Коровкин Андрей Заместитель Генерального директора ТКБ БНП Париба Инвестмент партнерс

Закрытые пенсионные фонды социально значимых активов – новый и перспективный инструмент для институциональных инвесторов

Одна из задач управляющей компании – анализ рынка с точки зрения создания новых продуктов, которые могут заинтересовать клиентов. Поэтому когда к нам обратились коллеги из КИТ Финанс Холдинговая компания, занимающиеся «Проектом 60+», мы решили вместе посмотреть на сегмент инвестиций в социальную инфраструктуру и на существующие возможности для инвесторов. 

Как международная компания ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс больше чем кто-либо погружена в глобальную индустрию инвестиций, поэтому мы не могли пропустить тенденцию создания фондов альтернативной недвижимости (alternative real estate). По опыту европейских коллег видно, что такие фонды, вкладывающиеся в медицинскую недвижимость, пансионаты для пожилых и другие подобные объекты, становятся все более популярными.

Если раньше альтернативный сегмент был на периферии, то в последние годы институциональные инвесторы рассматривают его как один из приоритетных вариантов, что обеспечивает работу управляющим компаниям по созданию соответствующих фондов. Причины интереса инвесторов очевидны. Макроэкономическая динамика в этом сегменте отличается от традиционного сектора недвижимости в лучшую сторону. Ключевым фактором здесь являются демографические тренды, обеспечивающие долгосрочный рост спроса на медицинские и социальные услуги. Безусловно, есть вопрос выбора правильных объектов, софинансирования государства и ликвидности альтернативной недвижимости, но внимание к данному сектору приковано. Еще одно подтверждение - действия европейского регулятора по введению категории фонов социального предпринимательства – EuSEF (см. врезку).

Мы прогнозируем, что Россия также пройдет аналогичный путь развития социальной инфраструктуры, предусматривающий развитие негосударственного сектора и рост спроса на социальные услуги. В этой связи нашей задачей было понять, какие инструменты смогут обеспечить российским институциональным инвесторам лучший вариант выхода на этот рынок. Имеющиеся варианты не отвечали требованиям НПФ, поэтому в качестве рабочей мы рассмотрели опцию создания  нового  типа фондов, ориентированного на сегмент социального обслуживания.

Наше предложение заключается в добавлении новой категории закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ) – «Фонд социально значимых инвестиций» для возможности секьюритизации проектов по созданию и обеспечению функционирования объектов социального обслуживания (пансионатов) для лиц пожилого возраста. И, конечно, необходимым дополнением к появлению категории является разрешение инвестирования средств пенсионных накоплений в инвестиционные паи ЗПИФ, относящиеся к категории фондов социально значимых инвестиций.

Почему мы решили, что именно этот вариант имеет право на существование? На сегодняшний день, с одной стороны, ощущается острая нехватка надежных, доходных инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений, а с другой – наблюдается крайне низкий уровень развития индустрии для лиц пожилого возраста и, в частности, объектов социального обслуживания (пансионатов), которые должны являться дополнительным к пенсионному видом социального обеспечения.

Одним из необходимых условий успешной массовой реализации проектов по созданию и обеспечению функционирования объектов социального обслуживания для лиц пожилого возраста является наличие прозрачного, рыночного, ликвидного, доходного и надежного финансового инструмента с контролируемым уровнем рисков, удовлетворяющего как требованиям к инвестированию средств пенсионных накоплений НПФ, как основных потенциальных инвесторов подобных проектов, так и требованиям основных участников реализации подобных проектов - девелоперов, операторов объектов социального обслуживания, организаций, оказывающих специализированные социальные услуги и так далее.

Условно проект по созданию объекта социального обслуживания лиц пожилого возраста состоит из двух этапов:

  • Строительство / реконструкция  и оборудование объекта недвижимости с учетом конструктивных особенностей, обусловленных спецификой оказания социальных услуг лицам пожилого возраста;
  • Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста на базе вышеуказанного объекта недвижимости.

Наиболее подходящим инструментом секьюритизации проектов в сфере недвижимости являются Закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ). Однако действующее законодательство в области ЗПИФ не учитывает ни особенности создания и функционирования объектов социального обслуживания для лиц пожилого возраста, ни особенности инвестиционной деятельности НПФ как основных потенциальных инвесторов подобных проектов.

Строительство или реконструкция объектов недвижимости в общем случае возможно в рамках ЗПИФ, относящегося к категории фондов недвижимости. Получение дохода от сдачи объекта недвижимости в аренду удобнее всего осуществлять в рамках ЗПИФ, относящегося к категории рентных фондов. Однако если рассматривать не чистую аренду объекта недвижимости, а всю операционную деятельность по управлению объектом недвижимости и по предоставлению на его базе специализированных социальных услуг, то такого рода продукт не может быть реализован в рамках ЗПИФ, так как действующим законодательством не предусмотрена ни возможность включения в состав ЗПИФ недвижимости акций/долей хозяйственных обществ, осуществляющих операционную деятельность в отношении объектов недвижимости или оказывающих специализированные социальные услуги, ни возможность заключения управляющей компанией такого ЗПИФ договоров со сторонними организациями, оказывающими специализированные социальные услуги, ни возможность включения в состав ЗПИФ недвижимости имущества и оборудования, неразрывно не связанного с объектом недвижимости, но необходимого для комплексного оказания вышеуказанных услуг (мебель, медицинское оборудование и т.п.).

Кроме того, действующим законодательством фактически не разрешено инвестирование средств пенсионных накоплений в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, в том числе и закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов недвижимости.

Поэтому помимо инвестирования средств пенсионных накоплений в паи ЗПИФ социально значимых инвестиций мы также предлагаем разрешить инвестирование средств пенсионных накоплений в паи ЗПИФ, относящихся к категории фондов недвижимости, при условии наличия заключенного УК/Д.У. ЗПИФ с муниципальным, региональным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта федерации соглашения о государственно-частном партнерстве (далее – ГЧП) относительно создания (строительства, реконструкции) объекта недвижимости, с которым связаны такие виды активов ЗПИФ, как имущественные права из договоров долевого участия в строительстве и имущественные права из договоров на строительство / реконструкцию объектов недвижимости. Кроме того необходимо также расширить возможности размещения в паи ЗПИФ недвижимости и социально значимых инвестиций средств пенсионных резервов НПФ.

Необходимые решения находятся в области модернизации законодательства. Для комплексного решения вышеуказанных проблем предлагается внести изменения в: действующее Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов (см. врезку); закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 N 379 "Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"; Положение Банка России от 25.12.2014 N 451-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительных требований, которые управляющие компании обязаны соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений», а также изменения в инвестиционную декларацию государственной управляющей компании и Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.02.2007 N 63.

Результат предлагаемых изменений должен обеспечить создание новых доходных, надежных инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ, реализацию за счет «длинных» средств пенсионных накоплений в рамках ГЧП проектов по строительству социально значимых объектов недвижимости и реализацию за счет «длинных» средств пенсионных накоплений социально значимых проектов по развитию объектов социального обслуживания (пансионатов) для лиц пожилого возраста.

Конечно, подготовленные нами предложения могут и должны обсуждаться с регулятором и профессиональным сообществом, и в итоге могут претерпеть существенные изменения. Мы готовы и приглашаем всех участников рынка, особенно пенсионные фонды, к диалогу. Но в одном мы уверены точно – такие фонды социальных активов нужны инвесторам, нужны бизнесу, нужны государству, нужны нам всем для того, чтобы повысить качество жизни в нашей стране.

 Врезка 1.                 

 Предлагаемые изменения в Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 28.12.2010 N 10-79/пз-н (далее – Положение о составе и структуре активов ПИФ),

В соответствии с данными изменениями вводится новая категория закрытых паевых инвестиционных фондов (условное наименование категории – «фонд социально значимых инвестиций»), предназначенная для реализации проектов по созданию и обеспечению функционирования объектов социального обслуживания (пансионатов) для лиц пожилого возраста:

  1. дополнить подпунктом 17 следующего содержания:

"17) фонд социально значимых инвестиций.".

  1. дополнить предложением следующего содержания: "Инвестиционные фонды, относящиеся к категории фондов социально значимых инвестиций, могут быть только закрытыми паевыми инвестиционными фондами.".
  2. главой XVIII следующего содержания:

 "XVIII. Требования к составу и структуре активов

закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся

к категории фондов социально значимых инвестиций 

18.1. В состав активов закрытого паевого инвестиционного фонда, относящегося к категории фондов социально значимых инвестиций, могут входить только: 

1)                 денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

2)                 Недвижимое имущество и право аренды недвижимого имущества;

3)                 Акции или доли российских хозяйственных обществ (за исключением акций акционерных инвестиционных фондов), осуществляющих операционную деятельность в отношении объектов недвижимости и оказывающих на их базе специализированные социальные услуги лицам пожилого возраста;

4)                 Долговые инструменты, в том числе выпущенные юридическими лицами, более 25 процентов размещенных акций (долей или прав участия в уставных капиталах) которых составляют активы фонда;

5)                 Простые векселя юридических лиц, более 25 процентов размещенных акций (долей или прав участия в уставных капиталах) которых составляют активы фонда;

6)                 Облигации юридических лиц, в отношении которых не зарегистрирован проспект, если более 25 процентов размещенных акций (долей или прав участия в уставных капиталах) которых составляют активы фонда.

18.2. Структура активов закрытого паевого инвестиционного фонда, относящегося к категории фондов социально значимых инвестиций, должна одновременно соответствовать следующим требованиям:

1)                 не менее двух третей рабочих дней в течение календарного года оценочная стоимость недвижимого имущества и прав на недвижимое имущество, предусмотренных подпунктом 2 пункта 18.1., должна составлять не менее 50 процентов стоимости чистых активов.

Требование настоящего пункта применяется по истечении одного года с даты завершения формирования закрытого паевого инвестиционного фонда или с даты вступления в силу изменений и дополнений в правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, предусматривающих, что паевой инвестиционный фонд  относится к категории фондов социально значимых инвестиций.

Требование настоящего пункта не применяется к структуре активов паевого инвестиционного фонда, относящегося к категории фондов социально значимых инвестиций, если до окончания срока договора доверительного управления таким фондом осталось менее 1 года;

2)                 денежные средства, находящиеся во вкладах в одной кредитной организации, могут составлять не более 25 процентов стоимости активов;

3)                 количество обыкновенных акций акционерного общества, не включенных в котировальные списки фондовых бирж, должно составлять более 25 процентов общего количества размещенных обыкновенных акций этого акционерного общества, по которым зарегистрированы отчеты об итогах выпуска (дополнительного выпуска);

4)                 доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью должна составлять более 25 процентов уставного капитала этого общества."

  1. Предлагаемые изменения в Перечень расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда, или имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, утвержденный Приказом ФСФР РФ от 28.02.2008 N 08-7/пз-н (далее – Перечень расходов).

Перечень расходов дополнить пунктом 36 следующего содержания:

 

"36) расходы, связанные с оплатой услуг по осуществлению операционной деятельность в отношении объектов недвижимости и оказанию на их базе специализированных социальных услуг лицам пожилого возраста, если паевые инвестиционные фонды относятся к категории фондов социально значимых инвестиций."

 

Врезка 2

Европейские фонды социального предпринимательства – European Social Entrepreneurship Funds (EuSEF)

 

В июле 2013 года ЕС утвердил Правило 346/2013, вводящее новый тип фондов-EuSEF. Регулирование фондов социального предпринимательства является частью большой инициативы по развитию социального бизнеса, целью которой является устойчивый рост Европы в период до 2020 года. Под социальным бизнесом в данном контексте понимается предпринимательская деятельность, которая в качестве своих основных целей в большей степени ставит достижение социального эффекта, чем получение прибыли.

Создание EuSEF должно обеспечить финансирование социальной инфраструктуры за счет содействия в привлечении средств фондами, специализирующимися на этом сегменте.  Регулирование помогает созданию данных фондов за счет двух инициатив – маркетингового паспорта таких фондов и создания эксклюзивного всеевропейского обозначения таких фондов в качестве социальных («EuSEF»).

EuSEF представляют собой паевые фонды (UCIs), которые вкладывают не менее 70% в квалифицированные инвестиции. Последние включают акции и соответствующие квази-инструменты, размещенные квалификационными компаниями (социальным бизнесом), секьюртизированные или несекьюритизированные долговые инструменты данных компаний, паи/акции EuSEF, обеспеченные или необеспеченные займы, предоставленные EuSEF квалифицированным компаниям.

Регулированием также установлены требования к социальному бизнесу, в который могут инвестировать данные фонды. Требования включают наличие цели достижения социального эффекта в уставных документах компании, преимущественное использование прибыли для достижения основной социальной задачи бизнеса, открытость и ответственность ведения бизнеса и др.

Инвесторами социальных фондов могут выступать профессиональные клиенты (в соответствии с MiFID) или инвесторы, вкладывающие не менее 100 тыс. евро и подписавшие декларацию о понимании рисков инвестиций.

 




другие материалы №2 (22) апрель - июнь 2015 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

В древности говорили: «каждый старик был юношей, но не каждый юноша станет стариком». К счастью, в настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, число лиц в возрасте 60 лет и старше достигло 590 млн., а к 2020 году будет насчитываться более миллиарда человек. В России 23% населения – люди пожилого и старческого возраста.  Читать

Архипов Игорь Витальевич Директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-методический геронтологический центр»Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Проблема качества жизни пожилых

Возрастные изменения – неизбежный процесс, ждет всех живущих и к этому необходимо относиться с пониманием и терпением. Следует помнить, что позитивная жизненная позиция человека, систематический умственный труд, физическая активность, а также  правильное питание способствуют замедлению темпов старения и активному долголетию.  Читать

Забота о пожилых людях должна сплотить общество

Сегодня наша страна переживает определенные сложности. Непростая обстановка в экономике и финансах особенно тяжело отражается на нетрудоспособных гражданах: детях и пожилых людях.  Читать

Симонова Альбина Валерьевна Директор по науке, председатель Ученого совета, профессор, д.м.н., академик АМТН, эксперт Минобрнауки РФ.

Целевая Программа «Увеличение продолжительности жизни населения России»

Сегодня в России, несмотря на успехи в области здравоохранения, сохраняется низкая продолжительность жизни: 123 место среди 230 стран. Читать

Курачева Наталья Владимировна Заместитель Исполнительного директора НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ"

Социальная инфраструктура для пожилых и средства НПФов – естественное сочетание

Почему НПФ «БЛАГОСТОЯНИЕ» занимается темой инвестиций в сегмент недвижимости и ухода за пожилыми? На наш взгляд, по своей природе НПФ должен быть заинтересован в комплексном решении вопросов финансирования качества жизни пожилых людей.  Читать

Бараусов Вадим Советник Генерального директора КИТ Финанс Холдинговая компания (ООО), Проект 60+

Финансовая грамотность и отношение к старости

Определение финансовой грамотности, данное ОЭСР, и, для сравнения, практика любого человека, работающего в российской финансовой сфере, и представляющего, что происходит с финансовой грамотностью в нашей стране, рисует печальную картину. Еще более печальной она становится, если думать о финансовом благополучии жителя России в старости.  Читать

Дадашова Эльмира Ведущий юрисконсульт КИТ Финанс Холдинговая компания (ООО)

Модернизация законодательства – ключ к инвестиционной привлекательности отрасли услуг для пожилых

Работу над любым инвестиционным проектом невозможно представить без правовой составляющей. Когда наша компания в 2012 году начала заниматься проектом, связанным с инвестициями в недвижимость для пожилых, стало очевидно, что юридическая часть является ключевой.  Читать

Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»

Оценка влияния снижения смертности реального поколения на величину пенсионных обязательств

Продолжительность жизни в ряде стран  устойчиво растет в течение последних 50–ти лет. Возникает вопрос, когда и на каком уровне этот рост может остановиться?  И как процессы снижения смертности (mortality improvement) влияют на рынки долгосрочного страхования, к которым в первую очередь относится рынок пенсионного страхования?  Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Рынок накопительного пенсионного страхования - состояние и перспективы

Представляем Вашему вниманию презентацию, подготовленную советником Президента НАПФ О.М. Колобаевым для IX ежегодной профессиональной конференции "Рынок доверительного управления и коллективных инвестиций. 2015". Читать

Архипов Игорь Витальевич Директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-методический геронтологический центр»Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Интервью с И.В. Архиповым

Представляем Вашему вниманию интервью с Игорем Витальевичем Архиповым, директором ФГБУ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр». Читать

Симонова Альбина Валерьевна Директор по науке, председатель Ученого совета, профессор, д.м.н., академик АМТН, эксперт Минобрнауки РФ.

Секреты управления возрастом

Дорогие читатели! Полку рубрик нашего журнала прибыло. Новую рубрику «Медицина и долголетие» любезно согласилась вести Симонова Альбина Валерьевна, директор по науке, председатель Ученого совета, профессор, д.м.н., академик АМТН, эксперт Минобрнауки  РФ. Читать

Анонс 3-й Всероссийской научно-практической конференции "Превентивная медицина 2015"

Минздрав Московской области, РМА Последипломного Образования, Медхолдинг "СМ-клиника" 19 мая проводят 3-ю Всероссийскую научно-практическую конференцию "Превентивная медицина 2015. Инновационные методы диагностики, лечения и реабилитации пациентов с социально значимыми заболеваниями". Читать

Наши партнеры