Все о пенсионной реформе

В этом году исполнилось десять лет пенсионной реформе 2001 года. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации была одобрена Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 года и в том же году был принят так называемый «президентский» пакет законов (от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также изменения в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Несколько позже были приняты федеральный закон, определивший порядок инвестирования пенсионных накоплений (от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»), и дополнения к Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондов», определившие порядок участия негосударственных пенсионных фондов в формировании накопительной части трудовой пенсии (от 10.01.2003 г. №14-ФЗ).

Программой пенсионной реформы 2001 года предполагалось построение единой пенсионной системы в Российской Федерации как совокупности создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, и которая должна состоять из следующих частей:

Государственного пенсионного обеспечения – части пенсионной системы, обеспечивающей:

  • компенсацию заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
  • компенсацию утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
  • компенсацию вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
  • пенсию по государственному пенсионному обеспечению,  предоставляемую также нетрудоспособным гражданам в целях получения ими средств к существованию (социальная пенсия).

За счет ассигнований из федерального бюджета (перечисление части единого социального налога) предполагалось обеспечить также финансирование

  • базовой части трудовых пенсий,
  • базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Обязательного пенсионного страхования – части пенсионной системы, обеспечивающей за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительного пенсионного страхования и обеспечения – части пенсионной системы, обеспечивающей в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Проведенные в 2001 году мероприятия затрагивали, в основном, вопросы построения обязательного пенсионного страхования, формирования базовой части трудовой пенсии и выплаты социальных пенсий. Позднее были определены принципы и механизмы формирования накопительной части трудовой пенсии.

В ходе реализации программы наибольшие изменения претерпела структура финансирования пенсионной системы.

Первоначально все застрахованные лица были разделены на три категории:

1)Лица, которым по установленному пенсионному возрасту на 1 января 2002 года оставалось менее 10 лет до выхода на пенсию (мужчины 1952 года рождения и старше, женщины 1957 года рождения и старше);

2)Лица старше 1967 года рождения, не вошедшие в первую категорию;

3)Лица 1967 года рождения и моложе.

Для лиц указанных категорий устанавливались разные принципы уплаты части единого социального налога, направляемого в пенсионную систему. Для всех категорий отчисления на формирование базовой пенсии составляли 14%. Отчисления на формирование страховой части составляли соответственно 14%, 12% и 8%, а на формирование накопительной части (в 2004 году) – 0%, 2% и 6% соответственно.

В ходе проведенной налоговой реформы, начиная с 2005 года, ставки единого социального налога были уменьшены с 35,6% до 26%. Изменились и нормативы отчислений на формирование трудовой пенсии. Для лиц второй категории были исключены отчисления на накопительную часть трудовой пенсии. Ставка отчислений на базовую часть трудовой пенсии была уменьшена до 6% для всех категорий. Ставка отчислений на страховую часть пенсии была установлена в размере 14% для первых двух и 8% (10% в период 2005 -2007 годы) для третьей категорий. Отчисления на формирование накопительной части трудовой пенсии стали производиться только для третьей категории в размере 6% (4% в 2005 – 2007 годы).

Все указанные выше проценты относились к застрахованным лицам, имеющим годовой заработок не более 280 тыс. рублей. Для более высоких заработков существовала регрессивная шкала, а начиная с заработной платы 600 тыс. рублей в год размер отчислений в Пенсионный фонд России не увеличивался и составлял суммарно 41650 рублей. Для всех уровней регрессивной шкалы пропорции в распределении отчислений по различным составляющим трудовой пенсии сохранялись.   

В результате, пенсионная система продолжала не удовлетворять всех:

  • пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий;
  • работодателей - из-за высоких страховых взносов в Пенсионный фонд;
  • законодательную и исполнительную власти - потому что население недовольно низким уровнем жизни пенсионеров;
  • регионы - поскольку одни из них (доноры) должны делиться с другими, которые считают, что выделяемые им дотации слишком малы;
  • сам Пенсионный фонд России - потому что становилось все труднее собирать необходимые средства и обеспечивать сбалансированность его бюджета;

и при этом она сохраняла полную зависимость пенсионера от государства.

Новый шаг по реформированию обязательного пенсионного страхования был предпринят в 2009 году принятием Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым единый социальный налог с 1 января 2010 года был заменен страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд России и другие фонды.  

Одновременно были внесены изменения в другие законодательные акты, которые вместе с законом 212-ФЗ изменили структуру трудовых пенсий и порядок ее формирования.

Ряд решений позволил существенно повысить размеры пенсий в России, в первую очередь это механизм валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска с пенсионной реформы 2001 года.

Механизм валоризации был применен ко всем трудовым пенсиям независимо от их вида и независимо от даты их назначения.

Сумма валоризации определялась индивидуально для каждого пенсионера и зависела от  расчетного пенсионного капитала и могла колебаться от 200 до 3000 рублей.

Кроме того,  с 2010 года базовая часть трудовой пенсии как часть пенсии, финансируемая за счет федерального бюджета, была отменена. Вместо нее введено понятие «фиксированный базовый размер»  пенсии, который включен в состав страховой части трудовой пенсии и который будет индексироваться в ее составе и по правилам индексации страховой части пенсии. Предполагается, что финансирование «фиксированного базового размера» пенсии будет также финансироваться за счет страховых взносов, уплачиваемых в ПФР. 

С 1 января 2010 года фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составил 2562 рублей в месяц. Для отдельных категорий застрахованных лиц фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости может иметь увеличенный размер от 3416 до 11529 рублей. При этом  фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от места жительства гражданина.

С 1 января 2015 года предусмотрено введение зависимости фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и от страхового стажа работника на момент достижения им пенсионного возраста (55 лет женщины и 60 лет мужчины). При этом при недостатке установленного страхового стажа (25 лет женщины и 30 лет мужчины) базовый размер страховой части будет уменьшаться на 3% за каждый год недостающего стажа или увеличиваться на 6% за каждый год стажа, превышающего установленный.

Были установлены и новые ставки отчислений во внебюджетные фонды. Суммарная ставка взносов составила в 2010 году  30 процентов, из них 22 в Пенсионный фонд России. С 1 января 2011 года эти ставки составили  34 и 26 процентов соответственно. 

Однако, принятые решения, обеспечив существенное повышение размера пенсии, не обеспечили сбалансированности бюджета пенсионного фонда и вызвали недовольство со стороны бизнеса увеличением нагрузки на фонд оплаты труда. 

Подготовленные предложения по снижению фискальной нагрузки на бизнес предусматривают снижение суммарного взноса с 34 до 30 процентов. При этом суммарный взнос в Пенсионный фонд России также снижается с 26 до 22 процентов. Из этих взносов для застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе 6% предполагается направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а 10% учитывается на именных счетах страховой части трудовой пенсии. Для застрахованных лиц старше 1967 года рождения на именных счетах страховой части трудовой пенсии предполагается учитывать взносы в размере 16%. Указанные взносы перечисляются с заработка, не превышающего установленной предельной суммы. В 2010 гору размер этой суммы составил 463 тыс. рублей нарастающим итогом с начала года, а в 2013 достигнет 567 тыс. рублей.

Одновременно, предполагается установить дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд России в размере 10% от сумм заработных плат, превышающих  установленную предельную сумму. Предполагается установить ряд льготных категорий бизнеса, для которых ставка этого платежа будет уменьшена до 7% или отменена полностью. Нулевая ставка предполагается для инноваторов, и, возможно для некоторых других категорий бизнеса.

Введение взносов с зарплат, превышающих предельный уровень, позволяют, одновременно со снижением фискальной нагрузки на бизнес, несколько уменьшить (но не ликвидировать полностью) дефицит бюджета Пенсионного фонда России. При этом они не повышают пенсионные обязательства, формируемые для ныне работающих застрахованных лиц, поскольку эти дополнительные взносы не учитываются на именных счетах страховой части трудовой пенсии.

Следует признать, что долгосрочное балансирование взносов за нынешних работников и пенсионных прав нынешних пенсионеров (т.е. прежних работников) просто-напросто математически невозможно в условиях столь неопределенного и столь изменчивого мира, в котором мы живем. Можно только бесконечно пересматривать параметры балансирующего уравнения (вернее, системы уравнений), все время подгоняя их под происходящие изменения, но нельзя обеспечить ни устойчивость этой системы (по крайней мере, в условиях постоянно ухудшающегося соотношения между занятыми и пенсионерами), ни справедливость вносимых изменений в глазах всех заинтересованных лиц (и нынешних пенсионеров, и страхователей – работодателей нынешних работников).

Конечно, распределительная система располагает рядом неоспоримых преимуществ, таких как простота и дешевизна реализации. Однако не следует и преувеличивать эти преимущества.

Она в равной степени, как и накопительная система, подвержена кризисным явлениям и провалы в этой системе (если нет политической воли по привлечению дополнительных ресурсов) оказываются гораздо болезненнее, чем в накопительной, активы которой являются для нее своеобразной «подушкой безопасности».

На конец 2009 года, даже при наличии Фонда национального благосостояния, имели место задолженности по страховым взносам в размере 92 млрд. рублей. Эта задолженность составляла половину ежемесячной суммы выплат пенсий по всей России, то есть в системе отсутствовали средства на выплату декабрьской пенсии для половины пенсионеров России. Еще более жестко влияние кризиса на распределительную пенсионную систему сказалось в 1998 году, когда задолженность по выплатам пенсий составляла полугодовой размер выплат. 

Обсуждение дальнейших путей развития пенсионной системы особенно обострилось в последний год и связано это, по-видимому, и с предстоящим выборным циклом. Спектр предложений необычайно широк и затрагивает, прежде всего, судьбу обязательного накопительного компонента:  от крайних предложений по полной (партия «Справедливая Россия») или частичной (Минздравсоцразвития России) отмене накопительного компонента до предложений, требующих его развития и повышения уровня регулирования (Рабочая группа по доработке «Стратегии 2020», Экспертный совет при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации, участники международной конференции «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии» (Гайдаровский форум), 6-19 марта 2011 г.).

На 1 января 2011 года общий объем накопленных пенсионных средств составил 2065,6 млрд. рублей. Пенсионные резервы по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению составили 643,3 млрд. рублей, а накопления по обязательному пенсионному страхованию (в том числе и добровольные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии) - 1422,3 млрд. рублей, из которых 155,4 млрд. руб. находились в негосударственных пенсионных фондах.

Кроме средств, переданных в НПФ, в доверительном управлении государственной управляющей компании и компаний, отобранных по конкурсу,  находилось 631,2 млрд. рублей, а более половины пенсионных накоплений, учтенных в Пенсионном фонде России, (635,8 млрд. рублей) не были переданы в доверительное управление. И хотя 323,3 млрд. рублей из них находились во временном размещении, более 300 млрд. сто находилось на счетах ПФР. Динамика отдельных составляющих накопительного компонента на конец указанного года приведена на диаграмме 1.

Важнейшим звеном накопительного компонента пенсионной системы России являются негосударственные пенсионные фонды. В следующем году исполнится 20 лет существования этого социального и финансового института. К моменту начала участия негосударственных пенсионных фондов в ОПС  фонды уже имели опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению. Участниками НПФ было свыше 4900 тыс. человек, около 400 тыс. человек получали негосударственную пенсию.

В настоящее время (по данным ФСФР России на 1.07.2011 г.) участниками НПФ являются свыше 6650 тыс. человек, пенсионные резервы негосударственного пенсионного обеспечения составляют 669447,8 млн. рублей. В негосударственных пенсионных фондах получают дополнительную (негосударственную) пенсию свыше 1400 тыс. человек. Средний размер этой пенсии превышает 1770 рублей.

За время участия фондов в обязательном пенсионном страховании более 11 млн. застрахованных лиц выбрали негосударственные пенсионные фонды в качестве места формирования накопительной части своей трудовой пенсии. Общая сумма их пенсионных накоплений составила на 1.07.2011 года 301472,0 млн. рублей.

Диаграмма 1

Динамика накопительного компонента пенсионной системы России (млн. руб.)

 

Построенная в процессе реформы 2002 года пенсионная система предполагает оптимальное сочетание распределительного и накопительного принципов в обязательном пенсионном страховании. Именно вопросы сбалансированного развития этих двух принципов построения пенсионной системы, органичного вписывания в нее накопительного компонента, роли государства в обеспечении достойного уровня жизни пенсионеров являются главными объектами обсуждения в продолжающейся дискуссии о путях развития пенсионной системы.

Напомним, что кризисные явления 2008 года были успешно преодолены пенсионной системой России исключительно за счет создания Фонда национального благосостояния. В то же время в период после дефолта 1998 года задержки с выплатами пенсий Пенсионным фондом России достигали 6 месяцев. В то же время, несмотря на дефолт, негосударственные пенсионные фонды продолжали выплаты пенсий и их задолженности не превышали величины, эквивалентной задержкам выплат на 15 дней.

С ростом объема накопительной системы ее стабилизирующее влияние на пенсионную систему и экономику в целом только возрастает. В наиболее острый период кризиса 2008 года фондовый рынок России сохранился исключительно из-за наличия на нем средств пенсионной системы и коллективных инвестиций в лице ПИФов.

Участие в накопительном формировании пенсии не должно рассматриваться исключительно как сфера добровольных отношений работника.

Было бы неправильным поставить единственной социальной гарантией в вопросах пенсионного обеспечения только получаемую за счет распределительной системы пенсию на уровне прожиточного минимума. Для любого трудоспособного человека необходимо законодательно установить обязанность отчислять некоторую часть заработка на накопительный пенсионный счет, открытый по его выбору в одном из накопительных пенсионных фондов.

Отчисление в соответствии с действующим законодательством 6% заработка даст человеку, по истечении стандартного периода накопления (30 лет) дополнительно к распределительной части накопительную пенсию, соответствующую 15 – 20% коэффициента замещения, а по истечении вполне достижимого срока накопления 40 лет – 25 – 30% коэффициента замещения.

Мы уже упоминали выше об имеющихся предложениях отменить обязательный накопительный компонент и включить весь тариф по обязательному пенсионному страхованию в распределительную часть. Действительно, такая мера в первые 5 – 10 лет, пока отсутствуют полноценные накопления в накопительной составляющей, обеспечивает некоторое увеличение коэффициента замещения, но затем эффект сходит на нет, и старые проблемы распределительной системы снова восстанавливаются.

Не менее важным вопросом является порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кто будет уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование – работодатель или работник, - это ключевой вопрос пенсионной реформы. Если целью реформы является кардинальное изменение общественного сознания, то необходимо переходить на уплату страховых взносов самим застрахованным лицом.

В результате такого решения обеспечивается постоянный контроль за перечислением страховых взносов со стороны самого заинтересованного лица – будущего пенсионера (застрахованное лицо ежемесячно, при получении расчета по своей заработной плате, узнаёт о размере средств, перечисленных на пенсионное страхование).

Интерес застрахованных лиц к негосударственным пенсионным фондам растет из года в год. По итогам 2010 года свыше 3,4 млн. человек изъявили желание перейти из Пенсионного фонда России в один из негосударственных пенсионных фондов, 426 тыс. человек перешли из одного НПФ в другой и только 53,8 тыс. человек вернулись из НПФ в Пенсионный фонд России. В 2011 году активность застрахованных лиц по выбору места формирования накопительной части своей трудовой пенсии стала еще больше. По данным Пенсионного фонда России за 6 месяцев 2011 года по сравнению с таким же периодом 2010 года количество принятых заявлений увеличилось более чем в 2,5 раза, при этом 85,74% из них составляют заявления о переходе из ПФР в НПФ и 11,35% - о переходе из одного НПФ в другой.

Однако, дальнейшее развитие обязательного накопительного пенсионного страхования в целом и в негосударственных пенсионных фондах, в частности, сдерживается несовершенством законодательства и его нарушениями в процессе реализации.

Первоочередным  вопросом  является отсутствие закона о выплатах. Наступила пора массового выхода на пенсию граждан, которым в момент начала реформы оставалось 10 лет до пенсионного возраста. В дополнение к ним успело накопиться большое число граждан моложе пенсионного возраста, имеющих льготные основания для выхода на пенсию. И как бы ни уверяли нас представители Минздравсоцразвития России, что законодательство полностью определяет порядок назначения и выплаты пенсии, реальность состоит в другом.

Мало иметь формулу в п. 23 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Необходимо большое количество подзаконных актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего государственное регулирование деятельности НПФ по обязательному пенсионному страхованию (таким органом по данным вопросам является Минздравсоцразвития России), по вопросам организации назначения и выплаты пенсии (формы заявлений, типовые положения в страховых правилах, нормативные сроки рассмотрения заявлений застрахованных лиц и т.п.), а таких актов нет. Нет даже самого примитивного документа, который просто распространил бы правила и условия назначения и выплаты пенсий, установленные для Пенсионного фонда России на негосударственные пенсионные фонды.

Очень важен и вопрос определения размера пенсии.

Принцип определения размера накопительной пенсии, указанный в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по некоторому параметру, названному «количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии» противоречит элементарным положениям организации пожизненной выплаты пенсии, обеспечивающим минимальный риск как для застрахованного лица (недополучение части пенсионных накоплений), так и для страховщика (необходимость выплаты пенсии в случае, если застрахованное лицо проживет дольше расчетного срока выплаты пенсии). Этот риск минимален, если расчетный срок выплаты пенсии равен средней ожидаемой продолжительности жизни (в зависимости от возраста в момент выхода на пенсию и пола застрахованного лица).

Негосударственные пенсионные фонды имеют большой опыт выплаты пожизненной пенсии в системе негосударственного пенсионного обеспечения, и применение этой методики доказало возможность обеспечить актуарную сбалансированность фондов при выплате пожизненной пенсии. Указанный же в 173-ФЗ срок никак не связан с возрастом и  полом застрахованного лица, а его размер установлен с целью сбалансированности распределительной системы[1].

В результате, размер пенсии при ее расчете по методике, указанной в законе №173-ФЗ, будет занижен на четверть (25,9%) у мужчин, которым пенсия назначена в возрасте 60 лет, и на 15,5% у мужчин, которым пенсия назначена в возрасте 65 лет.

Одновременно, образуется дефицит средств в размере 21% от суммы пенсионных накоплений для выплаты пенсии женщинам, которым пенсия назначена в возрасте 55 лет, и 35,7% женщинам, которым пенсия назначена в возрасте 60 лет.

Ведь не случайно в законе указано, что это срок «для расчета страховой части указанной пенсии».

Кроме пожизненной пенсии принятым в первом чтении законопроектом о выплатах вводится возможность получения пенсии в течение установленного срока. Если исходить из сложившейся практики выплаты негосударственных пенсий, такая пенсия предполагает и наследование остатка пенсионных накоплений в случае смерти застрахованного лица до окончания периода выплат.

Наличие достаточно большого набора видов пенсий существенно расширяет выбор для застрахованного лица, предоставляя возможность увеличить размер пенсии за счет сокращения срока ее выплаты (выбор срока выплат 7 лет дает увеличение размера пенсии в 2,7 раза по сравнению с размером НЧТП, рассчитанным по методике 173-ФЗ), а также привлекательную для многих возможность передачи остатка средств по наследству, В то же время оно существенно повышает ответственность  застрахованного лица, поскольку оно должно ясно осознавать, что по окончании выбранного им срока выплата накопительной пенсии прекратится.

Отметим, что наличие возможности увеличения размера пенсии в первый период нахождения на пенсии полностью согласуется с предложениями Экспертного совета  при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации по диверсификации пенсионного обеспечения на протяжении пенсионной части жизненного цикла человека.

При наличии срочной пенсии выбор застрахованного лица сводится к следующему:

  • либо получать меньшую пенсию и не иметь возможности передать остаток средств по наследству, но получать пенсию в течение всего оставшегося периода жизни независимо от его продолжительности,
  • либо увеличить размер пенсии и иметь возможность передать остаток накоплений наследникам, но после истечения оговоренного договором срока остаться без накопительной пенсии.

Если добавить к этому еще и особенности определения размера НЧТП, то становится особенно важной осознанность выбора застрахованного лица и что этот выбор не должен осуществляться по принципу «где находишься – так и получаешь», а должен быть соответственно организован в момент назначения накопительной пенсии.

Прошедшие годы выявили различия в предоставляемых застрахованным лицам  правах  в зависимости от того где формируются их пенсионные накопления. Это относится не только к возможности реализации различных форм получения накопленных средств (о чем уже сказано выше), но и к начислению отрицательного результата на именные счета накопительной части трудовой пенсии, и к вопросам налогообложения выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Ключевым вопросом формирования пенсионных накоплений является принцип их сохранности и от интерпретации этого принципа участниками пенсионной системы во многом зависит соблюдение прав застрахованных лиц и взаимодействие страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.

Существующая законодательная и нормативная база, разработанная в период устойчивого роста финансовых рынков, оказалась не готова к тому, что возможны и отрицательные результаты инвестирования, что особенно ярко проявилось в период кризиса.

Сейчас Пенсионный фонд России осуществляет расчет результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц по методике, утвержденной приказом Минфина России от 18.11.2005 г. № 140н, которая предусматривает отражение как положительных (коэффициент прироста инвестиционного портфеля больше 1), так и отрицательных (коэффициент прироста инвестиционного портфеля меньше 1) результатов инвестирования.

В соответствии с этой методикой Пенсионный фонд России отражает в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в том числе и отрицательные результаты инвестирования, полученные как управляющими компаниями, отобранными про конкурсу, так и Государственной управляющей компанией. Следует также отметить, что при реализации застрахованными лицами их прав по выбору страховщика или инвестиционного портфеля (управляющей компании) Пенсионный фонд России осуществляет перевод средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды или в управляющие компании в соответствии с полученными (отрицательными) результатами инвестирования.

Для негосударственных пенсионных фондов отсутствует установленный уполномоченным федеральным органом порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений[2], поэтому фонды при их расчете также пользовались методикой, утвержденной приказом Минфина России от 18.11.2005 г. № 140н.

Большинство НПФ – страховщиков по ОПС в соответствии с принятым ими толкованием принципа сохранности пенсионных накоплений по итогам 2008 года не уменьшили свои обязательств перед застрахованными лицами, а полученные отрицательные результаты инвестирования компенсировали за счет имущества для обеспечения уставной деятельности. Ряд НПФ, однако, полученный по итогам 2008 года отрицательный результат инвестирования пенсионных накоплений отразил на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц. Соответственно и перевод средств пенсионных накоплений в выбранные застрахованными лицами НПФ или в Пенсионный фонд России эти НПФ  осуществляли также с учетом полученных (отрицательных) результатов инвестирования. Негосударственные пенсионные фонды, не уменьшившие свои обязательства перед застрахованными лицами, осуществляли перевод средств пенсионных накоплений в выбранные застрахованными лицами негосударственные пенсионные фонды или в Пенсионный фонд России в размере сумм, отраженных на их именных счетах накопительной части трудовой пенсии.

ФСФР России как уполномоченный федеральный орган, осуществляющий контроль за деятельностью фондов, рассматривает действия фондов, отразивших отрицательную доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов в 2008 году как нарушение прав участников и застрахованных лиц, и такая позиция ФСФР была реализована в виде предписаний об устранении нарушений.

Следует отметить, что ФСФР России подготовила и опубликовала[3] проект приказа «Об утверждении порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц», в котором изложена методика, устанавливающая обязанность негосударственного пенсионного фонда, в случае получения отрицательного результата инвестирования, произвести его корректировку до значения коэффициента, равного «1», а возникшие убытки компенсировать за счет имущества для обеспечения уставной деятельности фонда.

Параллельное существование двух вариантов реализации принципа сохранности пенсионных накоплений и двух методик расчета результатов инвестирования: одной для Пенсионного фонда России, а другой – для негосударственных пенсионных фондов представляется совершенно недопустимым. Это означает (при сохранении такого положения) ущемление прав более 50 млн. человек «молчунов» и застрахованных лиц, осознанно выбравших государственную или частную управляющую компанию и осуществляющих формирование накопительной части трудовой пенсии в Пенсионном фонде России.

Одновременно такое положение противоречит публичному характеру отношений, установленных  Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предполагающему равенство прав застрахованных лиц независимо от выбранного ими способа формирования накопительной части трудовой пенсии по старости.

Вопрос определения и отражения на счетах застрахованных лиц результатов инвестирования тесно увязан с фундаментальным вопросом понятия сохранности пенсионных накоплений и гарантированных пенсионных прав застрахованного лица, которые необходимо закрепить законодательно. Достаточно последовательно предложения по этому вопросу изложены Экспертным советом при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации.

По мнению Экспертного совета, принципы сохранности (надежности) и доходности при инвестировании пенсионных накоплений следует трактовать в долгосрочном аспекте. Управление средствами пенсионных накоплений не исключает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Такого рода убытки, если они возникли под влиянием рыночного риска, подлежат компенсации застрахованному лицу на момент назначения накопительной части трудовой пенсии и в период ее выплаты.

В целях обеспечения прав застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии компенсации подлежит разница между фактической величиной пенсионных накоплений на дату назначения пенсии и объемом гарантированных пенсионных прав. Объем гарантированных пенсионных прав может быть определен как сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченных работодателями застрахованных лиц за весь период формирования пенсионных накоплений до назначения (перерасчета) накопительной части трудовой пенсии, индексированная по инфляции.

На стадии выплаты накопительной части трудовой пенсии  ее величина не может уменьшаться по результатам инвестирования или в результате корректировки размера накопительной части трудовой пенсии.

  Для обеспечения исполнения обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной части трудовой пенсии из НПФ предложен двухуровневый механизм компенсации рыночных рисков инвестирования. Он включает:

  • страховые резервы НПФ по обязательному накопительному пенсионному страхованию;
  • средства гарантийного фонда, созданного с участием государства.

Гарантийный фонд должен формироваться по аналогии с системой страхования банковских вкладов. Источниками формирования гарантийного фонда могут быть отчисления от обязательных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дополнительных страховых взносов в рамках программы государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, либо отчисления от дохода, полученного от инвестирования указанных средств. При недостатке указанных средств, по аналогии с организацией страхования вкладов физических лиц в банках России, в гарантийный фонд могут быть привлечены средства федерального бюджета.

Ставка отчислений в фонд может дифференцироваться с учетом рискованности инвестиционного портфеля НПФ.

 Гарантийный фонд должен управляться с участием саморегулируемых организаций участников рынка пенсионных накоплений.

Средства Гарантийного фонда должны покрывать только потери, вызванные рыночным риском. За ущерб, нанесенный их недобросовестными действиями в нарушение действующего законодательства, НПФ, управляющие компании и спецдепозитарии должны отвечать своим имуществом.

В целях корректного определения объема гарантированных пенсионных прав застрахованного лица по обязательному пенсионному страхованию организация учета пенсионных накоплений всех страховщиков по обязательному пенсионному страхованию должна предусматривать соответствующий раздельный учет (страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, доходов от их инвестирования, расходов по администрированию и инвестированию пенсионных накоплений, взносов в гарантийный фонд и текущей рыночной стоимости пенсионных накоплений).

При переходе застрахованного лица от одного страховщика по ОПС к другому должны предусматриваться как передача фактической суммы средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, так и передача сведений об уплате за него страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за весь период формирования пенсионных накоплений, а также сведений об инвестиционном доходе, расходах по администрированию и инвестированию пенсионных накоплений, взносах в гарантийный фонд.

В равной степени соответствующие гарантии должны действовать и в отношении застрахованных лиц, осуществляющих формирование накопительной части трудовой пенсии в Пенсионном фонде России. Реализация этих предложений должна способствовать повышению устойчивости накопительного компонента и обеспечению прав застрахованных лиц на достойный размер пенсии 

Ярким примером неравенства прав застрахованных лиц и чиновничьего безразличия к государственному регулированию отношений по ОПС является налогообложение выплат, осуществляемых правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу законопроект об освобождении от налога на доходы физических лиц выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц, вылился в издевательство над застрахованными лицами, осуществляющими накопление в НПФ. Возможно депутат от Омской области, вносивший законопроект, и не знал, что названия счетов, на которых осуществляется учет пенсионных накоплений, разный в Пенсионном фонде России и в негосударственных пенсионных фондах, но уполномоченный федеральный орган, осуществляющий государственное регулирование деятельности НПФ по обязательному пенсионному страхованию (напомним, что в данном случае это уже Минздравсоцразвития России) и который готовил правительственное заключение на этот законопроект, обязан был это знать, и обязан был соответственно изменить текст законопроекта. В результате, в случае смерти застрахованного лица его правопреемники будут освобождены от налога, если средства находились в ПФР, или будут обложены таким налогом, если средства находились в НПФ.

За время реформы объем участия негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе России вырос и стал в обязательном накопительном компоненте вполне сопоставим с ролью Пенсионного фонда России, а в негосударственном пенсионном обеспечении НПФ являются единственным институтом, обеспечивающим выплаты дополнительной (негосударственной) пенсии. В то же время доступ негосударственных пенсионных фондов к информационным ресурсам системы индивидуального (персонифицированного) учета в обязательном пенсионном страховании отсутствует.

Назрела необходимость обеспечить в вопросах формирования накопительной части трудовой пенсии равные права юридических лиц, осуществляющих функции страховщика:  отделений Пенсионного фонда России и негосударственных пенсионных фондов – страховщиков по ОПС.

Вносимые с этой целью изменения в законодательство должны исходить из положения, что отказ застрахованного лица «от формирования накопительной части трудовой пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании» не означает исключение его из системы ОПС, а означает лишь изменение места формирования и учета его пенсионных прав.

НПФ-страховщики по ОПС должны получить, наравне с отделениями ПФР,  доступ к единой системе персонифицированного учета. Это может быть обеспечено установкой в НПФ-страховщике по ОПС терминала доступа к системе, аналогичного терминалам, устанавливаемым в отделениях ПФР (с ограничением функциональных возможностей по доступу к разделу страховой части трудовой пенсии именного счета застрахованного лица). Одновременно в Федеральном законе «О негосударственных пенсионных фондах» необходимо указать, что  пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии ведется НПФ-страховщиком по ОПС в рамках единой системы персонифицированного учета.

Указанная мера позволит фонду - страховщику по ОПС при заключении договора об ОПС получить все необходимые данные о застрахованном лице, исключив, таким образом, возвраты по причинам неправильного указания места формирования НЧТП (в 2010 году это 356 тыс. штук заявлений – 48,6% общего числа отказов).

Заявления застрахованного лица о выборе места формирования НЧТП должны приниматься НПФ-страховщиком в том же порядке, как и отделениями ПФР, определенном соответствующими положениями 111-ФЗ и 75-ФЗ. Специальное заверение подписей застрахованного лица в этом случае потребуется только при направлении заявления в НПФ-страховщик по ОПС или в отделение ПФР по почте. Это позволит существенно снизить расходы бюджета ПФР по обслуживанию соглашений о взаимном удостоверении подписей[4].

Сведения о принятых заявлениях застрахованного лица должны передаваться отделением ПФР или негосударственным пенсионным фондом - страховщиком по ОПС в подразделение Пенсионного фонда России, обеспечивающее формирование Единого реестра застрахованных лиц и уполномоченное на принятие решений по внесению изменений в него. Сохранность и защита сведений будут обеспечены их передачей  по каналам связи в системе персонифицированного учета.

Сведения о вновь заключенных договорах об ОПС и о действующих в отношении застрахованных лица договорах об ОПС должны вводиться в данные персонифицированного учета НПФ-страховщиком, заключившим новый договор, или НПФ-страховщиком, в котором застрахованное лицо осуществляет формирование НЧТП, и должны стать доступными (в определенном законодательством объеме) для всех страховщиков по ОПС. Ответственность за хранение договора об ОПС в этом случае как и раньше несет НПФ, с которым этот договор заключен. Таким образом, отпадет необходимость в представлении копии договора в ПФР, что одновременно исключит возвраты по причине отсутствия в ПФР договора об ОПС  (в 2010 году это 181 тыс. штук заявлений – 24,7% общего числа отказов).

Целесообразно также упорядочить форму договора об ОПС. Необходимо четко разделить по его тексту постоянную (типовой договор) и переменную (сведения о застрахованном лице и выбранных им опциях) части.

Должна быть предусмотрена равная ответственность отделений ПФР и НПФ-страховщиков по ОПС за нарушение прав застрахованных лиц, обратившихся к ним с заявлением о выборе места формирования накопительной части трудовой пенсии.

Дальнейшим развитием этой меры может стать преобразование системы персонифицированного учета в Единую систему учета пенсионных прав, в которой дополнительно к пенсионным правам в обязательной накопительной системе учитывались бы пенсионные права сформированные гражданами в системе негосударственного пенсионного обеспечения (в корпоративных пенсионных программах и на основе личных договоров негосударственного пенсионного обеспечения).

Требует упорядочения институт агентов негосударственных пенсионных фондов, наличие которого уже закреплено Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» (п. 20) статьи 36.2).

Для этого дополнительно к имеющимся положениям закона необходимо:

  • внести в статью 3 определение агента негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего по поручению фонда заключение договоров  об обязательном пенсионном страховании и о негосударственном пенсионном обеспечении;
  • предусмотреть в законе обязанность уполномоченного федерального органа устанавливать обязательные условия договора, заключаемого фондом с агентом;
  • предусмотреть в законе обязанность уполномоченного федерального органа устанавливать порядок регистрации заключенных фондом договоров с агентами, а также осуществлять такую регистрацию.

Указанные меры способны обеспечить государственный контроль за деятельностью агентов негосударственных пенсионных фондов. Подобные меры уже применяются в практике  государственного регулирования и контроля (например, установление обязательных условий договора НПФ с управляющей компанией и специализированным депозитарием, государственная регистрация наиболее важных договоров, например, об аренде помещений и найме жилой площади).

В последние годы отмечается замедление развития негосударственного пенсионного обеспечения. Это связано как с последствиями экономического кризиса 2008 года, так и гипертрофированным вниманием, уделяемым негосударственными пенсионными фондами ОПС. В этой области также назрела необходимость перемен.

Основной формой реализации негосударственного пенсионного обеспечения в России являются пенсионные системы отдельных отраслей и крупных корпораций, а также корпоративные пенсионные программы отдельных предприятий (ОАО Газпром, ОАО «РЖД», Транснефть, ЛУКОЙЛ, ГМК «Норильский никель», Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО «Северсталь», ОАО «Сургутнефтегаз», РЕНОВА и др.). В создании таких программ в большинстве случаев принимали участие и отраслевые профсоюзы.

Представители иностранных и транснациональных компаний на территории России (ТНК-ВР, Philip Morris International, British American Tobaссo, Tetra Pak, Bonduelle и др.) также декларируют корпоративные пенсионные программы в рамках социального пакета, предоставляемого компанией собственным сотрудникам.

Особенностью нынешнего этапа развития корпоративных программ является совершенствование их структуры. Если сразу после 1999 года корпоративные программы финансировались исключительно за счет взносов работодателя и использовали в значительной степени пенсионные планы с установленными выплатами, то теперь, по мере накопления опыта и доверия участников программы, наблюдается тенденция перехода к пенсионным планам с установленными взносами и широким привлечением работников к совместному финансированию пенсионных программ.

Уже сейчас в тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить суммарный для всех видов пенсиикоэффициент замещения, превышающий (с учетом размера заработной платы в отрасли) средний по стране на 12 – 15%.

Для успешного встраивания корпоративных пенсионных программ в пенсионную систему России необходимо иметь механизм достижения согласия по ключевым вопросам построения таких программ:

  • право сотрудника на участие в программе (наличие или отсутствие ограничений на участие в программе);
  • период ограничения использования (vesting period) – срок, до истечения которого работник не имеет права на получение в будущем корпоративной пенсии;
  • возможность перенесения накопленных за время работы в компании пенсионных прав в случае увольнения из компании (pension portability);
  • обязательность или добровольность участия в совместном финансировании пенсии, зависимость размера взноса предприятия от различных факторов (размера собственного взноса сотрудника, срока, оставшегося до выхода на пенсию, или срока работы после наступления пенсионных оснований, стажа работы в компании или смежных предприятиях холдинга, должностного оклада или штатной категории сотрудника);
  • схемы и порядок выплаты пенсии (применение срочных или пожизненных выплат, возможность выбора схемы и порядка выплат).
  • возможность наследования пенсионных накоплений.

Решение этих вопросов призвано, с одной стороны, обеспечить права работника (прежде всего при увольнении с предприятия) и в то же время, с другой стороны, позволяют работодателю использовать корпоративные пенсионные программы в качестве эффективного инструмента управления персоналом и  обеспечивает заинтересованное участие работодателя в развитии пенсионной системы.

Основой для такого согласия должны стать принципы социального партнерства (учет интересов государства, работодателя и отдельного работника). 

Наряду с реализацией корпоративных пенсионных программ негосударственные пенсионные фонды накопили большой опыт развития личного пенсионного страхования граждан и игнорирование или замалчивание этого опыта негативно сказывается на развитии пенсионной системы России.

Например, в 2010 году, несмотря на последствия кризиса, граждане России – участники негосударственных пенсионных фондов внесли более 12 млрд. рублей личных взносов, в то время как в рамках широко разрекламированной и поддерживаемой государством программы добровольных страховых взносов было внесено только 3,6 млрд. рублей.

При определении принципов содействия дальнейшему развитию добровольных пенсионных накоплений граждан необходимо учесть опыт (в том числе и отрицательный) реализации программы государственного софинансирования, обеспечить распространение заложенных в ней принципов поддержки на другие формы добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения. Это особенно важно, если учитывать, что программа государственного софинансирования (в плане возможности вступления в нее), заканчивается в 2013 году.

За последнее десятилетие в развитии пенсионной системы Российской Федерации удалось добиться многого: создать каркас системы, основанной на самых современных пенсионных технологиях – системе условно-накопительных счетов и обязательной накопительной компоненты.  Несмотря на возникающие проблемы, новые пенсионные институты доказали свою жизнеспособность и могут стать основой модернизации и дальнейшего развития пенсионной системы.

Проведенные в 2010 г. мероприятия по развитию пенсионной системы, в первую очередь, валоризация дореформенных пенсионных прав, доведение минимального размера пенсий до уровня регионального прожиточного минимума, опережающая индексация базового размера пенсий – позволили существенно увеличить уровень пенсий. Средний размер трудовой пенсии вырос практически в полтора раза, а ее относительный уровень (по отношению к доходам работающего населения) достиг почти 40 %.

Однако столь существенное увеличение размеров пенсий было проведено не за счет внутренних ресурсов пенсионной системы (уже разбалансированной к этому моменту), а за счет масштабного привлечения внешних, бюджетных источников финансирования.

В результате опережающего повышения пенсий в последние годы уровень расходов на пенсионную систему приблизился к 10 % ВВП, что превышает средние аналогичные показатели по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В то же время, средний коэффициент замещения, рекордный для российской пенсионной системы, существенно ниже аналогичного среднего показателя для развитых (53 %) и развивающихся рынков (52 %). Несмотря на то, что в ряде ведущих экономик мира (США, Великобритании, Австралии, Японии) средний коэффициент замещения, обеспечиваемый общенациональными пенсионными системами, сопоставим с российским, в этих странах гораздо более значим удельный вес коллективных и индивидуальных пенсионных программ.

Таким образом, больший относительный объем средств, выделяемых на пенсионные расходы в Российской Федерации (в % от ВВП), обеспечивает более низкий относительный размер пенсий (в процентном отношении к утраченному заработку), что является свидетельством недостаточной эффективности расходования средств на выплату пенсий, поэтому решение проблем современной пенсионной системы предполагает не только поиск дополнительных источников финансирования, но и повышение эффективности расходования средств с учетом объективных потребностей жизненного цикла людей старших возрастов.

Построенная в процессе реформы 2002 года пенсионная система предполагает оптимальное сочетание распределительного и накопительного принципов в обязательном пенсионном страховании. Именно вопросы о сбалансированном развитии этих двух принципов построения пенсионной системы, об органичном вписывании в нее накопительного компонента, о роли государства в обеспечении достойного уровня жизни пенсионеров являются главными объектами обсуждения в продолжающейся дискуссии о путях развития пенсионной системы.

Не менее важны и другие вопросы развития пенсионной системы России, в том числе указанные в Бюджетных посланиях Президента РоссийскойФедерации, такие как:

  • распределение финансовой нагрузки и ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателями и работниками, адекватное современным условиям;
  • соотношение в пенсионной системе страны распределительного и накопительного, обязательного и добровольного компонентов пенсионного обеспечения;
  • повышение уровня собираемости взносов, мотивации работников и работодателей к внесению страховых взносов в полном объеме (сокращению «серых схем»);
  • повышение уровня информированности и пенсионной грамотности населения.

Пенсионная система Российской Федерации, построенная на сочетании распределительных и накопительных механизмов в обязательном пенсионном страховании, за счет диверсификации рисков имеет возможности лучше других систем реагировать на финансовые или демографические вызовы. Наличие же проблем, многие из которых унаследованы с советских времен, не должно служить основанием к демонтажу ее конструктивных составляющих.

Накопительный компонент пенсионной системы России еще исключительно молод, (10-15 лет негосударственного пенсионного обеспечения и менее 10 лет обязательного накопительного пенсионного страхования), притом, что оценить эффективность накопительной пенсионной системы возможно при оценке полного цикла ее функционирования (накопление - 30-40 лет; выплаты 15-20 лет), формирование его нормативной базы еще не завершено (отсутствует закон о порядке выплат пенсионных накоплений, неопределенность права на выплаты и наследование средств дополнительных страховых взносов самих работников), что сдерживает развитие этой части пенсионной системы, однако он продемонстрировал свою устойчивость к кризисным явлениям и продолжает развиваться.

Для дальнейшего развития пенсионной системы России необходима разработка фундаментальной, общественно одобряемой программы долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Разработка такой программы, в целях учета мнений всех заинтересованных кругов гражданского и профессиональных сообществ, должна координироваться  общественным органом, образованным при высшем руководстве страны по аналогии (как это имело место в начале 2000-х годов для обеспечения старта пенсионной реформы) с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе.

Сообщество негосударственных пенсионных фондов выразило готовность активно взаимодействовать с заинтересованными организациями, социальными партнерами, представителями пенсионного и экспертного сообщества в подготовке предложений, имеющих целью укрепление и развитие пенсионной системы, оптимального встраивания в нее накопительного элемента, повышения его эффективности и совершенствования.

Важнейшей составляющей дальнейших работ по совершенствованию пенсионной системы России должна стать комплексная проработка перспектив развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в увязке с другими вопросами развития пенсионной системы, в процессе которой необходимо решить следующие основные вопросы:

1. Определение и закрепление места накопительного элемента в пенсионной системе России, сбалансированное развитие двух принципов построения пенсионной системы – распределительного и накопительного, - главный вопрос нынешнего этапа реформирования пенсионной системы России, дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов.

2. Переосмысление роли и путей развития добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, предусматривающее:

  • дальнейшее развитие корпоративных пенсионных программ - основной составляющей добровольного накопительного страхования в России, их успешное встраивание в новую пенсионную систему России и обеспечение заинтересованного участия работодателей;
  • создание в рамках социального партнерства механизмов, гарантирующих с одной стороны соблюдение прав работника по сохранению внесенных за него взносов работодателя, а с другой стороны, позволяющих работодателю использовать корпоративные пенсионные программы в качестве инструмента управления персоналом;
  • при определении принципов содействия развитию добровольных пенсионных накоплений граждан необходимо учесть опыт (в том числе и отрицательный) реализации программы государственного софинансирования, обеспечить распространение заложенных в ней принципов поддержки на другие формы добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, в том числе и с учетом окончания программы в 2013 году.

3. Дальнейшее совершенствование обязательного накопительного компонента пенсионной системы, предусматривающее, прежде всего:

  • принятие федерального закона о выплатах накопительной пенсии;
  • формирование системы страхования пенсионных накоплений, построенной на принципах государственно-частного партнерства;
  • обеспечение действительного волеизъявления граждан при выборе места формирования пенсионных накоплений;
  • развитие технологий накопительного ОПС, совершенствование взаимоотношений страховщиков по ОПС (Пенсионного фонда России и негосударственных пенсионных фондов).

4. Дополнительные меры по развитию процессов инвестирования пенсионных накоплений, позволяющие обеспечить:

  • сближение требований к инвестированию пенсионных накоплений и размещению пенсионных резервов;
  • введение стандарта «разумного лица»;
  • обеспечение эффективного использования пенсионных средств в экономике России.

5. Важнейшим условием обеспечения успешной деятельности негосударственных пенсионных фондов является повышение их надежности,   установление обязательных для соблюдения пруденциальных нормативов, как для фондов, так и для привлекаемых ими управляющих компаний, развитие риск-менеджмента и внутреннего контроля, борьба с проявлениями недобросовестной конкуренции.

6. Новые задачи негосударственных пенсионных фондов могут быть решены только при условии совершенствования и укрепления государственного регулирования и контроля, развития саморегулирования. 

Пенсионная система России должна быть устойчива к вызовам, поставленным кризисом и последующим посткризисным развитием общества. Пенсионный цикл человека, включая и период формирования его пенсионных прав, продолжается длительное время - от 40 до 50 лет, поэтому пенсионная система должна быть уже сейчас готова к длительной и устойчивой работе.

 


[1] Чего стоит одно только изменение этого срока в течение 2002 по 2012 год со 144 до 228 месяцев. Неужели за десять лет средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась в 1,6 раза?

 

[2] Разработка такого порядка расчета результатов инвестирования предусмотрена статьей 36.2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».

[3] http://www.fcsm.ru/document.asp?ob_no=235750

[4] В 2010 году было принято 4769,3 тыс. заявлений граждан, из которых 96,6% поступило через организации, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей. Расходы бюджета ПФР на оплату этих услуг составили в 2010 году 6398,7 тыс. рублей.




другие материалы №4 (8) октябрь-декабрь 2011 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

В своей деятельности часто следую совету известного писателя А. Жида: «все уже давно сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться и повторять все сначала». Вот и на сей раз, учитывая тематику номера, решил повторить многократно мною сказанное и написанное… В начале июня стало известно о готовящейся, шестой по счету, реформе пенсионного обеспечения в нашей стране. Не знаю, что будет в 2014 году (ее предполагаемом старте), а пока завершается десятилетие пятой попытки. Читать

Околеснов Сергей Юрьевич Генеральный директор консалтинговой компании ООО «Пенсионный Партнер»

Изменение конкурентной среды за период реформирования пенсионной системы России

Грядущий 2012 год будет ознаменован десятилетием с начала проведения пенсионной реформы. Участники и регуляторы рынка продолжают спорить о том, насколько она была эффективной, как нужно скорректировать правила игры с учетом все увеличивающегося дефицита ПФР, насколько постулаты, закрепленные в начале десятилетия в нашей стране и во второй половине прошлого века во многих других странах мира, остаются актуальными сегодня. Мы можем только гадать об устройстве и правилах игры пенсионного рынка в очередной декаде его развития - одно мы можем сказать с уверенностью – состоявшаяся реформа создала совершенно новую индустрию в постсоветской России, которая хорошо или плохо, перспективно или нет, продолжает динамично развиваться и видоизменяться каждый год своего существования. Настоящая статья представляет анализ развития конкурентной среды, которая является одним из наиболее четких индикаторов изменения рынка пенсионных услуг. Читать

10 лет пенсионной реформе: взгляд управляющих компаний или игра в регби без правил

С 2001 года, когда был одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ, мне посчастливилось поработать в трех управляющих компаниях. Взгляд на реформу у всех компаний примерно одинаков. Поделюсь личными ощущениями от прошедших 10 лет и думаю, что во многом меня поддержат коллеги по цеху. Читать

Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»

Чернышова Ольга Николаевна Финансовый директор НПФ «Социальное развитие»

10 лет реформе пенсионной системы России: поступательное развитие или назад в будущее?

Сценарии развития пенсионной системы, предложенные в рамках доклада Минздравсоцразвития, и их возможные последствия для участников экономических отношений Читать

Динамика взглядов россиян на роль государства в экономике и социальной сфере

В апреле 2011 года Институт социологии РАН провел общероссийское социологическое исследование: «Двадцать лет реформ глазами россиян». По результатам работы был подготовлен аналитический доклад, выполненный в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Федерика Эберта в Российской Федерации. Вашему вниманию, уважаемые читатели, мы предлагаем раздел 9 исследования «Динамика взглядов россиян на роль государства в экономике и социальной сфере». Читать

Реформа пенсионной системы

Вниманию читателей предлагается извлечение из «Промежуточного доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года». Читать

Борта Мария Михайловна Председатель Национальной Кассы Социального Страхования Республики Молдова

Реформирование пенсионной системы республики Молдова

Реформа пенсионной системы в Республике Молдова началась в 1999 году после принятия Стратегии реформы системы пенсионного обеспечения и Закона о пенсиях государственного социального страхования № 156-XIV от 14.10.98. Эти документы были дополнены Законом Республики Молдова о государственной системе социального страхования № 489-XIV от 08.97.99. Читать

Наши партнеры