Концепция перехода НПФ к стандарту «разумного лица»

22 ноября 2011 года в Москве состоялась Международная конференция «Перспективы развития пенсионной системы РФ в свете международного опыта», организованная НАПФ и РСПП. На ней был представлен доклад «Концепция перехода НПФ к стандарту «разумного лица»», подготовленный Экспертным советом при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации Предлагаем его вашему вниманию.

1. Общие положения

  Созданный за последнее десятилетие накопительный компонент обязательной пенсионной системы сегодня можно оценить в 2% ВВП, и он динамично развивается – за 6 лет (с 2005 по 2010 г) стоимость активов, в которые инвестированы пенсионные накопления, несмотря на кризис, увеличилась более, чем в 9 раз и приблизилась к триллиону рублей. Ко времени начала массовых выплат из системы она будет одной из крупнейших в мире обязательных накопительных систем. Качественное регулирование и надзор за деятельностью субъектов отношений по накопительному обязательному пенсионному страхованию – необходимое условие полноценного развития системы. В то же время кризис 2008 года показал, что система регулирования и надзора, построенная на установлении и соблюдении количественных ограничений, оказывается недостаточно эффективной в условиях резкого ухудшения ситуации на финансовых рынках. Необходимость соблюдения установленных ограничений заставляла управляющих активами принимать неоптимальные решения, идущие вразрез с долгосрочными интересами застрахованных лиц, поскольку адекватные регулятивные изменения либо запаздывали, либо не принимались вовсе. В то же время анализ лучшей зарубежной практики показывает, что в целом ряде стран, где существуют накопительные пенсионные планы, регуляторы используют намного более гибкие подходы, исходя из оперативной оценки влияния кризиса на отрасль и опираясь на инструменты риск-ориентированного надзора. Именно отсутствие системы контроля рисков в накопительном пенсионном обеспечении и страховании является основным пробелом в организации государственного надзора за деятельностью НПФ. В целом можно сказать, что слабые места надзора за пенсионной отраслью – его излишняя формализованность, излишний акцент на соответствие законодательству. Кроме того, остаются нерешенными вопросы рассредоточенности  функций регулирования между различными министерствами. Кадровый потенциал регулирующего и надзорного органов не ориентирован на пенсионные вопросы.

Необходимыми условиями построения системы риск-ориентированного надзора являются усиление систем управления риском в НПФ и переход в управлении НПФ к принципу «разумного лица». Дополнительно для повышения надежности накопительного компонента обязательной пенсионной системы прорабатываются механизмы гарантий пенсионных накоплений на стадии выплат.

Такой подход позволит приблизить российское законодательство к нормам, рекомендуемым ОЭСР при управлении активами, регулировании и надзоре за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, обеспечит выход на уровень международных стандартов управления активами пенсионных фондов. При подготовке Концепции рабочая группа исходит из целесообразности сосредоточения ключевых функций регулирования в сфере обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в одном органе (Министерстве финансов), необходимости консолидации функций надзора и контроля в указанной сфере в одном органе (ФСФР). Консолидация функций должна сопровождаться унификацией принципов регулирования и надзора за деятельностью НПФ по обязательному и добровольному пенсионному страхованию/обеспечению.

2. Цели и задачи Концепции 

Цели - повышение устойчивости функционирования накопительного компонента обязательного пенсионного страхования путем повышения качества управления рисками и внедрения стандарта разумного лица, приближение законодательства, регулирующего деятельность НПФ, к нормам, действующим в ОЭСР.

Цели рабочей группы по переходу НПФ к стандарту разумного лица неразрывно связаны с формированием международного финансового центра, а реализация самого перехода невозможна без комплексного развития финансового рынка и его инфраструктуры, использования разнообразия инвестиционных инструментов, условия для внедрения которых появляются в процессе создания МФЦ. В свою очередь, эффективное функционирование накопительного компонента обязательной пенсионной системы можно рассматривать как важное условие формирования МФЦ, поскольку оно обеспечивает приток значительных инвестиционных ресурсов.

Для реализации этих целей необходимо перестроить регулирование и надзор за деятельностью НПФ таким образом, чтобы они были нацелены на обеспечение достижения основной цели деятельности НПФ – генерирования пенсионного дохода для участников и застрахованных лиц,  поддержание устойчивости функционирования фондов и системы накопительного пенсионного страхования в целом, повысить уровень управления в фондах,  перейти к использованию принципа разумного лица, когда стратегическое распределение активов и установление ограничений при инвестировании осуществляются, прежде всего, самими фондами, при этом они несут полную ответственность за результаты своей деятельности,.

Заявленные цели требуют комплексных преобразований, которые не могут быть совершены одномоментно, поэтому переход к стандарту разумного лица предлагается осуществлять поэтапно. На первом этапе осуществляются первоочередные меры – ревизия установленных ограничений при инвестировании пенсионных накоплений и отмена устаревших и неэффективных, расширение видов активов, разрешенных для инвестирования пенсионных накоплений, принятие первоочередных нормативных правовых актов. На втором этапе разрабатываются стандарты корпоративного управления, процедуры и модели управления рисками в НПФ, стандарты актуарного оценивания пенсионных схем НПФ. Основную роль в этом процессе должны сыграть саморегулируемые организации (СРО) участников рынка, для чего должен быть повышен их статус, усилен кадровый потенциал. Разработанные СРО стандарты и процедуры затем необходимо отработать в  НПФ в рамках пилотных проектов, в которых фонды принимают участие на добровольной основе. По результатам реализации проектов будет проведена доработка правовых актов и их нормативное закрепление.

Переход к пруденциальным принципам регулирования и надзора в сфере ОПС требует как институциональных   изменений, так и овладения сотрудниками уполномоченного федерального органа  новыми инструментами регулирования и надзора, что невозможно без усиления кадрового потенциала указанных органов. Эту работу также необходимо проделать в рамках второго этапа.

На третьем этапе осуществляется переход к применению стандарта разумного лица на обязательной основе, дальнейшая либерализация ограничений при инвестировании пенсионных накоплений.

 3. Основные направления реализации Концепции 

 

 

I. Внедрение в НПФ стандарта разумного лица 

Стандарт разумного лица направлен на обеспечение того, чтобы стороны, ответственные за управление активами пенсионного фонда, выполняли эту работу профессионально и исключительно в интересах пенсионного фонда и его участников и бенефициаров. Обязанность действовать в максимальной степени в интересах участников и бенефициаров плана в вопросах, касающихся инвестирования активов пенсионного плана известна также как принцип фидуциарной обязанности. Этот принцип присущ как стандарту разумного лица, так и правилу разумного инвестора, но в стандарте разумного лица от попечителей пенсионных фондов не требуются профессиональные знания в области инвестирования, они только обязаны получать надлежащие советы о нем. Правило разумного инвестора предполагает профессиональные знания в области инвестирования у руководителей фондов. Из тех стран, которые опираются на пруденциальные принципы регулирования пенсионных фондов, большинство ориентированы на принцип разумного лица. В России также целесообразным представляется ориентация на  принцип разумного лица.

Особое внимание при внедрении стандарта разумного лица следует уделить организации инвестирования. В соответствии со стандартом разумного лица ОЭСР, инвестирование пенсионных активов должно осуществляться с заботой, на должном экспертном уровне, осмотрительно, с должным предварительным анализом, а также мониторингом  инвестиций и тех, кому делегируется функция инвестирования.  В тех случаях, когда сторонам не хватает достаточного опыта для принятия полностью обоснованных решений и для выполнения своих обязанностей, следует требовать, чтобы руководящий орган и другие соответствующие стороны обращались за внешней помощью эксперта.

Часть требований, предъявляемых к НПФ в рамках стандарта разумного лица, в российском законодательстве уже присутствует, в частности, в отношении принципов инвестирования. В изменении нуждается, прежде всего, организация корпоративного управления в НПФ и система управления рисками. Оба эти направления не могут быть реализованы только путем изменения законодательства. Основную роль в их реализации должны сыграть СРО, участники которых должны разработать и принять стандарты корпоративного управления НПФ и принципы организации системы управления рисками в НПФ. Стандарты и системы управления рисками должны быть едиными по обязательному пенсионному страхованию и добровольному пенсионному обеспечению

Параллельно должны претерпеть значительные изменения регулирование и надзор за деятельностью НПФ. После создания адекватных систем управления рисками могут быть либерализованы и частично сняты установленные количественные ограничения при инвестировании пенсионных накоплений, а также снято требование, предписывающее НПФ размещать средства пенсионных накоплений исключительно через управляющие компании.

1. Корпоративные стандарты НПФ 

Приведение требований к корпоративному управлению в НПФ в соответствие с принципом разумного лица, предполагает повышение роли руководящих органов фонда, что необходимо закрепить как в стандартах корпоративного управления, так и в нормативных правовых актах.

1. Руководящие органы фонда должны принять на себя всю полноту ответственности за его деятельность. Требуется законодательное закрепление нормы об ответственности руководящих органов за деятельность фонда и способов ее реализации, в том числе необходимо установить, что Фонд/ Должностные лица фонда несет ответственность за деятельность фонда в соответствии законодательством Российской Федерации, в том числе гражданско-правовую ответственность перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами.

Для обеспечения работоспособности этой нормы предлагается:

- внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, усиливающие ответственность негосударственных пенсионных фондов и должностных лиц негосударственных пенсионных фондов за нарушения требований законодательства, в том числе в части увеличения штрафов и расширения использования такого инструмента как дисквалификация.

- предусмотреть страхование ответственности руководства Фонда, например, как условие членства в СРО.

В случае привлечения третьих лиц для оказания услуг фонду, Фонд/должностные лица фонда должны нести ответственность перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами за действия указанных третьих лиц как за свои собственные.

2. Необходимо уточнить компетенцию (распределение функций) органов управления фонда, в том числе в отношении:

- разработки и утверждения политики в области ключевых направлений деятельности фонда (политика инвестирования, финансирования, управления рисками);

- кадровой политики и политики в отношении внешних поставщиков услуг;

- установления критериев и процедуры отбора лиц, которым делегируются полномочия;

- обеспечения соответствия деятельности фонда  требованиям пенсионного законодательства и других нормативных правовых актов.

3. В отношении схем с установленными взносами, к которым относится и  деятельность по обязательному пенсионному страхованию, следование стандарту разумного лица предполагает, что фонд обеспечивает:

- предоставление участникам и застрахованным лицам право выбора инвестиционного портфеля, включая опцию по умолчанию;

- осуществление мониторинга этих инвестиционных портфелей;

- оптимизацию расходов по управлению этими портфелями и раскрытие информации о расходах участникам и застрахованным лицам в дезагрегированном виде;

- предоставление рекомендаций участникам и застрахованным лицам (консультирование).

Эти нормы требуют законодательного закрепления. Переход к предоставлению застрахованным лицам возможности выбора инвестиционного портфеля может быть осуществлен в два этапа. На первом НПФ могут предлагать более одного инвестиционного портфеля, на втором (с 2016 года) законодательно закрепляется обязанность НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, предоставлять застрахованным лицам возможность выбора инвестиционного портфеля, включая опцию по умолчанию.  Кроме того, для реализации этого принципа должны быть разработаны критерии отнесения инвестиционных портфелей к той или иной категории рискованности, что может быть реализовано силами СРО, объединяющих управляющие компании.

4. Следует предусмотреть меры, чтобы:

- механизмы отбора членов органа управления были прозрачными;

- обеспечивалась подотчетность органа управления фондом участникам и бенефициарам, а также вкладчикам в той мере, в какой это соответствует его ответственности как поставщика пенсионных выплат.

5. Должны быть повышены требования к доступности и раскрытию информации для участников, застрахованных лиц, потенциальных участников и застрахованных лиц относительно политики инвестирования, имен и должностей контактных лиц, ответственных за администрирование и управление фондом, а также о процессах и процедурах предъявления претензий. Участники и застрахованные лица должны своевременно уведомляться, если требуемые взносы работодателя и участника не были внесены в пенсионный фонд. Сведения, содержащиеся в выписке, предоставляемой участнику (застрахованному лицу), должны давать возможность определить текущие накопления пенсии (для планов с установленными выплатами) или остатки по пенсионному счету. Для участников схем с установленными взносами и застрахованных лиц информация должна включать дату и величину взносов, внесенных на счет, результаты инвестирования и доходы и / или потери (убытки).

Реализация этой нормы требует изменений в 75 ФЗ, а также принятие нормативных правовых актов, регулирующих персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования.

6. Необходимо установить обязанность фонда по предоставлению информации вкладчикам, участникам и застрахованным лицам о решениях органа управления, которые могут оказать существенное влияние на будущие пенсионные выплаты, таких как изменения в инвестиционной политике.

7. Корпоративные стандарты НПФ должны содержать репутационные и квалификационные требования к членам исполнительного органа управления НПФ  Членство в органе управления должно зависеть от минимальных стандартов приемлемости (или неприемлемости), чтобы гарантировать высокий уровень моральных качеств, компетентности, опыта и профессионализма в управлении пенсионным фондом. Члены органа управления должны коллективно обладать необходимыми знаниями и квалификацией для наблюдения за всеми функциями пенсионного фонда и отслеживать деятельность тех организаций и лиц, которым были делегированы определенные функции. Кроме того, руководящему органу фонда необходимо регулярно пересматривать свою «коллективную квалификацию»,  решать, является ли она достаточной и, в случае необходимости, расширять свои коллективные знания о вопросах пенсионного фонда с помощью соответствующего обучения за счет фонда.

Следует установить обязанность членов органа управления повышать свою компетенцию путем при необходимости прохождения соответствующего обучения (как минимум, при назначении на должность и на постоянной основе не реже чем раз в два года). Любые критерии, согласно которым кандидат не подходит для назначения в качестве члена органа управления, должны быть зафиксированы в соответствующем локальном правовом акте фонда.

8. Необходимо разработать и, в конечном счете, законодательно закрепить критерии, процедуры делегирования функций и использования советов экспертов, мониторинга и оценки их деятельности.

Фонд должен разработать и утвердить локальный правовой акт, определяющий политику фонда в отношении аутсорсинга. Для управления риском делегированной внешнему поставщику услуг  деятельности орган управления фондом должен быть уверен в наличии у поставщика услуг адекватной системы контроля, а после заключения договора его деятельность подлежит постоянному мониторингу. Поставщик услуг обязан по первому требованию органа управления фонда предоставлять ему или аудитору фонда всю необходимую документально подтвержденную информацию для целей контроля за соблюдением условий договора».

9. Должны быть разработаны правовые нормы, устанавливающие требования к актуарной оценке активов и обязательств НПФ  с учетом Рекомендаций  ОЭСР по основным принципам регулирования негосударственных пенсий, по управлению пенсионным фондом, в том числе:

- Должны быть установлены функции пенсионного актуария, включающие, как минимум, оценку текущих и будущих обязательств пенсионного фонда по выплате пенсий для определения финансовой состоятельности пенсионной схемы на основе признанных актуарных и бухгалтерских методик. Актуарий должен также определять потребности пенсионной схемы в финансировании и оценивать размер необходимых взносов с учетом характера обязательств пенсионной схемы. Наконец, на актуария возлагается «сигнальная» роль в системе надзора за деятельностью НПФ.

- Для планов с установленным размером взносов целесообразно назначать актуария с ограниченными функциями, так как инвестиции должны осуществляться в целях обеспечения достаточного дохода при выходе участников на пенсию.

- Квалификационные требования к пенсионным актуариям и требования к СРО пенсионных актуариев предлагается закрепить в 75-ФЗ. Аттестацию пенсионных актуариев возложить на уполномоченный федеральный орган, осуществляющий государственный надзор и контроль за деятельностью фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования.

- созданному в соответствии с требованиями 75-ФЗ СРО актуариев предлагается разработать стандарты актуарной деятельности и актуарного оценивания пенсионных схем НПФ.  Эти правовые нормы должны требовать  использования надлежащих методик расчета, соответствующих общепринятым актуарным стандартам и методам.

Правовые нормы (со ссылкой на общепринятые актуарные стандарты и методики) должны  содержать требования использования разумных актуарных предположений, которые считаются соответствующими при расчете обязательств пенсионного плана. Эти предположения должны включать, помимо прочего, таблицу смертности (предполагаемый уровень смертности участников и бенефициаров плана на дату расчета обязательств плана), будущие тренды смертности (изменения уровня смертности постоянного характера, которые, как предполагается, произойдут после даты расчета обязательств), сценарии выхода на пенсию и раннего выхода на пенсию в различном возрасте (с учетом фактического выхода на пенсию и предполагаемого раннего выхода на пенсию участников плана).

Правовые нормы (со ссылкой на общепринятые актуарные стандарты и методики) должны требовать использования разумных ставок дисконтирования для определения обязательств соответствующих методикам, используемым для оценки активов и других экономических предположений. Эти правовые нормы (или организации актуариев) должны предоставлять рекомендации относительно факторов, которые могут быть учтены при определении ставок дисконтирования для продолжающихся обязательств и обязательств при прекращении.

- установить, что услуги актуария НПФ может оказывать только лицо/организация, являющееся членом СРО пенсионных актуариев и соблюдающее соответствующие стандарты.

10. Следует разработать процедуры, обеспечивающие, чтобы все члены органа управления получали надлежащую, своевременную, точную, полную, непротиворечивую и понятную информацию, с тем, чтобы они могли выполнять свои обязанности эффективно, в соответствии с кодексом поведения,  и обеспечить выполнение делегированных обязанностей.  Со своей стороны, орган управления должен обеспечить, чтобы актуарии, управляющие активами, консультанты, специализированные депозитарии и другие поставщики профессиональных услуг также своевременно получали правильную и точную информацию, с тем, чтобы они могли выполнять свои обязанности в соответствии с указаниями органа управления.

Реализация пунктов 2, 4-8, 10 настоящего раздела возлагается на СРО НПФ в рамках второго этапа реализации Концепции.

 

2. Укрепление риск-менеджмента 

Адекватный процесс управления риском в пенсионном фонде требует не только измерения и контроля портфельных рисков и контроля за соблюдением законодательства, но и последовательного и интегрированного управления активами и обязательствами. Система управления рисками должна охватывать также биометрические риски.  Для реализации этих задач необходимы изменения в содержательной стороне внутреннего контроля в НПФ. В настоящее время он ограничивается соблюдением законодательства и не нацелен на оценку рискованности операций. В то же время, операции НПФ могут быть излишне рискованными, но не противоречить законодательству. В соответствии с Рекомендациями ОЭСР по управлению пенсионным фондом, меры внутреннего контроля должны включать не только и комплайнс-контроль, но и такие элементы как оценка эффективности деятельности, механизмы компенсации, информационные системы и процессы, а также процедуры управления рисками.

Необходимо разработать  стандарты внутреннего контроля НПФ на основе оценки рисков с учетом рекомендаций ОЭСР и анализа лучшей практики  систем управления рисками в пенсионных фондах за рубежом. Эти стандарты должны отражать организационные и административные процедуры, которые имеют ключевое значение для управления и контроля рисков и разумного ведения дел, в том числе:

1. Регулярная оценка эффективности работы лиц и организаций, выполняющих операционные и надзорные функции в пенсионном фонде.

Следует создать механизмы объективной оценки эффективности работы для всех лиц и организаций, занимающихся администрированием пенсионного фонда.  В том числе, следует установить надлежащие индикаторы (бенчмарки) для внешних управляющих активами и регулярно оценивать результаты их работы по сравнению с этими индикаторами.  Индикаторы-бенчмарки следует регулярно пересматривать, чтобы обеспечить их соответствие целям пенсионного фонда.

2. Регулярный пересмотр механизмов компенсации, с тем чтобы они обеспечивали правильные стимулы для тех, кто отвечает за операционную деятельность пенсионного фонда и надзорные функции.

Правильная компенсация может обеспечить надлежащие стимулы для эффективной работы, а организация комиссии по компенсациям может способствовать повышению прозрачности административных расходов фондов, в том числе на оплату услуг внешних поставщиков услуг и членов органа управления.  Особого внимания требует компенсационная политика в отношении сотрудников маркетинговых подразделений и агентов, заключающих от имени фонда договоры обязательного пенсионного страхования, поскольку эти расходы могут значительно уменьшить пенсионные выплаты и существует риск того, что указанные лица могут действовать не в интересах участников и застрахованных лиц. Поэтому орган управления должен обеспечить, чтобы структура вознаграждения таких сотрудников и агентов не создавала искаженных стимулов и не приводила к неправильным решениям застрахованных лиц.

3. Регулярная ревизия информационных процедур, операционного программного обеспечения и систем бухучета и финансовой отчетности;

4. Выявление, отслеживание и, в случае необходимости, исправление ситуаций  конфликта интересов. Если орган управления не может разрешить ситуацию конфликта интересов, которая может рассматриваться некоторыми членами органа управления как наносящая ущерб интересам участников и застрахованных лиц, об этом следует сообщить надзорному органу, совет фонда информирует орган по контролю и надзору, который принимает решение о допустимости этой ситуации, и если да, то на каких условиях.

5. Механизмы пресечения ненадлежащего использования конфиденциальной информации;

6. Внедрение адекватной системы измерения рисков и управления рисками, включая эффективный внутренний аудит

7. Регулярная оценка систем комплайнс-контроля

Стандарты внутреннего контроля НПФ разрабатываются СРО на втором этапе реализации Концепции и проходят тестирование в НПФ на добровольной основе, после чего в них вносятся необходимые коррективы. При этом основные требования к системам управления рисками закрепляется законодательно.

 

3. Управление инвестициями 

Конечная цель перехода к стандарту разумного лица в отношении управления инвестициями - замена соблюдения установленных государством ограничений при инвестировании пенсионных накоплений разумной инвестиционной политикой фонда. В соответствии со стандартом разумного лица,  руководящий орган пенсионного фонда или другой ответственный субъект наделяется широкими полномочиями для инвестирования активов пенсионного фонда разумным образом. Решения о стратегическом распределении активов и установление ограничений при инвестировании,  о внесении изменений в долгосрочное распределение активов и в цели инвестирования фонда с учетом меняющихся обязательств и условий на рынках должны быть переданы на уровень НПФ. Повышается роль инвестиционной стратегии и политики фонда, но одновременно  также его ответственность за результаты инвестирования. Соответственно, либерализация портфельных ограничений при инвестировании пенсионных накоплений обусловлена выполнением целого ряда условий. Кроме того, она не предполагает полного отказа от государственного регулирования инвестирования пенсионных накоплений и отмены всех действующих портфельных ограничений. С одной стороны, государству целесообразно сохранить ряд требований к инвестиционным портфелям, с другой – для либерализации правил инвестирования фонды должны внедрить и другие элементы стандарта разумного лица, а также создать адекватные системы управления рисками, необходимо перестроить систему регулирования и надзора, должны быть внесены необходимые изменения в законодательство.

Изменения в  действующем законодательстве должны, в том числе, включать:

 - закрепление фидуциарной обязанности руководства фонда в отношении пенсионных накоплений, для чего предлагается дополнить главу 6 75-ФЗ соответствующей нормой в отношении пенсионных накоплений (фонд обязан осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц);

- унификацию терминологии, используемой для описания инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений в главе 6 75-ФЗ («размещение пенсионных резервов» и «инвестирование»,  «передача на инвестирование пенсионных накоплений»)

- требование к руководящему органу фонда устанавливать скрупулёзный процесс, в соответствии с которым осуществляется инвестиционная деятельность, включая учреждение надлежащих внутренних проверок и  процедур направленных на эффективную реализацию и контроль процесса управления инвестициями. Для реализации этого принципа предлагается:

1. Обязать НПФ создавать Инвестиционный комитет, а НПФ, предлагающие схемы с установленными выплатами – комитет по активам и обязательствам (The Asset and Liability Committee), регламент деятельности которого должен соответствовать стандартам, разработанным СРО.

2. Установить требования к квалификации сотрудников фонда, осуществляющих инвестирование или контроль за ним (в случае делегирования этой функции управляющей компании).

Возможно, целесообразно ввести ограниченную лицензию для НПФ, разрешающую самостоятельное инвестирование средств этого НПФ или новый уровень лицензии НПФ, позволяющий самостоятельно инвестировать пенсионные резервы и пенсионные накопления этого НПФ.

3. Установить, что договоры доверительного управления могут заключаться только с управляющими компаниями, принявшими на себя обязательство соответствовать требованиям разумного инвестирования, разработанным СРО и имеющими адекватные системы риск-менеджмента.

4. Договоры доверительного управления с управляющими компаниями должны устанавливать индикативные показатели (бенчмарки), в соответствии с которыми фонд будет оценивать результаты инвестирования: 

- требования к принимаемым фондами инвестиционным декларациям (инвестиционной политике фонда) Необходимо установить, что  инвестиционная декларация должна, как минимум, определять для конкретной пенсионной схемы стратегическое (долгосрочное) распределение активов по основным инвестиционным категориям), общие цели (индикаторы) в отношении результатов инвестирования, а также способы мониторинга и, в случае необходимости, внесения изменений в общее распределение активов и  целевые показатели  в свете меняющихся обязательств и условий рынка,  устанавливать, до какого предела допустимы отклонения от стратегического распределения активов. Инвестиционная декларация должна также включать любые общие решения, касающиеся тактического распределения активов,  выбора ценных бумаг и исполнения сделок. Инвестиционная декларация  должна принимать во внимание краткосрочные и долгосрочные обязательства пенсионной схемы, включая любые необходимые актуарные аспекты и вопросы финансирования, которые могут повлиять на эти обязательства. инвестиционная декларация должна устанавливать будут ли использоваться внутренние или внешние управляющие инвестициями, круг их обязанностей и полномочий, а также процедуру их отбора и контроля их деятельности, затраты на управление инвестициями и связанную с этим деятельность, включая издержки на исследования и совершение операций и вознаграждение внешних поставщиков услуг. Инвестиционная политика для пенсионных схем, в которых участники делают инвестиционный выбор, должна обеспечивать, чтобы участникам предоставлялся выбор инвестиционных вариантов (портфелей), включая опцию по умолчанию, а также, чтобы участники имели доступ к информации, необходимой для принятия инвестиционных решений. В частности, инвестиционная декларация должна классифицировать инвестиционные портфели в соответствии с тем инвестиционным риском, которому подвергают себя участники (застрахованные лица). На начальном этапе основную роль в разработке методологии и требований к содержанию инвестиционной декларации могут взять на себя СРО НПФ и управляющих компаний, однако анализ зарубежного опыта показывает, что,  по крайней мере часть требований целесообразно закрепить законодательно.

- требование наличия в фонде утвержденных внутренним правовым актом процедур и критериев, с помощью которых руководящий орган фонда или другие ответственные стороны периодически проверяют эффективность своей инвестиционной политики и определяют наличие необходимости изменения этой политики, процедур её реализации, структуры принятия решений, а также обязанностей, связанных с  разработкой, реализацией и критической оценкой инвестиционной политики. Целесообразно, чтобы такие процедуры и критерии разрабатывались СРО).

- требование, чтобы методологии, используемые для оценки активов фонда были прозрачными для руководящего органа пенсионного фонда и для тех, кто вовлечён в процесс управления инвестициями фонда. Оценки стоимости и используемые методы должны быть легко доступными или раскрываться для участников и застрахованных лиц.

 

II. Изменения в регулировании и надзоре за деятельностью НПФ 

При переходе к стандарту разумного лица задачи государственного регулирования и надзора за деятельностью фондов должны сместиться в сторону обеспечения, чтобы деятельность и установленные процедуры в НПФ соответствовали пруденциальному поведению в его современном понимании, включая применение утвержденных в фонде процедур. Расширяются инструменты регулирования и надзора. Особое внимание должно быть уделено разработке моделей оценки устойчивости фондов.

Для реализации этих задач предлагается внести изменения в действующее законодательство и реализовать комплекс  мер по перестройке деятельности УФО по следующим основным направлениям:

 

1. Цели и задачи государственного регулирования и надзора за деятельностью НПФ 

- Дополнить цели государственного регулирования и надзора за деятельностью фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, сформулированные в 75-ФЗ, целью обеспечения устойчивого функционирования фондов;

- Установить, что регулирование управления активами фонда должно основываться на главной цели фонда - служить надежным источником пенсионных выплат и обеспечивать управление инвестициями в соответствии с пруденциальным принципами надежности, доходности и ликвидности, с использованием таких принципов управления риском, как диверсификация и соответствие активов и обязательств.

При этом в уточнении нуждается закрепленный в 75-ФЗ принцип сохранности инвестиций. Принципы сохранности (надежности) и доходности при инвестировании пенсионных накоплений следует трактовать в долгосрочном аспекте и исходя из основной цели накопительного пенсионного страхования – обеспечения пенсионного дохода бенефициарам пенсионного фонда.

Управление средствами пенсионных накоплений не исключает получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Регулятор не должен требовать, чтобы такого рода убытки, если они возникли под влиянием рыночного риска, покрывались за счет собственных средств управляющей компании или НПФ по итогам отчетного периода или истечения срока договора доверительного управления. Если имеет место уменьшение стоимости пенсионных накоплений по сравнению с суммой накопленных взносов, оно подлежит компенсации застрахованному лицу на момент назначения накопительной пенсии. Договоры доверительного управления между НПФ и управляющей компанией не должны содержать требований гарантированного минимального дохода от инвестирования.

- Определить, к каким субъектам и участникам отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, кроме НПФ, должен применяться стандарт разумного лица и как он может быть реализован применительно к управляющим компаниям, специализированным депозитариям, актуариям, организациям, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов и другим организациям, которым фондом делегируются функции.

 

2. Лицензирование 

Нормы ФЗ-75, регулирующие создание фондов, целесообразно дополнить положениями, требующими от фондов иметь адекватные механизмы контроля инвестиционного, операционного и управленческого рисков, предоставлять бизнес-план.

- пенсионные фонды должны разрабатывать и утверждать бизнес-план, который, в соответствии с  Рекомендациями ОЭСР, должен включать как минимум следующее:

перечень пенсионных схем, которые планирует предлагать фонд;

типы обязательств, которые планирует нести фонд (например, гарантия доходности или выплат), если имеются;

ориентировочные расходы на создание фонда и финансовые средства, используемые для этой цели;

планируемое развитие фонда;

средства для выполнения требований к ИОУД;

подробную информацию относительно механизмов контроля риска и внутреннего контроля, аудита, а также разумной политики инвестирования, которые имеются или будут утверждены после создания фонда (для вновь создаваемых фондов).

- Должны быть расширены полномочия надзорного органа при рассмотрении заявки на получение лицензии:

Уполномоченный федеральный орган должен иметь полномочия на:

- оценку предлагаемых директоров и других членов органов управления, с точки зрения их компетентности, честности (высоких моральных качеств), квалификации, опыта, отсутствия судимости;

- рассмотрение предлагаемых стратегических и операционных планов заявителя, включая:

а) определение, что соответствующие система корпоративного управления, управления риском, внутреннего контроля и кодекс поведения будут внедрены; 

б) рассмотрение того, соответствует ли операционная структура заявителя масштабу и сложности предлагаемой им деятельности;

- рассмотрение политик и процедур, которые заявитель имеет/планирует создать в целях обеспечения постоянного выполнения своих обязательств в рамках законодательства и условий лицензии, а также основных элементов системы управления рисками, создаваемой заявителем;

- анализ финансовых проектировок заявителя и оценку его финансовой надежности и других ресурсов;

- определение приемлемости основных учредителей, включая конечных бенефициарных владельцев, и других лиц, которые могут оказывать существенное влияние на заявителя, а также оценку источников  стартового ИОУД;

- уполномоченный федеральный орган должен в особых случаях обладать гибкостью в применении юридических требований, чтобы тип, масштаб и сложность деятельности кандидата можно было принять во внимание при оценке соблюдения критериев лицензирования. Обстоятельства, при которых уполномоченный федеральный орган может проявлять гибкость в отношении требований, должны быть четко прописаны в законодательстве, и, кроме того, должна быть гарантирована защита от произвольных действий со стороны уполномоченного федерального органа;

 - уполномоченный федеральный орган должен иметь право предоставлять рекомендации, в которых описаны требования как кандидаты могут достичь соответствия критериям лицензирования, чтобы они могли создать более эффективные системы внутренней работы (например, системы управления риском).

 

3. Ориентированность на контроль за рисками

При переходе к риск-ориентированному надзору акцент должен быть смещен с соблюдения установленных норм в сторону оценки бизнес-моделей и бизнес-процессов НПФ и управляющих компаний, рисков, с которыми сопряжено инвестирование в те или иные инструменты, оценки финансовой устойчивости пенсионных фондов при различных сценариях развития финансовых рынков и экономики в целом. Концепция риск-ориентированного надзора строится на том, что уровень риск-менеджмента в пенсионном фонде, т.е. способность института идентифицировать, измерить и управлять всеми релевантными видами рисков отражается в наличии в фонде адекватной внутренней архитектуры риск-менеджмента.

Соответственно, одна из основных целей риск ориентированного надзора – обеспечение адекватного риск-менеджмента на институциональном уровне. Для достижения этой цели, в распоряжении регулятора должны появиться адекватные инструменты, в том числе:

- регулятивные нормы, в том числе рекомендации по минимальным стандартам риск-менеджмента. Акцент в таких документах должен быть на архитектуре риск-менеджмента  пенсионного фонда и процедурах риск-менеджмента;

- правила поддержания платежеспособности (достаточности капитала в тех случаях, когда это необходимо, т.е. в планах с установленными выплатами и планах с установленными взносами, предоставляющими гарантии выплат);

– модели оценки риска, которыми руководствуются  надзорные органы в своих действиях. На их основе строится как дистантный, так и выездной надзор;

- методы оценки адекватности внутренних процессов принятия решений в НПФ и его органах.

Надзор за пенсионными фондами должен быть направлен на уменьшение самых больших потенциальных рисков для пенсионной системы. Уполномоченный федеральный орган должен действовать на упреждение соразмерным образом и на как можно более ранней стадии, стараясь избежать существенных проблем до их появления.

УФО необходимо создать специальные риск-подразделения с опытом и квалификацией, позволяющими работать со сложными вопросами.

Так как правила разумного лица и инвестора по определению устанавливают очень общие нормы поведения, для обеспечения их постоянного соблюдения и пресечения нарушений надзорный орган должен иметь право на их толкование.

Кроме того, к процессу оценки риска привлекается больше внешних сторон (либо путем увеличения роли традиционных институтов (аудиторы и актуарии), либо путем повышения прозрачности отчетности регулируемых институтов с целью поощрения более тщательного ее анализа внешними сторонами.).

 

4. Изменение подходов к регулированию и надзору за инвестированием пенсионных накоплений

Стандарт разумного лица не исключает полностью количественные портфельные ограничения. Портфельные ограничения могут содействовать  установлению важных границ, которые предотвращают или блокируют опасные решения в отношении управления инвестициями.  Стандарт разумного лица допускает установление максимальных уровней инвестиций по видам (максимальных долей в инвестиционном портфеле), если они соответствуют и содействуют пруденциальным принципам инвестирования активов. Правовые нормы могут также включать список разрешенных или рекомендованных активов. При этом определенные категории инвестиций могут быть строго ограничены. Это касается, в частности, «самоинвестирования», вложений в активы, выпущенные одним эмитентом (или одной группой), инвестирование пенсионных активов в компании, связанные или аффилированные с любым поставщиком услуг фонда, с тем, чтобы регулировать проблемы конфликта интересов. При этом правовые нормы не должны предписывать минимальный уровень для какого-либо определенного вида активов, кроме как на исключительной или временной основе и вследствие неопровержимых пруденциальных  доводов.

Зарубежные инвестиции фондов не должны запрещаться, регулирование и надзор должны быть направлены на должный учет и изучение фондами политических и валютных рисков. 

Правовые нормы, регулирующие использование производных инструментов, должны учитывать как их  позитивный эффект, так и риски с ними связанные. Использование производных инструментов, которое допускает возможность принятия неограниченных финансовых обязательств, и в более широком смысле, использование дериватов в спекулятивных целях, рекомендуется строго ограничить или запретить. В то же время правовые нормы могут допускать использование дериватов в качестве инструмента управления инвестиционным портфеле не только для снижения инвестиционных рисков, но и как инструмент эффективного управления портфелем.   

Регулирующие органы  должны систематически оценивать, не создают ли действующие правовые нормы отрицательные стимулы, способные препятствовать управляющим активами фонда реализовывать оптимальные инвестиционные стратегии.  В такие правовые нормы следует вносить поправки. В той мере, в которой безопасность активов фонда не подвергается риску, они также должны принимать меры к ослаблению  количественных портфельных ограничений и усилению опоры на пруденциальный подход. 

Ревизия действующих ограничений при инвестировании пенсионных накоплений является первоочередной задачей и должна быть осуществлена как в направлении смягчения количественных и других неэффективных ограничений, так и расширения видов разрешенных активов. По мере подготовки условий для функционирования НПФ в соответствии со стандартом разумного лица, установленные ограничения должны периодически пересматриваться или отменяться, где это уместно.

 

5. Оценка стоимости активов

Для эффективного управления активами пенсионного фонда необходимо, чтобы правовые нормы создавали адекватную и прозрачную основу для оценки стоимости активов фонда. Текущие рыночные стоимости должны использоваться там, где они доступны. Если они недоступны, следует использовать методологию справедливой оценки. Если все же допускается использование альтернативных методологий, рекомендуется, чтобы использование таких методов сопровождалось представлением результатов, которые были бы получены с использованием текущей рыночной стоимости или методологии справедливой оценки. Для определения стоимости ценных бумаг на менее ликвидных рынках, а также таких активов, как недвижимость должны быть разработаны специальные методики, которые должны, по возможности, учитывать риск, присущий неликвидным рынкам.

Надзорный орган должен требовать, чтобы оценка стоимости пенсионных активов должна осуществлялась для целей бухгалтерского учёта, официальной отчётности, актуарных проверок и потребностей в  финансировании пенсионных схем. В идеале разрешенные для этих целей методики оценки должны быть совместимыми, а если они  несовместимы, отличия в методиках должны быть прозрачными. При необходимости правила оценки могут допускать применение методик, которые уменьшают краткосрочное колебание оценок в течение длительного времени для актуарных целей и целей финансирования.

Оценки стоимости и используемые методы должны быть легко доступными или раскрываться фондом для участников и бенефициаров.

 

6. Кадровый потенциал и материальная база регулирующего и надзорного органов 

Исполнение новых функций повышает требования к кадровому потенциалу и материальной базе регулирующего и надзорного органов:

- Бюджет уполномоченных федеральных органов должен позволять нанимать, обучать и поддерживать персонал в достаточном количестве в соответствии с высокими профессиональными стандартами, включая стандарты конфиденциальности и раскрытия информации (например, об интересах в регулируемых организациях).

- глава (лица, уполномоченные принимать решения,) уполномоченного федерального органа должен обладать надлежащей квалификацией, образованием, опытом, возможностями и репутацией.

 

III. Повышение роли СРО 

Разработка корпоративных стандартов и процедур управления рисками в НПФ и управляющих компаниях с учетом лучшей зарубежной практики возлагается на саморегулируемые организации участников рынка. Стандарты и процедуры в НПФ должны быть едиными по обязательному пенсионному страхованию и добровольному пенсионному обеспечению. СРО актуариев должны быть разработаны стандарты актуарного оценивания пенсионных схем НПФ.

В связи с повышением роли СРО нуждается в законодательном закреплении требование обязательного членства НПФ, организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов, управляющих компаний, актуариев, осуществляющих деятельность в сфере ОПС, в одном из СРО и повышение требований к участникам СРО.

НЛУ рекомендуется вступить в Европейскую ассоциацию управления фондами и активами (European Fund and Asset Management association, EFAMA).

 

4. Механизмы реализации Концепции

 

 

Цели и задачи, поставленные в Концепции, реализуются путем дальнейшего совершенствования законодательства об обязательном пенсионном страховании,  разработки и внедрения стандартов корпоративного управления НПФ, систем управления рискам, актуарного оценивания пенсионных схем.

Стандарты корпоративного управления НПФ, соответствующие нормам разумного лица, и комплексные системы управления рисками должны быть разработаны СРО, и на втором этапе добровольно приниматься НПФ. При этом часть наиболее важных норм должна быть законодательно закреплена также на втором этапе перехода к использованию стандарта разумного лица.

Перестройка регулирования и надзора включает институциональные преобразования, повышение кадрового потенциала, изменение целей и инструментов регулирования.

Регулятору и/или надзорному органу целесообразно вступить в IOPS (Международную организацию надзорных органов в пенсионной сфере). СРО НПФ рекомендуется вступить в эту организацию в статусе наблюдателя.

 

5. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации 

 

 

Предлагаемая последовательность внедрения стандарта «разумного лица» (дорожная карта):

Первый этап - первоочередные меры (2012 год):

– ревизия установленных ограничений при инвестировании пенсионных накоплений и отмена устаревших и неэффективных, расширение видов активов, разрешенных для инвестирования пенсионных накоплений (до октября 2012 года)

- Консолидация функций регулирования в сфере обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в Министерстве финансов Российской Федерации и Федеральной службе по финансовым рынкам;

- Консолидация функций надзора за деятельностью НПФ в Федеральной службе по финансовым рынкам.

Второй этап -  подготовительный (три года – до конца 2015 года).

На этом этапе должны быть осуществлены:

разработка силами саморегулируемых организаций участников рынка корпоративных стандартов и процедур управления рисками с учетом лучшей зарубежной практики и добровольное присоединение к ним НПФ.

разработка моделей оценки рисков пенсионными фондами, другими участниками процесса инвестирования, надзорным органом.

сближение подходов и, в конечном счете, консолидация регулирования и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного обеспечения;

подготовка первоочередных поправок в законодательные и другие нормативные правовые акты, необходимых для начала перехода к стандарту разумного лица и отмены излишних количественных ограничений при инвестировании пенсионных накоплений;

подготовка поправок в законодательные акты, необходимых для создания и функционирования СРО НПФ и актуариев с учетом значимости роли СРО в процессе перехода к стандарту разумного лица;

практическая отработка разработанных в рамках СРО стандартов и процедур в пилотном режиме на добровольной основе для перехода на новые практики

уточнение переходных положений и «дорожной карты»;

укрепление кадрового потенциала регулятора и надзорного органа;

разработка стандартов актуарного оценивания пенсионных схем НПФ силами СРО актуариев. 

Третий этап – повсеместный переход на стандарт разумного лица (2016-2018):

нормативно-правовое закрепление корпоративных стандартов и процедур управления рисками и переход к новым практикам на обязательной основе; 

организация саморегулирования, регулирования и надзора в соответствии с новыми задачами;

дальнейшая либерализация портфельных ограничений и решение вопроса о возможности самостоятельного инвестирования НПФ пенсионных накоплений.

 


Этот подход кодифицирован в директиве ЕС «О деятельности институтов профессионального пенсионного обеспечения и надзоре за ними», рекомендациях Совета ОЭСР «Руководящие принципы ОЭСР по управлению активами пенсионного фонда» и др.

См.  «Руководящие принципы ОЭСР по управлению активами пенсионного фонда» (OECD GUIDELINES ON PENSION FUND ASSET MANAGEMENT, 2006)

assets and liabilities management, ALM

  В соответствии с п. 8 ст. 7 75-ФЗ Фонд должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих указанные виды деятельности.

В п.2. ст. 25 в 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» указано, что  размещение средств пенсионных резервов…производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников. Аналогичная норма в отношении пенсионных накоплений действует только применительно к управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений (ст. 36.14): Управляющая компания, осуществляющая инвестирование средств пенсионных накоплений, обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц.




другие материалы №1 (9) январь-март 2012 г.

Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»

Чернышова Ольга Николаевна Финансовый директор НПФ «Социальное развитие»

Фундамент доверия клиентов к негосударственным пенсионным фондам, или о том, какой НПФ нужен клиенту

Кто способен побеждать в конкуренции на пенсионном рынке? Вероятно, те его участники, которые смогли заручиться доверием и лояльностью клиентов. Читать

Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»

Пенсионный возраст как резерв пенсионной системы

Вопрос о пенсионном возрасте в РФ сегодня является предметом множественных дискуссий. Существует две полярные точки зрения. Первая связана с его увеличением в связи с ростом социальных расходов, в первую очередь расходов на пенсионное обеспечение, вторая противоположная, защищает существующие границы в связи с низкой продолжительностью жизни в стране. Читать

Круглый стол с читателями журнала

Журнал «Пенсионное обозрение» 25 января 2012 года в 11:00 приглашает своих читателей обсудить статью Президента НПФ «МДМ» Куликова А.И. «Верит ли джентльмен джентльмену?», опубликованную в 1 (9) номере журнала. Читать

Редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» встретилась со своими читателями

25 января 2012 года редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» провела читательский брифинг, посвященный обсуждению статьи Президента НПФ «МДМ» А.Куликова «Верит ли джентльмен джентльмену?». В брифинге приняли участие представители негосударственных пенсионных фондов, управляющих и консалтинговых компаний, представители аппарата Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Читать

Выбор за читателями

Редколлегия журнала информирует своих читателей о том, что в ближайшем 2 (10) номере «Пенсионного обозрения» будут опубликованы, среди прочих, статьи: Читать

Изменился состав членов редакционного коллектива журнала

Уважаемые читатели! По представлению Главного редактора (И.Заргарян) и Генерального директора (Н.Калантаенко) издания «Пенсионное обозрение» Совет НП "НАПФ" утвердил состав редколлегии журнала: Читать

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Среди информационных новостей из мира науки и образования, за которыми внимательно слежу не один десяток лет, мое особое внимание привлекло предложение государственной комиссии по модернизации ЕГЭ лишить Минобрнауки и Рособрнадзор права проводить единый госэкзамен и поручить эту процедуру специально созданным аттестационным агентствам. Комиссия считает, что только это способно сделать экзамен честным и прозрачным. Другими словами, государство собирается отказать в доверии педагогам. Читать

Редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» встретилась со своими читателями

25 января 2012 года редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» провела читательский брифинг, посвященный обсуждению статьи Президента НПФ «МДМ» А.Куликова «Верит ли джентльмен джентльмену?». В брифинге приняли участие представители негосударственных пенсионных фондов, управляющих и консалтинговых компаний, представители аппарата Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Читать

Наши партнеры