История развития и организация деятельности НПФ

I. История развития и мировой опыт

 

Миллионы людей во всем мире обеспечивают себе достойную старость, становясь участниками негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В развитых странах рыночной экономики НПФ располагают гигантскими финансовыми объемами. Так, на конец 2000 года совокупные накопления пенсионных фондов Великобритании составляли 101% ВВП, Швеции – 107% ВВП, Нидерландов – 141% ВВП, Чили – 75% ВВП. Практика стран Латинской Америки показала, что НПФ служат важным инструментом создания национального рынка капитала, а также средством для уменьшения зависимости от притока средств из-за рубежа.По своей финансовой мощи пенсионные фонды сравнимы, пожалуй, с банковской системой, но более эффективны.

В основе негосударственного (дополнительного к государственному) обеспечения граждан лежит  принцип долгосрочного накопления средств, поступающих на персональные счета граждан в виде их личных взносов и взносов работодателей, а также доход от инвестиций пенсионных активов. Негосударственная пенсия – серьезная добавка к государственной. Как правило, средний американец, выходя на пенсию, имеет на своем счете в НПФ несколько сот тысяч долларов.

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения началось в первой половине прошлого века. Первоначально в нем участвовали наемные работники и самозанятое население с высоким уровнем доходов, которое не подлежало обязательному пенсионному страхованию. Постепенно в процесс по частному формированию пенсии подключились работники со средним уровнем заработной платы.

Значительный рост негосударственного пенсионного обеспечения в промышленно развитых странах начался в 60-х годах XX века. Побудительным мотивом к такому росту явился существенный рост заработной платы, которому не способствовал рост пенсий. Ограничение роста пенсии связано с наличием в пенсионных системах большинства развитых стран механизма ограничения верхнего предела заработка, с которого взимаются страховые взносы в государственные пенсионные системы и устанавливаются пенсии. Такой механизм, с одной стороны, ограничивает финансовую нагрузку на страхователей, с другой – придает перераспределению пенсионных ресурсов между застрахованными с различными доходами разумный характер.

Дальнейшему развитию негосударственного пенсионного обеспечения способствовала увеличивающаяся финансовая нагрузка государственных систем пенсионного обеспечения, обусловленная старением населения. Дополнительные пенсионные программы взяли на себя роль замещения той части предпенсионного дохода, которая не компенсируется системой государственного пенсионного страхования (обеспечения).

Таким образом, распространенность негосударственного пенсионного обеспечения (как коллективного, так и индивидуального) зависит, в первую очередь, от уровня обеспечения, предоставляемого по государственным программам. Чем ниже относительный уровень такого обеспечения, тем большую роль играют негосударственные системы и наоборот.

Так, в странах, где коэффициент замещения (отношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы в процентах) по государственным системам равен или ниже 40% (Великобритания, Ирландия, США, Нидерланды, Швейцария), по частным системам он составляет 20-30%. Соответственно в странах со щедрыми государственными пенсионными системами, в которых коэффициент замещения составляет 40-50% (ФРГ, Швеция, Австрия), по частным схемам – 10-20%. Как нетрудно заметить, совокупные уровни компенсации предпенсионного дохода в вышеперечисленных странах составляют 60-70%. Эта величина коэффициента замещения приблизительно в 1,5 раза превосходит минимальные стандарты, закрепленные в Конвенции Международной организации труда №102 и Европейском кодексе пенсионного обеспечения  (1964г.) и соответствует повышенным стандартам Европейского кодекса социально обеспечения, установленным в 1990 году.

В промышленно развитых странах государственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые системы социального обеспечения, отличающиеся друг от друга по структуре, масштабам, характеру охвата и размерам пенсионных выплат.

Общими для негосударственных систем является то, что они управляются частными структурами, а государство создает экономические предпосылки и правовые нормы, позволяющие им эффективно функционировать.

Национальные пенсионные системы получили развитие в США, Германии, Швейцарии, отраслевые – во Франции и Нидерландах, индивидуальные – в Великобритании и Дании.

В ряде стран с обязательным (по закону) или договорного (с помощью отраслевых тарифных соглашений или коллективных договоров) дополнительного пенсионного страхования, негосударственное пенсионное обеспечение нашло массовое применение (Австралия, Великобритания, США, Франция, Финляндия, Швейцария). При обязательном характере дополнительного (в том числе, профессионального) страхования уровень охвата им работников частного сектора практически стопроцентный. Величины ставок страховых взносов по обязательному (дополнительному) частному пенсионному страхованию для наемных работников колеблется от 0,5% (Болгария) до 10% (Казахстан), при этом для работодателей размер взноса исчисляется от 1,5%  (Болгария) до 16,8% (Финляндия).

В Великобритании и Японии с целью стимулирования развития частного страхования предпринимателям предоставляется право полного или частичного выхода из государственной пенсионной системы. В этом случае на работодателя возлагается обязанность выплачивать не только дополнительную, но и базовую часть пенсии.

Правовые механизмы в системе негосударственного пенсионного обеспечения регулируют вопросы, связанные с размерами страховых взносов и выплат пенсий; возраста и стажа работы, при которых работники подлежат охвату системой; методы финансирования и порядок инвестирования активов; налогообложение взносов и пенсий.

В последнее время происходит усиление роли государства в регулировании как корпоративных, так и частных добровольных пенсионных программ. Основным способом регулирования является предоставление особых налоговых режимов и налоговых льгот частным пенсионным фондам при соблюдении учредителями, участниками и вкладчиками этих фондов оговоренных законодательством условий.

Так, предоставление налоговых льгот увязывается с ограничениями на досрочное изъятие пенсионных средств, кроме специально оговоренных случаев.

Досрочное изъятие влечет не только уплату всех налогов, но и, часто, штрафные санкции.

Наконец, законодательством могут предоставляться условия получения займов за счет пенсионных накоплений.

Вариацией налогового стимулирования добровольных пенсионных накоплений может служить субсидирование индивидуальных пенсионных счетов за счет бюджетных доходов государства.

II. История развития и опыт организации НПФ в России

Зарождение системы добровольного пенсионного страхования в России приходится на 60-80 годы XIX века. К началу XX века в России успешно действовали более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. Их членами состояла большая часть государственных и военнослужащих.

Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные эмеритальные кассы или создавали объединенные. Расчеты  страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались таблицы смертности и инвалидности. Так в 1908 году в эмеритальной кассе инженеров путей сообщения были сделаны актуарные расчеты до 2062 года (!).

Следует отметить, что эмеритальные кассы являлись прототипами современных накопительных планов. Расходы кассы зависели как от объема текущих собранных и накопленных средств (фондов), так и от ряда институциональных обстоятельств: количества участников с достаточной для получения пенсии выслугой лет, распределения пенсионеров по должностям, чинам или окладам и т.п.

Эмеритальные кассы обеспечивали выплаты пособий и пенсий своим участникам, как правило, четырех видов:

- пенсии по выслуге лет;

- пенсии по инвалидности;

- вдовьи и сиротские пенсии;

- пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги установленного числа лет.

Срок выслуги лет устанавливался не менее 15 и выплаты пенсии назначались лишь при оставлении службы. В случае потери трудоспособности, назначались пенсии по инвалидности, если участник состоял в кассе не менее 5 лет.

Во многих кассах практиковались выдачи процентных и беспроцентных ссуд своим участникам и различные вспомоществования, как то: рождение ребенка, свадьба дочери, смерть членов семьи.

Страховые кассы, в отличие от эмеритальных, основывались только на страховых принципах. К уставам таких касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, таблиц смертности и инвалидности, норм роста капитала.

Советская система институтов социального обеспечения строилась, исходя из принципа, выдвинутого коммунистами в начале XX века – страхование без взносов. Необходимые финансовые средства черпались или исключительно из выплат, осуществляющихся предприятиями, или/и из государственного бюджета. В такой системе социальное страхование утратило основное качество – связь между личной ответственностью (в виде обязательной уплаты страховых взносов) и правом на получение пособий и пенсий.

В условиях отказа от экономико-правовых отношений, предусматривающих зарабатывание прав на социальное страхование с помощью уплаты фиксированных индивидуальных страховых взносов, населению отводилась роль получателя пособий по социальному обеспечению.

В постсоветской России создание негосударственных пенсионных фондов инициировал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указом были установлены основные (рамочные) принципы создания и деятельности НПФ и определено, что частные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения, а выплаты осуществляют наряду с государственными пенсиями. В Указе было определено, что НПФ и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов фондов согласно Указу осуществляют специализированные компании по управлению активами НПФ, взаимоотношения которых с фондами строятся на основании договора об управлении активами НПФ. Указом предусматривалось создание Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, на которую возлагались регистрация и лицензирование деятельности НПФ. Реализация данного Указа и деятельность первых НПФ явились фактически началом реформирования пенсионной системы Российской Федерации.

Дальнейшему развитию и упорядочению деятельности НПФ способствовало принятие 07 мая 1998 года Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В законе был четко определен статус НПФ, как «особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда».

Законом определялись порядок создания и реорганизации НПФ, основные функции НПФ.

К аккумуляции пенсионных взносов и выплате дополнительных пенсий, определенных в Указе, закон предписывал НПФ функции учета и инвестирования пенсионных резервов.
Важной чертой закона явилось усиление законодателем гарантий выполнения фондами своих обязательств перед вкладчиками и участниками. Целый ряд положений закона определял и факторы повышения надежности и устойчивости пенсионных фондов.

К 2000 году сформировалась инфраструктура организаций, специализирующихся на работе с НПФ: управляющие компании, аудиторские фирмы, специализированные депозитарии, независимые актуарии, банки, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения.

На рис.1 представлена схема участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения.

 

Рис.1

 

За восемь лет существования реально сложился институт негосударственного пенсионного обеспечения, насчитывающий 256 НПФ, в которых на постоянной основе работало свыше трех тысяч специалистов.

По принципу организации работы с вкладчиками выделялись три группы фондов:

1.  Фонды, в которых пенсионные взносы осуществляются преимущественно предприятиями и организациями-работодателями (закрытые или корпоративные (отраслевые));

2.  Фонды, ориентированные на работу как с юридическими, так и с физическими лицами (смешанные НПФ);

3.  Фонды, ориентированные на работу с жителями отдельной территории. Взносы в такие фонды осуществляются физическими лицами (открытые фонды).

Характерные представители НПФ первой группы: «ГАЗФОНД», «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», «Сургутнефтегаз», «электроэнергетики»; второй: - «Профессиональный независимый», «Сберегательного банка»; третьей: - «Муниципальный пенсионный фонд» (г. Москва), «Ханты-Мансийский» (ХМАО).

Общая сумма средств по отчетности за 2000 год составила 23,1 млрд. руб., из них пенсионные резервы – 15,5 млрд. руб. Частные пенсионные фонды обслуживали участников, проживающих в 80 субъектах Российской Федерации. Количество участников НПФ достигло 3 млн. 282 тыс. чел.

21 июня 2000 года в соответствии с решением конференции представителей НПФ была создана Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), представителями которой выступили крупнейшие НПФ России. Предметом деятельности НАПФ являлось объединение негосударственных пенсионных фондов для обеспечения благоприятных условий их деятельности, защита прав и законных интересов вкладчиков и участников, установление правил и стандартов деятельности.

Высокие результаты, достигнутые негосударственными пенсионными фондами, способствовали законодательному определению роли и места НПФ в реформировании пенсионной системы страны 2002 года. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» негосударственные пенсионные фонды получили право формировать пенсионные накопления на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также осуществлять выплату указанной части трудовой пенсии застрахованным лицам, при условии, что эти лица выберут соответствующие НПФ в качестве страховщика.

III. Роль и место НПФ в системе пенсионного обеспечения РФ 

Наиболее весомый вклад в становление института негосударственного пенсионного обеспечения как неотъемлемого элемента отечественной системы пенсионного обеспечения сыграли отраслевые (корпоративные) НПФ. Фонды создавались  и успешно развивались в тех областях экономики, где наблюдался опережающий рост. НПФ по заказу организации или группы организаций разрабатывали корпоративные пенсионные программы предприятия. Каждая такая программа учитывает требования и специфику заказчика. В наиболее полном виде корпоративная пенсионная система предполагает сочетание двух видов дополнительных пенсий: корпоративной и индивидуальной. При этом корпоративная пенсия финансируется работодателем, а индивидуальная -  из средств сотрудника организации, заключившего договор о пенсионном обеспечении с НПФ.

Обычно корпоративная пенсия относится к типу пенсий с установленными выплатами, формируется за счет средств вкладчика – юридического лица, отчисляемых на солидарный пенсионный счет в НПФ, и устанавливается сотруднику организации, заключившему трудовой договор или контракт на постоянной основе, имеющему пенсионные основания и устанавливаемый работодателем страховой стаж в данной пенсионной системе.

Индивидуальная пенсия обычно относится к типу пенсий с установленными взносами. Она формируется за счет личных средств сотрудника организации, регулярно отчисляемых в НПФ на именной пенсионный счет, и устанавливается ему при наступлении пенсионных оснований. Размер пенсионных выплат в этом случае определяется суммой накоплений. В большинстве случаев имеет место зависимость величины корпоративной пенсии от вносимых работником средств на индивидуальный пенсионный счет в НПФ,

На 01 января 2004 года, к моменту начала формирования накопительной части трудовой пенсии застрахованными лицами в НПФ, собственное имущество частных фондов составляло 125,8 млрд., руб., пенсионные резервы – 89,8 млрд. руб., количество участников – 5 млн. 256 тыс. чел., из них получали негосударственную пенсию – 436 тыс. чел. В приведенных выше  цифрах значительная доля – результат деятельности корпоративных фондов. Следует отметить, что в процессе деятельности НПФ в качестве страховщиков, в рамках новой распределительно-накопительной пенсионной системы, стартовавшей в 2002 году, начали реализовывать свой потенциал смешанные и открытые пенсионные фонды.

Непростым испытанием для НПФ стал экономический кризис 2008-2009 годов. Проявлением кризиса в деятельности фондов стали:

- отрицательные результаты инвестирования средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов по итогам 2008 года;

- несовершенство системы учета результатов деятельности НПФ и методики оценки активов;

- потери НПФ, связанные с дефолтом некоторых российских предприятий по облигациям, в которые были вложены пенсионные активы;

- снижение сумм страховых и пенсионных взносов, поступающих в НПФ.

Решающую роль в сглаживании негативных последствий кризиса сыграла Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов. Благодаря оперативной и эффективной деятельности Ассоциации, к моменту выхода из кризиса на 01 января 2010 года по сравнению с концом докризисного 2007 года пенсионные резервы выросли на 19,3% и достигли величины 564 миллиарда 373 миллиона рублей, пенсионные накопления – в 2,9 раза, составив на исходную дату 771 миллиард 68 тысяч рублей. Число застрахованных лиц достигло величины 7 миллионов 936 тысяч (рост в 3 раза). Бесперебойно выплачивались негосударственные пенсии 1 миллиону 274 тысячам участникам.

Эти данные свидетельствуют о том, что из социального института, формирующего дополнительные пенсии, НПФ трансформировались в институт, участвующий в формировании накопительной части трудовой пенсии для миллионов застрахованных граждан нашей страны.

К недостаткам функционирования НПФ можно отнести следующие:

- На долю ТОР-20 фондов приходится 90% всех пенсионных резервов. Более половины НПФ находятся в Москве (49%) и Санкт-Петербурге (8%). На крупнейшие субъекты РФ – Нижегородскую, Свердловскую, Иркутскую, Самарскую, Пермскую, Ростовскую области, республику Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ вместе взятые приходится 24% от общего числа НПФ страны.

- Вкладчиками фондов являются 6,75 млн. чел., что составляет 10% от потенциально возможного числа.

- Накопительную часть своей трудовой пенсии формирует в частных фондах 12% застрахованных лиц.

Столь невпечатляющие цифры объясняются тем, что на пути развития НПФ существует много преград экономического, организационного, правового, психологического характера.

IV. Проблемы и перспективы развития НПФ

Восемнадцатилетний опыт функционирования НПФ в России свидетельствует, что для полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий государству, работодателям, работникам, самим фондам. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в промышленно-развитых странах вкладчиками в негосударственные пенсионные планы являются около 70% работающего населения. По данным Росстата  численность экономически активного населения России в 2008 году составила примерно 71 млн. человек. Если ориентироваться на практику развитых стран, то вкладчиками НПФ могут стать около 50 млн. человек.

В нашей стране для дальнейшего развития частного пенсионного обеспечения настоятельно необходимо совершенствование операций, связанных с пенсионным обеспечением. В первую очередь это отмена налога на прибыль по доходу от размещения пенсионных резервов, а также предоставление налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при выплатах негосударственных пенсий, не превышающих десять тысяч рублей в месяц.

В накопительной части пенсионной системы России, включающей пенсионные накопления государственной и частных управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, а также пенсионные резервы НПФ сосредоточены значительные инвестиционные ресурсы, позволяющие решать долгосрочные стратегические задачи. К сожалению, этот инвестиционный потенциал в полной мере не реализуется. Управляющие компании фактически преобразуют долгосрочные ресурсы в краткосрочные активы: почти 70% активов НПФ размещены на сроки менее одного года, что обусловлено отсутствием надежных долгосрочных инструментов инвестирования.

Вместе с тем, потребность в долгосрочных инструментах испытывают как компании, реализующие инфраструктурные проекты, так и НПФ, нуждающиеся в надежном размещении «длинных» денег.

Необходимо незамедлительно улучшить сложившееся положение, перестроив сложившуюся систему инвестирования пенсионных резервов и накоплений. Совершенствование системы должно опираться на реализацию разумной финансовой политики и предполагать переход к широко распространенному в мире принципу «ответственного поведения», который позволяет НПФ более адекватно реагировать на рыночные вызовы при сохранении прозрачности и надежности инвестиций.

Для успешного развития  НПФ необходимо усовершенствовать пенсионное законодательство в направлении модернизации накопительного компонента, определив гарантии и права собственности на средства пенсионных накоплений, принять, наконец, зависший на долгие годы закон, определяющий порядок расчета и выплаты накопительной части трудовой пенсии. Представляется целесообразным объединить в одном нормативном акте регулирование инвестирования средств накопительной части обязательной и добровольной пенсионных систем.

Широкие перспективы роста НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) у системы профессионального пенсионного страхования (ППС), где потенциальными застрахованными могут быть около 20% всех работающих. В отличие от ОПС, уже в начальном периоде становления профессионального пенсионного страхования НПФ смогут составить конкуренцию ПФР, поскольку им в настоящее время отводится ключевая роль в функционировании ППС.

На развитие частного сектора пенсионного обеспечения существенное влияние несомненно окажет становление в России культуры личного финансового планирования, его распространение на период всего жизненного цикла, развитие пенсионного планирования как его важнейшего (и, возможно, наиболее трудоемкого) элемента. Несмотря на то, что уровень финансовой грамотности в стране невысок, наблюдается тенденция к ее росту. Ряд представителей среднего класса перестает полагаться исключительно на государство и связывает свое пенсионное будущее с негосударственными пенсионными фондами.

Использованная литература

1.  В.Д. Роик «Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования». Москва: «МИК». 2007г.-280 с.

2.  П.А. Орлов-Карба «Все о пенсионной системе в России». Москва: Гардарики. 2005г.-302с.

3.  В.Д. Роик, Б.Г.Степанов, Е.В. Эченикэ «Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России». Москва: Энди Зайн. 2007г.-368с.

4.  Spero №8. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2008г.

5.  С.А. Агапцов, Г.Л. Дегтярев «Пенсионная реформа в России: цели и результаты». Москва: 2008г.-287с.

6.  М.М. Аранжереев «Как обеспечить достойную старость». Москва: «Эксмо». 2006г.-240с.

7.  А.В. Михайлов, В.И. Мудраков «Все, что вы хотите знать о негосударственных пенсионных фондах». Москва: «Гралия». 2001г.-132с.

8.  Пенсионная реформа. Сборник статей. Москва: «Просвещение». 2002г.-240с.

9.  К.С. Угрюмов «Место НПФ в пенсионной системе страны». Москва: «Человек и труд», №2. 2009г.

10.  А.В. Очирова «В поисках антикризисных решений». Москва: «Пенсионные деньги» №04/05. 2009г.

11.  Отчет о деятельности НАПФ (июнь 2009 – 2010 гг).

 




другие материалы №3 (3) июль-сентябрь 2010 г.

Жуйков Андрей Евгеньевич руководитель направления управления активами группы компаний «РЕГИОН»

Стандарт ответственного инвестирования активов пенсионного фонда

В последнее время тема ответственного инвестирования была предметом острых дискуссий в инвестиционном сообществе. Такое инвестирование широко используется в ряде западных стран для управления средствами физических лиц и институциональных инвесторов, в том числе и пенсионных фондов. Читать

Логинова Елена Ивановна Генеральный директор УК "Пионер Инвестмент Менеджмент"

Глобальная диверсификация – наилучший инструмент обеспечения оптимального соотношения сохранности и доходности пенсионных денег

Выбор баланса между доходностью и сохранностью пенсионных активов становится особенно актуальным в периоды кризисов. 2008 и 2009 годы оказались достаточно сложными и для рынка управления активами, и для инвесторов. До сих пор продолжаются дискуссии о том, кто должен нести ответственность за убытки, понесенные пенсионными фондами. Читать

Есаулкова Татьяна Станиславовна Генеральный директор ООО "СДК "Гарант".

Сохранность пенсионных активов важнейший компонент деятельности специализированного депозитария

Задача сохранности пенсионных денег и их надежного инвестирования является важнейшей и имеет огромное значение для успешного развития системы пенсионного обеспечения в России. Сохранность активов в процессе их инвестирования включает в себя различные аспекты, которые требуют дальнейшего осмысления и принятия наилучших решений. Читать

Баранов Александр Вячеславович Директор департамента АО «Ай Кью Джи Управление Активами», председатель Комитета по внутреннему контролю, аудиту и управлению рисками ПАРТАД

Наши партнеры