Ногин Юрий Борисович Директор рейтингов финансовых институтов в Национальном Рейтинговом Агентстве (НРА)

Природа рейтингов негосударственных пенсионных фондов: российские реалии

Негосударственные пенсионные фонды, существующие в настоящее время в нашей стране, представляют собой весьма неоднозначный субъект экономики. Мировая практика выделяет функционал Фондов либо в виде учетного института, занимающегося начислением и выплатой пенсии, но не являющегося ответственным за результаты инвестирования, либо в виде инвестиционного контрагента, выполняющего задачи получения достойного инвестиционного результата и несущего ответственность за него.

Негосударственные пенсионные фонды, существующие в настоящее время в нашей стране, представляют собой весьма неоднозначный субъект экономики. Мировая практика выделяет функционал Фондов либо в виде учетного института, занимающегося начислением и выплатой пенсии, но не являющегося ответственным за результаты инвестирования, либо в виде инвестиционного контрагента, выполняющего задачи получения достойного инвестиционного результата и несущего ответственность за него.

Однако в российской ситуации НПФ представляют собой особый «микс»: это социальный учетный институт, в зону ответственности которого входят результаты инвестирования, осуществляемые управляющими компаниями, которым Фонды по законодательству РФ обязаны передавать все средства пенсионных накоплений и большую часть пенсионных резервов. Следует отметить, что управляющие компании не несут ответственности перед Фондами за результаты управления, объясняя это рыночной конъюнктурой, которая может негативно сказаться на финансовых результатах управления (по законодательству управляющие компании только страхуют ответственность своих портфельных управляющих при работе со средствами пенсионных накоплений на предмет противоправных действий и мошенничества).

Исторически НПФ чувствительны к отрицательной переоценки, т.к. результаты инвестирования пенсионных средств являются основным показателем деятельности для клиентов Фондов. Так в ситуации недостаточной финансовой грамотности населения клиентами НПФ негативно воспринимается ситуация, когда их Фонды оказываются не в состоянии переиграть инфляцию потребительских цен или показать сопоставимую с депозитами крупнейших госбанков доходность.

Существующая ситуация не устраивала ни НПФ, ни регулятора (Банк России), который следуя линии пруденциального надзора и контроля начал смещать акценты на самостоятельное управление Фондами средствами пенсионных резервов (проект Указания Банка России о самостоятельном размещении средств пенсионных резервов НПФ). С пенсионными накоплениями ситуация не изменяется, что отчасти связано с ожиданием введения в действие концепции индивидуального пенсионного капитала.

Также стоит упомянуть, что по своей экономической природе средства, находящие в НПФ, представляют собой «длинные» деньги для экономики, что способствует возможности Фондов осуществлять инвестирование в качестве долгосрочного институционального инвестора. Сегодня такие возможности реализуются в виде так называемых инфраструктурных концессионных облигаций (разновидности проектного финансирования).

В связи с вышеизложенным, встает вопрос о том, каким должен быть рейтинг для пенсионных фондов, какова его природа? Должен ли он быть кредитным или нет (в российской практике ни один из НПФ не заявлял о необходимости заимствований)? Рассмотрим ситуации с обоих сторон.

 

Почему некредитный?

Пенсионные фонды не занимали и не собираются выходить на долговой рынок, их бизнес-модель не предполагает сторонних заимствований. Нагрузка на акционерный капитал определяется стресс-тестированием кредитного качества портфеля пенсионных накоплений и резервов, снижение которой на данный момент решается через увеличение доли вложений в государственные бумаги (ОФЗ). Так, с 2015г. по 2018г. доля ОФЗ выросла с 5 до более чем 37% в составе пенсионных накоплений (с 3 до 17,7% в составе пенсионных резервов). Доходность ОФЗ, как безрисковой ставки, в среднем не может перекрывать стоимость стороннего заимствования.

Интерес к рейтингу, как отмечалось выше, проявляют не потенциальные инвесторы, а непосредственные клиенты Фондов – застрахованные лица и участники. Для них кредитная составляющая имеет второстепенное значение, на первом месте результаты инвестирования, соблюдение законодательных требований (стабильность деятельности НПФ), а также клиентский сервис.

За последние годы регулятор провел достаточно обширную «расчистку» как банковского сектора, так и пенсионного. Если добавить сюда общую тенденцию на консолидацию субъектов экономики, то получается, что стабильность деятельности НПФ отходит на второй план.

 

Почему кредитный?

Следует помнить, что отношения между Фондом и его клиентами всегда лежат в области финансовых обязательств. Передача пенсионных средств происходит на принципах сохранности вложений, таким образом, НПФ несут ответственность как за фактическое сохранение ценных бумаг, куда были проинвестированы пенсионные средства (ответственность за мошеннические действия), так и за сохранение их балансовой стоимости на 5-ти летнем горизонте.

Включение некредитных рейтингов невозможно в текущую нормативно-регуляторную базу. Фактически кредитные рейтинги представляют собой вероятности дефолтов или ожидаемый убыток, что позволяет их трактовать в процентах и применить в виде оценки кредитных рисков, а некредитные рейтинги – это своего рода «конкурс красоты», где рейтинги имеют значение только в сравнении с себе подобными.

Существует экономический эффект от применения кредитных рейтингов НПФ – он заключается в увеличении собственного капитала управляющих компаний. Вознаграждение за управление (management fee) от Фондов начисляется постепенно в виде дебиторской задолженности, которая в соответствии с Указанием Банка России N 4075-У от 19.07.2016г. может учитываться в собственном капитале управляющей компании в случае, если кредитный рейтинг дебитора по национальной рейтинговой шкале находится на уровне A- и выше (на момент публикации статьи).

 

Выводы

Автору статьи видится наиболее рациональным смешанный подход, когда рейтинговое агентство может присвоить как кредитный рейтинг НПФ для соответствия вышеперечисленным факторам, так и некредитный рейтинг.

Следует сказать, что Фонды должны выбрать только один вариант рейтинга (для избегания ситуаций введения в заблуждение заинтересованных сторон), кроме того, некредитный рейтинг должен применяться по собственной рейтинговой шкале, отличной от национальной рейтинговой шкалы, принятой в соответствующем агентстве.

Разумным был бы запрет на совместную публикацию кредитных и некредитных рейтингов на сайте агентства, также некредитный рейтинг не должен включать в себя такие компоненты кредитного анализа, как оценку финансовых рисков портфелей средств пенсионных накоплений и/или резервов, актуарную составляющую или метрики, определяющие финансовую устойчивость и/или надежность пенсионного фонда.




другие материалы №3 (29) июль-сентябрь 2019

Баранов Александр Вячеславович директор департамента риск-менеджмента АО «Ай Кью Джи Управление Активами», председатель Комитета ПАРТАД по внутреннему контролю, внутреннему аудиту и управлению рисками

Пиванов Максим Студент 4 курса, Финансовый университет при Правительстве РФ

Регуляторные требования по организации управления рисками НПФ в России

В соответствии с действующими в России регуляторными нормами негосударственные пенсионные фонды (НПФ) должны оценивать, проводить мониторинг и контролировать риски, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов. Банк России в своих нормативных требованиях напрямую упоминает отдельные виды рисков, связанных с деятельностью НПФ, и обязывает пенсионные фонды и компании, управляющих их средствами, на регулярной основе обеспечивать управление этими рисками. Среди этих рисков обособленное упоминание отводится кредитному, рыночному рискам и риску ликвидности. Эти риски дважды упоминаются в нормативных актах ЦБ: Указании 4060-У и 4332-У. 

Настоящая статья является первой из серии публикаций данных авторов по теме организация системы риск-менеджмента НПФ и требования регулятора к ней. Следующие две публикации будут непосредственно посвящены оценке и управлению кредитным рисков и риском ликвидности инвестиционного портфеля НПФ с учетом требований регулятора и текущих рыночных реалий. Читать

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Стоит отметить, что руководство Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов вопросами качественной подготовки специалистов занимается давно и серьезно. Читать

Бровчак Сергей Валентинович Заместитель Генерального директора Совета по профессиональным квалификациям рынка негосударственных пенсионных фондов

Применение профессиональных стандартов на примере специалистов рынка негосударственных пенсионных фондов

Важным элементом системы квалификационных требований специалистов негосударственных пенсионных фондов является их сопоставление с требованиями профессиональных стандартов специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно с профессиональными стандартами специалистов по персонифицированному учету прав застрахованных лиц, специалистов по назначению и выплате пенсий. Читать

Ногин Юрий Борисович Директор рейтингов финансовых институтов в Национальном Рейтинговом Агентстве (НРА)

Ответы на часто задаваемые вопросы по рейтингованию фондов и управляющих компаний

В процессе рейтингования негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ, Фонды) и управляющих компаний (далее – УК) регулярно возникают вопросы относительно присваиваемых рейтингов, а также самого процесса присвоения и мониторинга рейтингов. В настоящей статье автор делает попытку ответить на ряд наиболее острых часто задаваемых вопросов. Читать

Антон Табах главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»,
доцент ВШЭ

Андрей Дегтярев К.э.н., в.н.с. Института экономики РАН

Григорий Дегтярев Д.э.н., независимый эксперт

Мировые пенсионные тренды: опыт Италии

В прессе и в социальных сетях продолжается активное обсуждение инициатив многих европейских стран (Италия, Польша и других), которые толкуются как «снижение возраста выхода на пенсию». Именно «снижение» во многих комментариях стало ключевым словом. Однако при такой трактовке упускаются из виду многие профессионально важные детали. Читать

Якушев Евгений Львович Основатель, генеральный директор консалтинговой компании «Пенсионные и Актуарные Консультации»

Неравенство и пенсионирование

"Мы все живем за чертой бедности. Только с разных сторон". А.Туссейн. Читать

Киселёва Ангелина Сергеевна Выпускница РАНХиГС

Анализ эффективности портфелей пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов

В настоящей статье тестируется ряд классических подходов к анализу эффективности управления портфелями пенсионных накоплений в НПФ. Расчеты проведены по данным отчетности 28 НПФ, участвовавшим в системе гарантирования пенсионных накоплений, за период времени с 2007 г. по 2017 г. В частности, рассматриваются вопросы влияния временных горизонтов на показатели доходности и риска портфелей пенсионных накоплений, а также ограничений по составу и структуре портфелей НПФ на результаты их деятельности. Кроме того, оценивалось то, как политика распределения активов портфелей пенсионных накоплений НПФ влияла на результаты их деятельности. Данные оценки носят предварительный характер и не могут рассматриваться в качестве инвестиционных рекомендаций и официальных рейтингов НПФ  Читать

Эрлик Сергей Николаевич Первый вице-президент НАПФ

Пенсионная система России: время мудрости и решительности

Статья была опубликована в № 4(4) октябрь-декабрь 2010 г.
Тема номера: «Модернизация пенсионной системы России». Читать

Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

Рэнкинг НПФ за I квартал 2019 г.

Предлагаем вашему вниманию предоставленный М.М. Аранжереевым (АО "НПФ "Алмазная осень") рэнкинг негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2019 г. Читать

Книжные новинки

В издательстве «КоЛибри» вышла книга Д.Иглмена «Мозг. Ваша личная история». Читать

Наши партнеры