Станислав Матяшов Руководитель проектов esia.pro и uprid.ru
ООО “РнД Софт”

Упрощенная идентификация для НПФ — почему она нужна и как ей воспользоваться

В последнее время всё чаще начинает звучать термин “упрощенная идентификация”, при этом чаще других он звучит в контексте работы НПФ и других финансовых институтов. Давайте разберемся, что же такое упрощенная идентификация, почему она нужна НПФ и как можно её использовать.

Понятие “упрощенная идентификация”
Понятие “упрощенная идентификация” появилось в 2014 году, когда в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» были внесены правки, описывающие данное понятие и способы его осуществления. Такой способ идентификации клиентов расширил возможности компаний, регулируемых этим законом: банки, профучастники рынка ценных бумаг, микрофинансовые компании, и НПФ.

В чем состояли эти возможности? В случае НПФ упрощенная идентификация позволяет производить следующие действия:

1. Заключать договор обязательного пенсионного страхования с новым клиентом;

2. Проверять достоверность сведений о клиенте (тем же 115-ФЗ предусмотрено обязательное обновление информации о клиентах не реже одного раза в три года);

Процедура прохождения упрощенной идентификации
Согласно тому же 115-ФЗ, упрощенная идентификация может проводиться двумя способами:

1.  Путем прохождения авторизации в Единой системе идентификации и аутентификации — ЕСИА;

2.  Посредством проверки достоверности сведений о пользователе через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Идентификация через ЕСИА — это, по сути, авторизация на портале Государственных услуг. Сценарий в этом случае выглядит следующим образом: клиент заходит на сайт НПФ, нажимает, условно, кнопку “Войти через Госуслуги”. Далее его перекидывает на форму ввода логина и пароля от Госуслуг, где он авторизуется. После этого пользователя возвращает на сайт, в уже готовый личный кабинет с заполненными данными из ЕСИА.

Стоит отметить, что согласно 63-ФЗ авторизация через ЕСИА является юридически значимой простой электронной подписью, эквивалентной собственноручной. Это даёт возможность существенно расширить перечень услуг, которые клиент может получать онлайн, без необходимости визита в офис компании.

Второй способ идентификации (через СМЭВ) происходит так: клиент сообщает НПФ (в форме на сайте или иным образом) следующие сведения о себе: ФИО, серия и номер паспорта, телефон и один из следующих реквизитов: СНИЛС, ИНН или номер полиса обязательного медицинского страхования. Эти сведения направляются через СМЭВ на проверку в соответствующие ведомства: МВД, ПФР, ФНС и ФФОМС, а номер телефона проверятеся путем отправки кода для подтверждения.

Если из СМЭВ приходит подтверждение, что присланная пользователем совокупность данных корректна, и номер телефона подтверждён — такой пользователь считается прошедшим процедуру упрощенная идентификация и с ним можно заключить договор на пенсионное обслуживание, а также предложить прочие услуги и сервисы. Для предписанной законом периодической проверки данных клиента достаточно просто направить в СМЭВ уже имеющуюся в компании информацию о нем.

Стоит отметить, что оба способа производятся полностью онлайн, то есть человеку не нужно посещать офис компании. Соответственно, упрощенная идентификация позволяет охватить те города и регионы, где у НПФ нет офисов и агентов.

Подключение к ЕСИА и СМЭВ
Чтобы проводить упрощенную идентификацию клиентов через ЕСИА (Госуслуги), необходимо оформить доступ к системе в Минкомсвязи, а также реализовать механизм взаимодействия с ЕСИА, соответствующий требованиям регламента и методических рекомендаций. Основную сложность здесь составляет необходимость выделения на данный процесс минимум двух человек — менеджера и разработчика, так как в процессе подключения им придется координировать действия для решения бюрократических и технических задач.

Для проверки данных через СМЭВ нужно присоединиться к Регламенту информационного взаимодействия Участников с Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, а также подать череду заявок на получение доступа к сервисам ведомств, осуществляющих проверку сведений о клиенте. Вместе с этим нужно реализовать адаптеры для работы со СМЭВ сервисами данных ведомств и обеспечить в своей инфраструктуре исполнение требований регламента: приобрести и настроить криптооборудование, заключить договор на поддержку с оператором СМЭВ.

Если у компании нет опыта разработки механизмов взаимодействия с ЕСИА и СМЭВ, то самостоятельная реализация потребует значительных трудовых и временных ресурсов. Экономически целесообразнее использовать готовые решения, которые есть на рынке. При этом мы считаем, что компании, которая подключается к ЕСИА и СМЭВ важно не только не только оказать техническую поддержку, но и сопроводить по всем бюрократическим процедурам подключения. У нас, например, этим занимается целый отдел в компании. Это позволяет ускорить процесс подключения с нескольких месяцев до пары недель.

Варианты использования готовых решений
В технологическом плане есть два подхода к использованию готовых решений: с размещением ПО в своей инфраструктуре и использование облачного сервиса.

Размещать на своих мощностях ПО для работы с ЕСИА и СМЭВ имеет смысл, если компания имеет достаточно продвинутый штат ИТ разработчиков и администраторов, которые смогут при необходимости (изменение регламента, выход новой версии сервиса) установить обновление и перенастроить клиентские системы. В случае со СМЭВом компании необходимо будет также закупить криптооборудование, заключить договор на настройку и поддержку защищенного канала к СМЭВу.

Облачный вариант выгоден тем, что вам предоставляется готовый к использованию удобный программный интерфейс. Остается только интегрировать его в свои клиентские системы. Для ускорения интеграции поставщик сервиса оказывает поддержку. Еще одним преимуществом облачного варианта является постоянное обновление для соответствия всем требованиям и регламентам Минкомсвязи.

Особо можно выделить выгоду облачного варианта при подключении к СМЭВ — компании не придется в этом случае производить значительные затраты на приобретение и обслуживание криптоборудования, а также поддержку защищенного канала к СМЭВ. Специализирующиеся на упрощенной идентификации компании уже имеют все необходимое в своей инфраструктуре.

Граждане постепенно привыкают к возможности решать различные вопросы в режиме онлайн: банкинг, страхование, инвестиции — всё это уже можно делать не выходя из дома. Наша компания является одним из лидеров в России по количеству интеграций с порталом Госуслуг. В конкурентной борьбе выигрывают те компании, которые смогли войти в процесс диджитализации всё больших и больших сфер своей деятельности. Рост популярности упрощенной идентификации является естественным следствием перехода в цифровую экономику. И если всего пару лет назад те компании, которые внедряли у себя упрощенную идентификацию считались отчаянными первопроходцами, то сейчас использование этого инструмента стало нормой, а его отсутствие - конкурентным недостатком компании.




другие материалы №2 (38) апрель-июнь 2019 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка Главного редактора

Внедрение индивидуального пенсионного капитала (ИПК) в отечественную пенсионную систему, о необходимости которого в последнее время говорили чиновники ключевых министерств, не свершилось. Предполагаемый запуск – 2020 год. Читать

В НПФ Сбербанка стартовали продажи нового индивидуального пенсионного плана

НПФ Сбербанка объявляет о старте продаж нового индивидуального пенсионного плана (ИПП), который позволит каждому в комфортном режиме накопить на будущую пенсию. Читать

Есаулкова Татьяна Станиславовна Генеральный директор ООО "СДК "Гарант".

Контроль специализированного депозитария за расчетом стоимости совокупного портфеля пенсионных накоплений НПФ

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2018 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании» в статью 14 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», регламентирующую основные обязанности негосударственного пенсионного фонда, внесены изменения в части возложения на Фонд дополнительной обязанности. Читать

Умные кадры решают все

В связи с повышением пенсионного возраста Минтруд предлагает запустить для пожилых граждан программы профессионального образования «в соответствии с востребованными для экономики навыками и компетенциями» в течение всего переходного периода увеличения возраста (с января 2019 г. по декабрь 2024 г.). Читать

Берг Анатолий Анатольевич Президент НПФ "Профессиональный независимый пенсионный фонд"

Специфика рисков, стимулы развития и гарантии накопительного пенсионного страхования

Статья была опубликована в № 1 (1) январь-март 2010 г. "Место накопительного элемента в пенсионной системе". Читать

Инвестор получил отчет

Инвестор получил отчет и спрашивает своего консультанта:
-Неужели все мои деньги пропали?
-Почему же пропали? Просто они теперь принадлежат другому человеку.
(Любимый анекдот автора) Читать

Зайцев Сергей Викторович Руководитель проекта Ваш Пенсионный Брокер

Фотографии С.В. Зайцева

Предлагаем Вашему вниманию фотографии члена редколлегии "Пенсионного обозрения" С.В. Зайцева, любезно предоставленные автором. Читать

АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд получил награду за лучшее IT-решение в пенсионной индустрии

Редколлегия журнала "Пенсионное обозрение" поздравляет АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд с наградой за лучшее IT-решение в пенсионной индустрии. Читать

Наши партнеры