Упрощенная идентификация для НПФ — почему она нужна и как ей воспользоваться
В последнее время всё чаще начинает звучать термин “упрощенная идентификация”, при этом чаще других он звучит в контексте работы НПФ и других финансовых институтов. Давайте разберемся, что же такое упрощенная идентификация, почему она нужна НПФ и как можно её использовать.
Понятие “упрощенная идентификация”
Понятие “упрощенная идентификация” появилось в 2014 году, когда в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» были внесены правки, описывающие данное понятие и способы его осуществления. Такой способ идентификации клиентов расширил возможности компаний, регулируемых этим законом: банки, профучастники рынка ценных бумаг, микрофинансовые компании, и НПФ.
В чем состояли эти возможности? В случае НПФ упрощенная идентификация позволяет производить следующие действия:
1. Заключать договор обязательного пенсионного страхования с новым клиентом;
2. Проверять достоверность сведений о клиенте (тем же 115-ФЗ предусмотрено обязательное обновление информации о клиентах не реже одного раза в три года);
Процедура прохождения упрощенной идентификации
Согласно тому же 115-ФЗ, упрощенная идентификация может проводиться двумя способами:
1. Путем прохождения авторизации в Единой системе идентификации и аутентификации — ЕСИА;
2. Посредством проверки достоверности сведений о пользователе через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Идентификация через ЕСИА — это, по сути, авторизация на портале Государственных услуг. Сценарий в этом случае выглядит следующим образом: клиент заходит на сайт НПФ, нажимает, условно, кнопку “Войти через Госуслуги”. Далее его перекидывает на форму ввода логина и пароля от Госуслуг, где он авторизуется. После этого пользователя возвращает на сайт, в уже готовый личный кабинет с заполненными данными из ЕСИА.
Стоит отметить, что согласно 63-ФЗ авторизация через ЕСИА является юридически значимой простой электронной подписью, эквивалентной собственноручной. Это даёт возможность существенно расширить перечень услуг, которые клиент может получать онлайн, без необходимости визита в офис компании.
Второй способ идентификации (через СМЭВ) происходит так: клиент сообщает НПФ (в форме на сайте или иным образом) следующие сведения о себе: ФИО, серия и номер паспорта, телефон и один из следующих реквизитов: СНИЛС, ИНН или номер полиса обязательного медицинского страхования. Эти сведения направляются через СМЭВ на проверку в соответствующие ведомства: МВД, ПФР, ФНС и ФФОМС, а номер телефона проверятеся путем отправки кода для подтверждения.
Если из СМЭВ приходит подтверждение, что присланная пользователем совокупность данных корректна, и номер телефона подтверждён — такой пользователь считается прошедшим процедуру упрощенная идентификация и с ним можно заключить договор на пенсионное обслуживание, а также предложить прочие услуги и сервисы. Для предписанной законом периодической проверки данных клиента достаточно просто направить в СМЭВ уже имеющуюся в компании информацию о нем.
Стоит отметить, что оба способа производятся полностью онлайн, то есть человеку не нужно посещать офис компании. Соответственно, упрощенная идентификация позволяет охватить те города и регионы, где у НПФ нет офисов и агентов.
Подключение к ЕСИА и СМЭВ
Чтобы проводить упрощенную идентификацию клиентов через ЕСИА (Госуслуги), необходимо оформить доступ к системе в Минкомсвязи, а также реализовать механизм взаимодействия с ЕСИА, соответствующий требованиям регламента и методических рекомендаций. Основную сложность здесь составляет необходимость выделения на данный процесс минимум двух человек — менеджера и разработчика, так как в процессе подключения им придется координировать действия для решения бюрократических и технических задач.
Для проверки данных через СМЭВ нужно присоединиться к Регламенту информационного взаимодействия Участников с Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, а также подать череду заявок на получение доступа к сервисам ведомств, осуществляющих проверку сведений о клиенте. Вместе с этим нужно реализовать адаптеры для работы со СМЭВ сервисами данных ведомств и обеспечить в своей инфраструктуре исполнение требований регламента: приобрести и настроить криптооборудование, заключить договор на поддержку с оператором СМЭВ.
Если у компании нет опыта разработки механизмов взаимодействия с ЕСИА и СМЭВ, то самостоятельная реализация потребует значительных трудовых и временных ресурсов. Экономически целесообразнее использовать готовые решения, которые есть на рынке. При этом мы считаем, что компании, которая подключается к ЕСИА и СМЭВ важно не только не только оказать техническую поддержку, но и сопроводить по всем бюрократическим процедурам подключения. У нас, например, этим занимается целый отдел в компании. Это позволяет ускорить процесс подключения с нескольких месяцев до пары недель.
Варианты использования готовых решений
В технологическом плане есть два подхода к использованию готовых решений: с размещением ПО в своей инфраструктуре и использование облачного сервиса.
Размещать на своих мощностях ПО для работы с ЕСИА и СМЭВ имеет смысл, если компания имеет достаточно продвинутый штат ИТ разработчиков и администраторов, которые смогут при необходимости (изменение регламента, выход новой версии сервиса) установить обновление и перенастроить клиентские системы. В случае со СМЭВом компании необходимо будет также закупить криптооборудование, заключить договор на настройку и поддержку защищенного канала к СМЭВу.
Облачный вариант выгоден тем, что вам предоставляется готовый к использованию удобный программный интерфейс. Остается только интегрировать его в свои клиентские системы. Для ускорения интеграции поставщик сервиса оказывает поддержку. Еще одним преимуществом облачного варианта является постоянное обновление для соответствия всем требованиям и регламентам Минкомсвязи.
Особо можно выделить выгоду облачного варианта при подключении к СМЭВ — компании не придется в этом случае производить значительные затраты на приобретение и обслуживание криптоборудования, а также поддержку защищенного канала к СМЭВ. Специализирующиеся на упрощенной идентификации компании уже имеют все необходимое в своей инфраструктуре.
Граждане постепенно привыкают к возможности решать различные вопросы в режиме онлайн: банкинг, страхование, инвестиции — всё это уже можно делать не выходя из дома. Наша компания является одним из лидеров в России по количеству интеграций с порталом Госуслуг. В конкурентной борьбе выигрывают те компании, которые смогли войти в процесс диджитализации всё больших и больших сфер своей деятельности. Рост популярности упрощенной идентификации является естественным следствием перехода в цифровую экономику. И если всего пару лет назад те компании, которые внедряли у себя упрощенную идентификацию считались отчаянными первопроходцами, то сейчас использование этого инструмента стало нормой, а его отсутствие - конкурентным недостатком компании.
Колонка Главного редактора
Внедрение индивидуального пенсионного капитала (ИПК) в отечественную пенсионную систему, о необходимости которого в последнее время говорили чиновники ключевых министерств, не свершилось. Предполагаемый запуск – 2020 год. Читать
В НПФ Сбербанка стартовали продажи нового индивидуального пенсионного плана
НПФ Сбербанка объявляет о старте продаж нового индивидуального пенсионного плана (ИПП), который позволит каждому в комфортном режиме накопить на будущую пенсию. Читать
Контроль специализированного депозитария за расчетом стоимости совокупного портфеля пенсионных накоплений НПФ
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2018 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании» в статью 14 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», регламентирующую основные обязанности негосударственного пенсионного фонда, внесены изменения в части возложения на Фонд дополнительной обязанности. Читать
Умные кадры решают все
В связи с повышением пенсионного возраста Минтруд предлагает запустить для пожилых граждан программы профессионального образования «в соответствии с востребованными для экономики навыками и компетенциями» в течение всего переходного периода увеличения возраста (с января 2019 г. по декабрь 2024 г.). Читать
Специфика рисков, стимулы развития и гарантии накопительного пенсионного страхования
Статья была опубликована в № 1 (1) январь-март 2010 г. "Место накопительного элемента в пенсионной системе". Читать
Инвестор получил отчет
Инвестор получил отчет и спрашивает своего консультанта:
-Неужели все мои деньги пропали?
-Почему же пропали? Просто они теперь принадлежат другому человеку.
(Любимый анекдот автора)
Читать
В серии Искусственный интеллект «Альпина Нон-фикшн» издала книгу М.Форда «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы».
Автор привлекает внимание читателя к проблемам широкого внедрения роботов в нашу жизнь. Читать
Фотографии С.В. Зайцева
Предлагаем Вашему вниманию фотографии члена редколлегии "Пенсионного обозрения" С.В. Зайцева, любезно предоставленные автором. Читать
АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд получил награду за лучшее IT-решение в пенсионной индустрии
Редколлегия журнала "Пенсионное обозрение" поздравляет АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд с наградой за лучшее IT-решение в пенсионной индустрии. Читать