Как сделать пенсионную систему привлекательной для граждан
Отец чилийской пенсионной реформы Хосе Пиньера в интервью одной из московских радиостанций в 2004 году сказал: «Я прочел о ней (российской реформе – И.З.) все, что можно было прочесть. Сообщаю, я ничего не понял».
Пенсионному гуру из Чили повезло, ему, в отличие от нас, не довелось знакомиться с последующим букетом корректировок реформы образца 2002 года, как то:
- изменение конструкции трудовой пенсии;
- исключение из реформы граждан 1953 – 1966 годов рождения;
- чехарда с тарифами;
- ограничение круга застрахованных лиц;
- отмена ЕСН и ввод страховых взносов;
- стажевое регулирование;
- разграничение по группам работников (вышедших на пенсию до 1991 года, до 2002 года, в переходный период);
- передача ПФР функций по сбору и контролю за взносами и др.
Столь значительные изменения, имевшие место на коротком временном промежутке, свидетельствуют о непродуманности и несовершенстве исходной концепции реформы. Реформы масштабной, затрагивающей интересы практически каждого россиянина.
Отмеченные корректировки переусложнили и так непростую пенсионную систему. По моему глубокому убеждению, ее способны понять только специалисты в области пенсионного обеспечения и страхования. Что же касается неспециалистов, то восприятие ими существующей системы чрезвычайно затруднено. Для подтверждения этого рассмотрим, к примеру, возможность вступления гражданина в программу государственного софинансирования пенсии. Ему требуется изыскать личные финансовые средства и подать «заявление о добровольном (здесь и далее подчеркнуто мной - И.З.) вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 29 ФЗ «Об Обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»».
Когда он (неспециалист) переведет дух, то сможет (если пожелает) «подать заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), либо заявление о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд при условии заключения с НПФ договора об обязательном пенсионном страховании».
Для полного вхождения неспециалистов в ступор по поводу «стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан» процитирую российского пенсионного гуру А. Починка: « … если человек имеет образование в объеме начальной школы и у него есть калькулятор, то легко подсчитать, что если разместить 1000 рублей на банковском депозите, то можно получить в разы больше, чем в рамках софинансирования». А ведь софинансирование всего-навсего элементик системы.
Сам собой напрашивается вопрос: «А можно ли этот элементик упростить и сделать программу софинансирования привлекательной для населения?» Отвечаю: «Элементарно». В сознании россиян вот уже восемнадцать лет понятия «добровольное вступление», «дополнительный взнос» и «дополнительная пенсия» ассоциируются исключительно с НПФ. Зачем манипулировать сознанием жителей страны?! Что касается привлекательности, необходимо: правоотношения закрепить договором, предусмотреть гарантии и возможность изъятия личных средств, наконец, государственное софинансирование дополнить софинансированием работодателя. При этом, привлекательной для работодателя должна быть не какая-то одна, а обе программы (государственного софинансирования и корпоративная). Напоследок, вниманию работодателей: на один доллар инвестиций в человеческий капитал в России по данным аудиторской компании PricewaterhouseCoopers прибыль составляет 2,3 доллара, западноевропейский показатель – 1,16 доллара …
Резюме: сложная пенсионная система при постоянной корректировке в краткосрочных интересах приводит к тому, что становится непонятной населению и неработоспособной.
Любое усовершенствование существующей пенсионной системы страны должно ставить своей целью ее упрощение.
Жизнеспособной может быть только такая система, которая понятна и осознана пенсионерами, а также работниками и работодателями для принятия ими адекватных действий.
Обеспечение адекватных пенсионных доходов
По всей Европе пенсии поглощают основную часть ресурсов, отведенных на социальное обеспечение, и для большинства граждан, являются самыми длительными периодами получения помощи. В этом качестве пенсии занимают центральное место в системах социального обеспечения. Читать
Накопительные пенсии: как придать новый импульс?
Хотя оба компонента накопительной пенсионной системы, и добровольный (негосударственное пенсионное обеспечение), и обязательный (накопительная часть трудовой пенсии), в России вроде бы прочно «встали на ноги», тем не менее в последнее время усилилась полемика по поводу будущности этой системы. Читать
Место накопительного элемента в пенсионной системе России
Статья представляет консолидированное мнение членов комитета НП «НАПФ» по НПО и ОПС. Читать
Структура пенсионной системы России
В продолжающейся дискуссии о судьбе пенсионной системы России наметилось определенное согласие: уже практически никто (за исключением маргинальных приверженцев исключительно распределительной системы) не подвергает сомнению необходимость наличия обоих ее компонентов – распределительного и накопительного. Читать
Специфика рисков, стимулы развития и гарантии накопительного пенсионного страхования
Фундаментом успешного развития национальной пенсионной системы, по единодушному мнению специалистов, является поступательное развитие экономики страны. Читать
Налоговая нагрузка может задушить бизнес
О несбывшихся надеждах… Читать