Социальная инфраструктура для пожилых людей нуждается в модернизации
Осуществляемая в нашей стране реформа пенсионного обеспечения, используя совокупность правовых, финансовых и организационных отношений, имеет своей целью, в основном, материальное обеспечение граждан, достигших определенного возраста. Так, в результате модернизации распределительной системы пенсионного обеспечения коэффициент замещения пенсией зарплаты составит 40% от заработной платы, не превышающей 415 тысяч рублей в год при 30-летнем страховом стаже работника.
Для увеличения размера своей будущей пенсии граждане могут формировать ее в негосударственных пенсионных фондах и принимать участие в программе софинансирования своих добровольных взносов со стороны государства.
Вместе с тем, при рассмотрении пенсионного обеспечения в широком смысле слова, в него включают также системы, позволяющие поддерживать достойный уровень жизни. К ним относят здравоохранение и социальное обслуживание, программы, обеспечивающие занятость пожилых людей, доступность жилья и т.д.
Каждое молодое поколение потребляет материальные ценности, использует знания и научные достижения, созданные его родителями и прародителями.
В силу ряда обстоятельств прошедшие 20 лет мы прожили, в основном, не за счет создания новых продуктов и технологий, а путем перераспределения и эксплуатации собственности, созданной поколениями советских людей. Как следствие, сегодня Россия занимает 60-е место в мире по индексу развития экономики, 75-е по индексу социального развития, 80-е по жилищной обеспеченности, 100-е по средней продолжительности жизни, 130-е по здравоохранению. Недавно в СМИ министр Т.Голикова озвучила следующие цифры: «32% медицинских стационаров и 30% амбулаторных учреждений находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. Многие стационары без горячей воды, без автономного энергоснабжения, 57% медицинского оборудования эксплуатируется более 10 лет при нормативе обновления – 5 лет».
Более всего страдают от этого пенсионеры. Особенно тяжело приходится нынче одиноким пожилым людям. Многим из них не хватает средств на жизнь, другие страдают от халатности и равнодушия врачей, третьим не достает простого человеческого общения. Сорок два процента пожилых граждан имеют инвалидность. Их элементарное обслуживание - большая проблема. Только три процента пользуются услугами сиделок, медсестер и социальных работников. Последние, принося продукты и лекарства, не имеют навыков общения с пожилыми людьми и не утруждают себя даже непродолжительным пребыванием у пенсионеров. Половина жилого фонда страны является ветхой, в ней проживает шестьдесят процентов пенсионеров.
В марте – апреле 2006 года специалистами института социологии РАН в сотрудничестве с представительством Фонда имени Ф. Эберта в РФ было проведено исследование «Социальная политика и социальные реформы глазами россиян». Итоги исследования, прокомментированные научным сотрудником этого института Ю. Лежниной, звучат как приговор: «Эксклюзия (исключение из реальной жизни общества), бедность, болезни – самые острые проблемы пенсионеров». Хочет ли поколение, появившееся на свет в 70-80 годах прошлого века, через 30-40 лет оказаться на их месте, а Россия не улучшить вышеприведенные показатели?
Ответ очевиден. Но для этого надо засучить рукава и незамедлительно браться за модернизацию, по ходу помогая нынешним пенсионерам улучшать их бытовые условия, уровень лечения, обслуживания, развлечения, наконец.
Создание достойной (комфортной) жизни для нынешних и будущих пенсионеров, на мой взгляд, вряд ли осуществимо без серьезного объединения усилий и средств государства, бизнеса, общественных организаций, филантропов и волонтеров. Целесообразно наряду с существующими национальными проектами, ориентированными на молодое поколение, разработать и внедрить интегральный проект с условным названием «Пожилые люди России». Необходимость такого проекта обусловлена также стремительным «поседением» населения в стране и мире. Значительное увеличение доли пожилых людей неизбежно потребует серьезных преобразований в экономике и социальной организации общества для обеспечения требуемого качества жизни людям старшего возраста.
В развитых странах началась глобальная война зубных паст мировых производителей против болезни десен для пожилых людей. Производство мебели в значительной степени переориентируется, создавая лучший быт для стариков.
С 1993 года руководители крупнейших мировых компаний начали заключать соглашения о частичной занятости пенсионеров, а также людей, проживающих с престарелыми родителями. Складывается новый уклад медицины, в которой с проявлением возраста начали бороться как с болезнью.
В России старение началось позднее, чем в большинстве европейских стран, но сумело продвинуться достаточно далеко. Если в 1990 году жители нашей страны, достигшие 65 летнего возраста, составляли 9,9% населения, то в 2005 году их стало около 14%. Что касается долгосрочного прогноза, то согласно данным, опубликованным в книге известных демографов А. Антонова, В. Медкова и Б. Архангельского «Демографические процессы XXI века» «доля населения 60 лет и старше к 2050 году по сравнению с 2002 годом увеличится с 18,8% до 38,5%.
Известный демограф В. Переведенцев охарактеризовал предполагаемую демографическую ситуацию в стране к середине века как всероссийский дом престарелых.
«Пока наша возрастная пирамида «стареет» только «снизу» вследствие снижения рождаемости. Снижение смертности в детских возрастах (у нас оно идет очень медленно) до поры до времени противостоит старению населения. И только когда начинает снижаться смертность пожилых людей, к «старению снизу» добавляется «старение сверху». Сейчас оно как раз идет на Западе, и нам надо бы добиваться его всеми силами» - призывает руководитель центра демографии и экологии человека А. Вишневский.
Иными словами, в стране увеличивается доля пожилых людей, но продолжительность их жизни остается низкой. Вместе с тем резервы снижения смертности весьма значительны.
Как свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России в марте 2007 года Фондом «Общественное мнение», опрошенные граждане, среди факторов, негативно влияющих на продолжительность жизни в стране, называют:
- вредные привычки (38%);
- низкий уровень жизни, «нищенское существование большинства россиян» (27%);
- неблагоприятная экологическая обстановка (17%);
- стрессы, нервные перегрузки, «слишком неспокойная жизнь» (13%);
- низкое качество и высокая стоимость медицинских услуг и лекарств (11%);
- неуверенность в будущем (7%).
Подавляющее большинство респондентов (90%) высказалось за введение государственной программы, направленной на увеличение продолжительности жизни в стране.
Неплохо было бы увеличить продолжительность жизни не вообще, а здоровой жизни. Сегодня гражданин, достигший пенсионного возраста, имеет, в среднем, шанс прожить, оставаясь здоровым, на 5-7 лет меньше, чем его сверстник в Европе, США и Японии…
Успехи развитых стран в увеличении продолжительности жизни определяются помимо роста затрат на нужды здравоохранения изменением образа жизни людей, их отношением к своему здоровью, повышением внимания к охране окружающей среды, качеству потребляемой воды и пищи, искоренению вредных и внедрению полезных привычек.
Как нетрудно заметить, разнообразие факторов, влияющих на решение отдельной проблемы увеличения продолжительности жизни, свидетельствует, что она может быть решена только при комплексном подходе. «Попытка заниматься определенными проблемами в изоляции друг от друга – сама по себе продукт индустриального менталитета – создает только смятение и бедствие», отмечает в своей книге «Третья волна» Э. Тоффлер.
Приведенное высказывание известного футуролога лишнее подтверждение целесообразности разработки целостного национального проекта.
Разделяю точку зрения авторов бестселлера «Глобальный кризис» М. Райха и С. Долана о том, что «стержнем модернизации должен быть баланс между четырьмя группами ценностей (продуктов инноваций) – экономическими, этическими, эмоциональными и духовными».
Стратегическими направлениями модернизации социальной инфраструктуры следует признать: использование достижений современной науки, медицинской и робото техник, нано, био, информационных и когнитивных технологий; профессиональную подготовку сиделок, медицинских и социальных работников. Их благородная и нравственная профессия должна стать почетной и хорошо оплачиваться. Наконец, изменение отношения общества к пожилым людям как к пассивному балансу («отработанному материалу») и предоставление старшему поколению возможности реализовать интеллектуальный багаж, профессиональные знания и многолетний опыт.
Результатом же реализации национального проекта должно быть обеспечение достойной жизни для пожилых людей. Основными аспектами такой жизни, наряду с материальным обеспечением, составляющим не менее 60 % от зарплаты, мне представляются следующие:
- высокоэффективное лечение болезней, характерных для старшего поколения граждан (депрессия, глухота, глазные болезни и т.д.) у профессиональных, чутких и неравнодушных врачей;
- возможность немедленного соединения со службой скорой помощи, милицией в случае недомогания или потери памяти, при необходимости попасть домой;
- возможность с помощью Интернета получать информацию по заболеванию и методам его лечения, следуя советам и рекомендациям врачей;
- способность докторов дистанционно контролировать и управлять течением заболеваний;
- потреблять, в требуемом объеме, необходимые, недорогие и эффективные отечественные лекарственные препараты;
- получать качественные услуги квалифицированных медсестер, сиделок, социальных работников;
- проживать в комфортных и благоустроенных квартирах;
- при необходимости переселяться в «теплые дома» (дома для престарелых) с интернет-салонами, музыкальными залами, сытым и разнообразным питанием, лечебными процедурами. Дома, куда могут придти дети и внуки, чтобы спасти пенсионера от ощущения своей ненужности;
- участвовать в программах постепенного и частичного ухода на пенсию, позволяющих работать неполный день с соответствующей оплатой;
и многое другое.
Как отмечалось, успех такого проекта в значительной мере способно обеспечить частно-государственное партнерство. Причем предпринимательство должно стать основной движущей силой, изменив свою направленность от чисто экономических ценностей к общечеловеческим.
Существенную роль в осуществлении проекта суждено сыграть негосударственным пенсионным фондам, располагающими внушительными и, главное, «длинными» инвестиционными средствами, предназначенными, в конечном счете, для обеспечения достойной жизни пенсионеров.
Правда, для масштабного участия НПФ государство должно значительно увеличить инвестиционный «трамплин», последовательно и упорно ведя борьбу с финансовым «пузырением» и последующим «лопаньем», положив конец «экономике быстрых денег».
Серьезный вклад может внести и малый бизнес. Так, Нобелевский лауреат 2009 года по экономике Э. Остром считает, что спасение экономики не в ее глобализации и обожествлении крупного бизнеса, а в экспансии разных модификаций небольших коллективных сообществ – от коммун до маленьких городков и кооперативов.
В июле сего года портал Superjob.ru провел опрос: «Если бы у вас была возможность жить в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали?».
В опросе приняли участие 1000 россиян старше 18 лет. Результаты опроса оказались удручающими, только 23% респондентов выбрали Россию.
Трех граждан страны из четырех привлекают за рубежом «теплый климат, порядок, соблюдение законов, социальная защищенность жителей, уровень жизни населения…».
Все перечисленное, господа отъезжающие, кроме климата, создается кропотливым и нелегким трудом.
Так что нынешнему поколению молодых россиян придется серьезно и основательно потрудиться для создания достойной жизни у себя на родине.
Пенсионная система Республики Казахстан
Стратегической целью развития общества в большинстве стран декларируется реализация основных прав граждан и уменьшение социального неравенства. Читать
15 лет с начала лицензирования НПФ
В конце 2010 года лицензированию НПФ - важнейшему элементу государственного регулирования и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, исполнилось 15 лет. Приведены данные об истории лицензирования НПФ, а также об основных проблемах и противоречиях современного этапа лицензирования Читать