Пенсионная система России: время мудрости и решительности

Многие исторические персонажи, политические деятели обретают свою истинную, а не сиюминутную ценность в результате проявления собственной воли, демонстрации силы собственного характера и ума. Только слабый руководитель идет на поводу у толпы, заигрывает с ней. Трудно даются сильные и непопулярные решения. Но именно они делают историю и остаются в памяти благодарных потомков. Ибо великие поступки, нередко осуждаются современниками и осознаются лишь будущими поколениями.

Сегодня Россия переживает очередной этап, а точнее, очередную попытку,  реформирования пенсионной системы. Сказать, что предлагаемые меры не преследуют благих целей, значит погрешить против истины, но важно понять другое – они решают сиюминутные проблемы, при этом загоняя болезнь вглубь. Больной чувствует облегчение, от принимаемых терапевтических мер, но не терапия, а лишь хирургия может спасти жизнь больному, а точнее пенсионной системе России.

Вопросы пенсионной реформы относятся к числу стратегических вопросов государства, охватывающих всю территорию страны и все слои общества. В ее орбите почти 80 % населения России: более 72 млн. работающих (51% населения) и свыше 39 млн. пенсионеров (28% населения). Это обуславливает исключительную важность принимаемых решений для бюджета государства и ее социально-экономической стабильности.

Пенсионная реформа 2002 года, внедрившая накопительный элемент в пенсионную систему России признается рядом ведомств неудачной. Исходя их этого посыла, звучат предложения о необходимости свернуть накопительную и вернуться к распределительной системе. Что мы реально и имеем на сегодняшний день.

Накопительная система действительно не покрывает инфляцию (с 2005 года накопленная доходность в ГУК составляет – 31,2 %, а накопленная инфляция – 67,7%). Однако порочность следует искать не в содержании самой накопительной системы, а в работе чиновников, ответственных за проведение пенсионной реформы.

Причина неудачи накопительной системы в другом – в неспособности государства, на межведомственном уровне разработать механизм использования средств пенсионных накоплений. Механизм, который бы с одной стороны, направил формирующиеся средства в реальный сектор экономики, а с другой гарантировал бы населению, что накопительные средства будут не только сохранены, но и принесут будущим пенсионерам доход на уровне инфляции (или чуть выше этого уровня). Ни одному чиновнику не хочется нести ответственность за риски на финансовом рынке. К слову сказать, негосударственные пенсионные фонды неплохо справились с задачей инвестирования пенсионных накоплений, обеспечив за последние пять лет накопленный доход на уровне – 94,6% при накопленной инфляции – 67,7% .

Выступая на Неделе российского бизнеса – 2010, первый вице-премьер А.Д. Жуков совершенно справедливо заметил: «Заимствования из бюджета не могут продолжаться вечно. Пенсионная система должна сама себя обеспечивать». На деле, дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) не покрывается собираемыми страховыми взносами и из года в год увеличивается. При этом бюджеты будущих лет будут нести на себе всю тяжесть принятых нынче решений по росту пенсионных выплат. Общие затраты пенсионной системы в 2010 году составляют 4,3 трлн. рублей, или 10% ВВП страны. Для обеспечения выплат пенсий  в 2011 году предполагается заимствовать из бюджета 1,2 трлн. При этом, коэффициент замещения утраченного заработка (отношение последней зарплаты к начисленной трудовой пенсии) едва превышает 30%. Его повышение, с 22% в 2008 году до 32% в 2010 году будет со временем нивелировано и к 2045 году снизится до 20%. Для поддержания пенсионной системы на уровне современного пенсионного обеспечения тариф страховых взносов должен будет повышаться с 20% в 2010 году до 26% в 2011 году и затем до 50% к 2050 году. Такой сценарий развития системы вряд ли будет приемлемым для бюджета. Существующий рынок труда не в состоянии содержать пенсионную систему государства за счет страховых взносов. Известный бизнесмен М.Прохоров справедливо замечает: « Сегодняшняя пенсионная система – это система финансирования бедности». Для преодоления ситуации, в которой мы сегодня оказались необходимо принятие ряда стратегических и, к сожалению, в большинстве своем непопулярных решений:

1. Создание единого органа управления пенсионной системой.

В течение последних лет, «благодаря» государственной административной реформе, система пенсионного обеспечения утратила не только организационное единство и централизованное управление, но и привела к отсутствию в государстве единого ведомства, несущего ответственность за происходящие преобразования и регулирующего все процессы, происходящие на пенсионном поле. Фрагменты функций и ответственности сегодня имеют и Министерство труда и здравоохранения, и Федеральная служба по финансовым рынкам и некоторые другие ведомства. Отсутствие профильного министерства более чем парадоксально, ибо тема пенсий, как на этапе накопления, так и на этапе выплат, охватывает более чем три четверти населения страны.  Нужен единый, наделенный всей полнотой прав и ответственности орган.  Это может быть министерство труда и пенсий, которое сосредоточит всю ответственность за состояние пенсионной системы в едином органе. В его сферу деятельности попадут все страховщики и страхователи, застрахованные лица, все участники системы, включая ПФР, управляющие компании, федеральное агентство по администрированию пенсионных взносов и страхованию пенсионных накоплений, гарантийный пенсионный фонд, специализированные депозитарии.

2. Реформирование структуры пенсионного взноса работодателя

Работодатель уплачивает пенсионный взнос в размере 26%, из которого 15% направляется на индивидуальный накопительный пенсионный счет работника, а 11% - в фонд солидарности поколений, который используется для выплаты текущих пенсий пенсионерам. Предлагается с 2015 года осуществить постепенный переход к накопительной пенсионной системе, ежегодно снижая на один процентный пункт взносов на страховую часть и увеличивая на эту же величину взносы в накопительную часть. Таким образом, к 2034 году весь накопительный пенсионный взнос будет направляться на накопительную часть работника. Государственный бюджет в течение переходного периода и в течение ряда лет после перехода продолжит нести издержки на финансирование пенсионных выплат, которые будут иметь тенденцию к снижению.

Для снижения пенсионной нагрузки на бюджет необходимо использование средств из накопительной системы. При этом, целесообразно рассчитывать на пенсионный капитал работников, которым до выхода на пенсию остается более 10 лет. В качестве замещения заемных средств можно использовать выпуск государственных облигаций пенсионного займа со сроком погашения от 10 до 30 и более лет, под гарантии государства по обеспечению их сохранности, индексации по уровню инфляции и возвратности.

В связи с высокой чувствительностью пенсионной системы к проводимым реформам можно предложить проведение реформирования в течение 20-40 лет (2015-2055 гг.), в ходе которого на первом этапе осуществить переход на накопительную пенсионную систему, а на втором этапе – погасить задолженности перед гражданами в части использования средств пенсионного займа.

3. Введение обязательных пенсионных отчислений для трудоспособного населения страны в размере 5% от заработной платы. Эта норма должна распространяться на все категории работников, включая государственных служащих. Граждане должны реально участвовать в капитализации средств на старость. Важнейшей задачей государства в нынешних условиях является формирование у граждан, особенно у молодого поколения, правил личной заботы о собственной старости. Попытка решения этой задачи предпринимается в настоящее время через систему софинансирования, однако добровольный характер программы не решает главной задачи – массового вовлечения населения в накопительную пенсионную систему. В результате уходит время, а на счетах пенсионных накоплений не прибавляется. При этом, объем средств граждан на депозитах в банках неуклонно растет. Обязательные пенсионные отчисления работника направляются бухгалтерией предприятия в один из уполномоченных государством, негосударственный пенсионный фонд, который через управляющую компанию инвестирует их в реальный сектор экономики, обеспечивая защиту средств от инфляции. Работник имеет право по истечению трехлетнего периода сменить НПФ или по умолчанию оставить свои средства на будущий трехлетний период. Увеличение инвестиционного плеча позволит НПФ и УК разрабатывать среднесрочные стратегии инвестирования и бороться за более высокую доходность на инвестированные пенсионные средства. Уже через 10 лет за счет собственных накоплений работники смогут рассчитывать на повышение размера трудовой пенсии на 20%, а через 25 лет – на 50%.

4. Улучшение контроля над собираемостью пенсионных взносов.

В настоящее время из 72 млн. трудоспособного населения, лишь 42 млн. участвуют в уплате страховых взносов. 12 млн. граждан являются самозанятым населением и не участвуют в формировании средств для будущей пенсии.

5. Сокращение доли работников досрочно выходящих на пенсию.

Ежегодно в нашей стране досрочно, на 5-10 лет ранее установленного срока, выходит на пенсию 180 тыс. человек. Около 30% пенсионеров получают льготные пенсии. С одной стороны, существующие стандарты формирования списков №1 и №2 нуждаются в пересмотре, а с другой, необходимо стимулирование работодателей к проведению серьезных мероприятий по охране и улучшению условий труда.

6. Повышение пенсионного возраста.

Для мужчин – на 3 года (до 63 лет); для женщин – на 5 лет (до 60 лет).

Во-первых, это соответствует общемировым стандартам (м/ж):

США, Великобритания, Германия – 65/65 лет; Франция – 62,5/62,5; Япония – 70/70 лет.

Во-вторых, в России каждый третий пенсионер продолжает работать (более 10 млн.чел.), а среди пенсионеров до 63 лет работающих –  большинство.

В-третьих, смертность до пенсии – это миф. Средняя продолжительность жизни мужчин в России, составляющая 61 год, связана с высокой детской смертностью и смертностью в трудоспособном возрасте. Фактически, выходящие на пенсию мужчины живут в среднем до 73 лет, а женщины – до 77 лет.

При этом, механизм повышения пенсионного возраста должен предполагать мягкий переход на «новые правила игры». Продолжительность переходного периода не должна превышать пяти лет, когда каждый гражданин следующего года рождения работает на полгода дольше предыдущего. Если предположить, что реформа начнет действовать с 2015 года, то мужчины 1955 г.р. должны будут работать на полгода дольше, т.е. до 60,5 лет, 1956 г.р. – до 61 года; 1957 г.р. - до 61,5лет; 1958 года - до 62 лет; 1959 г.р. – до 62,5 лет; 1960 г.р. – до 63 лет и так далее…

7. Включение в накопительный процесс государственных служащих и других категорий граждан.

В настоящее время из накопительного процесса исключены: армия, ФСБ, ФАПСИ, СВР, ФСО, ФПС, таможня и налоговые органы, МЧС, ФМС, МВД, ВВ, ФСИН, Прокуратура, Минюст, органы МИД, служащие федеральных министерств и ведомств общей численностью около 10 млн. человек. Правило накопления средств на пенсию должно быть единым для всех работников, а государственная забота о той или иной категории граждан - вторичный фактор, дополнительное вознаграждение к общему правилу пенсионного обеспечения.

При этом необходимо в плановом порядке сокращать численность работников занятых в бюджетной сфере: Россия – 22%, США – 14%.

8. Создание финансовых инструментов для пенсионных инвестиций.

Сегодня в России не сформирован необходимый пул финансовых инструментов, позволяющий эффективно управлять средствами пенсионных накоплений. Растущая высокими темпами финансовая составляющая пенсионных накоплений в незначительной степени удовлетворяется имеющимся инструментарием, ограничены возможности по использованию вложений в иностранные ценные бумаги. Нет условий для реализации принципа «разумного инвестора».

Можно назвать еще ряд важных мероприятий, в проведении которых нуждается пенсионная система. К таким можно отнести:

- совершенствование законодательства;

- поддержка и развитие отрасли негосударственных пенсионных фондов;

- формирование Гарантийного пенсионного фонда и системы страхования пенсионных накоплений;

- развитие региональных пенсионных программ.

Если государством в ближайшие годы не будут предприняты необходимые шаги, мы можем через достаточно короткий срок повторить опыт сегодняшней Греции, где правительство вынуждено сокращать пенсионные выплаты, отказываясь от взятых на себя ранее обязательств. Ответственное правительство не должно позволить так вести себя по отношению к собственному народу.

 




другие материалы №4 (4) октябрь-декабрь 2010 г.

Курманов Алмас Мухаметкаримович Президент АО «Государственный фонд социального страхования» Республики Казахстан

Пенсионная система Республики Казахстан

Стратегической целью развития общества в большинстве стран декларируется реализация основных прав граждан и уменьшение социального неравенства. Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

15 лет с начала лицензирования НПФ

В конце 2010 года лицензированию НПФ - важнейшему элементу государственного регулирования и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, исполнилось 15 лет. Приведены данные об истории лицензирования НПФ, а также об основных проблемах и противоречиях современного этапа лицензирования Читать

Наши партнеры