Колонка главного редактора
Собственно модернизация пенсионной системы России началась 1 января 2002 года вступлением в силу пакета федеральных законов, определивших ее основные параметры.
Среди отличительных черт новой реформы были следующие:
- Создание пенсионной системы смешанного типа, состоящей из распределительного и накопительного компонентов;
- Обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости системы, позволяющей поддерживать стабильный уровень замещения пенсией заработка в условиях старения населения и роста демографической нагрузки на работающих граждан;
- Установление тесной связи между размером пенсии и величиной страховых взносов, уплаченных в период трудовой деятельности;
- Преобразование системы предоставления досрочных пенсий путем перевода формирования и выплаты льготных пенсий в связи с особыми условиями труда в профессиональные пенсионные системы;
- Формирование долгосрочных инвестиционных ресурсов.
За время, прошедшее с начала реформирования, серьезной перестройке (совершенствованию) подверглась распределительная часть пенсионной системы.
Наиболее существенные ее изменения вступили в силу с 1 января 2010 года.
Своего модернизационного часа дождалась и накопительная составляющая.
Пути совершенствования этого компонента пенсионной системы страны были изложены в обнародованном в феврале проекте «Концепция развития накопительного пенсионного обеспечения» (далее «Проект»), подготовленном НИИ труда и социального страхования. Характерной особенностью Проекта являлось дальнейшее развитие института НПФ.
Следует отметить, что разрабатывался Проект на основе положений концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части развития пенсионной системы и принятия мер по укреплению накопительного компонента.
Казалось, немного отглянцевать (собственно этим весной и непростым летом занимались эксперты поодиночке и группами, разработав предложения по внесению изменений и дополнений) и Проекту будет придан правовой статус.
Однако, вместо ожидаемого законопроекта в конце октября «Ведомости» публикуют доклад Минздравсоцразвития РФ «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса», который, мягко говоря, фраппировал сообщество. Так, в докладе рекомендовано «…по аналогии с исключением с 01.01.2005 г. из обязательной накопительной пенсионной системы застрахованных лиц, родившихся до 1967 года, освободить от этой повинности застрахованных лиц, получающих заработную плату ниже среднемесячного заработка в стране, поскольку они не смогут сформировать сколь-нибудь значительных пенсионных накоплений».
Следует отметить, что представленный материал изобилует огрехами, озвученными профессионалами в процессе ознакомления с ним. Смею заметить, несколько непристойно выглядит следующий пассаж доклада, безосновательно дискредитирующий институт НПФ солидным министерством: среди причин торможения в развитии накопительного компонента отмечена «непрозрачность и неэффективность работы негосударственных участников пенсионной системы (нет сопоставимой с государственной пенсионной отчетности)».
Да будет авторам известно: в отечественной и мировой практике до настоящего времени не существует общепринятого метода измерения деятельности (оценки эффективности) некоммерческих организаций (коими являются НПФ).
Изучению этой проблемы посвящено не одно серьезное исследование, поэтому утверждать о неэффективности работы НПФ, по меньшей мере, некорректно. Что касается пенсионной отчетности, то она определена законодательством Российской Федерации и контролируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В английском лексиконе modern (от латинского – modernus) означает - «не древний, современный, возникший в наши дни». Вряд ли среди существующих проблем реформирования пенсионного обеспечения найдется более несовременная, нежели проблема получения 10,5 миллионами граждан страны досрочных пенсий по старости.
Хочу отметить, что в конце текущего года будем отмечать знаменательную (в кавычках) дату – 10 летие появления законопроекта «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем».
Тешусь надеждой, что пройдет немного времени и один из тематических номеров нашего журнала будет посвящен совершившемуся факту: замене льготного пенсионного обеспечения профессиональной пенсионной системой.
Промедление с заменой, мягко говоря, не способствует финансовой устойчивости пенсионной системы. В нынешнем году дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ составил 1,3 триллиона рублей. Значительная часть этой суммы – выплаты пенсий в связи с вредными условиями труда. Еще один аспект необходимости модернизации этого компонента – снижение социальной напряженности, вызванной предполагаемым повышением возраста выхода россиян на пенсию. Слава богу, мы не французы, но уроки извлекать надо.
Напоследок, приятная новость – характерная примета модернизации - появление в нашей стране общественного института финансового омбудсмена. Защищать права физических лиц-клиентов финансовых организаций будет депутат Госдумы РФ Павел Алексеевич Медведев.
Искренне Ваш,
Иван Заргарян
Пенсионная система Республики Казахстан
Стратегической целью развития общества в большинстве стран декларируется реализация основных прав граждан и уменьшение социального неравенства. Читать
15 лет с начала лицензирования НПФ
В конце 2010 года лицензированию НПФ - важнейшему элементу государственного регулирования и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, исполнилось 15 лет. Приведены данные об истории лицензирования НПФ, а также об основных проблемах и противоречиях современного этапа лицензирования Читать