Баранов Александр Вячеславович директор департамента риск-менеджмента АО «Ай Кью Джи Управление Активами», председатель Комитета ПАРТАД по внутреннему контролю, внутреннему аудиту и управлению рисками

Пиванов Максим Студент 4 курса, Финансовый университет при Правительстве РФ

Регуляторные требования по организации управления рисками НПФ в России

В соответствии с действующими в России регуляторными нормами негосударственные пенсионные фонды (НПФ) должны оценивать, проводить мониторинг и контролировать риски, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов. Банк России в своих нормативных требованиях напрямую упоминает отдельные виды рисков, связанных с деятельностью НПФ, и обязывает пенсионные фонды и компании, управляющих их средствами, на регулярной основе обеспечивать управление этими рисками. Среди этих рисков обособленное упоминание отводится кредитному, рыночному рискам и риску ликвидности. Эти риски дважды упоминаются в нормативных актах ЦБ: Указании 4060-У и 4332-У. 

Настоящая статья является первой из серии публикаций данных авторов по теме организация системы риск-менеджмента НПФ и требования регулятора к ней. Следующие две публикации будут непосредственно посвящены оценке и управлению кредитным рисков и риском ликвидности инвестиционного портфеля НПФ с учетом требований регулятора и текущих рыночных реалий.

Немного истории и специфики НПФ в России

Прежде чем касаться текущих регуляторных требований Банка России к участникам пенсионной индустрии стоит отметить особенности отечественной пенсионной системы.  Несмотря на свою короткую историю, постсоветская пенсионная система неоднократно подвергалась реформированию. В частности, различные эксперты выделяют порядка 4 этапов пенсионных реформ в современной России:

  • 1-ый этап: 1992-2001 гг.
  • 2-ой этап: 2002-2013 гг.
  • 3-ий этап: 2014-2018 гг.
  • 4-ый этап: с 2019 г.

Первый этап характеризовался созданием негосударственной пенсионной системы в России, созданием негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), первых НПФ и регуляторных требований к функционированию этих фондов.

Второй этап связан с созданием обязательного пенсионного страхования (ОПС), развитием обязательной накопительной компоненты в ОПС и получением Центробанком статуса мегарегулятора на финансовых рынках РФ. 

Третий этап был очень богат на различные события, затронувшие пенсионную индустрию. Среди них стоит отдельно отметить введение государством в одностороннем порядке пенсионного моратория на перечисление взносов в накопительную компоненту ОПС и перевод обязательных пенсионных взносов полностью в солидарно-распределительную компоненту.   Так же стоит отметить обязательное акционирование НПФ, крупные сделки слияния и поглощения в пенсионной индустрии, обязательное вхождение НПФ в систему страхования по линии АСВ и качественное ужесточение регулирования НПФ. Из последних новаций федерального законодательства, затрагивающего деятельность НПФ, особо следует отметить внесенные на стыке 2017-2018 гг. поправки в федеральный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и изменений вознаграждения участников процесса инвестирования пенсионных накоплений НПФ. Кроме того, ЦБ РФ ввел обязательные требования по созданию и функционированию системы управления рисками НПФ, включая обязательное стресс-тестирование.  Так же ЦБ планомерно вводит новые дополнительные требования по инвестированию средств пенсионных накоплений НПФ, направленные в первую очередь на снижение различных концентраций на отдельные финансовые инструменты, группы финансовых инструментов и ограничения на кредитные риски инвестиционных портфелей НПФ.

Четвертый этап, начавшийся с 2019 г., связан с изменением пенсионного возраста в России, а также активизацией государства в части создания нового пенсионного продукта – ИПК (индивидуального пенсионного капитала), который по логике его разработчиков должен представлять собой добровольные пенсионные накопительный программы в альтернативу существующей сейчас накопительной компоненте ОПС.

Рисунок 1. Этапы реформирования пенсионной системы России в 1992-2019 гг. (слайд 1.)

Этапы реформирования пенсионной системы России в 1992-2019 гг.

На рис. 1 представлены основные вехи истории пенсионного реформирования в России с 1992 г. по настоящее время. Более подробное описание пенсионных реформ в постсоветской России и трансформации регуляторных изменений для непосредственных участников пенсионной индустрии рассмотрены, например, в [1, 2, 3, 4, 5]. В частности, в [1, 2] рассмотрена более чем 20-летняя история изменения пенсионной системы РФ в 1-2 этапах ее реформирования. Изменение регуляторных требований к НПФ в последние 6 лет, в том числе и по вопросам, связанным с управлением рисками, изложено в [3, 4]. Практика взаимодействия НПФ с управляющими компаниями в том числе и по вопросам управления рисками инвестиционных портфелей НПФ описывается в [5]. Проблематика дальнейшего реформирования пенсионной системы, включая вынужденное повышение пенсионного возраста и анализ продолжительности жизни в России подробно изложена в [6]. В таблице 1. представлены основные нормативные документы, устанавливающие ограничение на классы, активов и типы сделок в инвестиционной деятельности НПФ по ОПС и НПО. В таблице 2. Приведены основные параметры пенсионной системы России в контексте НПФ по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению в 2015-2018гг.

В таблице 2. Представлены основные показатели негосударственной пенсионной системы РФ в 2015-2018 гг. В врезках 1-3 представлены особенности и нюансы, связанные со структурой пассивов НПФ, бухучетом и оценки стоимости активов. 

Таблица 1. Основные нормативные документы, устанавливающие ограничения по инвестиционной деятельности НПФ (слайд 2.)

Основные нормативные документы, устанавливающие ограничения по инвестиционной деятельности НПФТаблица 2. Основные показатели пенсионной системы РФ (слайд 3.)

Основные показатели пенсионной системы РФ

Источник: Банк России, расчеты НРА (Аналитический обзор Пенсионная система РФ в 2019: в ожидании индивидуального пенсионного капитала).

Врезка 1: Справедливая стоимость 

С начала 2018 г. в рамках изменений 75-ФЗ и введенных требований МСФО негосударственные пенсионные фонды и их управляющие компании (УК) обязаны применять понятие «справедливой стоимости» (вместо ранее существовавшего термина «рыночная цена актива»). Основной проблемой такого изменения стало то, что каждый участник имеет свою методику для определения и соответственно вычисления справедливой стоимости каждого финансового актива. Это породило многозначность о оценке стоимости одного и того же актива различными участниками рынка. В связи с этим, часто происходит следующая ситуация: один и тот же актив в одном НПФ имеет одну учитываемую стоимость, а в другом НПФ – другую.

По сути безальтернативным решением данной коллизии является задание метрики «справедливой стоимости» активов со стороны пенсионного фонда для всех для работающих с ним УК. В силу выше сказанного поэтому для пенсионных средств УК принимает методику НПФ, который передает средства в доверительное управление. При этом у УК могут быть своя метрика «справедливой стоимости» финансовых инструментов при размещении собственных средств, а также по договорам доверительного управления, отличным от договоров с НПФ. 

Врезка 2: Особенность МСФО для НПФ 

Существует различие бухгалтерских стандартов для НПФ и УК: МСФО (IFRS) 39 – для НПФ и МСФО (IFRS) 9 – для управляющих компаний и других НФО, отличных от НПФ.

Различие стандартов объясняется тем, что в России пенсионные фонды, в рамках требований регулятора, перешли на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) раньше других некредитных финансовых организаций (НФО). УК и другие НФО перешли на стандарт МСФО на год позже, зато они перешли сразу на обновленный стандарт финансовой отчетности – МСФО 9, а НПФ будут еще два года работать в устаревшем стандарте МСФО 39.

Врезка 3: Специфика пассивов НПФ

Структура пассивов НПФ в России представлена на рис.2. Важным отличием НПФ от банков и страховых компаний является раздельность управления отдельными группами средств внутри баланса. Например, НПФ не может оплатить расходы на свою текущую деятельность (в том числе, не может тратить деньги на рекламу и тому подобное) средствами пенсионных накоплений или средствами пенсионных резервов. Т.е. клиентские средства НПФ обособлены и не смешиваются с собственными средствами пенсионного фонда. Также средства пенсионных накоплений обособлены от средств пенсионных резервов, эти обязательства НПФ обособлены друг от друга и соответствующие инвестиционные портфели управляются отдельно и по разным требованиям российского законодательства в части состава и структуры активов. Таким образом, убытки по одной части средств НПФ не могут быть покрыты за счет других средств НПФ.

Рисунок 2. Структура пассивов НПФ в РФСтруктура пассивов НПФ в РФ

Актуальные регуляторные требования по управлению рисками НПФ

В настоящее время основным нормативным документом, определяющим требования к управлению рисками НПФ, является Указание Банка России № 4060-У. В соответствии с требованиями этого указания, каждый НПФ обязан организовать систему управления рисками (СУР), а также обеспечить выполнение мероприятий по:

  • выявлению рисков, связанных с деятельностью фонда по НПО и ОПС;
  • организации процесса управления рисками, включая установление фондом ограничений рисков (в том числе установление совокупного предельного размера рисков);
  • измерению и оценке рисков;
  • контролю за соответствием рисков установленным фондом ограничений рисков устранением выявленных нарушений.

Выявление рисков осуществляется в соответствии с внутренними документами НПФ. Выявленные риски и результаты их оценки включаются во внутренний документ фонда – Реестр рисков. Реестр рисков должен пересматриваться по мере необходимости, но не реже 1 раза в год, с учетом результатов выявления рисков в целях актуализации данных, содержащихся в нем.

При выявлении рисков, НПФ должен обратить внимание на различные риски, включая в том числе рыночные, кредитные, актуарные, репутационные и другие. Более подробная информация об этих требованиях представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Риски и информация, которые НПФ обязан учитывать в рамках требований Указания № 4060-У.

Риски и информация, которые НПФ обязан учитывать в рамках требований Указания № 4060-У.

Примечание: в Указании № 4060-У не уточнено, о каких ликвидности и о каких рисках концентрации идет речь. 

Риски ликвидности имеют двоякую природу: риск рыночной ликвидности и риск балансовой ликвидности. Риск рыночной ликвидности относится к категории рыночных рисков и связан с рыночной ликвидностью финансовых инструментов в разрезе отдельных инвестиционных портфелей, в которые размещены средства пенсионных пассивов (средства пенсионных накоплений, средства пенсионных резервов и собственные средства НПФ). Риск балансовой ликвидности НПФ относится к разряду стратегических (бизнес-рисков) и связан с возможностью НПФ обеспечивать свои обязательства, сбалансированные по срокам, т.е. помимо ликвидности инвестиционных портфелей учитывают актуарные особенности НПФ и стратегию НПФ. Риск балансовой ликвидности НПФ по сути вынуждает выстраивать стратегию (инвестиционную, клиентскую, продуктовую) НПФ так, чтобы обеспечить непрерывное функционирование НПФ за счет комиссии за инвестиционный результат и выполняющего свои обязательств в разрезе отдельных срезов (по ОПС и НПО) так, чтобы соответствующие инвестиционные портфели НПФ покрывали бы соответствующие пенсионные обязательства.  Для понимания данных нюансов стоит рассмотреть возможную классификацию рисов типичного российского НПФ (Рис. 4) и детализацию основных финансовых рисков (Рис. 5).

Рис. 4. Классификация рисков типичного российского НПФ (слайд 4)

Классификация рисков типичного российского НПФ

Рис. 5. Основные финансовые риски НПФ в РФ (слайд 5)

Основные финансовые риски НПФ в РФ

Несмотря на то, что непосредственно инвестируют средства НПФ управляющие компании, прямых требований Банка России к организации СУР для УК, управляющими средствами ПИФ и НПФ, на сегодняшний день нет. Между тем, если управляющая компания ПИФ и НПФ, совмещает свою деятельность с доверительным управлением на рынке ценных бумаг, то тогда к ней применяются требования к СУР, описанные в Указании Банка России № 4501-У «О требованиях к организации профессиональным участником рынка ценных бумаг системы управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций».

Рис. 6. Особенности стресс-тестирования финансовых институтов в РФ.

Особенности стресс-тестирования финансовых институтов в РФ

Примечание: в рамках требований 4501-У стресс-тестирование также должны проводить брокерские компании, совершающие сделки с производными финансовыми инструментами и предоставляющие маржинальное кредитование для своих клиентов. Однако, параметры этих стресс-тестов не описаны ЦБ.  

В рамках требований Указания Банка России № 4060-У существуют дополнительные обязательства НПФ по организации риск-менеджмента, связанными со стресс-тестированием. До 2019 г. стресс-тестированию не подвергались НПФ, деятельность которых была связана только с НПО. С 01.01.2019 регуляторные требования по стресс-тестированию были распространены на все российские НПФ. Стресс-тесты и алгоритмы проведения стресс-тестирования НПФ декларируются Банком России. Таким образом, негосударственные пенсионные фонды являются единственным отечественными финансовыми институтами, для которых обязательное стресс-тестирование полностью определяется регулятором в лице ЦБ (Рис. 6.).  Параметры стресс-тестов для НПФ постоянно обновляются Банком России. Последние обновления стресс-тестов для НПФ были проведены в соответствии с Указанием № 5057-У, которое вступило в силу в марте 2019г. В рамках стресс-тестирования есть дополнительные ограничения на риски (кредитный, рыночный и риск концентрации), но специальных требований, связанных с риском ликвидности, нет. Также отсутствует формализация риска ликвидности в самом Указании Банка России № 4060-У. Для управляющих компаний отсутствуют регуляторные требования по проведению стресс-тестов.

Помимо Указания № 4060-У существует второй нормативный акт – Указание Банка России № 4332-У, в котором упоминаются риски инвестиционной деятельности НПФ. Этот нормативный акт определяет основные требования договоров доверительного управления между НПФ и управляющими компаниями по инвестированию средств пенсионных накоплений и размещению средств пенсионных резервов НПФ. В Указании Банка № 4332-У перечислены следующие виды рисков: кредитный, рыночный и ликвидности, которые должны контролироваться и мониториться на регулярной основе со стороны управляющих компаний. По этим видам рисков УК обязаны отчитываться не реже 1 раза в квартал перед НПФ о соответствии допустимым ограничениям (параметрам риска), определенными непосредственно в договоре доверительного управления между НПФ и УК. Таким образом, с помощью Указания № 4332-У через делегирование со стороны НПФ требований по контролю за рисками решается коллизия, когда инвестированием средств НПФ занимается УК, а за инвестиционный результат и риски совокупного инвестиционного портфеля НПФ регуляторно отвечает НПФ. С помощью этого нормативного акта НПФ имеет возможность переложить ответственность за риски на УК, непосредственно управляющей средствами НПФ. 

Рис. 7. Графическая модель по контролю за рисками инвестиционной деятельности НПФ (слайд 6).

Графическая модель по контролю за рисками инвестиционной деятельности НПФНПФ, являющийся учредителем управления, соответственно через метрики или ограничения по кредитному, рыночному и риску ликвидности (изложенным в 4060-У и 4332-У) может также вводить дополнительные ограничения по составу и структуре инвестиционных портфелей, находящихся в доверительном управлении УК. Это может быть реализовано в рамках инвестиционной декларации, являющейся составной частью договора доверительного управления. Подобные требования со стороны НПФ могут быть более жесткими, чем законодательные ограничения для инвестирования средств пенсионных накоплений, изложенные в 75-ФЗ и 580-П. В частности, НПФ может: 

  • перечислить через лимитную ведомость для УК все допустимые активы, с которыми могут быть совершены сделки (включая максимальную/минимальную долю определенного актива в инвестиционном портфеле, максимальную аллокацию на эмитента/финансового контрагента т.д.);
  • ограничивать кредитные качества долговых финансовых инструментов, отсекая инструменты ниже определенного кредитного рейтинга и т.п.

На Рис. 6 изображена графическая модель по контролю за финансовыми рисками НПФ, упомянутыми в 4060-У и 4332-У, а также риск недостижения фондом целевой доходности на заданном временном периоде.  Данный подход опирается на реестр рисков НПФ, упомянутый в 4060-У. Выделяя определенную категорию рисков, которые в своей инвестиционной деятельности НПФ должен контролировать, НПФ определяет ключевые индикаторы риска (КИР) и предельно допустимые агрегированные значения по соответствующим видам рисков, за которые в ситуации стабильного рынка нельзя выходить. Соответственно, их можно изобразить таблично, можно изобразить графически.

Практическая сторона вопроса управления отдельными видами финансовых рисков инвестиционного портфеля НПФ будет рассмотрена в последующих публикациях. В них мы представим возможные подходы по оценке и мониторингу кредитного риска и риска рыночной ликвидности пенсионных фондов, а также опишем практические нюансы и рассмотрим «подводные камни», связанные с инвестиционной деятельностью НПФ. 

Список источников

  1. Баранов А. Новая российская пенсионная реформа: причины и последствия// Рынок ценных бумаг. 2013. Ноябрь.
  2. Он же. Пенсионные реформы: причины, цели, инструментарий// Там же. 2013. Декабрь.
  3. Он же.  Шесть лет перемен: законодательные риски и новые требования к риск-менеджменту НПФов // Там же. 2016. Октябрь.
  4. Он же.  Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России // Там же. 2016. Ноябрь. 
  5. Он же.  О мониторинге рисков инвестиционного портфеля НПФ в контексте новых требований ЦБ РФ// Там же. 2018. Март. 
  6. Он же.  Этот непростой вопрос о пенсионном возрасте в России // Там же. 2018. Август.



другие материалы №3 (39) июль-сентябрь 2019

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Стоит отметить, что руководство Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов вопросами качественной подготовки специалистов занимается давно и серьезно. Читать

Бровчак Сергей Валентинович заместитель Генерального директора Ассоциации
участников финансового рынка "Совет по профессиональным
квалификациям финансового рынка"

Применение профессиональных стандартов на примере специалистов рынка негосударственных пенсионных фондов

Важным элементом системы квалификационных требований специалистов негосударственных пенсионных фондов является их сопоставление с требованиями профессиональных стандартов специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно с профессиональными стандартами специалистов по персонифицированному учету прав застрахованных лиц, специалистов по назначению и выплате пенсий. Читать

Ногин Юрий Борисович Директор рейтингов финансовых институтов в Национальном Рейтинговом Агентстве (НРА)

Ответы на часто задаваемые вопросы по рейтингованию фондов и управляющих компаний

В процессе рейтингования негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ, Фонды) и управляющих компаний (далее – УК) регулярно возникают вопросы относительно присваиваемых рейтингов, а также самого процесса присвоения и мониторинга рейтингов. В настоящей статье автор делает попытку ответить на ряд наиболее острых часто задаваемых вопросов. Читать

Антон Табах главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»,
доцент ВШЭ

Ногин Юрий Борисович Директор рейтингов финансовых институтов в Национальном Рейтинговом Агентстве (НРА)

Природа рейтингов негосударственных пенсионных фондов: российские реалии

Негосударственные пенсионные фонды, существующие в настоящее время в нашей стране, представляют собой весьма неоднозначный субъект экономики. Мировая практика выделяет функционал Фондов либо в виде учетного института, занимающегося начислением и выплатой пенсии, но не являющегося ответственным за результаты инвестирования, либо в виде инвестиционного контрагента, выполняющего задачи получения достойного инвестиционного результата и несущего ответственность за него. Читать

Андрей Дегтярев К.э.н., в.н.с. Института экономики РАН

Григорий Дегтярев Д.э.н., независимый эксперт

Мировые пенсионные тренды: опыт Италии

В прессе и в социальных сетях продолжается активное обсуждение инициатив многих европейских стран (Италия, Польша и других), которые толкуются как «снижение возраста выхода на пенсию». Именно «снижение» во многих комментариях стало ключевым словом. Однако при такой трактовке упускаются из виду многие профессионально важные детали. Читать

Якушев Евгений Львович Основатель, генеральный директор консалтинговой компании «Пенсионные и Актуарные Консультации»

Неравенство и пенсионирование

"Мы все живем за чертой бедности. Только с разных сторон". А.Туссейн. Читать

Киселёва Ангелина Сергеевна Выпускница РАНХиГС

Анализ эффективности портфелей пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов

В настоящей статье тестируется ряд классических подходов к анализу эффективности управления портфелями пенсионных накоплений в НПФ. Расчеты проведены по данным отчетности 28 НПФ, участвовавшим в системе гарантирования пенсионных накоплений, за период времени с 2007 г. по 2017 г. В частности, рассматриваются вопросы влияния временных горизонтов на показатели доходности и риска портфелей пенсионных накоплений, а также ограничений по составу и структуре портфелей НПФ на результаты их деятельности. Кроме того, оценивалось то, как политика распределения активов портфелей пенсионных накоплений НПФ влияла на результаты их деятельности. Данные оценки носят предварительный характер и не могут рассматриваться в качестве инвестиционных рекомендаций и официальных рейтингов НПФ  Читать

Эрлик Сергей Николаевич Первый вице-президент НАПФ

Пенсионная система России: время мудрости и решительности

Статья была опубликована в № 4(4) октябрь-декабрь 2010 г.
Тема номера: «Модернизация пенсионной системы России». Читать

Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

Рэнкинг НПФ за I квартал 2019 г.

Предлагаем вашему вниманию предоставленный М.М. Аранжереевым (АО "НПФ "Алмазная осень") рэнкинг негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2019 г. Читать

Книжные новинки

В издательстве «КоЛибри» вышла книга Д.Иглмена «Мозг. Ваша личная история». Читать

Содержание номера

Интернет-изданию НАПФ – 10 лет

Колонка главного редактора

Поздравление с юбилеем

Тема номера

Четвертый Московский актуарный форум пройдет в Москве 31 октября – 1 ноября 2019 года

Рэнкинг НПФ за 6 месяцев 2019 г.

Книжные новинки

Это интересно

Пресс-релиз. СРО НАПФ разработала и направила в Банк России проект
Стандарта порядка определения стоимости чистых активов, составляющих пенсионные резервы и пенсионные накопления негосударственных пенсионных фондов.

Нужно ли изменять редакционную политику журнала?

Наши партнеры