Контроль специализированного депозитария за расчетом стоимости совокупного портфеля пенсионных накоплений НПФ

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2018 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании» в статью 14 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», регламентирующую основные обязанности негосударственного пенсионного фонда, внесены изменения в части возложения на Фонд дополнительной обязанности.

Согласно новой редакции абзаца 15 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 75-ФЗ Фонд обязан осуществлять расчет стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов Фонда, текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, в порядке, определяемом Банком России.

Такой порядок определен Указанием Банка России от 31.10.2018 г. №      4954-У «О порядке расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, порядке и сроках расчета стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда», вступившим в силу 14 декабря 2018 г. (далее именуется Указание № 4954-У). Фонды должны были привести свои внутренние документы, описывающие порядок определения текущей стоимости и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, порядок и сроки расчёта стоимости активов, составляющие пенсионные резервы, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов (далее именуются Правила), в соответствие с требованиями Указания № 4954-У, не позднее 1 января 2019 года.

Согласно пункту 1 Указания № 4954-У Фонд рассчитывает стоимость чистых активов, составляющих пенсионные накопления Фонда, как разницу между текущей стоимостью активов, составляющих пенсионные накопления Фонда, и величиной всех обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных активов, за исключением обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании (обязательств перед застрахованными лицами (их правопреемниками) и обязательств, сформированных для обеспечения устойчивости исполнения указанных обязательств, на момент расчета стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления Фонда. Пенсионные накопления включают в себя накопления как уже переданные в доверительное управление управляющим компаниям, так и еще не переданные в доверительное управление и находящиеся на счетах Фонда. Расчет стоимости указанных активов осуществляется Фондом по состоянию на каждый день (каждый рабочий день, каждый день, в котором совершались операции с активами, если такой день не является рабочим, а также иную дату определения стоимости чистых активов, предусмотренную внутренним документом) не позднее рабочего дня, следующего за датой, по состоянию на которую осуществляется расчет стоимости указанных активов.

Таким образом, исходя из анализа указанных выше нормативных актов следует, что, начиная с 01 января 2019 года, Фонды обязаны осуществлять ежедневный расчет стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, иными словами, совокупного портфеля Фонда по пенсионным накоплениям. Ранее для Фондов было только требование по расчету величины инвестиционного портфеля Фонда (включающего в себя только активы, переданные в доверительное управление) и средств пенсионных резервов по рыночной стоимости в порядке, определяемом Банком России. Однако до принятия Указания № 4954-У в отношении средств пенсионных накоплений порядок расчета указанных величин законодателем определен не был. В настоящий момент все препятствия для того, чтобы Фонды рассчитывали стоимость средств пенсионных накоплений, целиком как переданных, так и не переданных в доверительное управление, отсутствуют.

В свою очередь, специализированный депозитарий в соответствии с абзацем 7 статьи 36.18 «Обязанности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг с фондом, осуществляющим формирование накопительной пенсии, и управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений» Федерального закона № 75-ФЗ обязан осуществлять контроль за определением стоимости чистых активов и стоимости активов в целях настоящего Федерального закона.

Порядок осуществления контроля специализированным депозитарием за соблюдением установленного порядка определения стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сложился исторически и заключается в проверке со стороны специализированного депозитария показателей, рассчитанных управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений. Пункт 3.2 Положения о деятельности специализированных депозитариев, утвержденного Банком России от 10.06.2015 г. № 474-П, устанавливает необходимость самостоятельного расчета специализированным депозитарием значения стоимости пенсионных накоплений (в том числе и стоимости совокупного портфеля пенсионных накоплений Фонда) по состоянию на каждый рабочий день в целях осуществления такого контроля. После расчёта стоимости пенсионных накоплений управляющая компания и специализированный депозитарий осуществляют сверку рассчитанных показателей. Тем самым специализированный депозитарий выполняет свои функции по контролю за порядком определения стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений.

На первый взгляд, в целях выполнения требований законодательства представляется логичным распространить устоявшуюся практику и на сферу контроля со стороны специализированного депозитария порядка определения стоимости совокупного портфеля пенсионных накоплений Фонда. Однако возложение дополнительной обязанности на Фонд влечет за собой увеличение операционной нагрузки на него. В связи с этим возникает вопрос, можно ли решить эту задачу таким образом, чтобы избежать увеличения операционных затрат Фонда и при этом соблюсти все требования законодательства? 

В соответствии с требованиями абзаца 15 статьи 14 Федерального закона № 75-ФЗ (в новой и предыдущей редакции) Фонд обязан осуществлять расчет стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и расчет совокупной стоимости пенсионных резервов фонда, в порядке, определяемом Банком России.

Однако, в соответствии с пунктом 38 Постановления Правительства РФ от 01.02.2007 г. № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (далее именуется Постановление № 63) Фонд вправе возложить исполнение обязанности по расчету рыночной (текущей) стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, а также совокупной рыночной (текущей) стоимости пенсионных резервов на специализированный депозитарий Фонда. При этом Фонд самостоятельно отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности, возложенной на специализированный депозитарий. По сути, идет речь об аутсорсинге этой функции у специализированного депозитария. Для наших Клиентов мы осуществляем ежедневный расчет совокупной стоимости пенсионных резервов.

Возможно ли сейчас возложить исполнение обязанности по расчету текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, на специализированный депозитарий Фонда? Предусматривает ли действующее законодательство такую возможность? Постараемся найти ответы на эти вопросы.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что ни Федеральный закон № 75-ФЗ, ни нормативные акты Банка России не содержат каких-либо положений, указывающих на запрет Фонду возложить исполнение обязанности по расчету указанных показателей на третьи лица, в том числе специализированный депозитарий Фонда. Однако правовое регулирование деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию в части возложенных на Фонд обязанностей в большей мере основано на императивном методе.  В тех случаях, когда Фонду разрешается передавать исполнение своих обязанностей, возложенных на него законом, третьим лицам, об этом прямо упоминается в Федеральном законе № 75-ФЗ, либо имеется нормативный акт Банка России, позволяющий это сделать. Помимо уже приведенного выше примера о праве возложения на специализированный депозитарий обязанности по расчету средств пенсионных резервов Фонда, в соответствии с пунктом 6.1 статьи 26 Федерального закона №75-ФЗ договор об оказании услуг специализированного депозитария в отношении средств пенсионных накоплений также может предусматривать оказание специализированным депозитарием услуг по ведению бухгалтерского учета Фонда. Федеральный закон № 75-ФЗ также позволяет передавать исполнение некоторых обязанностей, возложенных на Фонд, третьим лицам (ведение пенсионных счетов, счетов накопительной пенсии и именных пенсионных счетов участников пенсионных договоров досрочного негосударственного пенсионного обеспечения).

Поручение специализированному депозитарию исполнения обязанности по осуществлению расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, а именно, совокупного портфеля Фонда, без соответствующего нормативного регулирования может иметь правовые риски.  

Ввиду того, что в соответствии с абзацем 7 статьи 36.18 Федерального закона № 75-ФЗ специализированный депозитарий Фонда в целях осуществления контроля обязан осуществлять контроль за определением стоимости чистых активов и стоимости активов, составляющих пенсионные накопления, принятие специализированным депозитарием на себя обязанности Фонда по расчету указанных показателей может быть воспринято Банком России как неисполнение специализированным депозитарием своей контрольной функции, так как фактически в одном лице совпадают контролируемый и контролер, специализированный депозитарий в данном случае будет «контролировать» самого себя.

Снять указанный правовой риск, по нашему мнению, возможно путем принятия Банком России нормативного акта или внесение соответствующих дополнений в действующие нормативные акты, предоставляющие Фонду право возложить исполнение своей обязанности по осуществлению расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, на специализированный депозитарий Фонда, по аналогии с правом Фонда  возложить исполнение обязанности по расчету рыночной (текущей) стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, а также совокупной рыночной (текущей) стоимости пенсионных резервов на специализированный депозитарий Фонда (в соответствии с пунктом 38 Постановления № 63). Действующее законодательство не содержит препятствий для принятия такого нормативного акта.

Основной документ, регламентирующий деятельность специализированного депозитария, – Положение о деятельности специализированных депозитариев утв. Банком России 10.06.2015 г. № 474-П, а также Указание Банка России от 29.09.2016 г. № 4142-У «Об утверждении типовой формы договора об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и типовой формы договора об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании в отношении средств пенсионных накоплений» не содержат какого либо запрета на исполнение специализированным депозитарием фонда обязанности по расчету текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления. 

Приведенные в статье примеры возложения Фондом своих обязанностей на третьи лица служат подтверждением того, что обязанность по расчету текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления Фонда может быть возложена на специализированный депозитарий Фонда, при условии принятия Банком России соответствующих изменений в действующие нормы.

 

 




другие материалы №2 (38) апрель-июнь 2019 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка Главного редактора

Внедрение индивидуального пенсионного капитала (ИПК) в отечественную пенсионную систему, о необходимости которого в последнее время говорили чиновники ключевых министерств, не свершилось. Предполагаемый запуск – 2020 год. Читать

В НПФ Сбербанка стартовали продажи нового индивидуального пенсионного плана

НПФ Сбербанка объявляет о старте продаж нового индивидуального пенсионного плана (ИПП), который позволит каждому в комфортном режиме накопить на будущую пенсию. Читать

Умные кадры решают все

В связи с повышением пенсионного возраста Минтруд предлагает запустить для пожилых граждан программы профессионального образования «в соответствии с востребованными для экономики навыками и компетенциями» в течение всего переходного периода увеличения возраста (с января 2019 г. по декабрь 2024 г.). Читать

Берг Анатолий Анатольевич Президент НПФ "Профессиональный независимый пенсионный фонд"

Специфика рисков, стимулы развития и гарантии накопительного пенсионного страхования

Статья была опубликована в № 1 (1) январь-март 2010 г. "Место накопительного элемента в пенсионной системе". Читать

Станислав Матяшов Руководитель проектов esia.pro и uprid.ru
ООО “РнД Софт”

Упрощенная идентификация для НПФ — почему она нужна и как ей воспользоваться

В последнее время всё чаще начинает звучать термин “упрощенная идентификация”, при этом чаще других он звучит в контексте работы НПФ и других финансовых институтов. Давайте разберемся, что же такое упрощенная идентификация, почему она нужна НПФ и как можно её использовать. Читать

Инвестор получил отчет

Инвестор получил отчет и спрашивает своего консультанта:
-Неужели все мои деньги пропали?
-Почему же пропали? Просто они теперь принадлежат другому человеку.
(Любимый анекдот автора) Читать

Зайцев Сергей Викторович Руководитель проекта Ваш Пенсионный Брокер

Фотографии С.В. Зайцева

Предлагаем Вашему вниманию фотографии члена редколлегии "Пенсионного обозрения" С.В. Зайцева, любезно предоставленные автором. Читать

АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд получил награду за лучшее IT-решение в пенсионной индустрии

Редколлегия журнала "Пенсионное обозрение" поздравляет АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд с наградой за лучшее IT-решение в пенсионной индустрии. Читать

Наши партнеры