10 лет реформе пенсионной системы России: поступательное развитие или назад в будущее?

Сценарии развития пенсионной системы, предложенные в рамках доклада Минздравсоцразвития, и их возможные последствия для участников экономических отношений

Влияние микро- и макроэкономических факторов (рыночные условия хозяйствования, мировое старение населения, демографический кризис) стали побудительными мотивами к реформированию пенсионной системы России, поиску путей ее оптимизации в начале 2000 годов. Пенсионная система начала смещать ориентиры в сторону накопительных принципов формирования будущих пенсий. К участию в реформе были допущены новые институты (негосударственные частные пенсионные фонды и управляющие компании), с целью повышения доходности пенсионных вложений и снижения расходов на содержание государственной пенсионной системы. Спустя 10 лет,  несмотря на состоятельность и эффективность деятельности НПФ и частных УК, Министерство здравоохранения и социального развития готовит доклад «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса», где предлагает совершенно иную точку зрения на пенсионную систему и описывает несколько очередных новых сценариев ее дальнейшего развития.

Опубликование доклада вызвало немалый резонанс в профессиональном сообществе. В данной статье мы предприняли попытку проанализировать основные последствия реализации представленных в докладе сценариев развития пенсионной системы страны применительно к тем участникам экономических отношений, которых, на наш взгляд, возможные изменения способны затронуть в большей степени. Для удобства и наглядности  представленная информация сведена в таблицу.

 

СЦЕНАРИЙ

Последствия для НПФ

Последствия для работодателя

1. Сохранение обязательного накопительного элемента в структуре пенсионной системы в существующем объеме

Требует следующих мер:

-   исключение противоречий между публично-правовым регулированием отношений и сущностью накопительного компонента в сфере гражданско-правового регулирования;

-  организация взаимодействия участников отношений при сборе, передаче взносов,  увеличение гарантий сохранности;

-   изменение статуса НПФ;

- меры по стимулированию добровольных пенсионных накоплений;

-   переход к принципам «разумного  инвестирования».

Данный сценарий позволит продолжить работу по управлению накоплениями граждан в текущем режиме, показать результаты на долгосрочном периоде и реализовать стратегические планы развития, не обрывая их на полпути

Для ликвидации текущего дефицита с актуарных позиций, требуется повышение страхового тарифа минимум на 6% (с 26% в 2011  до 33-34% в среднесрочном  периоде), что повлечет рост расходов на персонал, затормозит рост заработных плат

2. Накопительный элемент пенсионной системы переформатируется из обязательного формата в добровольный формат (переход в сферу гражданско-правовых отношений)

  Варианты реализации:

- все ранее возникшие  у застрахованных лиц пенсионные  накопительные права должны быть сохранены в полном объеме.

- право добровольного выбора способа формирования своих пенсионных накоплений будет предоставлено застрахованному лицу:

1. либо переход в НПФ и продолжение формирования пенсионных накоплений, но уже на добровольной основе

2. Либо возврат тарифа и сумм пенсионных накоплений в страховую часть трудовой пенсии и продолжение формирования будущих пенсий исключительно по солидарно-распределительной системе.

 

НПФ продолжат управление средствами граждан, оставивших накопленные суммы в накопительной системе, при этом пополнение данных накоплений для граждан станет добровольным, то есть объем вновь поступающих средств будет приравнен к объемам добровольного НПО и участия в программе софинансирования. Возможен отток средств при возврате сумм пенсионных накоплений в страховую часть (при пессимистичном варианте развития событий). При оптимистичном варианте – нестабильный рост за счет средств граждан, которые не участвовали ранее в НПО и ДСВ, но с момента перевода обязательных накоплений в добровольную программу продолжили их пополнять (скорее всего, процент таковых будет невысок).

- Выбор работником способа формирования своей будущей пенсии (перевод уже накопленных сумм в распределительную систему, либо направление их в НПФ) в целом на работодателе не отразится. В первом случае обязательства по этим активам будет индексировать государство, во втором НПФ за счет инвестдохода.

- Влияние на работодателя в данном сценарии оказывает дальнейшее формирование пенсионного капитала. На накопительную часть средства изыматься из текущих платежей страховых взносов больше не будут. Если свои накопления работник отдал в НПФ (либо ГНПФ), то пополняет дальше он их самостоятельно. А все отчисления работодателя формируют обязательства уже в распределительной системе, устраняя тем самым проблемы дефицита ПФР. То есть налоговое бремя работодателя зафиксируется в том же объеме.

 

3. Сокращение объема обязательного накопительного компонента  в структуре пенсионной системы

       Варианты реализации:

- освобождение от обязательного участия в накопительной системе застрахованных лиц, с зарплатой ниже среднемесячного заработка в стране (для них более предпочтительно будет находиться в распределительной системе, так как при их уровне доходов сформировать значительных накоплений не удастся).

 - реализация решения путем предоставления права       вышедшим из накопительной системы перевести свои накопления в страховую часть.

 - снижение тарифа страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии с 6 до 3 % (сокращение объема средств, отвлекаемых из финансирования текущих социально-распределительных пенсий, аналогично польскому сценарию).

 

Снижение поступлений средств накопительной части пенсии от лиц с доходом выше среднего, полное исключение поступлений и изъятие в распределительную систему остатков накопительной части лиц с доходом ниже среднего заработка.

 

Потребуется 3%-ое увеличение налогового бремени на ФОТ в отношении работников с зарплатой выше среднего заработка.

 

4. Сохранение обязательного накопительного элемента в структуре пенсионной системы в размере 6 %, однако, перенос взимания тарифа с работодателя на работника, либо на государство (опыт Польши)

       Варианты реализации:

       Данная мера неизбежно нуждается в росте заработных плат 

       (для сохранения уровня потребления).

 

Нет изменений.

 

Фактический рост нагрузки на работодателя, выраженный в необходимости повышения заработной платы. При этом рост заработной платы ведет к росту страховых взносов. В итоге налоговое обременение приобретает гипертрофированную форму!

Если 6% будут перенесены на государство, то в конечном итоге для пополнения федерального бюджета потребуется рост налоговой нагрузки на работодателя (как вариант – за счет НДС).

 

 




другие материалы №4 (8) октябрь-декабрь 2011 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

В своей деятельности часто следую совету известного писателя А. Жида: «все уже давно сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться и повторять все сначала». Вот и на сей раз, учитывая тематику номера, решил повторить многократно мною сказанное и написанное… В начале июня стало известно о готовящейся, шестой по счету, реформе пенсионного обеспечения в нашей стране. Не знаю, что будет в 2014 году (ее предполагаемом старте), а пока завершается десятилетие пятой попытки. Читать

Околеснов Сергей Юрьевич Генеральный директор консалтинговой компании ООО «Пенсионный Партнер»

Изменение конкурентной среды за период реформирования пенсионной системы России

Грядущий 2012 год будет ознаменован десятилетием с начала проведения пенсионной реформы. Участники и регуляторы рынка продолжают спорить о том, насколько она была эффективной, как нужно скорректировать правила игры с учетом все увеличивающегося дефицита ПФР, насколько постулаты, закрепленные в начале десятилетия в нашей стране и во второй половине прошлого века во многих других странах мира, остаются актуальными сегодня. Мы можем только гадать об устройстве и правилах игры пенсионного рынка в очередной декаде его развития - одно мы можем сказать с уверенностью – состоявшаяся реформа создала совершенно новую индустрию в постсоветской России, которая хорошо или плохо, перспективно или нет, продолжает динамично развиваться и видоизменяться каждый год своего существования. Настоящая статья представляет анализ развития конкурентной среды, которая является одним из наиболее четких индикаторов изменения рынка пенсионных услуг. Читать

10 лет пенсионной реформе: взгляд управляющих компаний или игра в регби без правил

С 2001 года, когда был одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ, мне посчастливилось поработать в трех управляющих компаниях. Взгляд на реформу у всех компаний примерно одинаков. Поделюсь личными ощущениями от прошедших 10 лет и думаю, что во многом меня поддержат коллеги по цеху. Читать

Динамика взглядов россиян на роль государства в экономике и социальной сфере

В апреле 2011 года Институт социологии РАН провел общероссийское социологическое исследование: «Двадцать лет реформ глазами россиян». По результатам работы был подготовлен аналитический доклад, выполненный в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Федерика Эберта в Российской Федерации. Вашему вниманию, уважаемые читатели, мы предлагаем раздел 9 исследования «Динамика взглядов россиян на роль государства в экономике и социальной сфере». Читать

Реформа пенсионной системы

Вниманию читателей предлагается извлечение из «Промежуточного доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года». Читать

Борта Мария Михайловна Председатель Национальной Кассы Социального Страхования Республики Молдова

Реформирование пенсионной системы республики Молдова

Реформа пенсионной системы в Республике Молдова началась в 1999 году после принятия Стратегии реформы системы пенсионного обеспечения и Закона о пенсиях государственного социального страхования № 156-XIV от 14.10.98. Эти документы были дополнены Законом Республики Молдова о государственной системе социального страхования № 489-XIV от 08.97.99. Читать

Наши партнеры