Курманов Алмас Мухаметкаримович Президент АО «Государственный фонд социального страхования» Республики Казахстан

Пенсионная система Республики Казахстан

Стратегической целью развития общества в большинстве стран декларируется реализация основных прав граждан и уменьшение социального неравенства.


Основные положения международного трудового законодательства приобрели, несомненно,  новое значение в условиях глобализации. Чтобы установить социальную справедливость, сами по себе  более справедливые экономические правила недостаточны. В этой связи желание поощрять усилия, предпринимаемые  всеми странами с целью содействовать социально-ориентированному экономическому развитию, должно сочетаться  с необходимостью учитывать положение каждой страны, ее возможности и предпочтения.

Казахстан с момента обретения независимости прошел сложный путь становления правовой базы, экономики, социума, во всех направлениях. Достижениями республики, во многом благодаря взвешенной политике Главы государства Н.Назарбаева, сегодня являются показатели жизни казахстанского общества. Проведенные за эти годы реформы позволили преодолеть неблагоприятные последствия переходного периода и создали базис перехода к масштабным социальным реформам, основная цель которых – повышение материального благосостояния населения

Особенностью казахстанской модели социальной защиты, адекватной рыночной экономике, является сочетание базового государственного социального обеспечения, обязательного социального страхования, накопительного пенсионного обеспечения  и социальной помощи.

 В настоящее время в Республике Казахстан (РК) действуют две модели пенсионного обеспечения.  Первая – солидарная – для лиц, имеющим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, осуществляемые пропорционально трудовому стажу и накопительная – для лиц, достигших пенсионного возраста после 1 января 1998 года.

В рамках Послания Главы государства 2005 года народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», с 1 июля 2005 года всем пенсионерам, независимо от стажа работы, заработка и размера начисленной пенсии осуществлена выплата базовой пенсионной выплаты.

С введением базовой пенсионной выплаты в 2005 году создана многоуровневая пенсионная система с распределением  ответственности за ее состояние между государством, работодателем и работником.

Государственная базовая пенсионная выплата представляет собой первый уровень социального обеспечения, предоставляемый всем гражданам Республики Казахстан при наступлении основного социального риска по старости, независимо от трудового стажа и заработка. Согласно Закону РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон) размер государственной базовой пенсионной выплаты ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год с поэтапным приближением к прожиточному минимуму. Размер государственной базовой пенсии составляет 40 % от размера прожиточного минимума (с 1 января 2010 года – 5981 тенге). В соответствии с Законом государственная базовая пенсионная выплата осуществляется независимо от получения пенсионных выплат из солидарной и (или) из накопительной пенсионной системы.

Второй уровень - пенсионные выплаты из солидарной системы за счет средств государственного бюджета, зависит от продолжительности трудового стажа и размера заработной платы до выхода на пенсию. При этом, Законом определен трудовой стаж, необходимый для получения пенсионной выплаты в полном объеме (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин).

Третий уровень – это пенсионные выплаты из накопительной пенсионной системы, величина которых определяется продолжительностью трудового стажа (и осуществления пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды), а также уровнем оплаты труда.  При этом, Законом определено, что сумма назначенных ежемесячных пенсионных выплат из солидарной системы и пенсионных выплат, осуществляемых по графику из накопительных пенсионных фондов (для лиц, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1 января 1998 года), а также ежемесячная пенсионная выплата, осуществляемая страховыми организациями по договору пенсионного аннуитета, не могут быть ниже размера минимальной пенсии, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Четвертый уровень составляют выплаты из пенсионных накоплений, сформированных за счет добровольных пенсионных взносов.

Таким образом, минимальная пенсия и государственная базовая пенсионная выплата являются важными инструментами регулирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан.

Введение базовой пенсионной выплаты изменило параметры пенсионной системы в целом. Прежде всего, изменения коснулись получателей солидарной пенсии. Минимальный уровень пенсий по стране сразу вырос почти наполовину, средний размер  пенсий на треть (рисунок 1).Эти существенные изменения параметров пенсионной системы позволили значительно улучшить качество жизни пенсионеров.

Рисунок 1

Источник: Государственный центр по выплате пенсий

Мировая практика гарантий минимального государственного пенсионного уровня направлена на снижение бедности в старости. Привязка данной социальной выплаты к размеру прожиточного минимума оправдана с точки зрения обеспечения минимального уровня жизни пожилого человека. В Казахстане прожиточный минимум определяется как стоимость минимальной потребительской корзины, а черта бедности – как доход, который устанавливается Правительством в зависимости от экономических возможностей. При этом черта бедности должна приближаться к прожиточному минимуму.

С учетом базовой пенсионной выплаты размер гарантированной государством минимальной пенсионной выплаты с 1 января 2010 года составляет 12 344 тенге и составляет 83% от величины прожиточного минимума (рисунок 2).

Рисунок 2

Следует отметить, что на экономическую стабильность и  эффективность системы социальной защиты оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы, так и  среднесрочные макроэкономические тенденции. В Казахстане  улучшились основные показатели здоровья населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65 до 68 лет.

Доля населения старше 60 летнего возраста к общей численности населения составляет 10%, которая по классификации МОТ оценивается как «собственно преддверие старости», свыше 12% - «демографическая старость (12-14%-начальный уровень; 14-16% - средний уровень, 16-18% - высокий уровень; 18% и выше – очень высокий уровень). Согласно информации Агентства Республики Казахстан по статистике количество экономически активного населения на одного получателя пенсий из года в год растет и в 2009 году составил 1 к 5 (рисунок 3).

 Рисунок 3

 

Допустимый возраст выхода на пенсию в большинстве стран ОЭСР (входят 30 развитых стран мира) составляет 65 лет. В соответствии с Законом в Казахстане возраст выхода на пенсию увеличивался постепенно:

с 1 января 1998 года - мужчины по достижении 61 года, женщины по достижении 56 лет;

с 1 июля 1998 года - мужчины по достижении 61,5 года, женщины по достижении 56,5 года;

с 1 июля 1999 года - мужчины по достижении 62 лет, женщины по достижении 57 лет;

с 1 июля 2000 года - мужчины по достижении 62,5 года, женщины по достижении 57, 5 года;

с 1 июля 2001 года - мужчины по достижении 63 лет, женщины по достижении 58 лет.

Имеются льготы по досрочному выходу на пенсию:

а) Граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 10 лет, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» имеют право на назначение пенсии:

мужчины - по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет.

б). Женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.

Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из расчета 60 процентов среднемесячного дохода, за любые 3 года работы подряд, независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года.

При этом, размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 %, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии.

Максимальный размер пенсионных выплат, назначенных до 1 января 1998 года, не может превышать 75 процентов от тридцатидвукратного месячного расчетного показателя (приблизительно 33 912 тенге), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

Казахстан одним из первых среди стран СНГ ввел накопительную пенсионную систему. В результате проведенной реформы был образован Государственный центр по выплате пенсий, который играет значительную роль в накопительной пенсионной системе, прежде всего выполняемыми информационными и технологическими функциями:

  • осуществляет персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов;
  • перевод обязательных пенсионных взносов в размере 10% от ежемесячного дохода работника;
  • производит пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение за счет бюджетных средств.

Отчисления обязательных пенсионных взносов в период трудовой деятельности, начиная с 1998 года обязывают, в первую очередь, молодое поколение нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, поскольку источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.

По состоянию на 1 мая 2010 года в республике функционировали 14 накопительных пенсионных фондов (НПФ), 10 из которых обладали лицензиями на самостоятельное управление пенсионными активами, и 4 организации, осуществляющие деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами.

На отчетную дату отношение пенсионных накоплений к ВВП в процентном соотношении составляет 11,3% (Рисунок 4).

Рисунок 4

Источник: Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

 

На 1 мая 2010 года количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам составило 7,8 млн. человек с общей суммой пенсионных накоплений 1 985 млрд.тенге. Прирост пенсионных накоплений с начала текущего года составил 124,9 млрд. тенге. Среднемесячный прирост пенсионных накоплений составил 31,2 млрд. тенге (рисунок 5).

Рисунок 5

Источник: Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

Финансовое состояние НПФ находится в прямой зависимости от инвестиционной деятельности управляющих пенсионными активами в том числе, от получаемых комиссионных вознаграждений, которые за 2009 год составил 74,6% от общей суммы доходов фондов ( для сравнения за 2008 год они составляли 50,3 %).

При этом комиссионное вознаграждение должно создавать стимул для управляющих пенсионными активами к получению фактического инвестиционного дохода, который по сути своей является комиссией за успешное инвестирование пенсионных активов, что в свою очередь, способствует увеличению накоплений вкладчиков (получателей) НПФ.

Меры, принятые в течение 2009 года в целях соблюдения экономических требований по обеспечению необходимого уровня достаточности собственного капитала, повлияли на совокупный собственный капитал НПФ, который по состоянию на 1 мая 2010 года составил 79,0 млрд.тенге, в том числе уставный капитал 44,0 млрд.тенге или 55,7% от общего объема совокупного капитала (рисунок 6).

Рисунок 6

Источник: Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

Изменение структуры инвестиционного портфеля НПФ характеризуется увеличением инвестиций в государственные ценные бумаги и снижением инвестиций в корпоративные ценные бумаги эмитентов РК и вклады в банки второго уровня.

По состоянию на 01 мая 2010 года наибольшую долю от инвестиционного портфеля накопительных пенсионных фондов составляли государственные ценные бумаги РК – 44 % от общего объема инвестированных пенсионных активов или 873,3 млрд.тенге (рисунок 7).

 

Рисунок 7

Источник: Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

Поскольку на сегодняшний день накопительные пенсионные фонды (НПФ) являются одними из наиболее крупных институциональных инвесторов на фондовом рынке, на их инвестиционную деятельность также повлияли негативные тенденции, сложившихся на фоне мирового финансового кризиса.

В части регулирования субъектов накопительной пенсионной системы комплекс антикризисных мер Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций был направлен на обеспечение сохранности пенсионных накоплений вкладчиков (получателей), в том числе путем укрепления финансовой устойчивости НПФ, совершенствования методов оценки рисков, усиления системы риск-менеджмента, внутреннего контроля и корпоративного управления.

Таким образом, совершенствуются механизмы контроля за сохранностью пенсионных накоплений населения.

  Кроме того, накопительная пенсионная система в отличие от ранее существовавшей, характеризуется тем, что каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.

Мировой опыт показывает, что и распределительная, и накопительная пенсионная система имеют свои недостатки и преимущества. Ни одна из схем не в состоянии эффективно предоставить социальные гарантии пенсионерам. Более приемлемым для многих стран, в том числе для Казахстана является диверсификация пенсионного обеспечения в сочетании обеих моделей.

Эффективность накопительной схемы в значительной мере зависит от субъективных и общеэкономических факторов. В зависимости от изменений экономической конъюнктуры и качества менеджмента ее доходность может колебаться в значительных пределах. Всегда существует риск потери сбережений или снижения уровня инвестиционных доходов по сравнению с их размерами, заложенными в пенсионных схемах. Все это возможно не только на развивающихся неустойчивых рынках, но и в странах с развитым рынком капиталов.

Таким образом, успехи казахстанской пенсионной реформы во многом объясняются не только удачными стратегическими решениями, но и благоприятной экономической и политической ситуацией в стране.

 




другие материалы №4 (4) октябрь-декабрь 2010 г.

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

15 лет с начала лицензирования НПФ

В конце 2010 года лицензированию НПФ - важнейшему элементу государственного регулирования и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, исполнилось 15 лет. Приведены данные об истории лицензирования НПФ, а также об основных проблемах и противоречиях современного этапа лицензирования Читать

Наши партнеры