Новая пенсионная формула

"Минтрудом опубликованы «Основные принципы и положения условий назначения и исчисления размеров трудовых пенсий (пенсионной формулы)». Попробую оценить, насколько предложения по пенсионной формуле позволяют решать задачи, определенные Стратегией 2030. Предложения по пенсионной формуле декларируют возврат к структуре трудовой пенсии, установленной реформой 2002 года. Вновь вводится понятие базовой пенсии (теперь с названием «социальная базовая пенсия»).".

Гражданам, отвечающим установленным условиям, предполагается назначать базовую пенсию (в рамках государственного пенсионного обеспечения). Лицам, которые за период трудовой деятельности не обеспечили выполнение этих условий, по достижении ими возраста  65 лет  назначается  социальная пенсия. 

Социально-базовая пенсия (СБП) и социальная пенсия отличаются, в основном, возрастом назначения и размером.

Предполагается, что социальная базовая пенсия устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом.

Право на назначение социальной базовой пенсии возникает вместе с правом на назначение страховой пенсии в возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при наличии страхового стажа 15 лет. При этом сохраняются индивидуальные особенности размера СБП (наступление возраста 80 лет, наличие инвалидности 1-й группы, наличие иждивенцев, проживание в районах Крайнего севера и др.).

С целью стимулирования более позднего выхода на пенсию предлагается введение  коэффициент повышения СБП (К возр СБП) при оформлении (начале получения) пенсии позднее установленного возраста (наступления права на получения пенсии). Наличие этого коэффициента не распространяется на указанные выше индивидуальные особенности размера СБП.

Лицам, которые за период трудовой деятельности не обеспечили выполнение указанных условий, назначается  социальная пенсия  по достижении возраста  65 лет   в размере, равном так называемому «нормативному размеру СБП», сейчас - 3 495 рублей.

 Одновременно с введением в законодательство о государственном пенсионном обеспечении нового вида пенсии - социальной базовой пенсии, предусматривается ужесточить условия назначения нетрудоспособным гражданам, достигшим определенного возраста, социальной пенсии. В частности, предлагается определить, что право на такую социальную пенсию имеют лица, постоянно проживающие в Российской Федерации не менее 15 лет.

Таким образом, социальная базовая пенсия и социальная пенсии станут  типичным  примером реализации пенсионных прав, приобретаемых человеком в силу «постоянного проживания на территории Российской Федерации». Предполагаемое финансирование за счет федерального бюджета лишает их страхового характера, т.е. выводит за рамки обязательного пенсионного страхования.

 

В Стратегии 2030 отмечено, что действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав граждан и обязательств государства в распределительной системе. В частности, порядок расчета страховой части трудовой пенсии формирует пенсионные обязательства, выраженные в абсолютных суммах, не обеспечиваемых соответствующими финансовыми ресурсами. Особенно острой проблема дисбаланса между обязательствами и источниками их покрытия в действующей формуле становится в условиях негативного демографического прогноза.

Сложность вопроса с оценкой пенсионных прав застрахованного лица и с обеспечением этих прав в распределительной системе состоит в том, что все уплаченные за застрахованное лицо средства подлежат немедленной выплате нынешним пенсионерам.

После наступления пенсионных оснований средства на выплату пенсий в такой системе каждый год должны быть собраны вновь, поэтому пенсионные права застрахованного лица могут рассматриваться только как доля в собранных средствах, весовой коэффициент, в соответствии с которым собранные средства распределяются между пенсионерами, получающими соответствующую пенсию.

На памяти нашего поколения можно отметить несколько способов выражения этих прав:

  • в виде процента от заработной платы в последние два года (по закону о государственных пенсиях 1991 года).
  • в виде индивидуального коэффициента пенсионера (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ «О порядке начисления и увеличения государственных пенсий»);
  • в виде расчетного пенсионного капитала (по программе 2001 года);

В предложениях по пенсионной формуле предлагается учитывать пенсионные права с помощью индивидуального пенсионного коэффициента, то есть прямой возврат (с учетом уровня развития информационных технологий) к идеям Федерального закона № 113-ФЗ.

Любая пенсионная формула носит условный характер. Размер пенсии, прежде всего, будет зависеть от общей суммы, которую сумеет собрать пенсионная система в соответствующем году. Застрахованное в такой системе лицо получит лишь часть собранных в соответствующем году средств, которая зависит не только от накопленных им прав, но и от прав, накопленных теми пенсионерами, которые будут получать пенсию одновременно с ним.

Минтруд России предлагает определять размер страховой пенсии по следующей формуле

СПj = ИПК * Kвозр СЧ * СПК j

где:

 СПj - размер страховой пенсии в j-м году;

 ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

Kвозр СЧ - коэффициент  повышения  размера страховой пенсии  при  оформлении  (начале  получения) пенсии  позднее  установленного  возраста  (наступления  права  на  получения  пенсии);

СПК j - стоимость единицы пенсионного коэффициента в j-ом году. Параметр СПК предполагается ежегодно устанавливать законом о бюджете ПФР.

 

Ключевыми элементами этой формулы являются понятия индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимость единицы пенсионного коэффициента (СПК).

ИПК является интегральным показателем, комплексно учитывающим как страховой стаж (чем больше стаж, тем больше слагаемых в формуле расчета ИПК), так и отчисления от заработной платы (ЗЛ) в солидарную пенсионную систему.

 

ИПК =   СУММ (ИПКi+ ИПКстаж,

 

Основу ИПК составляет сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, отразивших вклад застрахованного лица в каждом году на протяжении всей трудовой деятельности.  Добавка ИПКстаж  увеличивает пенсионный коэффициент лиц, имеющих календарный стаж на момент назначения пенсии 30 и более лет, (из расчета 0,5 за стаж 30 лет и 0,1 за каждый год страхового стажа сверх 30 лет) и является одним из факторов, стимулирующих многолетнюю работу.

Начисленные в течение i-го года из всех источников и по всем страхователям за ЗЛ взносы в солидарную часть пенсионной системы учитываются в форме индивидуального пенсионного коэффициента (ИПКi) как отношение начисленных в i-м году взносов к предельно возможной в i-м году сумме отчислений в страховую часть.

Предельно возможная сумма отчислений в страховую часть определяется как взносы с максимально облагаемой суммы (в предложениях по пенсионной формуле это величина, превышающая среднюю заработную плату в 2,3 раза) по максимальному тарифу 22% . Таким взносам присваивается значение ИПКi = 1.

Для застрахованных лиц, осуществляющих формирование накопительной части, максимальное значение ИПКi не превысит:

  • при тарифе  отчислений в страховую часть 16%  (6% в накопительную часть) значение ИПКi = 16/22=0,727.
  • при тарифе отчислений в страховую часть 20%  (2% в накопительную часть) значение ИПКi = 20/22=0,91.

Таким образом, конкретные суммы взносов переводятся в относительную величину, что позволяет исключить многолетнее влияние инфляции на размер взносов и величину максимальной облагаемой суммы.

Возникает вопрос об обоснованности параметра, который выбран для сравнения - предельно возможная сумма отчислений в страховую часть. Полученное отношение отражает не вклад застрахованного лица в формирование средств распределительной системы, а только размер взносов по отношению к максимально возможному взносу.

Нынешний уровень развития информационных технологий и персонифицированного учета позволяет в качестве знаменателя в отношении взять сумму страховых взносов, уплаченных за всех застрахованных лиц в i-м году. В этом случае полученное значение коэффициента будет прямо определять долю конкретного застрахованного лица в формировании общей суммы средств, направленных на выплату распределительной пенсии. Кроме того, этот параметр (общая сумма страховых взносов) ежегодно утверждается парламентом страны при принятии закона об исполнении бюджета Пенсионного фонда России.

Важным вопросом любой пенсионной формулы является наличие регулирующих параметров и, таким образом, возможность манипулирования размерами пенсий. В законе о государственных пенсиях 1991 года размер пенсии однозначно определялся стажем и последней заработной платой, в результате размер пенсии определялся только умением собрать необходимые справки, а возможности изменить размер назначенной пенсии со стороны государства не было. Главными результатами такой пенсионной формулы была несбалансированность пенсионной системы и кризис неплатежей, характерный для 90-х годов.

Наибольшую свободу для манипуляций давало применение индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с  Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ. Разнообразное влияние на размер пенсии устанавливалось как введением ограничений по коэффициенту заработной платы величиной 1,2, а  в отдельные периоды и 0,9, так и установлением условной величины средней заработной платы, применяемой для расчета пенсий.

Определение размера пенсии через расчетный пенсионный капитал при всей его простоте оказалось также подвержено манипуляциям через параметр расчетного срока выплаты пенсии (Т). За все время реализации реформы 2002 года величина Т постоянно изменялась от 12 до 19 лет и никогда не соответствовала средней продолжительности оставшейся жизни.

Предлагаемая пенсионная формула также открывает простор для манипулирования размерами пенсии.

Наибольшее самое непосредственное влияние на размер пенсии может оказывать стоимость единицы индивидуального пенсионного коэффициента.  Этот параметр введен, как отмечают разработчики пенсионной формулы, для регулирования уровня пенсий. Стоимость единицы пенсионного коэффициента (СПК) в i-ом году должна утверждаться в рамках бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на i-й год.

Параметр СПК предусматривается использовать и для корректировки (индексации) страховой части пенсий через изменение стоимости единицы пенсионного коэффициента.

Наличие этой возможности означает, что разработчики формулы допускают,  стоимость единицы пенсионного коэффициента (и, соответственно, размер пенсии) может как увеличиваться, так и уменьшаться в связи с планируемыми параметрами бюджета Пенсионного фонда России. Во всяком случае, никаких запретов и ограничений на этот счет не предусмотрено.

Широкие возможности для манипулирования размером вновь назначаемых значений ИПКi предоставляет размер предельной суммы заработка, с которого уплачиваются страховые взносы. Увеличение суммы (например, вдвое), казалось бы, приводит к увеличению суммы собираемых взносов. Однако сумма собранных взносов вдвое не  увеличивается, но ИПКi всех застрахованных лиц при этом уменьшаются вдвое.

Возможность такой манипуляции не меняет размер пенсии нынешних пенсионеров, но уменьшает пенсионные права, зарабатываемые в этом году застрахованными лицами. Эта манипуляция аналогична предложениям по увеличению расчетного срока выплаты пенсий в методике 2002 года, которые уменьшают размер назначаемых пенсий.

Значительное место в предложениях Минтруда России отведено стимулированию более позднего выхода на пенсию. Этим целям служат как дополнительные коэффициенты, так и предложения по запретительным мерам.

 При более позднем начале получения, пенсия должна значимо возрастать по сравнению с пенсией, назначенной в нормативный срок, с тем, чтобы:

  • компенсировать потери, связанные с неполучением пенсии в период после наступления установленного пенсионного возраста,
  •  дать дополнительную «мотивирующую премию», компенсирующую вероятность «недожития» до начала получения пенсии.

В качестве компенсационных коэффициентов предлагается:

  • Коэффициент повышения социальной базовой пенсии при оформлении (начале получения) пенсии позднее установленного возраста (наступления права на получения пенсии) (К возр СБП).
  • Коэффициент  повышения  размера страховой пенсии  при  оформлении  (начале  получения) пенсии  позднее  установленного  возраста  (наступления  права  на  получения  пенсии) (Kвозр СЧ);
  • Добавка ИПКстаж,  которая  увеличивает пенсионный коэффициент лиц, имеющих календарный стаж на момент назначения пенсии 30 и более лет.

Из представленной в  материалах формулы для К возр СБП следует, что выход на пенсию на 5 лет позже нормативного срока увеличивает нормативный размер социальной базовой пенсии на 35,7%. Для застрахованного лица, имеющего на момент выхода на пенсию стаж 35 лет к его ИПК добавляется дополнительно еще одна единица.

Предложения по размеру или формуле расчета  Kвозр СЧ  в опубликованных материалах отсутствуют.

Одновременно со стимулирующими факторами разработчики пенсионной формулы предлагают и ряд карательных мер.

После назначения страховой пенсии увеличение пенсионных прав прекращается (т.е. ИПКi за эти годы = 0). Это означает, что перерасчет размера пенсии работающих пенсионеров в связи с уплатой страховых взносов не производится.

Кроме того, разработчики пенсионной формулы предлагают, чтобы после «разумного» переходного периода (5 лет) было введено в действие правило, согласно которому базовая пенсия не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

Приблизительно такой же карательный характер имеет и предложение  «рассмотреть возможность введение в качестве дополнительного стимула  ограничений на сумму зарплаты и пенсии работающим пенсионерам».

 

Итак, что же получается в результате?

Населению Российской Федерации в очередной раз придется привыкать к новой пенсионной формуле. Выходящие сейчас на пенсию граждане пережили пять вариантов расчета пенсии. Это для них шестой. И снова людей призывают жить в эпоху перемен.

Переход к системе учета через индивидуальный пенсионный коэффициент позволяет уйти от неконтролируемого роста обязательств государства, однако предложенная формула коэффициента не отражает реальный вклад застрахованного лица в солидарную (распределительную) пенсионную систему, а ее составляющие открывают широкий простор для манипулирования размерами пенсий как уже назначенных, так и назначаемых вновь.

Предложения Минтруда России по стимулированию более позднего выхода на пенсию с одной стороны не решают задачу  компенсации потерь, связанных с неполучением пенсии в период после наступления установленного пенсионного возраста, а с другой – характеризуются предложениями ограничительного (карательного) характера (отмена перерасчета пенсии в связи с поступлением новых страховых взносов, отмена выплаты социальной базовой пенсии в период выполнения оплачиваемой работы, введение ограничений на сумму зарплаты и пенсии работающим пенсионерам).

Таким образом, предложения Минтруда России можно рассматривать, прежде всего, как ужесточение политики Министерства по отношению к работающим пенсионерами. 




другие материалы №4 (16) октябрь-декабрь 2013 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Итак, стартовый сет за НПФ. 6:2 – хорошее начало. Этому, вне всякого сомнения, способствовал тот факт, что в 2012 году около пяти миллионов застрахованных лиц перешли из ПФР в НПФ. Вместе с тем, «пить «Боржоми»», несмотря на его присутствие в российских магазинах, на мой взгляд, рановато. Читать

Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»

Филиппов Владимир Андреевич Ведущий программист, Отдел разработки и внедрения НПФ ”ГАЗФОНД”

Новый информационно-аналитический ресурс для анализа деятельности НПФ в системе ОПС

"В сети Интернет размещен новый информационно-аналитический ресурс: http://infoarchives.ru/ops/, который позволяет проанализировать и сравнить результаты деятельности НПФ в системе ОПС. Ресурс является простым и удобным инструментом для получения и визуализации информации. Источником данных служат ежеквартальные отчеты о деятельности НПФ, приводимые на сайте ФСФР. Интерфейс ресурса прост и максимально лаконичен. Разработчики старались сделать его понятным и удобным". Читать

Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

Рэнкинг НПФ за I квартал 2013 г.

Уважаемые читатели! Предлагаем Вашему вниманию рэнкинги, подготовленные сотрудниками НПФ «Алмазная осень» М. Аранжереевым и П. Дайнеко, за I квартал 2013 года. Читать

Кузина Ольга Евгеньевна Профессор кафедры экономической социологииНИУ-ВШЭ

Финансовая грамотность и пенсионные сбережения населения

Переход от распределительной пенсионной системы, при которой выплата текущих пенсий осуществляется из налоговых отчислений работающих членов общества, к накопительной, когда пенсионные отчисления работников перестают перераспределяться между нынешними пенсионерами, а начинают накапливаться с целью обеспечения их пенсий в будущем, предоставляет индивиду бóльшую свободу в распоряжении своими пенсионными накоплениями. В накопительной системе финансовое благополучие в пенсионный период в значительной степени зависит от самостоятельных решений индивидов о том, куда и на каких условиях будут инвестированы его пенсионные сбережения. Читать

Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»

Финансовая грамотность как фундамент стабильности финансовой системы страны. Направления решения проблемы низкой финансовой грамотности российского населения.

Низкий уровень компетенций в вопросах управления личными финансами подавляющей части людей, как в развитых, так и в развивающихся странах показывают результаты международных исследований. В то же время низкая финансовая грамотность в нашей стране имеет свою особую специфику. Читать

Иконников Виктор Витальевич Начальник управления, НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»

Котляров Олег Леонидович Актуарий, ООО «Иэмбиси»

Актуарные расчеты в негосударственных пенсионных фондах: разные цели – разные методики

Актуарные расчеты в негосударственном пенсионном обеспечении проводятся при назначении пенсий, подготовке отчетности, внешнем актуарном оценивании и в других случаях. Точка зрения, представленная в статье, состоит в том, что в зависимости от целей расчета могут применяться разные методики и актуарные предположения, а значит и получаемый результат – современная стоимость пенсий – может быть разным. Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Как НПФы пережили дефолт

15 лет назад в августе 1998 года в России был объявлен дефолт. Вместе со страной пережили его и НПФы. Подробности события читайте в статье советника президента НП «НАПФ» Колобаева О.М. Читать

Соловьев Аркадий Константинович Начальник Департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР

Актуарное обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы России

Проблемы текущей сбалансированности распределительно-страхового сегмента пенсионной системы еще острее актуализировали потребность в применении современных актуарных технологий в процессе управления развитием пенсионной системы России. Поскольку для достижения ее долговременной финансовой устойчивости при условии выполнения накопленных государственных пенсионных обязательств необходимо обеспечивать жесткое соответствие каждого параметра пенсионной системы. Читать

Состоялся вебинар на тему "Сравнительное оценивание деятельности НПФ"

23 октября 2013 года Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов совместно с редакцией журнала «Пенсионное обозрение» провела вебинар на тему «Сравнительное оценивание деятельности НПФ». Читать

«Сравнительное оценивание деятельности НПФ». Вебинар

Вебинар на тему "Сравнительное оценивание деятельности НПФ".
Организатор - журнал "Пенсионное обозрение". Читать

Московский актуарный форум-2015

Московский актуарный форум состоится 29-30 июня 2015 года Читать

«Сравнительное оценивание деятельности НПФ». Вебинар

Вебинар на тему "Сравнительное оценивание деятельности НПФ".
Организатор - журнал "Пенсионное обозрение". Читать

Наши партнеры