Колонка главного редактора

В своей деятельности часто следую совету известного писателя А. Жида: «все уже давно сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться и повторять все сначала». Вот и на сей раз, учитывая тематику номера, решил повторить многократно мною сказанное и написанное… В начале июня стало известно о готовящейся, шестой по счету, реформе пенсионного обеспечения в нашей стране. Не знаю, что будет в 2014 году (ее предполагаемом старте), а пока завершается десятилетие пятой попытки.

В начале июня стало известно о готовящейся, шестой по счету, реформе пенсионного обеспечения в нашей стране. Не знаю, что будет в 2014 году (ее предполагаемом старте), а пока завершается десятилетие пятой попытки.
 
Все эти годы мне довелось регулярно освещать ее ход. Если подытожить опубликованные материалы, то предстает следующая картина того, чего реформаторам удалось не сделать: обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированность системы; вовлечь сбережения граждан в инвестиционный процесс; снизить зависимость пенсионной системы от демографических факторов; реформировать пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.
 
А сколько чего по ходу реформы пришлось за столь непродолжительное время корректировать: ограничивать круг застрахованных лиц; исключать граждан 1953-1966 годов рождения; менять тарифы; отменять ЕСН; разграничивать работников по группам выхода на пенсию.
 
С самого начала мне казалось и кажется до сих пор, что реформа носит импровизационный характер.
 
Малопонятность для большинства населения, межведомственные разногласия (нередко противоположные точки зрения по реализации), отсутствие ведомства, ответственного за ее проведение – отличительные черты этой попытки реформирования.
 
Всякий раз критикуя в своих статьях концепцию и способы реализации реформы, я предлагал возможные альтернативы. Оппоненты отвечали стандартно: реформация только началась, необходимо дождаться ее окончания. Вот и дождались досрочной кончины «четкой и обоснованной концепции развития пенсионного обеспечения на длительную перспективу»…
 
На десятом году накал обсуждения гамлетовского «быть или не быть накопительной части пенсии» достиг высот шекспировской драматургии. Апофеозом противостояния стало признание высокопоставленного чиновника – куратора реформы, участвовавшего в ее разработке, в том, что изначально в конструкции трудовой пенсии был заложен лишний элемент – накопительный, который следует немедленно вывести. Данное высказывание проливает свет на столь безответственное поведение реформаторов, не разработавших до настоящего времени закона о выплате накопительной части пенсии.

 




другие материалы №4 (8) октябрь-декабрь 2011 г.

Околеснов Сергей Юрьевич Генеральный директор консалтинговой компании ООО «Пенсионный Партнер»

Изменение конкурентной среды за период реформирования пенсионной системы России

Грядущий 2012 год будет ознаменован десятилетием с начала проведения пенсионной реформы. Участники и регуляторы рынка продолжают спорить о том, насколько она была эффективной, как нужно скорректировать правила игры с учетом все увеличивающегося дефицита ПФР, насколько постулаты, закрепленные в начале десятилетия в нашей стране и во второй половине прошлого века во многих других странах мира, остаются актуальными сегодня. Мы можем только гадать об устройстве и правилах игры пенсионного рынка в очередной декаде его развития - одно мы можем сказать с уверенностью – состоявшаяся реформа создала совершенно новую индустрию в постсоветской России, которая хорошо или плохо, перспективно или нет, продолжает динамично развиваться и видоизменяться каждый год своего существования. Настоящая статья представляет анализ развития конкурентной среды, которая является одним из наиболее четких индикаторов изменения рынка пенсионных услуг. Читать

10 лет пенсионной реформе: взгляд управляющих компаний или игра в регби без правил

С 2001 года, когда был одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ, мне посчастливилось поработать в трех управляющих компаниях. Взгляд на реформу у всех компаний примерно одинаков. Поделюсь личными ощущениями от прошедших 10 лет и думаю, что во многом меня поддержат коллеги по цеху. Читать

Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»

Чернышова Ольга Николаевна Финансовый директор НПФ «Социальное развитие»

10 лет реформе пенсионной системы России: поступательное развитие или назад в будущее?

Сценарии развития пенсионной системы, предложенные в рамках доклада Минздравсоцразвития, и их возможные последствия для участников экономических отношений Читать

Динамика взглядов россиян на роль государства в экономике и социальной сфере

В апреле 2011 года Институт социологии РАН провел общероссийское социологическое исследование: «Двадцать лет реформ глазами россиян». По результатам работы был подготовлен аналитический доклад, выполненный в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Федерика Эберта в Российской Федерации. Вашему вниманию, уважаемые читатели, мы предлагаем раздел 9 исследования «Динамика взглядов россиян на роль государства в экономике и социальной сфере». Читать

Реформа пенсионной системы

Вниманию читателей предлагается извлечение из «Промежуточного доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года». Читать

Борта Мария Михайловна Председатель Национальной Кассы Социального Страхования Республики Молдова

Реформирование пенсионной системы республики Молдова

Реформа пенсионной системы в Республике Молдова началась в 1999 году после принятия Стратегии реформы системы пенсионного обеспечения и Закона о пенсиях государственного социального страхования № 156-XIV от 14.10.98. Эти документы были дополнены Законом Республики Молдова о государственной системе социального страхования № 489-XIV от 08.97.99. Читать

Наши партнеры