Партнеры должны понимать друг друга

Начать хочу с нескольких отрывков из статьи о Доверии на образовательном сайте «Википедии»:
По мнению многих авторов  общества делятся на теплые и холодные.
Холодные общества — это те общества, где люди договорились о правилах игры (неважно, как они называются — законы, обычаи, традиции, сакральные заповеди и т. д.) и более не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций (наиболее близки к этой дефиниции западные страны и страны Юго-Восточной Азии). В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.

Теплые общества — это те, где люди, наоборот, не сумели договориться об общих правилах, и вынуждены компенсировать их отсутствие (иначе говоря, одновременное существование различных правил) личными взаимоотношениями (в том числе коррупционного характера) или временными драконовскими правилами и виртуальной мистической связью каждого с вождем. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости. Поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов или даже равное бесправие, и занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

Можно указать и формальный экономический критерий выделения теплых обществ — значение коэффициента Джинни (степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Для равномерного распределения он равен "0", для абсолютного неравенства он равен "1") ≥ 0,4-0,5). Нетрудно заметить, что к теплым культурам, прежде всего, относится Россия и ее западные соседи, а также Латинская Америка».

Когда я это читал, то в голове всплыла картинка с Международной конференции «Перспективы развития пенсионной системы РФ в свете международного опыта», организованной НАПФ: люди, которые и представляют наш рынок - НПФы, управляющие компании, специализированные депозитарии, регуляторы, их взаимоотношения, общение.

Как-то все очень похоже.

Давайте попробуем разобраться в одной немаловажной составляющей пенсионного рынка: во взаимоотношениях НПФ и управляющих компаний.

За годы становления пенсионного сообщества эти взаимоотношения эволюционировали от неприятия до партнерства, через доверие и ненависть. Возможно, это жесткая характеристика, но, на мой взгляд, она отражает историю верно.

Итак. Изначально НПФ сами осуществляли размещение пенсионных денег и достаточно преуспевали в этом. Сравнительно небольшие объемы, относительная вольница в составе и структуре активов, отличная от сегодняшней система учета активов, отсутствие обязанности пользоваться услугами УК – все это характеризует первые годы работы негосударственных пенсионных фондов в России. Когда фонды обязали работать через управляющие компании, в этих отношениях возникла неприязнь. Такова человеческая психология.

Стабильно растущий рынок, рост активов, удовлетворяющие всех результаты – все это примирило НПФ с УК и можно сказать, что в период 2004-2007 годов наступил «золотой век» доверительных отношений между этими дружественными типами финансовых институтов. Управляющие компании «придумывали» новые продукты и стратегии, пугали терминами, рисовали умопомрачительные графики, внедряли у себя новые стандарты и вообще выглядели очень нарядно. В этот момент и появилось Доверие и ощущение полного спокойствия. Управляющие компании говорили: «Отдайте нам деньги, мы знаем, что с ними делать. Вы будете довольны результатом». Фонды, в основной своей массе, им верили и доверяли. И дальше тоже было бы хорошо, но...

Пришел 2008 год. Вернее его осень и начало зимы. И выяснилось, что что рынок может не только не расти, но еще и стремительно падать. Вот тут отношения изменились. С одной стороны фонды справедливо требуют исполнения своих обязательств по договору доверительного управления, прекрасно понимая, что ВСЕ риски лежат на их плечах.

Управляющие также справедливо указывали, что они-то поступали в рамках упомянутых договоров, но рынок их подвел. А так как злого умысла не было – то ничего они не должны.

Мы помним: были суды, кто-то с рынка исчез, но, слава Богу, здравый смысл взял верх и стороны, которые уже не доверяли друг другу, как-то все же договорились.  Год 2009 позволил управляющим отработать убытки, но былого безоговорочного доверия уже не осталось. Фонды стали в экстренном порядке создавать свои собственные мощные  инвестиционные подразделения, которые начали контролировать действия УК, рекомендовать, где в мягкой, где в жесткой форме, что и как делать. Эти же инвестиционные подразделения стали осуществлять самостоятельное размещение пенсионных денег в рамках, разрешенных законодательством. Хотим мы того или нет, но кризис здорово укрепил НПФ, что не может не радовать будущих пенсионеров

Сейчас, по моему мнению, мы с вами наблюдаем, как зарождается новый формат взаимоотношений УК и НПФ. Кроме установления истинно партнерских взаимоотношений нет иного варианта возродить синергетический эффект взаимодействия.

Да, мы все должны измениться.

Управляющие должны перестать делать вид, что они одни обладают сакральным знанием о том, что и как делать. Им следует протереть свой хрустальный шар, когда будут прогнозировать ситуацию для дальнейших действий и честно говорить о том, что в какие-то периоды рынок может нести убытки. Управляющие обязаны ставить во главу угла интересы своих клиентов, а не желание заработать на бонус здесь и сейчас, выставляя клиента на риски. Понятно, что коммерческая организация имеет своей целью получить прибыль, вместе с тем как ее получить, если у тебя нет клиентов. Однако, рано или поздно ты заработаешь, если у тебя есть партнеры. И сознательно выталкивать партнера в зону большего риска, преследуя свои интересы – это не по-партнерски.

Прошло время, когда НПФ верили Управляющим на слово или на «доходы прошлых периодов». Сегодня Управляющие компании должны стать максимально прозрачными, начиная с процесса принятия инвестиционного решения, заканчивая каждым функциональным процессом управления средствами НПФ. Управляющие должны быть готовы нести ответственность за свои шаги и действия.

Мы партнеры, а партнеры должны понимать друг друга не только в хлебные, но и в голодные годы. Выкручивание рук минимальной гарантированной доходностью, краткосрочными договорами доверительного управления не красит партнерские отношения.

Как уже было сказано, мы живем в теплом обществе. Может быть это минус, но это наша жизнь. И по-настоящему, по-человечески, тепло может быть между двумя партнерами, которые готовы, настроены и делают все, чтобы им обоим было хорошо, даже если вокруг все плохо.

Доверие считается основой всех социальных институтов. Пенсионная система – важнейшая социальная система страны. Давайте эволюционировать, давайте развиваться, чтобы наше взаимодействие повышало доверие к пенсионной системе рядовых граждан, для которых, ведь в конечном итоге, мы с вами и стараемся и которыми сами и являемся.

 




другие материалы №1 (9) январь-март 2012 г.

Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»

Чернышова Ольга Николаевна Финансовый директор НПФ «Социальное развитие»

Фундамент доверия клиентов к негосударственным пенсионным фондам, или о том, какой НПФ нужен клиенту

Кто способен побеждать в конкуренции на пенсионном рынке? Вероятно, те его участники, которые смогли заручиться доверием и лояльностью клиентов. Читать

Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»

Пенсионный возраст как резерв пенсионной системы

Вопрос о пенсионном возрасте в РФ сегодня является предметом множественных дискуссий. Существует две полярные точки зрения. Первая связана с его увеличением в связи с ростом социальных расходов, в первую очередь расходов на пенсионное обеспечение, вторая противоположная, защищает существующие границы в связи с низкой продолжительностью жизни в стране. Читать

Концепция перехода НПФ к стандарту «разумного лица»

22 ноября 2011 года в Москве состоялась Международная конференция «Перспективы развития пенсионной системы РФ в свете международного опыта», организованная НАПФ и РСПП. На ней был представлен доклад «Концепция перехода НПФ к стандарту «разумного лица»», подготовленный Экспертным советом при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации Предлагаем его вашему вниманию. Читать

Круглый стол с читателями журнала

Журнал «Пенсионное обозрение» 25 января 2012 года в 11:00 приглашает своих читателей обсудить статью Президента НПФ «МДМ» Куликова А.И. «Верит ли джентльмен джентльмену?», опубликованную в 1 (9) номере журнала. Читать

Редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» встретилась со своими читателями

25 января 2012 года редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» провела читательский брифинг, посвященный обсуждению статьи Президента НПФ «МДМ» А.Куликова «Верит ли джентльмен джентльмену?». В брифинге приняли участие представители негосударственных пенсионных фондов, управляющих и консалтинговых компаний, представители аппарата Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Читать

Выбор за читателями

Редколлегия журнала информирует своих читателей о том, что в ближайшем 2 (10) номере «Пенсионного обозрения» будут опубликованы, среди прочих, статьи: Читать

Изменился состав членов редакционного коллектива журнала

Уважаемые читатели! По представлению Главного редактора (И.Заргарян) и Генерального директора (Н.Калантаенко) издания «Пенсионное обозрение» Совет НП "НАПФ" утвердил состав редколлегии журнала: Читать

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Среди информационных новостей из мира науки и образования, за которыми внимательно слежу не один десяток лет, мое особое внимание привлекло предложение государственной комиссии по модернизации ЕГЭ лишить Минобрнауки и Рособрнадзор права проводить единый госэкзамен и поручить эту процедуру специально созданным аттестационным агентствам. Комиссия считает, что только это способно сделать экзамен честным и прозрачным. Другими словами, государство собирается отказать в доверии педагогам. Читать

Редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» встретилась со своими читателями

25 января 2012 года редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» провела читательский брифинг, посвященный обсуждению статьи Президента НПФ «МДМ» А.Куликова «Верит ли джентльмен джентльмену?». В брифинге приняли участие представители негосударственных пенсионных фондов, управляющих и консалтинговых компаний, представители аппарата Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Читать

Предпочитаете ли вы онлайн-работу работе офлайн?

Наши партнеры