Как сделать пенсионную систему привлекательной для граждан

Отец чилийской пенсионной реформы Хосе Пиньера в интервью одной из московских радиостанций в 2004 году сказал: «Я прочел о ней (российской реформе – И.З.) все, что можно было прочесть. Сообщаю, я ничего не понял».

Пенсионному гуру из Чили повезло, ему, в отличие от нас, не довелось знакомиться с последующим букетом корректировок реформы образца 2002 года, как то:

- изменение конструкции трудовой пенсии;

- исключение из реформы граждан 1953 – 1966 годов рождения;

- чехарда с тарифами;

- ограничение круга застрахованных лиц;

- отмена ЕСН и ввод страховых взносов;

- стажевое регулирование;

- разграничение по группам работников (вышедших на пенсию до 1991 года, до 2002 года, в переходный период);

- передача ПФР функций по сбору и контролю за взносами и др.

Столь значительные изменения, имевшие место на коротком временном промежутке, свидетельствуют о непродуманности и несовершенстве исходной концепции реформы. Реформы масштабной, затрагивающей интересы практически каждого россиянина.

Отмеченные корректировки переусложнили и так непростую пенсионную систему. По моему глубокому убеждению, ее  способны понять только специалисты в области пенсионного обеспечения и страхования. Что же касается неспециалистов, то восприятие ими существующей системы чрезвычайно затруднено. Для подтверждения этого рассмотрим, к примеру, возможность вступления гражданина в программу государственного софинансирования пенсии.  Ему требуется изыскать личные финансовые средства и подать «заявление о добровольном (здесь и далее подчеркнуто мной -  И.З.) вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 29 ФЗ «Об Обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»».

Когда он (неспециалист) переведет дух, то сможет (если пожелает) «подать заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), либо  заявление о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд при условии заключения с НПФ договора об обязательном пенсионном страховании».

Для полного вхождения неспециалистов в ступор по поводу «стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан» процитирую российского пенсионного гуру    А. Починка: « … если человек имеет образование в объеме начальной школы и у него есть калькулятор, то легко подсчитать, что если разместить 1000 рублей на банковском депозите, то можно получить в разы больше, чем в рамках софинансирования». А ведь софинансирование всего-навсего элементик системы.

Сам собой напрашивается вопрос: «А можно ли этот элементик упростить и сделать программу софинансирования привлекательной для населения?» Отвечаю: «Элементарно». В сознании россиян вот уже восемнадцать лет понятия «добровольное вступление», «дополнительный взнос» и «дополнительная пенсия» ассоциируются исключительно с НПФ. Зачем манипулировать сознанием жителей страны?! Что касается привлекательности, необходимо: правоотношения закрепить договором, предусмотреть гарантии и возможность изъятия личных средств, наконец, государственное софинансирование дополнить софинансированием работодателя. При этом, привлекательной для работодателя должна быть не какая-то одна, а обе программы (государственного софинансирования и корпоративная). Напоследок, вниманию работодателей: на один доллар инвестиций в человеческий капитал в России по данным аудиторской компании PricewaterhouseCoopers прибыль составляет 2,3 доллара, западноевропейский показатель – 1,16 доллара …

Резюме: сложная пенсионная система при постоянной корректировке в краткосрочных интересах приводит к тому, что становится непонятной населению и неработоспособной.

Любое усовершенствование существующей пенсионной системы страны должно ставить своей целью ее упрощение.

Жизнеспособной может быть только такая система, которая понятна и осознана пенсионерами, а также работниками и работодателями для принятия ими адекватных действий.

 




другие материалы №1 (1) январь-март 2010 г.

Фультц Элейн Международная ассоциация социального обеспечения

Обеспечение адекватных пенсионных доходов

По всей Европе пенсии поглощают основную часть ресурсов, отведенных на социальное обеспечение, и для большинства граждан, являются самыми длительными периодами получения помощи. В этом качестве пенсии занимают центральное место в системах социального обеспечения. Читать

Кокорев Ростислав Александрович Председатель Совета НАПФ

Накопительные пенсии: как придать новый импульс?

Хотя оба компонента накопительной пенсионной системы, и добровольный (негосударственное пенсионное обеспечение), и обязательный (накопительная часть трудовой пенсии), в России вроде бы прочно «встали на ноги», тем не менее в последнее время усилилась полемика по поводу будущности этой системы. Читать

Прокопенко Александр Александрович Начальник Управления по работе с клиентами, Начальник Управления по работе с филиальной сетью НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ"

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Структура пенсионной системы России

В продолжающейся дискуссии о судьбе пенсионной системы России наметилось определенное согласие: уже практически никто (за исключением маргинальных приверженцев исключительно распределительной системы) не подвергает сомнению необходимость наличия обоих ее компонентов – распределительного и накопительного. Читать

Берг Анатолий Анатольевич Президент НПФ "Профессиональный независимый пенсионный фонд"

Специфика рисков, стимулы развития и гарантии накопительного пенсионного страхования

Фундаментом успешного развития национальной пенсионной системы, по единодушному мнению специалистов, является поступательное развитие экономики страны. Читать

Наши партнеры