Налоговая нагрузка может задушить бизнес

О несбывшихся надеждах…


Пенсионная система страны – больное место нашей экономики. Пенсионная реформа 2002 года в полной мере не решила всех задач, которые на нее возлагались.

Основная идея реформы 2002 года – введение накопительного компонента, и уход, таким образом, от чисто солидарной пенсионной системы, которая столкнулась с проблемами в связи с демографическим кризисом. Но переход к накопительной пенсионной системе также не решает в краткосрочной и среднесрочной перспективе имеющихся проблем. В переходный период мы сталкиваемся с «двойным бременем» работающих граждан. Они должны обеспечивать не только выплаты текущим пенсионерам, но и накопление средств на собственные пенсионные выплаты в будущем.

Ситуация усугубилась тем, что население не проявило активности и самостоятельности в управлении пенсионными деньгами. Возможно, одна из причин - в правовом статусе накопительной части пенсии, в отношении которой, по задумке пенсионных реформаторов, человек сам должен был проявить активность. Доля «молчунов» по-прежнему остается огромной. И это несмотря на активность негосударственных пенсионных фондов, взявших на себя функции информирования населения о его правах в отношении управления своими пенсионными средствами. Однако «своей» накопительная часть может считаться весьма условно, так как фактически эти деньги имеют статус федеральной собственности. Населению предоставлено лишь право управлять этими средствами в целях защиты денег от инфляции посредством инвестиционного дохода. Активного желания управлять не своими деньгами у людей не возникло. Внешэкономбанк, содержащий в себе деньги «молчунов», за все время управления показывал доходность, которая, по сути, являлась аналогом  банковского вклада «до востребования» и которой не хватало даже на покрытие инфляции. К сожалению, российские граждане, уже продолжительный период времени живущие в условиях рынка, все еще не избавились от советской наивности и продолжают верить «в царя», в государство, в чудо, в самостоятельное решение проблем без их личного участия. В странах, соотносимых по уровню развития с нами, государственные пенсии ничем не выше, чем в России, остальное – результат собственных усилий пенсионеров, которым этого «остального» хватает, чтобы колесить по свету и жить достойно.

Верно говорят: пошел работать – думай о пенсии. Иначе в будущем будет тяжело. Если человек предпочитает безразлично относиться к данному вопросу или тратит все, что зарабатывает, он осознанно выбирает нищету в зрелые годы. Для того чтобы представить ситуацию более наглядно, достаточно взглянуть на сегодняшних пенсионеров; в ближайшие 10-20 лет принципиальных изменений не произойдет.

При этом проблема нарастает как снежный ком, население продолжает стареть. По прогнозам экспертов, число лиц старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста увеличится с 330 (сегодня) до 450 (в 2020 году)[1].

Если оставить расходы на выплату пенсий в процентах ВВП на уровне 2007 года и смириться со снижением коэффициента замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) до 10% к 2020 году (в 2007 году – 27 %)[2], то можно было бы ничего не менять и ждать социального взрыва.

Для поддержания коэффициента замещения на уровне 30% (рекомендуемый показатель – 40%, а в развитых странах он достигает 60-70 %) понадобится около 4% ВВП дополнительно к уровню 2007 года[3].

Необходимо было найти источники финансирования для того, чтобы закрыть «дыры» в сложившейся пенсионной системе. Бюджету стало тяжелее дотировать ПФР в условиях кризиса, а с учетом назревших повышений пенсий нагрузка приобрела несоразмерный характер.

Выход найден не был, но временное решение принято – увеличить налоги.

Об изменениях в налоговой системе 2010 года.

В результате Федеральными законами от 24.07.2009 № 212 ФЗ и 213 – ФЗ внесены изменения в пенсионную систему России.

Изменения в основном коснулись ставок.

До 2010 года ставки ЕСН для организаций, работающих на общей системе налогообложения, составляли: 20% - в Пенсионный фонд РФ (ПФР), 2,9 % - в Фонд социального страхования (ФСС), 3,1 % - в фонды обязательного медицинского страхования. Итого – 26% к сумме вознаграждений, начисленных в пользу работников.

С 2010 года ЕСН был заменен страховыми взносами.

Для компаний на общей системе налогообложения на 2010 год установлены те же ставки, что и в 2009 году. В зависимости от возраста сотрудника будет происходить распределение взносов в ПФР: у людей 1966 года рождения  и старше вся сумма взносов в ПФР (20%) идет на финансирование страховой части. Для тех, кто моложе, 14% - страховая часть, 6% - накопительная.

С 2011 года страховые взносы составят уже 34 % (26% - ПФР, 2,9% - ФСС России, 2,1% - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), 3% - территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Взносы в ПФР в размере 26% будут распределены следующим образом: для лиц 1966 г.р. и старше – все 26% идут в страховую часть, для лиц 1967 г.р. и моложе – 20% - в страховую часть и 6% - в накопительную.

Для ряда налогоплательщиков были предусмотрены льготы по выплате взносов, которые уже с 2015 года прекратят свое действие.

Тариф взносов в ФСС остался без изменений, а значит, дополнительных источников финансирования пособий по временной нетрудоспособности и уходу за ребенком не предвидится.

Работающие на «упрощенке» и плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в 2010 году уплачивают взносы исключительно в ПФР в размере 14 %, в дальнейшем никакие льготы для них не предусмотрены.

С 2011 года платить взносы по совокупной ставке 34% будут организации не только на общем режиме налогообложения, но и те, кто применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Нас ждет несоразмерный (в 2,5 раза) рост нагрузки на оплату труда в малом и среднем бизнесе.

Индивидуальные предприниматели будут уплачивать взносы в ПФР и ФОМС исходя из стоимости страхового года (МРОТ * тариф в соответствующий фонд * 12). Таким образом, они должны будут заплатить в соответствии с новым законодательством (ч.4. ст. 57 Федерального закона № 212 ФЗ): в ПФР – МРОТ * 20% * 12; в ФФОМС – МРОТ * 1,1% * 12; в ТФОМС – МРОТ * 2% * 12.

По новому законодательству выплаты облагаются страховыми взносами вне зависимости от их источника (даже если они производились за счет прибыли). Компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск в случае увольнения также теперь облагаются страховыми взносами. Таким образом, налицо серьезное ужесточение налогового режима.

Увеличение налоговой нагрузки, которое особенно остро ощутят «упрощенцы», может привести к снижению социальной защищенности работников. Рост налогов вкупе с последствиями кризисных явлений в экономике может вынудить бизнес снова уходить в тень (платить зарплату в конвертах).

Стоит вспомнить, что в период снижения налогового бремени «выход из тени» проходил тяжело. В 2001 году был введен ЕСН (35,6%) вместо страховых взносов в три фонда (38%). В 2005 году ставка ЕСН была снижена до 26 %. Обе меры не дали ожидаемого результата. Добропорядочные налогоплательщики в свое время были отвоеваны в муках, поэтому вдвойне обидно будет их потерять.

«Уход в тень» может привести к снижению официального уровня занятости и падению уровня конкурентоспособности российской экономики.

В худшем случае из-за повышения налогов трудиться станет просто невыгодно.

Показатель налоговой нагрузки на ФОТ у нас один из самых высоких. За проблемы государства снова придется заплатить бизнесу.

Даже если оценка потерь от уклонения от уплаты налогов составит 1,5-2% ВВП, это уже ухудшит запланированный эффект пополнения бюджета за счет роста налоговой нагрузки.

Существенным новшеством стало также введение двухступенчатой шкалы выплат как основы для начисления страховых взносов: до 415 тыс. руб. – 34 %, свыше 415 тыс. руб. – 0%. 415 тыс. руб. – это величина, исчисляемая нарастающим итогом с начала года, установленная на 2010 год. Она была рассчитана как 135 % от средней зарплаты в стране. В последующие годы она будет, соответственно, индексироваться. С сумм доходов, превышающих этот лимит, до конца года больше платить не нужно.

То есть высокооплачиваемые работники не могут претендовать на более высокий размер пенсий, их уравняли с остальными. Предполагается, что люди с годовым доходом свыше 415 тыс. рублей в состоянии не обременять работодателя заботой о нем, они имеют возможность пополнять федеральную пенсионную копилку из собственных средств с участием государства, а при желании последнего, и работодателя (государственная программа «1000 на 1000»). К услугам данной категории населения также негосударственные пенсионные фонды с широкими линейками программ дополнительного пенсионного обеспечения.

Двухуровневая шкала создает соблазны для работодателя «заводить всю зарплату на себя», а потом расплачиваться конвертами со своими сотрудниками.

Сильнее всего от введения двухуровневой системы пострадают отрасли экономики с относительно невысоким уровнем оплаты труда (образование, здравоохранение, наука, легкая промышленность). Традиционно «богатые» отрасли получат возможность экономии уже в начале второго полугодия или раньше.

Нагрузка (в процентном отношении к общему ФОТ) на организации с низкими зарплатами будет выше, чем на организации, имеющие достаточно высокий уровень оплаты труда своих сотрудников.

Таким образом, выплата пенсии будет фактически финансироваться за счет обложения заработной платы низкооплачиваемых слоев населения.

Выход из сложной ситуации, в которой находится в данный момент пенсионная система страны, еще предстоит найти. В то же время гражданам стоит уже сейчас пользоваться возможностями накопления средств на будущую пенсию, имеющими место в рамках существующей пенсионной системы: управлением накопительной частью пенсии, участие в программе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, накопление в системе негосударственного пенсионного обеспечения посредством негосударственных пенсионных фондов.

Итак, может ли налоговая нагрузка задушить бизнес? На мой взгляд, с большей вероятностью, если не произойдет ее снижения за счет других налогов. Очевидно, бизнес будет сопротивляться и не захочет сдаться без боя. Работодатели будут искать разные способы компенсации возросшего налогообложения, что повлечет за собой либо снижение зарплат, либо возрождение серых схем их выплат.


[2] Данные: Прогноз ПФР,  Источник: КоммерсантЪ, http://npf.investfunds.ru/news/6280




другие материалы №1 (1) январь-март 2010 г.

Фультц Элейн Международная ассоциация социального обеспечения

Обеспечение адекватных пенсионных доходов

По всей Европе пенсии поглощают основную часть ресурсов, отведенных на социальное обеспечение, и для большинства граждан, являются самыми длительными периодами получения помощи. В этом качестве пенсии занимают центральное место в системах социального обеспечения. Читать

Кокорев Ростислав Александрович Председатель Совета НАПФ

Накопительные пенсии: как придать новый импульс?

Хотя оба компонента накопительной пенсионной системы, и добровольный (негосударственное пенсионное обеспечение), и обязательный (накопительная часть трудовой пенсии), в России вроде бы прочно «встали на ноги», тем не менее в последнее время усилилась полемика по поводу будущности этой системы. Читать

Прокопенко Александр Александрович Начальник Управления по работе с клиентами, Начальник Управления по работе с филиальной сетью НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ"

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Структура пенсионной системы России

В продолжающейся дискуссии о судьбе пенсионной системы России наметилось определенное согласие: уже практически никто (за исключением маргинальных приверженцев исключительно распределительной системы) не подвергает сомнению необходимость наличия обоих ее компонентов – распределительного и накопительного. Читать

Берг Анатолий Анатольевич Президент НПФ "Профессиональный независимый пенсионный фонд"

Специфика рисков, стимулы развития и гарантии накопительного пенсионного страхования

Фундаментом успешного развития национальной пенсионной системы, по единодушному мнению специалистов, является поступательное развитие экономики страны. Читать

Наши партнеры