Интеграция НПФ с экосистемами в России
Цифровизация экономики не стоит на месте, бросая организациям, в том числе финансовым, новые вызовы в борьбе за клиентов. Важным трендом в этой конкурентной гонке является построение экосистем, которые в будущем вполне могут стать доминирующими и на рынке негосударственных пенсионных фондов.
Согласно аналитической оценке экспертов компании McKinsey, уже к 2025 году на экосистемы может прийтись около 30% от глобального ВВП (около 60% всех непроизводственных доходов компаний в мире (источник: Digital/McKinsey: Insights, January 2018)).
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭКОСИСТЕМЫ
У понятия «экосистема» существует достаточно много определений. Но для финансовой отрасли - это, главным образом, площадка товаров и услуг (marketplace), на которой предлагаются различные интегрированные продукты и сервисы, покрывающие максимально широкий спектр потребностей клиентов одного профиля. Это может быть набор как собственных, так и партнерских услуг, объединенных вокруг одной компании.
Сегодня выстроить экосистемы стараются многие крупные компании, среди которых «Сбербанк», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group, МТС. В августе этого года, например, компания «Яндекс» подала заявки на регистрацию 17 товарных знаков в банковской, инвестиционной и страховой сферах, среди которых «ЯБанк», «ЯКредит», «ЯБрокер», «ЯВклад», «ЯСейф» и «ЯКэш». При этом формируя экосистему, такие компании зачастую сотрудничают с другими компаниями. Примером подобного сотрудничества является программа лояльности акционеров Национального НПФ - ПАО «Татнефть» и Банка ЗЕНИТ, позволяющая ее участникам получать бонусы за любые покупки на АЗС «Татнефть», на которые затем можно приобрести топливо, товары или услуги.
Для негосударственных пенсионных фондов уже сейчас очевидны возможности и преимущества от интеграции с экосистемами, которые предстоит использовать.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕГРАЦИИ НПФ С МАРКЕТПЛЕЙСАМИ
Как и любая коммерческая организация, негосударственные пенсионные фонды стараются привлечь как можно больше новых клиентов и удержать существующих. Достижение этой цели требует улучшения качества сервисов, позволяющих быстро и комфортно решать потребности своей аудитории.
Маркетплейсы уже стали привычным повседневным форматом для представителей почти всех возрастов и социальных групп, поэтому интеграция НПФ с целевыми площадками позволит сделать взаимодействие клиентов с фондами более оперативным, современным и персонализированным. Все это, в совокупности с интеграцией с популярными сервисами, поможет повысить лояльность существующих клиентов и привлечь новых, в том числе среди пользователей от 18 до 30 лет.
Кроме того, одновременное взаимодействие с широким кругом партнеров позволит создавать комплексные продукты, охватывая, таким образом, еще большее количество заинтересованных лиц.
Нельзя не отметить и перспективы масштабирования деятельности пенсионных фондов, поскольку маркетплейсы позволяют расширять географию продаж без организации продающей сети и привлечения посредников в новых регионах.
ПЛАНЫ И ПРОЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО НПФ В ОТНОШЕНИИ ЭКОСИСТЕМ
Технологическое развитие текущих сервисов и внедрение новых – один из приоритетных векторов развития Национального НПФ. На текущий момент Фондом прорабатываются различные варианты участия в финансовых маркетплейсах, включая проект – маркетплейс Банка России, который позволит организовать систему дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов (услуг) и регистрацию финансовых сделок.
Выходя на эти площадки, Фонд имеет возможность получить доступ к целевой аудитории, которая заинтересована в долгосрочных инвестициях и может оценить свои выгоды от сотрудничества с негосударственными пенсионными фондами, в частности с Национальным НПФ. При этом одним из основных критериев выбора платформы для маркетплейсов является надежность и гарантия безопасности персональных данных клиентов.
Национальный НПФ готов активно адаптироваться к новым современным и технологичным площадкам и видит за ними перспективы для развития негосударственных пенсионных фондов.
Колонка главного редактора
16 сентября 1992 года указ Президента РФ за номером 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" положил начало созданию в стране НПФ. Непростыми были эти 28 лет для фондов. Экономические и финансовые кризисы, непрерывные пенсионные реформы, акционирование, слияние и поглощение, смены регулятора... Читать
Не стало В.Д.Роика
18 ноября не стало В.Д.Роика. Крупного ученого, доктора экономических наук, профессора. Корифея в области социального страхования, совершенствования пенсионной системы,социальной поддержки пожилых людей России с учетом тенденции к старению населения. Читать
Поздравление
Редколлегия журнала поздравляет генерального директора АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд и нашего постоянного автора Л.А. Горчаковскую с вхождением в ТОП-3 женщин - руководителей отрасли! Читать
Цифровизация в НПФ (мониторинг уровня развития дистанционных и онлайн-сервисов в НПФ)
На 1 июля 2020 года на рынке работают 43 негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ). Клиентами НПФ являются 37,3 млн человек, участвующих в ОПС, и 6,1 млн участников, формирующих свою будущую негосударственную пенсию в НПО. Несмотря на то, что существенного роста клиентской базы не происходит ни в одном из сегментов (ОПС/НПО), ежегодно растет нагрузка на клиентские службы в НПФ, что связано с ростом числа клиентов, выходящих на пенсию. Поэтому основной целью развития пенсионных технологий становится ориентация на сокращение издержек при сохранении высокого качества обслуживания, оперативности и удобства для клиента. Читать
На одном языке с клиентами
«Цифровизация, это процесс, подразумевающий непрерывное развитие. Мы много уже сделали, и многое планируем еще сделать. Предлагать востребованные сервисы, говорить с клиентами на одном языке и работать так, чтобы с нами было не только выгодно, но и комфортно – вот наши задачи в области развития цифровых технологий». О стратегии цифровизации рассказала Лариса Горчаковская, генеральный директор АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд. Читать
Пенсия онлайн: как кризис поможет обеспечить старость
Копить на пенсию нужно: менее половины россиян трудоспособного возраста сегодня рассчитывают на комфортную жизнь в старости благодаря только государственной поддержке. Накопления можно делать и самостоятельно, и в партнерстве с работодателем. Управление пенсионным капиталом, несмотря на распространенное мнение, — несложная задача. Пенсионные продукты давно пришли в онлайн, а пандемия коронавируса и необходимые законодательные изменения только ускорят процесс цифровизации управления накоплениями. Читать
Рэнкинг НПФ за I квартал 2020 г.
Редколлегия журнала традиционно благодарит за предоставленный материал М.М. Аранжереева, советника Исполнительного директора АО НПФ «Алмазная осень». Читать
Киберстраховка: как системы информационной безопасности защищают финансовую отрасль
Крупнейший спецдепозитарий России – ИНФИНИТУМ в начале 2020 года внедрил SIEM-систему для мониторинга киберугроз. Эксперт «СёрчИнформ», разработчика программ для информационной безопасности, рассказывает, как важно обеспечить не «бумажную», а реальную защиту, и анализирует опыт ИНФИНИТУМ. Читать
Об итогах Investfunds Forum XI
20 августа 2020 года в Москве состоялся Investfunds Forum XI, в рамках которого работала сессия «Пенсионная индустрия: ситуация на рынке». Журнал «Пенсионное обозрение» публикует некоторые Материалы данной конференции. Читать
Книжные новинки
В издательстве "Альпина нон-фикшн" вышла книга Б.Китинга "Гонка за Нобелем: История о космологии, амбициях и высшей научной награде". Читать
АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления": сервисы и технологии в эпоху пандемии
Умение вовремя реагировать на изменения зачастую является одним из важных преимуществ для бизнеса. Несмотря на свою масштабность, АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" обладает как раз этой необходимой гибкостью и смог оперативно провести корректировку всех внутренних систем и процессов в ответ на случившиеся внешние вызовы. Что было сделано за этот короткий период? Читать