сохраняется безотносительно к имеющемуся на момент начала реформы специальному трудовому стажу.

 

Размер трудовой пенсии

Размер трудовой пенсии (П) определяется суммированием ее базовой, страховой и накопительной частей по формуле:

 

П = БЧ + СЧ + НЧ, где: 

 

БЧ – базовая часть трудовой пенсии;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии.

 

Базовая часть трудовой пенсии

Базовая часть трудовой пенсии определяется в фиксированном размере, который по состоянию на 1 января 2002 года составляет:

Размеры базовой части трудовой пенсии взаимосвязаны простыми соотношениями. В основных случаях назначения пенсии (по старости, по инвалидности II группы, круглым сиротам) этот размер по состоянию на 1 января 2002 г. составит 450 руб. («базовая величина»). Инвалидам I группы, лицам старше 80 лет размер базовой части трудовой пенсии составляет двукратную «базовую» величину (900 руб.). Инвалидам III группы и членам семьи умершего кормильца – половину «базовой величины» (225 руб.). На каждого иждивенца, но не более чем на трех в общей сложности, базовая часть увеличивается на треть «базовой величины» (на 150 руб.).

Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом инфляции (роста цен) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

 

Страховая часть трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

СЧ = ПК / Т, где:

 

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день назначения трудовой пенсии;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости на дату ее расчета.

Для определения страховой части трудовой пенсии по инвалидности формула несколько усложняется:

 

СЧ = ПК / (Т × К), где:

 

К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на момент назначения пенсии по инвалидности к 180 месяцам.

При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида до достижения 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.

В знаменателе формулы определения страховой части трудовой пенсии по инвалидности отношение К всегда не превышает 1, что увеличивает конечный результат.

Таким образом, для «молодых» инвалидов, которые не смогут сформировать расчетный пенсионный капитал в достаточном размере, предусмотрен более льготный, чем для пенсионеров по старости, порядок расчета страховой части трудовой пенсии. Размер страховой части будет преимущественно определяться размером заработка, с которого уплачивались взносы. Если имеющийся страховой стаж инвалида оказывается меньше его нормативной продолжительности для данного возраста, страховая часть будет несколько ниже, чем в случае, когда этот стаж равен или превышает нормативную продолжительность.

 

Вид пенсии и категория пенсионера

Без иждивенцев

При наличии иждивенцев

одного

двух

трех и более

По старости

Обычный

450 руб.

600 руб.

750 руб.

900 руб.

Престарелый (80 лет и более)

900 руб.

1 050 руб.

1 200 руб.

1 350 руб.

Инвалид I группы

900 руб.

1 050 руб.

1 200 руб.

1 350 руб.

По инвалидности

I группы

900 руб.

1 050 руб.

1 200 руб.

1 350 руб.

II группы

450 руб.

600 руб.

750 руб.

900 руб.

III группы

225 руб.

375 руб.

525 руб.

675 руб.

По случаю потери кормильца

Круглые сироты

450 руб. на каждого

Другие члены семьи

225 руб. на каждого

 

Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется исходя из размера страховой части пенсии по инвалидности, деленной на количество нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего кормильца (КН) по формуле:

СЧ = ПК / (Т × К) / КН.

 

В этом случае величина ПК – это расчетный пенсионный капитал умершего кормильца, К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа умершего кормильца, определяемой в зависимости от возраста в порядке, аналогичном для пенсий по инвалидности, к 180 месяцам.

Таким образом, страховая часть пенсии по случаю потери кормильца так же, как пенсии по инвалидности, определяется в более льготном порядке, чем для пенсий по старости.

Страховая часть трудовой пенсии будет индексироваться с учетом роста цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации. В течение года предполагается индексировать страховую часть трудовой пенсии в те же сроки и на тот же коэффициент индексации, которые установлены для базовой части трудовой пенсии.

По окончании года предусматривается определять рост доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, и с 1 апреля производить дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на разницу между индексом роста указанных доходов и суммарным коэффициентом годовой индексации.

 

Ожидаемый период выплаты пенсии

Ожидаемый период выплаты пенсии по старости установлен в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» продолжительностью 19 лет (228 месяцев). Однако это общая норма, а в переходный период до 2013 г. в целях расчета размера страховой части трудовой пенсии этот показатель будет применяться в уменьшенном размере. Это дает определенные льготы по исчислению пенсии из суммы расчетного пенсионного капитала тем, кто будет выходить на пенсию в ближайшие 5-10 лет.

Конкретная величина ожидаемого периода выплаты пенсии по старости приводится в таблице.

 

Величина ожидаемого периода выплаты пенсии по старости до 2013 г.

Сроки

Т, лет

Т, мес.

с 01.01.2002 г.

12

144

с 01.01.2003 г.

12,5

150

с 01.01.2004 г.

13

156

с 01.01.2005 г.

13,5

162

с 01.01.2006 г.

14

168

с 01.01.2007 г.

14,5

174

с 01.01.2008 г.

15

180

с 01.01.2009 г.

15,5

186

с 01.01.2010 г.

16

192

с 01.01.2011 г.

17

204

с 01.01.2012 г.

18

216

с 01.01.2013 г.

19

228

 

В новой системе имеется достаточно широкий выбор вариантов получения трудовой пенсии (ее частей), который позволяет «запрограммировать» увеличение размера трудовой пенсии. Имеется в виду сокращение ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, если начало ее выплаты откладывается по выбору пенсионера на срок от года до пяти лет.

Для лиц, которые имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до 2013 г. специального увеличения продолжительности ожидаемого периода выплаты пенсии по старости производиться не будет. Предусмотрена программа поэтапного введения учета досрочного периода выплат, начиная с 1 января 2013 г.

 

Конвертация пенсионных прав в пенсионный капитал

Для обеспечения равных возможностей для различных возрастных групп населения производится оценка приобретенных ими пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г., гарантированных действовавшим до этой даты пенсионным законодательством, путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

«Стартовый» пенсионный капитал (ПК) определяется «обратным счетом» - исходя из расчетного размера пенсии по старости (РП) при ее условном установлении 1 января 2002 г. всем застрахованным лицам по формуле:

 

ПК = (РП — БЧ) × Т, где:

 

БЧ – размер базовой части трудовой пенсии по старости на момент введения нового пенсионного законодательства (450 руб.);

Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (19 лет (228 месяцев) либо меньшая величина, установленная для исчисления страховой части трудовой пенсии на момент конвертации, в случае ее проведения в период до 2013 г. одновременно с назначением трудовой пенсии).

Расчетный размер пенсии для мужчин, имеющих по состоянию на 1 января 2002 г. общий трудовой стаж не менее 25 лет, для женщин – не менее 20 лет, определяется по формуле:

 

РП = СК × ЗР / ЗП × СЗП, где:

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 и 2001 гг. (у пенсионеров – заработок, из которого ранее исчислена пенсия) либо за 5 лет работы подряд;

ЗП – среднемесячная заработная плата в стране за тот же период;

СЗП – утвержденная Правительством Российской Федерации среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 года для исчисления и увеличения государственных пенсий, которая составляет 1671 руб.;

СК – стажевый коэффициент:

  • при полном общем трудовом стаже (мужчины – 25 лет, женщины – 20 лет) – 0, 55, повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого, но не более чем на 0, 2;
  • для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени (III группы), - 0,3.

При конвертации применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа и заработка, действовавший для назначения и перерасчета государственных трудовых пенсий.

Отношение заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране ЗР/ЗП учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживающих на Крайнем Севере или имеющих продолжительный стаж работы в этих районах, это отношение может учитываться в более высоком размере – до 1,9 в зависимости от районного коэффициента.

При неполном общем трудовом стаже по состоянию на 1 января 2002 г. расчетный пенсионный капитал определяется исходя из его полной величины (СК принимается равным 0,55 для всех застрахованных лиц, кроме инвалидов III группы), умноженной н отношение имеющегося стажа и требуемого.

Определенная в указанном выше порядке сумма «стартового» пенсионного капитала зачисляется на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица наряду с суммами страховых взносов, уплаченных и поступивших после 1 января 2002 г.

Таким образом, сумма расчетного пенсионного капитала, присваиваемая государством в лице Пенсионного фонда Российской Федерации каждому застрахованному лицу, представляет собой эквивалент уплаченных до 1 января 2002 г. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 1991-2001 гг., а также взносов на государственное социальное страхование до 1991 г.

Расчетный пенсионный капитал индексируется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии.

 

Накопительная часть трудовой пенсии

Накопительная часть трудовой пенсии назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста.  Исключение сделано только для отдельных категорий инвалидов.

Эта часть устанавливается бессрочно (пожизненно) и определяется по формуле:

 

НЧ = ПН / Т, где:

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии.

Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета накопительной части трудовой пенсии.

Этот период может и отличаться от периода, установленного для определения страховой части трудовой пенсии.

При назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца накопительная часть не предусматривается. Сумма пенсионных накоплений застрахованного лица будет единовременно выплачена членам семьи, находившимся на его иждивении, в их отсутствии – другим родственникам умершего застрахованного лица, а в случае отсутствия родственников – средства остаются в составе пенсионного резерва («наследуются» всеми другими застрахованными лицами).

Размер накопительной части трудовой пенсии подлежит индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений за год с 1 июля следующего года.

Начиная с 1 января 2004 г. застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Порядок такой передачи накоплений будет определяться отдельным федеральным законом. С учетом мнений, высказанных при принятии в первом чтении законопроекта об инвестировании пенсионных накоплений, в настоящее время готовятся поправки к его второму чтению. Предусматривается, в частности,  детально урегулировать в этом законе порядок передачи накоплений в негосударственный пенсионный фонд, обязанности и ответственность работодателей по уплате взносов в НПФ, выбранный работником, для финансирования его обязательной негосударственной накопительной пенсии, передачи пенсионных накоплений из одного НПФ  в другой и т.д.

 

Страховые взносы

С 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом «Об обязательно пенсионном страховании в Российской Федерации» введены тарифы взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Для работодателей этот тариф составляет 14 % суммы выплат работнику, не превышающей 100 тыс. руб. в расчете на год. Для больших сумм выплат применяется регрессия тарифа взносов, а с суммы выплат, превышающей 600 тыс. руб., взносы не уплачиваются. Максимальный размер взносов в расчете на год составляет 41 650 руб.

Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения 2 из 14 процентных пунктов тарифа страховых взносов предназначается для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для лиц 1967 года рождения и моложе на эти цели предусмотрено выделить 6 процентных пунктов тарифа, начиная с 2006 года (до этого: 3 пункта в 2002-2003 годах, 4 – в 2004 г., 5 – в 2005 г.).

Для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, крестьянских (фермерских) хозяйств тариф взносов для финансирования страховой части трудовой пенсии с выплат менее 100 тыс. руб. устанавливается в меньшем (на 3,7 процентных пункта) размере.

Впервые предусматривается добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Право уплаты взносов за себя предоставляется гражданам Российской Федерации, работающим за пределами ее территории. Также предусматривается предоставить возможность физическим лицам осуществлять уплату взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов. Взносы уплачиваются в виде фиксированных платежей, но не более 3 600 руб. в месяц (43 200 руб. в год).

 

Виды трудовых пенсий

Части трудовых пенсий

Базовая

Страховая

Накопительная

По старости

450 - 1 350 руб.

ПК / Т

ПН / Т

По инвалидности

225 - 1 350 руб.

ПК / (Т × К)

По случаю потери кормильца

225 – 450 руб.

ПК / (Т × К) / КН

 


***

Главное отличие обязательного пенсионного страхования от «дореформенной» системы предоставления государственных трудовых пенсий заключается в предельной конкретизации приобретенных гражданином пенсионных прав и обязательствами государства по их реализации.

По новым правилам государство (в лице Пенсионного фонда Российской Федерации) будет нести обязательства по возврату каждого уплаченного и учтенного на индивидуальном лицевом счете рубля. Государство впредь не сможет произвольно перераспределять эти средства, принимая решения по предоставлению пенсионных льгот отдельным категориям пенсионеров и застрахованных лиц.

Обязательства будут исполнены при выплате страховой части трудовой пенсии. Возврат уплаченных взносов (на принципах эквивалентности суммам страхового обеспечения) гарантируется всем принадлежащим Российской Федерации имуществом.

Гарантии минимального дохода нетрудоспособным лицам с учетом нестраховых оснований (количества нетрудоспособных иждивенцев, нуждаемости в постоянном уходе и иных жизненных обстоятельствах) будут осуществляться за счет средств федерального бюджета, образуемых из части сумм единого социального налога, в рамках предоставления базовой части трудовой пенсии.

 

Итак,  декабрь 2001 г. – принятие основных законов по пенсионной реформе:

  • «О трудовых пенсиях в РФ»;
  • «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Январь 2002 г. – старт реформы.

Июль 2002 г. – принятие закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

 




другие материалы №1(13) январь-март 2013 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Тема этого номера – «К пенсии готовимся смолоду». Хочу обозначить несколько основных причин, обуславливающих необходимость ранней подготовки к старости: Читать

«МММ» сегодня или обеспеченная старость завтра?

На встрече с активом «Единой России» премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев озвучил мнение о том, что государство не должно отвечать за людей, которые вкладывают в финансовые пирамиды, в частности «МММ». Трудно не согласиться с тем, что государство не должно отвечать за то, что 30 миллионов граждан отдали свои деньги в пирамиду с вполне ожидаемым результатом, а не отложили их, например, себе на пенсию. Читать

Филяшин Владимир Михайлович Региональный управляющий, Департамент финансовых рынковОАО АКБ "Пробизнесбанк"

Подушка безопасности

На практике в России на сегодняшний день можно выделить всего лишь два способа создания финансовой подушки безопасности на долгосрочной основе: самостоятельное формирование собственного капитала путем периодической покупки финансовых инструментов (по сути, долгосрочное накопление) и управление своими пенсионными накоплениями. Читать

Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»

Бодрость тела, молодость духа и позитивное отношение общества к старости - ключ к здоровью и долголетию пожилых людей

Сейчас много говорят о пенсиях, об уровне жизни пожилых людей. Тема популярная, и еще более популярной она становится в преддверии всевозможных выборов. Может быть так происходит оттого, что уровень жизни стариков – это, фактически, один из ключевых показателей уровня развития общества, определяющий и финансовый фундамент страны, и параметры гуманности, человечности, долга, чести… Читать

Lucas de Coninck Представитель партии "50+"

Пенсионная система Нидерландов

В Нидерландах действует трехуровневая пенсионная система. На долю первого уровня приходится приблизительно 50% от всего размера получаемых пенсионных выплат, на долю второго уровня – 45% и на долю третьего – около 5%. Читать

Обращение к читателям

В мае 1998 года был принят федеральный закон №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». 15 лет НПФ находятся в правовом поле. Читать

Есть у реформации начало. Нет у реформации конца

12 февраля 2013 года редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» провела брифинг: «Вариации на тему реформации». Читать

Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

Хмелевская Светлана Анатольевна профессор кафедры философииестественных факультетовМГУим. М.В. Ломоносова

Сбалансированная пенсионная система: критический анализ предлагаемых решений

Понятен интерес исследователей к разработке подходов реформирования российской пенсионной системы. Нельзя не согласиться и с тем, что проблема ее сбалансированности является одной из центральных. Читать

Концепция «Сбалансированная пенсионная система»

Целью данной работы является попытка построения структуры сбалансированной ПС на базе высказанных критических замечаний и предложений. Читать

Вариации на тему реформации

Журнал «Пенсионное обозрение» совместно с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов приглашает принять участие в брифинге, посвященном вопросу сбалансированности пенсионной системы России. Читать

Более 3000 клиентов НПФ ВТБ Пенсионный фонд получили выплаты за счет средств пенсионных накоплений в 2012 году

За второе полугодие 2012 года НПФ ВТБ Пенсионный фонд произвел выплаты за счет средств пенсионных накоплений 3117 застрахованным лицам – клиентам Фонда, достигшим пенсионных оснований (пенсионного возраста и страхового стажа не менее 5 лет). Читать

НПФ ВТБ Пенсионный фонд заключил миллионный договор об обязательном пенсионном страховании

Общее количество договоров об обязательном пенсионном страховании (ОПС), заключенных россиянами с НПФ ВТБ Пенсионный фонд, достигло 1 000 000. Читать

По результатам 2012 года пенсионные накопления клиентов НПФ ВТБ Пенсионный фонд увеличились на 8,68%

НПФ ВТБ Пенсионный фонд объявил показатели доходности пенсионных активов по результатам инвестиционной деятельности Фонда в 2012 году. Читать

НПФ ВТБ Пенсионный фонд и компания SGI подписали соглашение о сотрудничестве на 2013 год

«Партнерство НПФ ВТБ Пенсионный фонд с компанией SGI доказало свою эффективность в 2012 году, позволив увеличить количество заключенных договоров на пенсионные услуги Фонда. Читать

Вариации на тему реформации

Журнал «Пенсионное обозрение» совместно с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов приглашает принять участие в брифинге, посвященном вопросу сбалансированности пенсионной системы России. Читать

Наши партнеры