Негосударственные пенсионные фонды: пятнадцать лет надежд и разочарований

Пенсионная реформа в России началась 16 сентября 1992 года. В этот день был подписан Указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах», который заложил правовую базу для создания принципиально нового и важного элемента пенсионной системы. С тех пор прошло пятнадцать лет.

Из архивов журнала «Пенсионные фонды и инвестиции» №6 (36) - 2007.

Редакция журнала

 

По историческим меркам это незначительный срок и не юбилейная дата. Однако для нашей страны, которая пе­режила революционные преоб­разования и потрясения во всех сферах жизни, это целая эпоха в судьбах людей, коренным об­разом изменившая условия су­ществования пенсионеров.

В данной статье излагаются сведения о событиях, которые, по мнению автора, оказали существенное влияние на резуль­таты деятельности негосудар­ственных пенсионных фондов (НПФ), на ход реформы всей пенсионной системы.

Они могут представлять интерес в связи с тем, что на различных этапах реформирования принималось немало противоречивых, неод­нозначно оцениваемых и сегод­ня в пенсионном сообществе поступков властей и участников рынка пенсионных услуг.

Вначале напомню о ситуа­ции в пенсионной сфере, пред­шествующей принятию Указа о НПФ. Нет смысла углубляться в далекие времена до Октябрь­ской революции 1917 года, ког­да существовали различного рода пенсионные кассы, а также комментировать общеизвест­ные достоинства и недостатки советской государственной пен­сионной системы.

Поиск путей модернизации такой системы начался в конце 80-х годов прошлого века в свя­зи с проводимыми тогда преоб­разованиями в экономике и со­циальной сфере. В то время бы­ли приняты решения о введении в нашей стране (тогда еще СССР) дополнительного добровольного пенсионного страхования.

С января 1988 года поста­новлением Совмина СССР и ВЦСПС было введено формиро­вание пенсий на паритетной ос­нове за счет средств граждан и государственного бюджета. Дополнительная пенсия (не бо­лее 50 рублей в месяц) должна была выплачиваться пожизнен­но после достижения пенсион­ного возраста и при условии уп­латы страховых взносов.

Эта система просущество­вала недолго. В 1992 году в свя­зи с «кончиной» СССР было принято решение о прекраще­нии такого рода страхования.

Примерно на тех же принципах предполагается осуществлять формирование дополнительной пенсии гражданами, доброволь­но вступившими в правоотноше­ния по обязательному пенсион­ному страхованию с государ­ственным софинансированием пенсионных накоплений.

Закон о пенсионном обеспе­чении граждан СССР от 15 мая 1990 года предоставлял работникам право заключать дого­вора добровольного страхова­ния дополнительной пенсии. При этом предприятия и органи­зации могли возмещать работ­никам за счет средств, предна­значенных на оплату труда, пол­ностью или частично взносы, уплаченные ими по договорам добровольного страхования до­полнительной пенсии.

8 декабря 1990 г. принято постановление Совета Минист­ров СССР о создании Страхового пенсионного фонда работников науки, финансовую основу кото­рого должны были составлять добровольные личные взносы, а также взносы предприятий. Минфину поручалось подгото­вить предложения о предостав­лении этому фонду дополни­тельных льгот по налогам.

Указанные мероприятия и другие решения того времени по объективным и субъективным причинам оказались нежизнес­пособными, но не бесполезны­ми. В процессе реализации их инициаторы и исполнители, а также представители органов государственной власти пришли к пониманию необходимости создания общегосударственной системы дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения, адаптированной к изменившимся условиям в стране.

В связи с проведением ра­дикальной экономической ре­формы и необходимостью социальной защиты населения в ус­ловиях перехода к рыночным отношениям распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 1991 г. была образована комис­сия по разработке порядка со­здания и правового функциони­рования НПФ.

Комиссии поручалось в кратчайшие сроки подготовить проект указа Президента РФ по этому вопросу. Поручение было исполнено быстро и качествен­но. Уже 5 декабря того же года проект этого документа Прави­тельство РФ направило соответ­ствующим органам законода­тельной и исполнительной влас­ти на заключение.

С несущественными по­правками окончательный текст Указа о НПФ был подписан 16 сентября 1992 года. С этого момента началась новая страни­ца в истории развития отечест­венной пенсионной системы.

Чтобы понять значимость этого события, следует напо­мнить о плачевной ситуации, в которой в начале 90-х годов прошлого века оказалась подав­ляющая часть населения Рос­сии, и особенно пенсионеры.

В 1992 году реальный раз­мер пенсии (с учетом небывало высокой годовой инфля­ции — 2100%) составил лишь 52% от уровня предыдущего го­да. Сразу обесценились и без того скромные сбережения граждан. Многие лишились ра­боты и заработков. Без денег остались учреждения социаль­ного обслуживания населения.

Созданные в то время фон­ды социальной поддержки насе­ления не дождались в обещан­ных властями объемах денег КПСС, доходов от приватизации и других поступлений. Кредиты МВФ и других международных организаций исчезали бесслед­но. Недостаточной оказалась гу­манитарная помощь от других государств, ничтожными — по­дачки Армии спасения и других миссионеров, наводнивших в то время Россию.

Большинство предприятий простаивало. А те, что работали, считали зазорным платить налоги. Поэтому многократно (в реальном исчислении) сокра­тились и отчисления в пенсион­ный фонд. Люди, разбираю­щиеся в политике и экономике, быстро поняли, что преодолеть такую разруху в стране и нала­дить нормальное функциониро­вание пенсионной системы удастся не скоро. Поэтому надо срочно искать пути выхода из такой сложнейшей ситуации.

В этих условиях, а также учитывая логику социально-эко­номического развития страны в рыночных условия, нужно бы­ло форсировать создание НПФ. Конечно, они не могли бы­стро улучшить материальное по­ложение пенсионеров, но дава­ли трудоспособному населению надежду на обеспечение без­бедной старости.

В развитии такого нового социально-финансового инсти­тута объективно были заинтересованы также и государство и бизнес. Дополнительное пен­сионное обеспечение уменьшало нагрузку на государственную пенсионную систему и снижало социальную напряженность в обществе. А «длинные» пенси­онные деньги, аккумулируемые НПФ, при нормальной организа­ции дела являются эффектив­ным финансовым ресурсом для развития экономики и получения предпринимательского дохода.

Правительство РФ поручи­ло Министерству социальной защиты населения РФ подгото­вить, с участием других минис­терств и ведомств, проекты до­кументов, предусмотренные Указом о НПФ. Для исполнения этого поручения при Министер­стве была создана межведом­ственная рабочая группа, кото­рая подготовила пакет проектов решений федеральных законо­дательных и исполнительных органов власти:

 о налогообложении в сис­теме НПО (по схеме ЕЕТ!);

об использовании прива­тизационных чеков в качестве взносов в НПФ;

положений о НПФ, об Ин­спекции НПФ, о компаниях по управлению активами НПФ, о Межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций НПФ, о минимальном уровне рентабельности компаний по управлению активами НПФ, примерного договора между НПФ и страхователем, договора на управление активами НПФ. Эти документы были доработа­ны правительственным аппара­том и представлены на подпись.

Однако юридическая экс­пертиза установила, что поста­новлением Правительства РФ их утверждать нельзя. Требует­ся решение на уровне феде­рального закона. Очевидно, что на разработку нескольких таких сложных законопроектов и при­нятие их нужно немало лет. По­этому возник правовой вакуум, который сохранялся до принятия закона о НПФ в мае 1998 года.

Именно этот этап в разви­тии НПО можно считать самым трудным для всех его участни­ков. Лишь в конце 1994 года бы­ло утверждено положение об Инспекции НПФ, а в августе 1995 года положение о деятель­ности НПФ и компаний по управлению их активами. Поэто­му процесс учреждения и дея­тельности НПФ пошел неуправ­ляемо. Выдаваемые Министер­ством социальной защиты насе­ления РФ и территориальными органами власти временные разрешения на деятельность по НПО не могли обеспечить един­ство правовых и организацион­ных основ их деятельности.

За короткий срок были со­зданы сотни организаций, в на­именовании которых присутствовали слова «негосудар­ственные пенсионные фонды». Они учреждались как некоммерческие организации, акционер­ные общества и в других орга­низационно-правовых формах.

Немало фондов собиралось за­ниматься не только выплатами дополнительных пенсий, но и оказывать медицинские, обра­зовательные и другие услуги, участвовать в популярных тогда схемах «оптимизации» налого­обложения.

Большинство пенсионных фондов все же придерживалось в своей деятельности принци­пов, заложенных в Указе о НПФ, работало надежно и эффектив­но. Каких-либо серьезных скан­далов на всю страну, подобных случавшимся тогда часто с фи­нансовыми компаниями, не бы­ло. Случайно попавшие на этот рынок фонды исчезали бесшум­но, поскольку граждане свои кровные деньги туда не вноси­ли. Плательщиками пенсионных взносов в НПФ были в основ­ном юридические лица, которые и учреждали этот фонд.

С созданием Инспекции НПФ и принятием ряда норма­тивных документов появилась возможность государственного регулирования деятельности фондов. При этом особое вни­мание уделялось выполнению НПФ определенных требований, соблюдению ими интересов граждан.

Для формирования полно­ценной правовой базы необхо­димо было по возможности бы­стрее принять закон о НПФ. Од­нако в процессе его подготовки возникало много объективных и субъективных препятствий. Госдума РФ трижды отвергала законопроект в первом чтении. Заблокировал принятие закона и Совет Федерации. Слишком большим оказался разброс мне­ний по некоторым принципиаль­ным вопросам формирования системы НПО. При этом явно просматривался конфликт инте­ресов лиц, представлявших в парламенте различные полити­ческие и финансовые группы.

В результате длительных и сложных дебатов в парламент­ской согласительной комиссии удалось принять этот закон в мае 1998 года. Из-за вынужден­ных компромиссных решений закон получился не идеальным, но достаточным для того, чтобы успешно разрешать возникшие в последующем правовые кол­лизии.

Вскоре после принятия это­го закона в России произошел августовский (1998 года) де­фолт с большими финансовыми потерями у НПФ. Вместо помо­щи, которая тогда была оказана Правительством РФ некоторым держателям ГКО, для НПФ был установлен дискриминацион­ный режим обмена принадлежа­щих им ГКО на новые государ­ственные ценные бумаги. В от­носительно короткие сроки по­чти все фонды оправились от последствий кризиса и смогли улучшить количественные и ка­чественные показатели разви­тия системы НПО.

Несмотря на отсутствие на­логовых и других форм стиму­лирования, неблагоприятный инвестиционный климат и нали­чие других нерешенных проб­лем, НПФ в последующие годы развивались стабильно высоки­ми темпами. В настоящее время они занимают достойную нишу в пенсионной системе и на рын­ке коллективных инвестиций.

За девять месяцев 2007 го­да средний размер выплат у од­ного миллиона получателей составил в этих фондах 1109 руб­лей в месяц при средней госу­дарственной пенсии в сентябре этого же года в размере 3 111 рублей. Это уже немало. Отдельные участники, в зависи­мости от выбранной пенсионной схемы и перечисленных в НПФ взносов, получают сегодня и 2, и 5, и более 10 тысяч рублей в месяц. Численность таких счаст­ливчиков будет возрастать по мере наступления сроков пер­вой выплаты пенсии остальных 6 млн. участников. Общая сумма пенсионных резервов, то есть средств, предусмотренных на выплату пенсий, составила за 9 месяцев 2007 года 443,4 млрд. рублей.

Кроме того, государство предоставило НПФ возмож­ность участвовать в формирова­нии гражданами накопительной части трудовой пенсии. Свой выбор в пользу НПФ сделали 1,9 млн. человек, пенсионные накопления которых за 9 меся­цев 2007 года составили 25,6 млрд. рублей.

Конечно, по мировым мер­кам отечественная система НПО выглядит весьма скромно. При этом более половины от об­щей суммы пенсионных резер­вов принадлежит лишь одному НПФ «ГАЗФОНД». По объему финансовых ресурсов многие зарубежные пенсионные фонды в отдельности многократно пре­вышают накопления всех рос­сийских НПФ. В этом ничего удивительного нет.

Наша система НПО нахо­дится еще в «младенческом» возрасте. В первые годы она росла в условиях глубочайшего экономического кризиса, по­следствия которого негативно сказываются на развитии фон­дов до настоящего времени. От­сутствовала должная поддерж­ка законодательными и испол­нительными органами власти. В многочисленных правительст­венных программах и планах декларировалась необходи­мость содействия развитию НПФ. Однако хорошие слова редко воплощались в конкрет­ные дела.

Последняя пенсионная ре­форма открыла НПФ доступ к участию в формировании нако­пительной части трудовой пен­сии в системе обязательного пенсионного страхования. По общеизвестным причинам подав­ляющая часть зарегистрирован­ных лиц все еще остается в «молчунах». А успехи ряда НПФ по привлечению к себе клиентов с пенсионными накоплениями из лагеря «молчунов» достигну­ты главным образом за счет ис­пользования административного ресурса корпораций, работники которых являются участниками этого же фонда в системе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. Здесь есть о чем подумать, что надо сделать, чтобы как можно боль­ше «молчунов» захотело фор­мировать накопительную часть пенсии в НПФ.

После завершения парла­ментских и президентских выбо­ров намечено активизировать работу по совершенствованию пенсионного законодательства. Продолжится доработка проекта федерального закона «О допол­нительных страховых взносах на накопительную часть трудо­вой пенсии и государственной поддержке формирования пен­сионных накоплений», принято­го Госдумой РФ в первом чте­нии 14 ноября 2007 г. Планиру­ется также принять закон «О профессиональных пенсион­ных системах». Его должны были ввести в действие не­сколько лет назад в пакете с ос­новными действующими сейчас законами по пенсионной ре­форме.

Оба этих закона могут со­здать условия для значительно­го расширения поля деятельнос­ти НПФ, наращивания финансо­вых ресурсов за счет дополни­тельных страховых взносов граждан на накопительную часть трудовой пенсии гражданами, добровольно вступившими в правоотношения по обязатель­ному пенсионному страхованию, а также взносов государства на софинансирование формирова­ния пенсионных накоплений.

У пенсионных фондов есть основания рассчитывать на по­ступление к ним определенной части взносов работодателей в профессиональные пенсионные системы. Возможно, бизнес-сообщество самостоятельно или по подсказке вернет хотя бы часть законно присвоенных средств от снижения единого социального налога. Их разумно было бы направить на дополни­тельное пенсионное обеспече­ние в НПФ. Не исключено, что государство или граждане пред­ложат фондам оказывать новые дополнительные пенсионные услуги.

Перспективы развития сис­темы НПФ во многом будут оп­ределяться эффективностью функционирования государ­ственной пенсионной системы, ее возможностями удовлетво­рять текущие и долгосрочные запросы населения.

Практически во всех про­граммах политических партий, участвовавших в последних парламентских выборах, предусма­тривались обещания увеличить в ближайшей перспективе соотношение между размерами пен­сий и зарплат до 40—100 про­центов. Цель благородная, но трудноразрешимая.

Очень простой и достаточно точный расчет показывает, что для достижения заветной цели до 40% в 2008 году понадоби­лось бы где-то изыскать допол­нительно более триллиона руб­лей в расчете на год, с последу­ющим ежегодным ростом этой суммы.

Такой «заначки» у государ­ства нет. А если бы она вдруг «свалилась с неба» и деньги были бы розданы пенсионерам, то радость их длилась бы не­долго из-за инфляции. Учиты­вая реальные социально-эконо­мические условия, потребуется немало лет при благоприятной обстановке для того, чтобы ко­эффициент замещения достиг в России размеров, рекомендо­ванных международными орга­низациями.

О реальном размере пенсий незаслуженно мало говорят и пишут. Динамика этого показателя, представленная на ри­сунке, наглядно демонстрирует: с чего начинали, как продвигались и к чему пришли. Начали плохо. По истечении первого го­да рыночных преобразований на среднюю пенсию можно бы­ло купить товаров и услуг (при их изобилии) почти в два раза меньше, чем годом раньше при всеобщем дефиците.

На следующий год начали «выползать» из провала, но за­тем опять продолжили падение, которое завершилось после де­фолта в августе 1998 года. В 1999 году реальный размер пенсии составлял только 31% по сравнению с 1991 годом.

После этого этот показатель стабильно улучшался и, по пред­варительным отчетным данным составил в 2007 году 74% по сравнению с 1991 годом. Дости­жение не выдающееся. Чтобы сравняться с дореформенным уровнем, потребуется еще семь лет при условии, что реальная пенсия будет увеличиваться по 4% в год. Для осуществления даже такой скромной цели потребуется мобилизация значи­тельных финансовых ресурсов.

Рассмотренные выше «до­стижения» и перспективы ска­зались на результатах всероссийского социологического ис­следования на тему: «Отноше­ние населения к системе пенсионного обеспечения и хода ее модернизации», проведенного по заказу ПФР.

Лишь 6% респондентов (от­ветивших на вопросы анкеты) отметили положительные изменения, а 82% не осознали сте­пень влияния реформы на свое материальное положение. 6% респондентов-пенсионеров увере­ны, что пенсии будет достаточно для поддержания достойного уровня жизни. Оценивая пер­спективы пенсионной реформы, 18% респондентов настроены оптимистично, а 21% не смогли дать никаких оценок относи­тельно роли реформы в буду­щем. Организаторы данного со­циологического исследования отмечают, что оптимистов стало больше обольщаться этим пока преждевременно.

Представленные на рисунке данные свидетельствуют о ре­зультатах развития обязатель­ного государственного пенсион­ного страхования. При этом не учитывались выплаты в системе негосударственного пенсионно­го обеспечения. К сожалению, суммирование этих пенсий практически не оказало бы за­метного влияния на улучшение тенденции развития всей пенси­онной системы.

В процессе обоснования по­ложений Указа о НПФ, а также предусмотренных в нем решений Правительства РФ и других документов учитывался опыт функционирования частных пенсионных систем в странах с развитыми рыночными отно­шениями. В правительственных и ведомственных рабочих груп­пах плодотворно работали вы­сококвалифицированные экс­перты Британского правительст­венного фонда «Know-How», ко­миссии Европейского Союза по программе TACIS», Всемирного Банка, других авторитетных ор­ганизаций. Эти эксперты, в отличие от зарубежных консуль­тантов по приватизации госу­дарственной собственности, формированию финансовых ин­ститутов и некоторым другим вопросам реформирования экономики России, ничего плохого не советовали.

Наоборот, они рекомендо­вали нашим правительственным органам проявлять осторож­ность в процессе принятия от­ветственных решений, тщатель­но учитывать распределение рис­ков, предусматривать меры по обеспечению гарантий сохран­ности пенсионных средств, из­бежать повторения ошибок ре­формирования пенсионных сис­тем в других странах.

В результате конструктив­ного диалога совместными уси­лиями удалось избежать приватизации всей пенсионной систе­мы, принятия других авантюр­ных предложений, которых тогда было в избытке. С учетом российских реалий было пред­ложено осуществлять реформу на основе рационального соче­тания распределительного и на­копительного элементов пенси­онной системы.

Представители органов власти, руководители НПФ и другие лица, причастные к ре­форме пенсионной системы, для изучения опыта посещали страны, где были реализованы аналогичные пенсионные проек­ты. Не все командировки по раз­ным причинам были результа­тивными. Сегодня уже мало кто восхищается «достижениями» в пенсионной сфере Чили, Ар­гентины и ряда других госу­дарств, недавно считавшихся образцовыми.

Почти все страны, входя­щие в первую мировую десятку по уровню развития экономики, вдруг тоже решили модернизи­ровать свои пенсионные систе­мы, объясняя это ухудшением демографической ситуации. Старение населения, конечно, увеличивает нагрузку на пенси­онные бюджеты. Но не в такой же степени, чтобы предсказы­вать катастрофические послед­ствия его для всей экономики.

Доминирующее положение этой группы стран в процессе глобализации мировой экономики позволяет им без особого напряжения изыскивать финан­совые ресурсы для поддержания в течение многих лет пенси­онного обеспечения на достиг­нутом высоком уровне.

Разговоры о кризисе пенси­онных систем под влиянием ста­рения населения являются, по моему мнению, лишь пово­дом для объяснения разворота в социальной политике и не только по отношению к пенсио­нерам. Политики утверждают, что социальные государства За­падной Европы, где высоки пен­сии, зарплаты бюджетникам и выплаты по программам соци­ального вспомоществования, становятся в глобальной эконо­мике не конкурентно способны­ми по сравнению с другими го­сударствами, не отягощенными социальными обязательствами.

Поэтому в целях снижения государственных затрат наряду с другими мероприятиями осуществляется отмена или умень­шение ряда пенсионных льгот и иных социальных обяза­тельств. Одновременно прини­маются меры по усилению и стимулированию личной от­ветственности граждан за свое материальное благополучие в случаях потери заработка.

Нововведения в зарубеж­ных пенсионных системах долж­ны тщательно изучаться, чтобы не было «слепого» копирования или непродуманного заимство­вания их в процессе устранения недоработок и ошибок, допу­щенных отечественными ре­форматорами, а также при реа­лизации намеченных мероприя­тий по модернизации пенсион­ной системы.

 




другие материалы №3 (11) июль-сентябрь 2012 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Даже не верится, что с того памятного сентября 1992 года прошла целая вечность - 20 лет. За это время выросло поколение молодых людей, живущих по принципу: «сдал ЕГЭ, купил айпэд с айфоном и пошел вязать нанотехнологические носки». Родители этого поколения успели привыкнуть к неплохим зарплатам в долларах и евро и не озаботились проблемой повышения производительности труда. Наконец, дедушки и бабушки молодой поросли научились подсчитывать скольким прожиточным минимумам равна их пенсия и терпеливо ждать, когда их расходы на Интернет будут учтены в этом самом прожиточном минимуме. Читать

Социологические исследования

В предверии знаменательной даты мы обратились к читателям журнала с вопросами, ответы на которые освещают тему номера. Редакция журнала Читать

Бровчак Сергей Валентинович Заместитель Генерального директора Ассоциации
участников финансового рынка "Совет по профессиональным
квалификациям финансового рынка"

История пенсионного обеспечения в России на примере пенсионной кассы Московско-Казанской железной дороги

Пенсионное обеспечение в России имеет богатейшую историю. Еще Петром первым в рамках Морского устава было введено пенсионное обеспечение для вдов и сирот морских чинов. В 1826 году при Николае Первым был принят первый пенсионный закон – Пенсионный Устав. С первой половины 19 века в России реализовались программы корпоративного пенсионного обеспечения для служащих в виде эмеритальных касс, пенсионных вспомогательных касс, пенсионных страховых касс. Читать

Берг Анатолий Анатольевич Президент НПФ "Профессиональный независимый пенсионный фонд"

Проблемы профессионального накопительного пенсионного страхования

Современный уровень развития техники не всегда позволяет исключить наличие производственного риска на рабочих местах и создать работникам здоровые и безопасные условия труда, поэтому законодательство большинства стран мира предусматривает различные компенсационные меры с целью возмещения утраты здоровья в процессе производства - влияние вредных и опасных производственных факторов, которые могут вызвать профессиональную патологию или стойкое снижение работоспособности, учитывается при назначении более раннего выхода на пенсию или компенсируется в рамках систем страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Читать

Михальчук Владимир Юрьевич Начальник отдела НПФ "Поддержка"

Профессиональные пенсионные системы – НЕИСПОЛЬЗОВАННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

Реформирование российской пенсионной системы ведется с середины 90-х годов прошлого века. За это время распределительный принцип ее функционирования сменился смешанным распределительно-накопительным. В государственное пенсионное страхование введен персонифицированный учет. Развивается негосударственное пенсионное обеспечение. Тем не менее, пенсионная система страны до настоящего времени не приобрела черт целостности и законченности. Читать

Михайлов Андрей Васильевич Советник исполнительного директора НПФ "Универсал"

Ткач Александр Иосифович директор ООО "Пенсионно-актуарный консультант" (г.Киев)

Откуда берутся «списочники» и кто должен позаботиться об их пенсии? Опыт республики Украина

5 апреля 2012 года исполнился ровно год, как Государственная Дума предыдущего созыва проголосовала за то, чтобы прекратить работу над законопроектом “Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ», который был внесен в парламент еще весной 2002г. И «общественность» этого не заметила. Читать

Кузина Ольга Евгеньевна Профессор кафедры экономической социологииНИУ-ВШЭ

Динамика пенсионных стратегий населения (2005-2011 гг.)

Сбережения населения всегда были и остаются в центре внимания при разработке социальной политики любого государства: они связаны с проблемами налогообложения, стимулирования инвестиций и экономического роста, борьбой с бедностью. В последнее время к этим вопросам прибавилась еще и реформа системы пенсионного страхования населения (Attanasio, Banks 2001). Читать

Досрочные пенсии: вчера, сегодня, завтра

С момента начала реформирования пенсионной системы Российской Федерации и до настоящего времени весьма вяло обсуждалась проблематика профессиональных пенсий. Однако образовавшийся колоссальный дефицит ПФР резко повысил интерес государства к созданию профессионального пенсионного страхования. Читать

Профессиональные пенсионные системы – неиспользованные возможности

26 июня 2012 года Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов совместно с журналом «Пенсионное обозрение» провели читательский брифинг на тему: «Досрочные пенсии: вчера, сегодня, завтра». Читать

Социальные сети

Журнал «Пенсионное обозрение» открыл свои электронные странички в социальных сетях "Facebook", "ВКонтакте", "Twitter" и "Livejournal". Читать

Наши партнеры