Пенсионное обозрение


Электронный журнал

Обзор изменений в пенсионных системах зарубежных стран

Архив » №2 (34) апрель-июнь 2018 г. » Это интересно
Евтихова Алина Владимировна

Неотъемлемой частью любого социального государства является пенсионная система, необходимая для реализации материального благополучия нетрудоспособных граждан. Перед Россией стоит задача развития такой пенсионной системы, которая смогла бы достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни граждан, одновременно не оказывая сдерживающего воздействия на развитие экономики.

Данная задача обуславливает перманентные изменения, происходящие в отечественном пенсионном законодательстве. Вместе с тем, такие изменения происходят не только в России. Большинство стран, включая и развитые в социальном и экономическом отношениях страны – члены Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), находятся в состоянии непрекращающегося реформирования своих социальных институтов, в том числе пенсионных систем. В данной статье будет дана краткая характеристика изменений, произошедших в пенсионном законодательстве стран ОЭСР в 2017 году.
После введения в Соединенном Королевстве пенсионных программ, предусматривающих автоматическое включение в них работников, внимание мирового сообщества к этой стране не ослабевает. В то же время Правительство Великобритании продолжает обсуждать дальнейшие потенциальные изменения отдельных параметров пенсионной системы страны. Так, в 2017 году активно обсуждалась возможность автоматического включения в пенсионную систему всех работающих граждан начиная с 18 лет. В настоящее время, в пенсионную систему автоматически включаются работники от 22 и старше. Предполагается, что нововведение позволит увеличить охват трудоспособного населения вторым уровнем пенсионной системы, включив в нее около 900 000 человек. Основным аргументом в пользу данного решения является также то, что молодые люди проявляют низкую активность в вопросе пенсионных накоплений и более раннее автоматическое включение в пенсионную систему будет стимулировать их интерес к этой теме. Кроме того, Правительство хочет отказаться от лимита заработка для целей взимания пенсионных взносов. В настоящее время автоматически включенные в пенсионную систему работники не уплачивают пенсионные взносы с первых 5 876 фунтов в год.
Правительство Нидерландов также взяло курс на реформирование пенсионной системы: предполагается отход от DB-схем в пользу DC-схем с 2020 г., размер пенсионных выплат будет определяться объемом индивидуальных сбережений участника, накопленных за период трудовой деятельности. Переход от одного вида пенсионных схем к другому будет постепенным. При этом смысл перехода сводится к тому, чтобы переложить на участников большую часть риска получения недостаточно высокой пенсии. Также планируется повышение пенсионного возраста до 67 лет с 2021 года. Окончательно параметры реформы будут согласованы в 2018 году.
Существенные изменения во втором – корпоративном, уровне пенсионной системы происходят и в Германии, где с 1 января 2018 года вступил в силу закон, предоставляющий возможность создания пенсионных схем с установленными взносами. Данным законом работодателям впервые предоставляется возможность не гарантировать будущий размер пенсии. Ожидается, что закон позволит увеличить охват работников добровольными пенсионными программами второго уровня, поскольку формат без гарантий более привлекателен для малого и среднего бизнеса. Создание новых пенсионных программ с использованием схем с установленными взносами будет возможно исключительно в случае включения таких условий в коллективные договоры. Еще одной существенной особенностью нового законодательства должен стать новый механизм включения работников в пенсионные программы работодателей - «автоматически». Работодатели также получают право переводить свои пенсионные программы на схемы с установленными взносами в пенсионные кассы, пенсионные фонды или прямое страхование. Согласно проведенному исследованию 72% работников потенциально согласны участвовать в подобных корпоративных пенсионных программах работодателя, предусматривающих автоматическое включение работников, при условии возможности выхода из программ. Эксперты ожидают, что в ближайшее время Правительством Германии будет разработан нормативный акт, стандартизирующий используемые работодателями пенсионные продукты и стимулирующий работодателей к созданию пенсионных программ в специальных пенсионных институтах, а не выплатам денег напрямую работникам.
Шведские парламентарии, напротив, рассматривают возможность внесения глобальных изменений в пенсионную систему и к настоящему времени сформулировали основные параметры грядущей пенсионной
реформы: пенсионный возраст планируется повышать постепенно с 61 до 64 лет в 2026 году; а максимальный возрастной порог для выхода на пенсию планируется повысить с 67 до 69 лет. Предполагается, что данные меры позволят повысить уровень пенсионного обеспечения в стране и нивелируют последствия увеличения продолжительности жизни.
Следует отметить, что повышение пенсионного возраста обсуждают практически повсеместно. Так, в Аргентине в декабре был принят пакет законопроектов о пенсионной реформе, вызвавший волну протестов в стране. Законопроектами, предполагалось в том числе повышение пенсионного
возраста для мужчин с 65 до 70 лет и для женщин с 60 до 63 лет, также предполагалось изменение формулы расчета пенсии. После протестов принятие окончательного решения по пакету законопроектов было отложено.
Очередным провалом закончилась попытка Правительства Швейцарии реформировать пенсионную систему страны в прошедшем году. Пакет законопроектов, направленных на реформирование пенсионной системы страны «Забота о старости» 2020, был отвергнут на референдуме, прошедшем 24 сентября 2017 года.
Правительство Швейцарии предлагались изменения в первом и втором уровнях пенсионной системы, а также увеличение финансирование первого уровня пенсионной системы.
Итоги референдума продемонстрировали несогласие граждан с предложенными мерами. Так, 52,7% граждан Швейцарии отрицательно ответили на вопрос о возможном снижении коэффициента, используемого для исчисления размера пенсий в рамках первого уровня пенсионной системы. 50,05% граждан также отвергли идею увеличения НДС для дополнительного финансирования первого уровня пенсионной системы. Таким образом, налог на добавленную стоимость был снижен впервые с 1995 года с 8% до 7,7%. Желание Правительства перенаправить высвобождающиеся с 2018 года средства на финансирование пенсионной системы не нашло поддержки в рядах граждан.
Комментируя итоги референдума, Министр социальной политики Швейцарии отметил, что Правительство готово принять решение, полученное в ходе референдума, однако намеревается проводить дальнейшие переговоров в целях нахождения компромиссных путей реформирования пенсионной системы. Кроме того, необходимо проведение дополнительной работы с гражданами в целях разъяснения тонкостей предполагаемой пенсионной реформы. Аналогично высказалась и Ассоциация пенсионных фондов Швейцарии, которая, в свою очередь, заявила, что «нет» граждан страны, полученное в ходе референдума, не стоит воспринимать как категорическое «нет» всей реформе пенсионной системы. По мнению всех сторон, принимавших участие в разработке пакета законодательных инициатив, необходимы дальнейшие шаги, направленные на решение первоочередных проблем, коими являются: умеренное дополнительное финансирование первого уровня пенсионной системы, дифференцированный подход к повышению пенсионного возраста, небольшое снижение коэффициентов расчетов размеров пенсий в рамках второго уровня пенсионной системы.
Необходимо отметить, что формат референдума, принятый в Швейцарии и используемый в рамках реализации концепции так называемой «прямой демократии», используется для решения вопросов реформирования пенсионной системы не первый раз. В 2004 году на референдум выносился вопрос повышения пенсионного возраста для женщин, предложение было отвергнуто 68% граждан страны. В 2010 году на референдум выносился вопрос о незначительной корректировке коэффициента расчета пенсий, составляющего 6,8%. Данное предложение также не было поддержано 78% граждан.

При подготовке статьи использовались материалы, опубликованные на сайте https://www.ipe.com/