10 лет реформе пенсионной системы России: поступательное развитие или назад в будущее?
Сценарии развития пенсионной системы, предложенные в рамках доклада Минздравсоцразвития, и их возможные последствия для участников экономических отношений
Влияние микро- и макроэкономических факторов (рыночные условия хозяйствования, мировое старение населения, демографический кризис) стали побудительными мотивами к реформированию пенсионной системы России, поиску путей ее оптимизации в начале 2000 годов. Пенсионная система начала смещать ориентиры в сторону накопительных принципов формирования будущих пенсий. К участию в реформе были допущены новые институты (негосударственные частные пенсионные фонды и управляющие компании), с целью повышения доходности пенсионных вложений и снижения расходов на содержание государственной пенсионной системы. Спустя 10 лет, несмотря на состоятельность и эффективность деятельности НПФ и частных УК, Министерство здравоохранения и социального развития готовит доклад «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса», где предлагает совершенно иную точку зрения на пенсионную систему и описывает несколько очередных новых сценариев ее дальнейшего развития.
Опубликование доклада вызвало немалый резонанс в профессиональном сообществе. В данной статье мы предприняли попытку проанализировать основные последствия реализации представленных в докладе сценариев развития пенсионной системы страны применительно к тем участникам экономических отношений, которых, на наш взгляд, возможные изменения способны затронуть в большей степени. Для удобства и наглядности представленная информация сведена в таблицу.
СЦЕНАРИЙ | Последствия для НПФ | Последствия для работодателя |
1. Сохранение обязательного накопительного элемента в структуре пенсионной системы в существующем объеме Требует следующих мер: - исключение противоречий между публично-правовым регулированием отношений и сущностью накопительного компонента в сфере гражданско-правового регулирования; - организация взаимодействия участников отношений при сборе, передаче взносов, увеличение гарантий сохранности; - изменение статуса НПФ; - меры по стимулированию добровольных пенсионных накоплений; - переход к принципам «разумного инвестирования». | Данный сценарий позволит продолжить работу по управлению накоплениями граждан в текущем режиме, показать результаты на долгосрочном периоде и реализовать стратегические планы развития, не обрывая их на полпути | Для ликвидации текущего дефицита с актуарных позиций, требуется повышение страхового тарифа минимум на 6% (с 26% в 2011 до 33-34% в среднесрочном периоде), что повлечет рост расходов на персонал, затормозит рост заработных плат |
2. Накопительный элемент пенсионной системы переформатируется из обязательного формата в добровольный формат (переход в сферу гражданско-правовых отношений) Варианты реализации: - все ранее возникшие у застрахованных лиц пенсионные накопительные права должны быть сохранены в полном объеме. - право добровольного выбора способа формирования своих пенсионных накоплений будет предоставлено застрахованному лицу: 1. либо переход в НПФ и продолжение формирования пенсионных накоплений, но уже на добровольной основе 2. Либо возврат тарифа и сумм пенсионных накоплений в страховую часть трудовой пенсии и продолжение формирования будущих пенсий исключительно по солидарно-распределительной системе.
| НПФ продолжат управление средствами граждан, оставивших накопленные суммы в накопительной системе, при этом пополнение данных накоплений для граждан станет добровольным, то есть объем вновь поступающих средств будет приравнен к объемам добровольного НПО и участия в программе софинансирования. Возможен отток средств при возврате сумм пенсионных накоплений в страховую часть (при пессимистичном варианте развития событий). При оптимистичном варианте – нестабильный рост за счет средств граждан, которые не участвовали ранее в НПО и ДСВ, но с момента перевода обязательных накоплений в добровольную программу продолжили их пополнять (скорее всего, процент таковых будет невысок). | - Выбор работником способа формирования своей будущей пенсии (перевод уже накопленных сумм в распределительную систему, либо направление их в НПФ) в целом на работодателе не отразится. В первом случае обязательства по этим активам будет индексировать государство, во втором НПФ за счет инвестдохода. - Влияние на работодателя в данном сценарии оказывает дальнейшее формирование пенсионного капитала. На накопительную часть средства изыматься из текущих платежей страховых взносов больше не будут. Если свои накопления работник отдал в НПФ (либо ГНПФ), то пополняет дальше он их самостоятельно. А все отчисления работодателя формируют обязательства уже в распределительной системе, устраняя тем самым проблемы дефицита ПФР. То есть налоговое бремя работодателя зафиксируется в том же объеме.
|
3. Сокращение объема обязательного накопительного компонента в структуре пенсионной системы Варианты реализации: - освобождение от обязательного участия в накопительной системе застрахованных лиц, с зарплатой ниже среднемесячного заработка в стране (для них более предпочтительно будет находиться в распределительной системе, так как при их уровне доходов сформировать значительных накоплений не удастся). - реализация решения путем предоставления права вышедшим из накопительной системы перевести свои накопления в страховую часть. - снижение тарифа страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии с 6 до 3 % (сокращение объема средств, отвлекаемых из финансирования текущих социально-распределительных пенсий, аналогично польскому сценарию).
| Снижение поступлений средств накопительной части пенсии от лиц с доходом выше среднего, полное исключение поступлений и изъятие в распределительную систему остатков накопительной части лиц с доходом ниже среднего заработка.
| Потребуется 3%-ое увеличение налогового бремени на ФОТ в отношении работников с зарплатой выше среднего заработка.
|
4. Сохранение обязательного накопительного элемента в структуре пенсионной системы в размере 6 %, однако, перенос взимания тарифа с работодателя на работника, либо на государство (опыт Польши) Варианты реализации: Данная мера неизбежно нуждается в росте заработных плат (для сохранения уровня потребления).
| Нет изменений.
| Фактический рост нагрузки на работодателя, выраженный в необходимости повышения заработной платы. При этом рост заработной платы ведет к росту страховых взносов. В итоге налоговое обременение приобретает гипертрофированную форму! Если 6% будут перенесены на государство, то в конечном итоге для пополнения федерального бюджета потребуется рост налоговой нагрузки на работодателя (как вариант – за счет НДС).
|
Колонка главного редактора
В своей деятельности часто следую совету известного писателя А. Жида: «все уже давно сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться и повторять все сначала». Вот и на сей раз, учитывая тематику номера, решил повторить многократно мною сказанное и написанное… В начале июня стало известно о готовящейся, шестой по счету, реформе пенсионного обеспечения в нашей стране. Не знаю, что будет в 2014 году (ее предполагаемом старте), а пока завершается десятилетие пятой попытки. Читать
Изменение конкурентной среды за период реформирования пенсионной системы России
Грядущий 2012 год будет ознаменован десятилетием с начала проведения пенсионной реформы. Участники и регуляторы рынка продолжают спорить о том, насколько она была эффективной, как нужно скорректировать правила игры с учетом все увеличивающегося дефицита ПФР, насколько постулаты, закрепленные в начале десятилетия в нашей стране и во второй половине прошлого века во многих других странах мира, остаются актуальными сегодня. Мы можем только гадать об устройстве и правилах игры пенсионного рынка в очередной декаде его развития - одно мы можем сказать с уверенностью – состоявшаяся реформа создала совершенно новую индустрию в постсоветской России, которая хорошо или плохо, перспективно или нет, продолжает динамично развиваться и видоизменяться каждый год своего существования. Настоящая статья представляет анализ развития конкурентной среды, которая является одним из наиболее четких индикаторов изменения рынка пенсионных услуг. Читать
10 лет пенсионной реформе: взгляд управляющих компаний или игра в регби без правил
С 2001 года, когда был одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ, мне посчастливилось поработать в трех управляющих компаниях. Взгляд на реформу у всех компаний примерно одинаков. Поделюсь личными ощущениями от прошедших 10 лет и думаю, что во многом меня поддержат коллеги по цеху. Читать
Динамика взглядов россиян на роль государства в экономике и социальной сфере
В апреле 2011 года Институт социологии РАН провел общероссийское социологическое исследование: «Двадцать лет реформ глазами россиян». По результатам работы был подготовлен аналитический доклад, выполненный в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Федерика Эберта в Российской Федерации. Вашему вниманию, уважаемые читатели, мы предлагаем раздел 9 исследования «Динамика взглядов россиян на роль государства в экономике и социальной сфере». Читать
Реформа пенсионной системы
Вниманию читателей предлагается извлечение из «Промежуточного доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года». Читать
Реформирование пенсионной системы республики Молдова
Реформа пенсионной системы в Республике Молдова началась в 1999 году после принятия Стратегии реформы системы пенсионного обеспечения и Закона о пенсиях государственного социального страхования № 156-XIV от 14.10.98. Эти документы были дополнены Законом Республики Молдова о государственной системе социального страхования № 489-XIV от 08.97.99. Читать