Берг Анатолий Анатольевич Президент НПФ "Профессиональный независимый пенсионный фонд"

Специфика рисков, стимулы развития и гарантии накопительного пенсионного страхования

Статья была опубликована в № 1 (1) январь-март 2010 г. "Место накопительного элемента в пенсионной системе".

Фундаментом успешного развития национальной пенсионной системы, по единодушному мнению специалистов, является поступательное развитие экономики страны.

 Это условие является обязательным для пенсионных систем как распределительного, так и накопительного характера. При его соблюдении основным критерием выбора пути реформирования пенсионной системы является сохранение ее долгосрочного бездефицитного развития.

 Целесообразным следует признать преимущественно накопительный путь формирования пенсионной системы, так как он позволяет избежать в будущем кризисных явлений распределительной системы, связанных со старением населения. Уже в настоящее время соотношение работающего населения и пенсионеров составляет меньше 2-х к 1-му сответственно и имеет тенденцию к постепенному уменьшению.

 Увеличивается дефицит распределительной составляющей пенсионной системы. В связи с этим постоянно возрастает нагрузка на бюджет государства, которым по закону гарантируются выплаты из Пенсионного фонда России. К 2015 г. около 70 % выплат будет осуществляться за счет бюджета государства, «при этом пенсионное обеспечение неизбежно должно вернуться к уравнительным принципам, а сама пенсионная система должна быть консолидирована в госбюджетную систему»[1]. Покупательная способность пенсии будет уменьшаться также, как и коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате), который устойчиво снижается в последние годы и составляет в настоящий момент, по разным оценкам, 25 – 27 процентов.

 Переход к формированию преимущественно накопительной пенсионной системы позволит преодолеть существующие недостатки распределительной системы, проявившиеся в условиях демографического кризиса.

 Однако, при реализации предложенной концепции накопительного пенсионного страхования самой серьезной проблемой является эффективное размещение ежегодно накапливаемых крупных инвестиционных средств, размер которых через 5-6 лет будет сопоставим с бюджетом государства.

 Российский фондовый рынок не выдержит ежегодных вливаний в размере 700-800 млрд. руб. Именно такая сумма взносов работающего населения будет формироваться в системе накопительного пенсионного страхования, что является основным риском ее финансовой устойчивости.

 Размещение этих средств в долговые обязательства не только не эффективно с точки зрения доходности, но и неприемлемо из-за несоразмерного увеличения внутреннего долга. Таким образом, единственным выходом из данного положения может быть направление пенсионных накоплений в коммерческие инфраструктурные проекты под эффективным общественным контролем и при наличии гарантий государства. Подобный поворот событий, однако, вызывает опасения администраций всех уровней, так как предполагает адресную ответственность, что бюрократический аппарат всячески стремится избегать. Именно это обстоятельство является тормозом пенсионной реформы при реализации ее основного содержания – формировании накопительной части трудовых пенсий и передачи ее в управление частным структурам.

 В связи с этим должен появиться мощный стимул для продвижения пенсионной реформы на предлагаемых принципах накопительного пенсионного страхования. Такого рода стимулом могут выступить целенаправленные инвестиции пенсионных накоплений, поступление которых в регионы будет обусловлено усилиями администраций по развитию пенсионных систем субъектов РФ, средства которых дополнят финансовое обеспечение национальных программ, коммерческих инфраструктурных проектов и иных подобных социально-экономических мероприятий.

 Обеспечить успешное движение по этому пути способно только мощное государственно-частное партнерство при эффективном административном и общественном контроле за ходом пенсионной реформы в регионах, одной из функций которого должен стать мониторинг финансовой эффективности  инвестиций, а их результаты – выше официального уровня инфляции.

 Необходимо диверсифицировать инвестиционные средства, направляя их не в абстрактный «реальный сектор экономики» через фондовый рынок, а в развитие перспективных инфраструктурных, производственных и инновационных программ, т.е. эффективно эти деньги использовать, чего пока еще значительная часть российской экономики делать не умеет.

 Таким образом, мало называться страной с рыночной экономикой, надо еще, чтобы эта экономика существовала реально и могла стать стимулом развития накопительного пенсионного страхования.

 Одной из основных возможностей решения этой проблемы являются прямые вложения через специализированную инвестиционную систему, направленную на реализацию различных (в том числе инновационных) проектов. Эта система должна обеспечить необходимую доходность для устойчивого развития пенсионной системы с одновременной реализацией ее инвестиционных возможностей и представлять собой долгосрочную программу, в которой постепенно будет формироваться замкнутая цикличность инвестиционных процессов, основу которой составят ежегодно увеличивающиеся средства накопительного пенсионного страхования.

 В самых общих чертах можно предложить следующие механизмы формирования инвестиционного потенциала при модернизации пенсионной системы.

1. Процесс формирования и выплаты накопительной части трудовой пенсии передается негосударственным пенсионным фондам (НПФ). За Пенсионным фондом России (ПФР) сохраняется ответственность за страховую части трудовой пенсии. За государством остаются функции регулирования, контроля и надзора за деятельностью ПФР и НПФ;

2. Страхователем по обязательному накопительному пенсионному страхованию должен стать не работодатель, а работник, который будет уплачивать страховые взносы в выбранный НПФ за счёт своего заработка и иных вознаграждений. Работодатель же будет лишь плательщиком этих взносов в НПФ (по аналогии с подоходным налогом).

 С этой целью целесообразно одномоментное повышение заработной платы работникам организаций, как бюджетной сферы, так и прочих организационно-правовых форм, что в условиях неизбежного роста заработной платы представляется вполне возможной мерой. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, например, считает возможным повышение зарплат в 2-2,5 раза. В результате, государство получит урегулирование пенсионных проблем на отдаленную перспективу и, кроме того, колоссальный инвестиционный ресурс.

 Однако ничто не дается бесплатно. Государство совместно с работодателями должно будет выплачивать сопоставимую сумму на пенсии нынешним пенсионерам, как свою задолженность по страховой части трудовых пенсий и расчетному пенсионному капиталу. Сумма этой задолженности в течение 15-20 лет будет постепенно сокращаться. В течение указанного периода бюджетные затраты составят не более половины поступающих в накопительную систему взносов. Инвестиции же за счет пенсионных средств приобретут лучшего контролера – граждан, которые получат право на законных основаниях интересоваться судьбой своих денег, работающих на общество, и правильным перечислением своих взносов работодателем.

 Обеспечение гарантий участникам накопительного пенсионного страхования и достижение повышенной надежности пенсионных фондов должно опираться на формирование внутренних и внешних резервов.

 Внутренние резервы фондов начали создаваться в последние годы в соответствии с действующими нормами. Внешние же резервы, предусмотренные ст. 23 «Объединенные гарантийные фонды и страхование» федерального закона  «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ, до сих пор не могут быть созданы, так как не принят предусмотренный закон о принципах создания и порядке управления гарантийными фондами. В 2007 г. принят закон «Об обществах взаимного страхования», который, однако, не может быть использован в целях обеспечения дополнительных гарантий исполнения обязательств фондов перед участниками, так как взносы в эти общества не подлежат возврату, а следовательно, не могут осуществляться за счет пенсионных резервов. Стоимость страхования пенсионных резервов в целом в страховых компаниях будет приближаться к размеру самих резервов, что неприемлемо для любого фонда. Можно предположить страхование каждого из направлений инвестирования пенсионных резервов. В данном случае, по крайней мере, возможно определение страхового случая. Страховать финансовые средства, находящиеся на фондовом рынке, не возьмется ни одна компания. При этом  возможно лишь страхование профессиональной ответственности, которое не решает проблемы частичной утраты пенсионных накоплений в случае неблагоприятных обстоятельств.

 Существует мнение, что защиту пенсионных накоплений граждан целесообразно организовать по образу и подобию банковской системы, не придумывая ничего нового. Этот вариант мог оказаться вполне приемлемым, если бы природа вкладов в банках и пенсионных фондах была одинаковой. Однако это не так.

 Банки являются коммерческими финансовыми организациями, а депозитные вклады населения – размещением временно свободных средств граждан с целью получения дохода. Помимо работы с населением банки решают и множество других финансовых задач, которые существенно увеличивают риски их деятельности. Пенсионные фонды являются некоммерческими организациями, предназначенными исключительно для формирования и выплаты пенсий гражданам. По этой причине, если система страхования для банковских вкладов может быть рассчитана на частичное возмещение вложенных сравнительно небольших средств, то возмещение утраченных пенсионных накоплений должно осуществляться полностью, так как они предназначены для выплат в старости. Полное же возмещение пенсионных накоплений вряд ли будет осуществимо путем аналогичным существующему страхованию банковских вкладов, так как размер накоплений будет превышать, по крайней мере, на порядок максимальный размер банковских депозитов, подлежащих возврату.

 В связи с этим наиболее эффективной, на наш взгляд, возможностью защиты накоплений участников пенсионных фондов является выстраивание системы гарантий, включающей Федеральный гарантийный фонд, как высшую ступень защиты накоплений, Объединенные гарантийные фонды, которые создаются пенсионными фондами и участие в которых для них обязательно, и наконец, внутренние резервы пенсионных фондов.[2]

 Таким образом, подводя итог всему сказанному, следует признать, что реформирование пенсионной системы на принципах накопительного пенсионного страхования (НПС) должно сопровождаться формированием специализированной инвестиционной системы, которая может быть встроена в президентскую программу развития России до 2020 г. и стать одной из ее финансовых опор. Направление программы - ускоренное экономическое развитие страны, что автоматически предполагает превышение темпов роста над инфляцией, т.е. соблюдения главного условия эффективности накопительного пенсионного страхования.

 Специализированная инвестиционная система должна предусматривать сохранение стимулов развития НПС, учитывать специфические риски на этом пути и обеспечивать гарантии участникам накопительного пенсионного.


[1]  Соловьев А.К. Актуарный прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы (до 2015 г.). – Журнал «Пенсия», № 8, август 2005 г., с. 48.

[2]  Описание этой системы представлено в издании: Накопительное пенсионное страхование. Проект законодательства / Под. общ. ред. А.А. Берга. – М., 2005, с. 48-49, 80-83.

 




другие материалы №2 (38) апрель-июнь 2019 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка Главного редактора

Внедрение индивидуального пенсионного капитала (ИПК) в отечественную пенсионную систему, о необходимости которого в последнее время говорили чиновники ключевых министерств, не свершилось. Предполагаемый запуск – 2020 год. Читать

В НПФ Сбербанка стартовали продажи нового индивидуального пенсионного плана

НПФ Сбербанка объявляет о старте продаж нового индивидуального пенсионного плана (ИПП), который позволит каждому в комфортном режиме накопить на будущую пенсию. Читать

Есаулкова Татьяна Станиславовна Генеральный директор ООО "СДК "Гарант".

Контроль специализированного депозитария за расчетом стоимости совокупного портфеля пенсионных накоплений НПФ

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2018 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании» в статью 14 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», регламентирующую основные обязанности негосударственного пенсионного фонда, внесены изменения в части возложения на Фонд дополнительной обязанности. Читать

Умные кадры решают все

В связи с повышением пенсионного возраста Минтруд предлагает запустить для пожилых граждан программы профессионального образования «в соответствии с востребованными для экономики навыками и компетенциями» в течение всего переходного периода увеличения возраста (с января 2019 г. по декабрь 2024 г.). Читать

Станислав Матяшов Руководитель проектов esia.pro и uprid.ru
ООО “РнД Софт”

Упрощенная идентификация для НПФ — почему она нужна и как ей воспользоваться

В последнее время всё чаще начинает звучать термин “упрощенная идентификация”, при этом чаще других он звучит в контексте работы НПФ и других финансовых институтов. Давайте разберемся, что же такое упрощенная идентификация, почему она нужна НПФ и как можно её использовать. Читать

Инвестор получил отчет

Инвестор получил отчет и спрашивает своего консультанта:
-Неужели все мои деньги пропали?
-Почему же пропали? Просто они теперь принадлежат другому человеку.
(Любимый анекдот автора) Читать

Зайцев Сергей Викторович Руководитель проекта Ваш Пенсионный Брокер

Фотографии С.В. Зайцева

Предлагаем Вашему вниманию фотографии члена редколлегии "Пенсионного обозрения" С.В. Зайцева, любезно предоставленные автором. Читать

АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд получил награду за лучшее IT-решение в пенсионной индустрии

Редколлегия журнала "Пенсионное обозрение" поздравляет АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд с наградой за лучшее IT-решение в пенсионной индустрии. Читать

Наши партнеры