Пенсионное обозрение


Электронный журнал

НПО как механизм формирования пенсионного капитала в современных условиях.

Архив » №2 (34) апрель-июнь 2018 г. » Тема номера
Гвозденко Александра Николаевна

В зависимости от выбранной стратегии формирования пенсионного капитала и способа управления личными финансами каждый гражданин РФ имеет сегодня широкие возможности выбора механизмов и инструментов вложения средств. Это могут быть вложения в недвижимость, открытие собственного брокерского или индивидуального инвестиционного счета, депозита.

Границы между различными способами формирования пенсионного капитала становятся более гибкими, в конечном итоге задачей представителей рынка НПФ становится формирование культуры пенсионных сбережений, повышение уровня финансовой грамотности.
В рамках доступных пенсионных продуктов традиционно рассматривалось обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение. Формирование культуры пенсионных накоплений – это долгий процесс, на который постоянно влияет экономическая и политическая ситуации, а также новые законодательные меры.
Ответственное отношение к собственному будущему - основа стабильности жизни людей, залог обеспечения большей устойчивости государства.
Относительно долгий период времени граждане, не готовые самостоятельно отчислять средства, отрывая их от текущего потребления, делали ставку исключительно на обязательнее пенсионное страхование.  Негосударственное пенсионное обеспечение развивалось по большей части за счет корпоративных пенсионных программ, предлагаемых в качестве дополнительного бонуса социально ответственными работодателями. Однако события последних лет (мораторий на отчисление страховых взносов на накопительную пенсию, направление их на цели формирования страховой пенсии с переводом в пенсионные баллы и т.д.) привели к существенному обесценению значимости ОПС в качестве единственного способа накопить средства на будущее.
За рубежом программы НПО успешно существуют и реализуются на протяжении последних десятилетий, поскольку там уже сформирована культура инвестирования в своё будущее.
Менталитет граждан определяет их активное участие в процессе формирования будущей пенсии. В России лишь менее 10% экономически активного населения в рамках НПО делают пенсионные сбережения самостоятельно. Абсолютное количество участников программ НПО остается стабильным (порядка 6 млн. человек) с тенденцией к снижению.
Для того, чтобы эффективно использовать возможности, которые открываются на рынке, а также создать условия, способствующие развитию НПО, стоит начать с анализа причин столь медленного роста рынка НПО.
Безусловно, существенное влияние оказало отсутствие сформированной культуры накопления. За долгие годы сформировался стойкий стереотип - «пенсия граждан - забота государства». Времена изменились, но привычки укоренились глубоко на уровне культуры и менталитета. Выплата пенсий долгое время продолжала восприниматься как функция государства.
Кроме того, пенсионные продукты (в определенной степени в силу нежелания людей думать о пенсии, частично - из-за неуверенности в завтрашнем дне) традиционно относят к услугам пассивного спроса, требующим особо активного воздействия на потребителя в целях формирования спроса на продукт. Это, фактически, оказалось сложно реализуемой задачей в рамках консервативного пенсионного законодательства, содержащего ограничения маркетинга.
К сожалению, широкого освещения дополнительных пенсионных программ со стороны государства не было ни на этапе запуска системы НПО, ни в процессе ее развития. Понимание того, что НПФ - часть общегосударственной пенсионной системы, своевременно сформировано не было. Затем на фоне многочисленных реформ, принципиально меняющих конструкцию пенсионной системы, произошло и снижение доверия к государству в части возможностей накапливать долгосрочный капитал в пенсионной системе.
Стоит учесть и тот факт, что в России сформировалось общество потребления, - объемы потребительского кредитования росли, граждане отдавали приоритет текущему потреблению, замещая таким образом возможность системно накапливать. В настоящее время тенденция меняется, эксперты и аналитики надеются, что в ближайшей перспективе количество мелких кредитов сократится, а люди начнут более осознанно подходить к своим расходам.
Учитывая тот факт, что корпоративными программами НПО пользуются в основном крупные компании - работодатели, готовые инвестировать средства в создание «социально-ответственного бренда», стоит оценить и факторы, содержащие в себе потенциал роста и в корпоративном направлении.
Чаще всего для учета взносов работодатели используют СПС (солидарный пенсионный счет) - это инструмент выстраивания программ лояльности, дающий возможность  удобного перераспределения накапливаемых средств в пользу сотрудников. В рамках одного счета формируется «пенсионная копилка» для всех сотрудников, которую работник получает либо с СПС, либо путем перевода их на его собственный ИПС (именной пенсионный счет). В таком случае в качестве источника формирования пенсионного капитала выступает чистая прибыль. Соответственно, данный вид пенсионного обеспечения могут реализовать компании с достаточно высокой рентабельностью.
Существует альтернатива, позволяющая работодателю использовать ИПС. В данной конструкции пенсионной программы суммы платежей (взносов) работодателей по договорам НПО, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами, могут относиться на расходы по оплате труда, уменьшая тем самым налогооблагаемую прибыль. При этом договоры НПО должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на ИПС участника, но не менее пяти лет.
Такой вариант программы НПО с учетом взносов на ИПС, в отличие от программы с учетом взносов на СПС, позволяет в установленных пределах не делать взносы из чистой прибыли (относить на себестоимость), но при этом проигрывает в возможностях удобного перераспределения сформированных у работодателей в рамках программы средств.
В случае любого перераспределения (с ИПС на ИПС) работодатель должен восстановить перечисленные взносы в налоговом учете, исключив их из себестоимости и пересчитав налог на прибыль.
Так, например, в случае увольнения работника, работодатель обязан либо провести соответствующий перерасчет в связи с перераспределением средств, либо «подарить» условные обязательства работнику и обеспечить назначение в размере не менее минимального, установленного законодательно, а также выплату не менее 5 лет после назначения (что требует дополнительных затрат на обслуживание программы).    
Кроме того, у работодателей возникают вопросы при реализации корпоративных пенсионных программ с использованием ИПС и налоговых льгот, на которые до сих пор не получены однозначные ответы. В числе таких вопросов техническая реализация наследования (в случае не достижения работником пенсии).
Важно отметить, что организация корпоративной программы на предприятии требует изучения законодательной базы, выстраивания бизнес-процессов. В силу специфики пенсионных программ, их активному внедрению может способствовать участие и консультативная поддержка негосударственных пенсионных фондов, располагающих квалифицированными специалистами.
Долгое время НПФ являлись некоммерческими организациями, закон давал трактовку НПФ как особой организационно - правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения с исключительными видами деятельности.
Видимо, именно особый статус НПФ определял долгие годы и особый подход в части привлечения клиентов. Например, не принято было использовать общепризнанные маркетинговые термины типа "продвижение услуг" , они заменялись формулировками "повышение финансовой грамотности" и "информационная работа".
Применение стандартных маркетинговых терминов считалось неэтичным.
С переходом НПФ к организационно-правовой форме некоммерческой организации, продвижение услуг фондов стало более прозрачным, несмотря на сохранение в законодательстве маркетинговых ограничений.
Учитывая открывающиеся возможности рынка НПО в условиях ограничений, присущих сегодня рынку ОПС, важно вовремя их использовать. Росту рынка может поспособствовать как развитие ДНПО, так и розничного рынка негосударственных пенсионных программ.
Рынок ДНПО же во многом будет зависеть от итогового законодательства, регулирующего отношения сторон в системе ДНПО.
Розничный рынок услуг негосударственного пенсионного обеспечения может вырасти за счет удобных типовых решений и разветвленной сети посредников, в том числе банков, мобильных операторов, финансовых компаний и пр.
При этом освещение и популяризация темы НПО в СМИ приобретают особое значение. Учитывая заинтересованность правительства в создании длинного инвестиционного ресурса, важно заручиться информационной поддержкой в продвижении негосударственного пенсионного обеспечения.
Среди аргументов, позволяющих подчеркнуть привлекательность НПО в глазах розничных потребителей традиционно используются следующие:

  • программы НПО способны повысить уровень жизни пенсионеров, выступая дополнительным источником их материального обеспечения;
  • программы НПО позволяют сгладить переход от уровня заработной платы к пенсионному доходу. Подобный переход становится менее ощутимым и мягким.
  • клиенты НПФ, согласно ст.219 НК РФ могут также могут получить социальный налоговый вычет из суммы, уплаченной за дополнительные страховые взносы в накопительную пенсию. Это, фактически, прибавка к доходности, которую негосударственный пенсионный фонд начислит на пенсионный счет.
  • если работодатель предлагает возможность участия в корпоративной программе - это хороший шанс для сотрудника (и членов его семьи) сформировать дополнительные пенсионные накопления.
  • в рамках гражданской социальной ответственности, важно помнить о неработающих членах семьи, но при этом выполняющих важные функции в семейном хозяйстве: содержание дома в порядке, уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи и прочее. Осознание работающими членами семьи своей ответственности за будущее официально не трудоустроенных домочадцев, либо с неполной занятостью в связи с семейной необходимостью, может выражаться в формировании корпоративной программы в пользу своих близких.

Подобная схема также может предполагать освобождение от налога на доходы физических лиц в рамках уплаченных сумм пенсионных взносов в налоговом периоде по договору НПО, заключенному с негосударственным пенсионным фондом в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов (в том числе усыновленных и находящихся под опекой (попечительством).
Учитывая прозрачность формирования пенсионных сбережений с использованием программ НПО негосударственных пенсионных фондов (в сравнении с прямыми инвестициями в ценные бумаги), существуют хорошие предпосылки для развития этого направления пенсионных услуг.
Таким образом, одной из приоритетных задач государства и провайдеров пенсионных услуг должно стать развитие инструментов маркетинга, способных в полной мере реализовать потенциал отрасли. Важно создать моду на владение пенсионным счетом в НПФ, использование пенсионных продуктов должно стать «must have» российского общества, частью его культуры, как это давно и успешно реализовано за рубежом.