Сохранность пенсионных резервов и правовые особенности доверительного управления пенсионными резервами

1. Введение. История Вопроса. Существующее положение.

В конце 2008 года стоимость финансовых инструментов, в которые были размещены средства пенсионных резервов, снизилась по объективным причинам (рыночные колебания).[1]

Впервые за более чем пятнадцатилетнюю историю пенсионного рынка НПФ столкнулись с непривычным для себя положением – реальной угрозой сохранности пенсионных средств.

Финансовый кризис 2008 года показал, что во взаимоотношениях НПФ и клиентов НПФ, НПФ и управляющих компаний (УК) заложена фундаментальная проблема, связанная с гарантией сохранности капитала и получения доходности.

Действующее законодательство, регулирующее принципы и механизмы отражения полученного инвестиционного дохода, построено исключительно исходя из тренда «растущего» рынка. Оно не регулирует вопросы покрытия отрицательных значений, образовавшихся  в накопительный период.

Каждый НПФ решал данные вопросы самостоятельно, исходя из индивидуальных условий заключенных договоров между НПФ и участниками/вкладчиками, между НПФ и УК.

Некоторые фонды отразили отрицательную доходность на счетах, другие начислили 0% инвестиционного дохода. Оказались и такие, которые показали даже незначительный рост. Все это было похоже на тяжелый поиск оптимального решения.

Система не сработала.

НПФ, отразившие 0% инвестиционного дохода на счетах, фактически получили финансовую пирамиду. Их обязательства могли не соответствовать резервам покрытия. Если бы фондовый рынок не вырос, все они были бы вынуждены разнести отрицательный результат, чтобы не иметь актуарный дефицит. Обеспечение сохранности пенсионных средств – «вымученные» решения НПФ, которые фактически оказались один на один со своими клиентами. К сожалению, ни УК, ни Спецдепозитарий, ни ФСФР не участвовали в процессе поиска решений.

Хочу сразу оговориться, мы не рассматриваем НПФ уровня «Газфонда» и «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТА».  Говорим о средних рыночных фондах, которые не имеют серьезной финансовой поддержки,  так сказать «средний класс» пенсионного рынка.

Вместе с тем, ФСФР в первой половине 2009 года, после того, как участники/вкладчики  НПФ получили уведомления о состоянии счетов, на основании их обращений и жалоб, направил в НПФ предписания об устранении допущенных нарушений.

Одним из таких НПФ оказался НПФ «ПРОМРЕГИОНСВЯЗЬ», который по итогам 2008 года отразил на лицевых счетах участников полученный отрицательный инвестиционный доход в соответствии с решением, принятым Советом Фонда.

ФСФР посчитало, что таким образом данный НПФ нарушил статью 14 ФЗ-75, а именно принял в одностороннем порядке решение, нарушающее права участников и вкладчиков.

Последовал ряд судебных процессов, в которых НПФ пытался отстоять свою точку зрения, не признавая факта принятия одностороннего решения.

Впоследствии, кассационная инстанция поддержала ФСФР.

Президиум ВАС, как надзорный орган, заявления не принял.  

Таким образом, образовалась судебная ошибка.

ФСФР воспользовалась данной площадкой и на базе полученного решения начала масштабную проверку всех НПФ на данный предмет. На очереди проверка отражения отрицательного финансового результата по счетам застрахованных лиц. Там также пока одни вопросы – ответов нет. 

Не разбирая конкретное дело, попытаюсь на его основе (поскольку оно было первым и в его ходе обнаружился целый ряд противоречий) поставить ряд вопросов, которые, на мой взгляд, необходимо решать и решать очень быстро, т.к. понятно, что финансовый кризис 2008 года еще не закончился, у нас передышка, и что будет дальше - мы не знаем.  

Однако, то, что проблема взаимоотношений между УК и НПФ, а, следовательно, между НПФ и участниками/вкладчиками в вопросе сохранности пенсионных средств стоит очень остро и неоднозначно – очевидно.

2. Круг вопросов. Постановка проблемы.

Вопросы:

1. Особое положение НПФ при размещении пенсионных средств. Обоснованность на рынке такого субъекта как УК. Выбор доверительного управления, как единственного правового основания размещения средств пенсионных резервов. Отсутствие солидарной ответственности Спецдепозитария, УК.

2. Неправильное понимание самой правовой природы пенсионных обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Одностороннее принятия решений НПФ, нарушающие права участников и вкладчиков.

3. Безрисковость пенсионных взносов.

Рассмотрим каждый из  них.

1. Почему НПФ должен размещать средства через УК? Гражданский кодекс определяет суть Доверительного управления, как обособленные отношения, не похожие ни на агентские отношения, ни на договоры поручения и т.п., предполагается, что доверительный управляющий должен совершать неограниченный круг юридических и фактических действий в интересах учредителя доверительного управления. Учредитель доверительного управления наделяет управляющего правомочиями собственника и полагает, что его правомочия будут использоваться титульным собственником профессионально.

Статья 1022 Гражданского кодекса РФ предписывает доверительному управляющему проявлять должную заботливость об интересах выгодоприобретателя. Что под этим скрывается, не может сегодня сказать никто, даже, наверное, сами управляющие.  Доказать, в суде, что управляющая компания, действовала неосмотрительно – невозможно. На сегодняшний день нет ни одного подобного дела. При этом надо понимать, что единственный орган, который призван надзирать за законность совершаемых действий управляющих компаний – это Спецдепозитарий, который формально относится к своим обязанностям и вообще никак не отвечает за убытки, полученные НПФ в результате одобрения им конкретных сделок.

НПФ при этом отвечают по своим обязательствам перед участниками и вкладчиками.

Наличие профессиональных качеств у управляющих пенсионными средствами вызывает большое сомнение при «падающем рынке». Можно говорить, что это первый гигантский финансовый кризис со времен шумеров, но делу это не поможет.

Не проще ли самим НПФ размещать средства, создавать свои службы риск-менеджмента и всю соответствующую инфраструктуру и соответственно отвечать за свои действия перед своими бенефициарами? В противном случае  получается парадокс, процесс размещения средств и получение финансового результата от управления практически обособлен и НПФ влиять на него не могут, поскольку это Доверительное управление. Так, может, стоит задуматься о другом инструменте, если НПФ не может обойтись без этих «профессионалов».

В любом случае, в настоящий момент, НПФ стараются размещать средства пенсионных резервов через «близкие» УК или самостоятельно, благо последние изменения законодательства позволяют это делать.

2. Что такое сохранность? Что такое доходность? Что такое пенсионные обязательства?

В статье 24 ФЗ-75 говорится о том, что размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений должны обеспечивать сохранность указанных средств, обеспечить доходность, диверсификацию и ликвидность инвестиционных портфелей.

Как это реализовать на практике и что следует в случае несоблюдения правовых принципов – законодатель не раскрыл.

Правовые принципы указывают на общие направления регулирования правовых отношений, но для их применения к конкретным обязательствам эти принципы должны быть раскрыты в специальных нормах закона, либо порядок реализации таких принципов должен быть закреплен в соглашении сторон.

В пенсионных договорах между НПФ и его вкладчиками, как правило, также не предусмотрены какие-либо обязательства НПФ перед вкладчиками по обеспечению сохранности и доходности средств пенсионных резервов, пропорционально размеру пенсионных взносов каждого вкладчика.

Таким образом, ФЗ-75 не относит к пенсионным обязательствам Фонда обязательства по обеспечению сохранности и доходности в отношении взносов вкладчиков до момента наступления пенсионных оснований и возникновения обязательств Фонда по выплате негосударственных пенсий.

Соответственно, у вкладчиков и участников нет права требовать от Фонда обеспечения сохранности и доходности пенсионных резервов пропорционально части пенсионных взносов каждого вкладчика.[2]

Вернемся к определению «пенсионных обязательств». Закон также не дает такого определения. Соответственно в контексте понимания проблемы сохранности пенсионных средств следует исходить из того, что Статьями 13, 14 Закона «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено три основных имущественных обязательства Фонда перед вкладчиками и участниками:

  • обязательство выплачивать негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионного договора;
  • обязательство выплачивать выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора;
  • переводить по поручению вкладчика или участника выкупные суммы в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора.

Обязательство Фонда по выплате пенсий в определенном размере наступает при возникновении пенсионных оснований, предусмотренных законом и пенсионной схемой. Размер негосударственной пенсии зависит от выбранной вкладчиком пенсионной схемы и суммы, отраженной к моменту наступления пенсионных оснований на пенсионном счете.

При этом ни одной из норм действующего пенсионного законодательства РФ не определена обязанность негосударственного пенсионного фонда перед вкладчиками или участниками гарантировать увеличение размера их вкладов до момента наступления пенсионных оснований, поскольку размещение средств пенсионных резервов осуществляется в рыночные инструменты, определить фиксированную доходность по которым заранее объективно невозможно.

Однако, в связи с тем, что негосударственное пенсионное обеспечение выполняет социальную функцию, законодателем установлена минимальная гарантированная доходность по средствам вкладчиков, переданных в негосударственные пенсионные фонды.

В соответствии со статьей 11 Закона «О негосударственных пенсионных фондах»  Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» определены требования к пенсионным схемам.

Требованиями к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов,  установлено, что обязательным условием применения пенсионной схемы фонда является получение участником фонда пенсии в размере не менее 0,5 минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством Российской Федерации на момент заключения пенсионного договора.

Данным условием законодатель защитил права участника в том случае, если распоряжение его пенсионными взносами будет производиться неэффективно, тем самым смягчив возможные невыгодные последствия заключения пенсионного договора.

Таким образом, действующим законодательством установлен минимальный размер негосударственной пенсии, ниже которого негосударственный пенсионный фонд не вправе выплачивать своим участникам.

Данные требования прямо указывают на то, что в отличие от обязательного, добровольное пенсионное обеспечение носит рисковый характер.

Далее, хотелось бы отметить природу самого негосударственного пенсионного обеспечения, как добровольного страхования.

Рисковый характер добровольного пенсионного обеспечения заключается в том, что с одной стороны в случае высокой доходности размещения пенсионных резервов фонда вкладчик при наступлении пенсионных оснований сможет получать пенсию, значительно превышающую размер внесенных пенсионных взносов, а с другой стороны при низкой доходности размещения пенсионных резервов вкладчик рискует при наступлении пенсионных оснований получать пенсию в меньших размерах, но не ниже размера, гарантированного Постановлением Правительства от 13 декабря 1999 г. № 1385.

И именно потому, что размер негосударственной пенсии зависит от доходности, полученной от размещения пенсионных резервов, негосударственный пенсионный фонд обязан ежегодно отражать размер полученного дохода на пенсионных счетах вкладчиков и информировать их о результатах размещения пенсионных резервов.

Своевременное получение вкладчиком информации о реальной доходности размещения пенсионных резервов позволяет вкладчику самостоятельно принимать решение о продолжении отношений с данным фондом или о прекращении этих отношений и получении выкупной суммы или перевода средств в другой негосударственный пенсионный фонд, который, по мнению вкладчика, более эффективно управляет пенсионными резервами.

Таким образом, действующим пенсионным законодательством не предусмотрена обязанность Фонда гарантировать вкладчикам сохранность и доходность по пенсионному договору до наступления пенсионных оснований.

Пенсионные права участников на получение негосударственной пенсии возникают только с момента наступления пенсионных оснований.

Фонд обязан выплачивать негосударственную пенсию в размере, зависящем от размера средств вкладчика, отраженных на пенсионном счете на момент возникновения пенсионных оснований.

Хотелось бы еще отметить суть такого положения абз. 8 п. 1 ст. 14 Закона «О негосударственных пенсионных фондах», согласно которым «Фонд обязан…не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц».

Вместе с тем:

- принятие Фондом соответствующего решения не предусмотрено ни договором с вкладчиком, ни действующим законодательством, либо договор с вкладчиком или действующее законодательство предусматривает обязательное согласование такого решения с вкладчиком;

- принятое Фондом решение должно нарушать права вкладчиков, участников или застрахованных лиц, предусмотренные договором или законом.

В соответствии с абз. 4, 5 п. 1 ст. 14 Закона «О негосударственных пенсионных фондах» Фонд обязан «осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами в форме ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, а также осуществлять учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений; предоставлять вкладчикам, участникам и застрахованным лицам информацию о состоянии их пенсионных счетов один раз в год».

Согласно ст. 3 Закона 75-ФЗ «правила фонда - документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (пенсионные правила фонда), договорам об обязательном пенсионном страховании (страховые правила фонда)». Пунктом 1 ст. 8 Закона «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено, что «Фонд осуществляет свою деятельность на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также устава и правил фонда». Из п. 2 ст. 9 Закона 75-ФЗ следует, что «Пенсионные правила фонда, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам, должны содержать: … порядок ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и информирования об их состоянии вкладчиков и участников; перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и фонда».

Как правило, Пенсионные правила устанавливают требование о распределении дохода от размещения средств пенсионных резервов за истекший календарный год путем внесения записи на пенсионные счета о начисленном доходе от размещения средств пенсионных резервов за прошедший год в течение определенного времени после принятия соответствующего решения Советом Фонда.

Аналогичные положения закрепляются во всех Договорах негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемых между Фондом и вкладчиками.

Таким образом, действующим пенсионным законодательством, Пенсионными правилами Фонда и договорами негосударственного пенсионного обеспечения между Фондом и вкладчиками предусмотрена прямая обязанность Совета Фонда по ежегодному распределению дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, по пенсионным счетам вкладчиков и по информированию вкладчиков и участников о состоянии пенсионных счетов.

В соответствии со ст. 3 Закона 75-ФЗ доходами от размещения пенсионных резервов являются «дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату».

Приказом Министерства финансов РФ от 19.12.2000 № 110н утверждены «Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению».

Согласно п. 4 раздела II «Учет пенсионных резервов» Указаний «Формирование пенсионных резервов за счет дохода Фонда от их размещения отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»». Пунктом 8 Указаний предусмотрено, что «Распределение дохода, полученного от размещения пенсионных резервов, в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции с кредитом: счета 96 "Резервы предстоящих расходов", субсчета "Резервы покрытия пенсионных обязательств", "Страховой резерв" - в размере средств, полученных от размещения пенсионных резервов и направляемых на пополнение пенсионных резервов».

Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что доход от размещения пенсионных резервов должен представлять собой чистый финансовый результат такого размещения и может быть как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).

Кроме того, необходимо обратить внимание, что решение Совета Фонда отражает лишь объективную и действительную финансовую ситуацию. Само решение Совета Фонда не увеличивает и не уменьшает размер дохода, полученного от размещения пенсионных резервов по итогам года. Напротив, непринятие Советом Фонда данного решения нарушило бы права вкладчиков и участников Фонда на регулярное получение достоверной информации о результатах размещения средств пенсионных резервов, сформированных за счет их пенсионных взносов.

Следовательно, принятие решения Совета Фонда о распределении по пенсионным счетам как положительного, так и отрицательного дохода является его обязанностью, вытекающей из положений действующего пенсионного законодательства, Пенсионных правил Фонда и договоров с вкладчиками, а значит, такое решение не может быть признано решением, принятым в одностороннем порядке.

3. Как отмечалось ранее, ФСФР ошибочно исходит из того, что негосударственное пенсионное обеспечение является безрисковым и, безусловно гарантирующим для вкладчика или участника, получение дохода в результате размещения средств пенсионных резервов.

Следует отметить, что это не соответствует действующему законодательству, определяющему содержание отношений по добровольному пенсионному обеспечению.

Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 25.12.2007 г. № 14-П «Конституция Российской Федерации, ее статья 39 (части 1 и 3), предусматривает два вида пенсионного страхования - обязательное и добровольное. Обязательное пенсионное страхование выступает гарантией реализации данного конституционного права, т.е. направлено на достижение целей социального государства в этой сфере, а потому носит публичный характер. Добровольное пенсионное страхование предоставляет гражданам дополнительные возможности по личному участию в формировании средств, направляемых на индивидуальное пенсионное обеспечение. Данный вид пенсионного страхования носит непубличный характер и осуществляется в основном в негосударственных системах пенсионного обеспечения. Соответственно, Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность гарантировать социальное обеспечение по возрасту, основывающееся на обязательности пенсионного страхования, применительно же к социальному обеспечению, основывающемуся на добровольности и индивидуальном характере, обязанность государства заключается в поощрении создания дополнительных форм социального обеспечения».

Обязательное пенсионное обеспечение направлено на гарантированный минимальный уровень благосостояния всем гражданам при достижении пенсионных оснований.

Дополнительное пенсионное обеспечение призвано предоставить гражданам более высокий уровень благосостояния путем самостоятельного выбора вкладчиком негосударственного пенсионного фонда, который инвестирует средства, полученные от вкладчика в более доходные и, как следствие, более рисковые рыночные инструменты, с возможностью прекращения отношений с фондом или изменения фонда в любой момент по желанию вкладчика.


[1] Заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора по делу № КА-А40/1671-10 от 16 марта 2010 года (Постановление ФАС МО), стр.3 (Коллегия адвокатов Гриднев и Партнеры).

[2] Заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора по делу № КА-А40/1671-10 от 16 марта 2010 года (Постановление ФАС МО), стр.8 и 9 (Коллегия адвокатов Гриднев и Партнеры).

 




другие материалы №3 (3) июль-сентябрь 2010 г.

Жуйков Андрей Евгеньевич руководитель направления управления активами группы компаний «РЕГИОН»

Стандарт ответственного инвестирования активов пенсионного фонда

В последнее время тема ответственного инвестирования была предметом острых дискуссий в инвестиционном сообществе. Такое инвестирование широко используется в ряде западных стран для управления средствами физических лиц и институциональных инвесторов, в том числе и пенсионных фондов. Читать

Логинова Елена Ивановна Генеральный директор УК "Пионер Инвестмент Менеджмент"

Глобальная диверсификация – наилучший инструмент обеспечения оптимального соотношения сохранности и доходности пенсионных денег

Выбор баланса между доходностью и сохранностью пенсионных активов становится особенно актуальным в периоды кризисов. 2008 и 2009 годы оказались достаточно сложными и для рынка управления активами, и для инвесторов. До сих пор продолжаются дискуссии о том, кто должен нести ответственность за убытки, понесенные пенсионными фондами. Читать

Есаулкова Татьяна Станиславовна Генеральный директор ООО "СДК "Гарант".

Сохранность пенсионных активов важнейший компонент деятельности специализированного депозитария

Задача сохранности пенсионных денег и их надежного инвестирования является важнейшей и имеет огромное значение для успешного развития системы пенсионного обеспечения в России. Сохранность активов в процессе их инвестирования включает в себя различные аспекты, которые требуют дальнейшего осмысления и принятия наилучших решений. Читать

Баранов Александр Вячеславович Директор департамента АО «Ай Кью Джи Управление Активами», председатель Комитета по внутреннему контролю, аудиту и управлению рисками ПАРТАД

Наши партнеры