Соловьев Аркадий Константинович Начальник Департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР

Актуарное обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы России

Проблемы текущей сбалансированности распределительно-страхового сегмента пенсионной системы еще острее актуализировали потребность в применении современных актуарных технологий в процессе управления развитием пенсионной системы России. Поскольку для достижения ее долговременной финансовой устойчивости при условии выполнения накопленных государственных пенсионных обязательств необходимо обеспечивать жесткое соответствие каждого параметра пенсионной системы.

В странах с развитой рыночной экономикой и многовековыми традициями обя­зательного пенсионного страхо­вания актуарное оценивание яв­ляется неотъемлемой составля­ющей пенсионной системы, ис­ключительная и безальтерна­тивная функция которой заклю­чается в перманентном экономическом оценивании объема накопленных пенсионных прав застрахованных лиц, эффектив­ности их сохранения, а также в осуществлении жесткого конт­роля за финансовой обеспечен­ностью долгосрочных государ­ственных обязательств перед пенсионерами.

Современные актуарные методы, применяемые для регу­лирования развития пенсионной системы на рыночных (страхо­вых) принципах, позволяют чет­ко и своевременно отслеживать весь комплекс социальных и экономических последствий (как в кратко-, так и в долго­срочной перспективе) при лю­бых изменениях каждого из ре­гулирующих факторов развития страховой пенсионной системы. Для отечественной пенсионной системы такими регулирующи­ми факторами в настоящее вре­мя являются (по значимости): демографические, рынок труда, макроэкономические, а также условия обязательного пенсион­ного страхования (пенсионные программы, схемы), установ­ленные действующим пенсион­ным законодательством России.

Современная отечественная практика актуарного оценивания пенсионной системы далеко отстает от требований, предъявляе­мых к ней в условиях рыночной экономики, поскольку уровень развития пенсионной системы как в секторе обязательного пен­сионного страхования, так и в секторе добровольного пенси­онного страхования не обеспечи­вает полноценную реализацию всех принципов обязательного пенсионного страхования. Зако­номерным результатом игнори­рования требований (условий и предложений), полученных в результате актуарных расче­тов, следует считать негативные последствия проведенных пен­сионных реформ, которые не обеспечили адаптацию россий­ской пенсионной системы к ры­ночным условиям и не реализо­вали страховые механизмы ее функционирования.

Среди этих негативных по­следствий в первую очередь следует отметить:

  • утрату пенсионной систе­мой финансовой независимости по страховым пенсионным обязательствам
  • необратимую потерю пен­сионных прав определенных ка­тегорий застрахованных лиц;
  • снижение реального уровня жизни отдельных катего­рий пенсионеров по мере углуб­ления пенсионной реформы;
  • усиление нагрузки пенси­онной системы в целом на эко­номику и др.

Актуарные расчеты, явля­ясь единственным исторически апробированным инструмента­рием решения данной задачи, позволяют определять экономи­ческие и социальные границы и условия развития пенсионной системы нашей страны на дол­госрочную перспективу, а также рассчитывать безусловные тре­бования к текущей социальной и экономической политике госу­дарства, при которой обеспечи­вается финансовая стабиль­ность пенсионной системы на основе безусловного сохране­ния накопленных пенсионных прав всех категорий застрахо­ванных лиц.

Если сформулировать акту­арную задачу исходя из цели пенсионной реформы как необ­ходимость скорейшего завер­шения формирования в нашей стране страховой (а не бюджетно-распределительной) пенси­онной системы, то необходимо:

  • во-первых, перейти на оп­ределение всех основных пара­метров пенсионной системы исключительно на основании акту­арного инструментария (т.е. ис­ходя из необходимости долго­срочной финансовой обеспечен­ности государственных пенсион­ных обязательств) и обеспечения жизнеспособности данной пен­сионной системы в конкретных социальных и экономических ус­ловиях нашей страны на долго­срочную перспективу (полный страховой период — 70—75 лет);
  • во-вторых, обосновать комплекс мероприятий, обеспе­чивающих корректировку сло­жившейся к настоящему момен­ту пенсионной системы, по тем параметрам, которые не соот­ветствуют базовым страховым принципам;
  • в-третьих, разработать план-программу мероприятий переходного периода (с целью недопущения шокового вариан­та пенсионной реформы), кото­рая позволит «превратить» не­страховую пенсионную систему в страховую.

Для того чтобы определить комплекс мероприятий для раз­вития пенсионной системы, на­до тщательно изучить причины возникновения негативных ре­зультатов и выявить факторы развития обязательного пенси­онного страхования в нашей стране. Как уже отмечалось, пенсионная система России действует, как и в любом госу­дарстве, не изолированно от мак­роэкономики, демографии, положения на рынке труда, а непо­средственно зависит от этих факторов. Однако до сих пор пенсионная система рассматри­валась и реформировалась изо­лированно от факторов демо­графической ситуации, положе­ния на рынке труда и перспек­тивных параметров макроэконо­мического развития.

Прежде чем актуарными методами определять основные параметры пенсионной системы и текущие требования к системе обязательного пенсионного страхования, необходимо уста­новить условия развития макро­экономики, которые следует учитывать в развитии пенсион­ной системы.

В отношении к конкретной ситуации отечественной пенси­онной системы основной вари­ант макроэкономического про­гноза — это сохранение сложив­шихся экономических тенден­ций (действующая структура ВВП и темпы экономического развития, которые установлены Минэкономразвития РФ). Они предлагают темп роста заработ­ной платы, темп роста ВВП и среднемесячные показатели и прожиточного минимума и ин­декса потребительских цен. Это та перспектива, которая ожида­ется при сохранении сложив­шихся к настоящему моменту экономических тенденций. Са­мое важное здесь, — это то, что некоторые тенденции опережа­ющего роста заработной платы в структуре ВВП останавливает­ся в 20-е годы на уровне 28—29% и это означает, что мы никогда не выходим на цену жи­вого труда в структуре валового продукта, которая принята в ци­вилизованных странах. Второй вариант макроэкономического прогноза предусматривает те минимальные требования, кото­рые должны быть учтены для стимулирования экономическо­го роста в стране.

Исходя из опыта стран с переходной экономикой, обос­нованно предположить, что до­ля оплаты труда в структуре ВВП должна непременно расти опережающими темпами с тем, чтобы к моменту завершения пенсионной реформы, а это 30-е годы, доля заработной платы в структуре ВВП составляла не менее 40-42%.

Исходя из указанных про­порций, должны расти темпы увеличения среднемесячной за­работной платы.

Инфляция по предложенно­му Минэкономразвития сцена­рию составит к концу прогнозно­го периода около 2% (причем, начиная практически с 10-х го­дов - 4%, а с 15 года - 3%), и так она сохраняется на уровне стран развитого капитализма.

Другая группа факторов - это группа демографических факторов, которые оказывают на нашу систему обязательного пенсионного страхования наибо­лее жестокое воздействие. В чем это выражается. Во-пер­вых, в тенденции к сокращению численности наемных работни­ков, как это заложено в прогно­зе экономического развития на­шей страны на указанный пери­од. В результате этого соотно­шение численности наемных ра­ботников становится равным единице, т.е. численность наем­ных работников приближается к численности пенсионеров как раз к концу переходного перио­да пенсионной реформы - сере­дине 30-х годов.

Демографический прогноз, который предлагается исполь­зовать в актуарных расчетах, связан с существенными изме­нениями демографической по­литики в нашей стране. Он преду­сматривает не снижение чис­ленности населения, а его рост, не снижение численности наем­ных работников сектора наемно­го труда в нашей экономике, а рост наемных работников. Это является очень важным услови­ем с учетом того, если мы хотим сохранить элементы страхова­ния в пенсионной системе.

Для оценки эффективности выбранных сценарных условий предлагается применять три экономических критерия, осно­ванных на реализации страхо­вых принципов развития пенси­онной системы:

  1. коэффициент замеще­ния трудовой пенсии, который требуется для развития пенси­онной системы;
  2. финансовая устойчи­вость пенсионной системы;
  3. 3.    уровень жизни пенсио­неров, определяемый по соот­ношению пенсий с прожиточ­ным минимумом.

 

Актуарный прогноз финансовой устойчивости пенсионной системы (в условиях сохранения действующего пенсионного и налогового законодательства)

  1. Современное состояние пенсионной системы. При со­хранении неизменными норм пенсионного законодательства, а также ставок и границ шкалы ЕСН и страховых взносов, сло­жившихся к 2005 г., к 2020 г. суммарный эффективный та­риф снизится до 10,68% от фонда заработной платы против 19,66% в 2005 г.

Доля доходов распредели­тельной составляющей пенси­онной системы в ВВП к 2020 г. снизится до 2,2% против 4,41 % в 2005 г.

Доля доходов накопитель­ной составляющей (без учета инвестиционного дохода), на­против, возрастет с 0,44% ВВП в 2005 г. до 0,65% в 2020 г.

Расходы распределитель­ной составляющей составят в начале прогнозного периода 5,24% от ВВП, а к 2020 г. сокра­тятся до 3,51%.

В течение всего прогнозно­го периода в системе обязатель­ного пенсионного страхования будет сохраняться дефицит фи­нансовых ресурсов для обеспе­чения принятых государствен­ных пенсионных обязательств и, соответственно, система будет испытывать потребность в дота­циях из федерального бюджета на покрытие данного дефицита.

Дефицит бюджета распре­делительной составляющей сис­темы обязательного пенсионного страхования за рассматривае­мый период увеличивается к 2020 г. в 8 раз и его удельный вес в объеме ВВП возрастет в пе­риод 2005-2020 гг. с 1 до 1,5%.

При этом, однако, дефицит каждой из составных частей пенсионной системы будет иметь различные динамические тенденции. Так, в первый период 2005-2008 гг. будет наблюдать­ся дефицит базовой части пен­сионной системы. Но начиная с 2009 г. доходы базовой со­ставляющей будут постоянно превышать расходы и профицит базовой части к 2020 г. дости­гнет 0,1% ВВП. Страховая же часть распределительной со­ставляющей пенсионной систе­мы на протяжении всего перио­да будет находиться в дефиците. В 2005 г. расходы на выплату страховой части трудовой пен­сии превысят доходы в 1,1 раза, в 2020 г. - в 2,1 раза. В 2005 г. дефицит страховой части рас­пределительной составляющей пенсионной системы составит 0,3%, к 2020 г. - 1,4% ВВП.

В течение всего прогнозно­го периода доходы накопитель­ной составляющей пенсионной системы будут превышать ее расходы.

 

Уровень жизни пенсионеров

Снижение эффективного тарифа в распределительную систему в связи с одновремен­ным отвлечением средств на формирование накопительной составляющей негативно отра­зится на темпах апрельской ин­дексации размера страховой ча­сти пенсии.

В результате этого средний размер трудовой пенсии в рас­пределительной системе к 2020 г. возрастет в 3,4 раза при росте средней заработной платы в эко­номике в 6,6 раза и инфляцион­ном росте потребительских цен в 2,3 раза. Это свидетельствует об устойчивой тенденции даль­нейшего снижения жизненного уровня трудовых пенсионеров.

Коэффициент замещения трудовой пенсии также будет иметь явно выраженную тенден­цию к снижению. К 2020 г. его значение снизится до уровня 12,6% от средней зарплаты, т.е. практически в 2 раза.

Соотношение среднего раз­мера трудовой пенсии с прожи­точным минимумом пенсионера будет увеличиваться до 2012 г. (со 105 до 114%), однако с 2013 г. прогнозируется посте­пенное его снижение, и к 2020 г. оно уменьшится до 106%.

Размер накопительной со­ставляющей трудовой пенсии в первые годы ее выплаты не превышает 0,1%  средней зара­ботной платы, и не будет оказы­вать сколько-нибудь заметного влияния на суммарный размер трудовой пенсии и соответствен­но на материальное обеспече­ние застрахованных граждан в старости.

При более оптимистических предположениях об уровне до­ходности от инвестирования пенсионных накоплений коэф­фициент замещения накопи­тельной части трудовой пенсии может увеличиться, однако по-прежнему не сможет оказывать существенного влияния на дохо­ды лиц, выходящих на пенсию в период 2006-2025 гг.

Таким образом, актуарный прогноз на долгосрочную пер­спективу показывает резкое углубление негативных тенден­ций, обусловленных помимо дальнейшего ухудшения демо­графической ситуации в стране необоснованной налогово-тарифной политикой (занижением ставки ЕСН и страховых взно­сов), и нормами, заложенными в действующем пенсионном за­конодательстве.

Актуарный анализ причин сложившихся в результате пен­сионной реформы негативных тенденций в современной пен­сионной системе России выявил следующее.

 

Демографические факторы и рынок труда. В долгосрочной перспективе прогнозируется снижение численности постоян­ного населения России: к 2020 г. она сократится на 9,1% (т.е. на 13,1 млн. человек) и составит 130 млн. человек. При этом чис­ленность населения трудоспо­собного возраста сократится на 15,8 млн. чел. и составит в 2020 г. 74,4 млн. чел., или 57,3% от общей численности на­селения. Доля населения в воз­расте старше трудоспособного возрастет к 2020 г. до 26,3% против 20,4 % в 2005 г. При этом удельный вес пенсионеров в об­щей численности постоянного населения Российской Федера­ции возрастет с 25,4% в 2005 г. до 29,7% к 2020 г., т.е. почти на 4,3 процентных пункта.

В результате действия дан­ной тенденции нагрузка пенси­онной системы на занятое в эко­номике население будет возрас­тать: к 2020 г. на каждые 100 по­лучателей трудовых пенсий бу­дет приходиться 156 чел., заня­тых в экономике, тогда как в 2005 г. их было 198 чел.

 

Макроэкономические факто­ры. Сроки и уровень проводимых индексаций размера трудовых пенсий предусмотрены в соответ­ствии с требованиями статьи 17 Закона № 173 исходя из прогно­за инфляции и роста доходов Фонда на плановый период. Тем­пы среднегодовой инфляции к 2010 г. сократятся с 1,09 до 1,07 раза, а к 2020 г. темпы ее сниже­ния составят 1,04 раза.

Номинальная среднемесяч­ная заработная плата должна увеличиваться на протяжении всего прогнозного периода. Од­нако темпы ее роста предпола­гается постепенно замедлять: с 2005 по 2010 г. темп роста среднемесячной заработной платы сократится с 1,22 до 1,14 раза, а к 2020 г. — до 1,11. При этом на протяжении всего указанного периода (2005— 2020 гг.) темпы роста среднеме­сячной заработной платы будут в 1,09—1,07 раза превышать ин­декс потребительских цен.

Последствием роста дохо­дов распределительной состав­ляющей в части направляемой на финансирование выплаты страховой части трудовой пен­сии должно стать значительное увеличение объема пенсионных обязательств, не обеспеченных в будущем реальными денеж­ными средствами по причине известного ухудшения демогра­фической ситуации. Учитывая приведенные положения оче­видно, что законодательная увязка роста страховой пенсии с темпом роста зарплаты в эко­номике необоснованна.

 

Институциональные факто­ры. В рыночных условиях пен­сионное страхование из соци­ального механизма перераспре­деления материальных благ (че­рез систему т.н. «общественных фондов потребления») должно перейти на принцип финансовой ответственности. Однако номи­нальное декларирование стра­ховых целей пенсионной рефор­мы на практике не было обеспе­чено соответствующим эконо­мическим (в первую очередь — актуарным) инструментарием, что неизбежно привело (начи­ная уже с 2002 г. возник теку­щий дефицит средств на возме­щение страховой части пенсии в четверть годовой потребности) к возникновению и дальнейше­му росту разбалансированности бюджета ПФР.

Причины этой разбалансированности хорошо известны специалистам:

  • сохранены нестраховые периоды трудового стажа;
  • сохранены условия до­срочного выхода пенсию.

Кроме того, законодательно не предусмотрена законом пен­сионная формула (модель) на переходный период до 2027 года (когда начнется выход на пенсию младшего поколения застрахованных лиц). В результате этого еще на 12—15 лет сохраня­ется подавляющее влияние на размер РПК не фактически уп­лаченные страховые взносы, а виртуальный (т.н. конвертиро­ванный) РПК, что, по сути, мини­мизирует страховую сущность новой пенсионной формулы.

Законодательно закреплен­ное в страховой формуле (без учета реальных изменений де­мографической ситуации в тече­ние всего страхового цикла) применение продолжительности периода выплаты трудовой пен­сии («дожития») в фиксирован­ном размере — 19 лет (причем в первый год реформы — 12 лет) неизбежно ведет к искусствен­ному завышению размера РПК для абсолютного большинства граждан и соответственно к пе­рерасходу средств ПФР.

Не менее серьезную проб­лему для реализации страховых принципов представляет приме­нение актуарно необоснованной индексации РПК, которая не учитывает «внешние» к пенси­онной системе факторы (изме­нение демографических, макро­экономических и трудовых пара­метров). В результате этого су­щественно завышенный объем государственных пенсионных обязательств приведет к увели­чению будущих выплат пенсии без учета конкретной демогра­фической и социально-эконо­мической ситуации, складываю­щейся в стране к моменту реа­лизации пенсионных прав за­страхованных лиц.

Не менее негативное влия­ние на финансовую обеспечен­ность долгосрочных пенсион­ных обязательств оказывает снятие «стажевых» требований при формировании РПК, что не­гативно влияет на выполнение главного требования солидар­ной ответственности системы обязательного пенсионного страхования - сохранение уров­ня «замещения» заработка для соответствующего поколения застрахованных лиц.

Актуарный анализ перечис­ленных и многих других факто­ров развития современной пен­сионной системы позволяет сформулировать основные пред­ложения, вытекающие из требо­ваний безусловной реализации страховых принципов существо­вания рыночной пенсионной си­стемы, которые направлены в первую очередь на долгосроч­ную финансовую стабилизацию пенсионной системы за счет внутренних источников финан­сирования. Данные предложе­ния по стабилизации целесооб­разно для наглядности скомпо­новать в несколько логических блоков и реализовывать в тече­ние нескольких периодов.

 

Комплекс мероприятий по регулированию расходов пенсионной системы: 

  1. отказ от механизма оцен­ки пенсионных прав за работу в период до начала реформы по нормам Федерального закона № 113-ФЗ на основании зара­ботной платы за 2 последних го­да работы;
  2. исключение из страхового стажа всех периодов, не обеспе­ченных уплатой страховых взно­сов (нестраховых периодов), в том числе предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции», либо финансирование их за счет средств федерального бюджета или иных источников или возмещение в полном объ­еме средств на финансирование нестраховых периодов из Феде­рального бюджета;
  3. пересмотр механизма индексации расчетного пенси­онного капитала - с учетом на­личия источников финансирова­ния (целесообразно проводить осовременивание РПК по тем­пам инфляции);
  4. пересмотр механизма индексации размера трудовой пенсии - с учетом уровня ин­фляции по итогам ежемесячной (ежеквартальной) отчетности, в том числе индексация сверх уровня инфляции должна про­водиться при наличии внешних источников финансирования;
  5. замена номинального по­казателя 19 лет ожидаемого пе­риода выплаты трудовой пенсии фактическим статистическим показателем:
  • среднее значение для мужчин и женщин в возрасте 55/60 лет — при определении трудовой пенсии по старости;
  • показатель, характеризу­ющий дожитие инвалидов, - при определении трудовой пен­сии по инвалидности;
  • средний показатель ожи­даемой продолжительности жизни (получения пенсии) иж­дивенцев умершего застрахо­ванного лица - при определе­нии трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

 

Комплекс мероприятий по регулированию доходов пенсионной системы: 

  1. Систематическая (еже­годная) корректировка (индек­сация) границ шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов темпа­ми не ниже прогнозируемых темпов роста среднемесячной заработной платы.
  2. Ежегодная актуарная оценка тарифа страховых взно­сов исходя из потребности в средствах, с учетом обеспече­ния коэффициента замещения и размера фиксированного пла­тежа с самозанятого населения.
  3. Увеличение страхового стажа, необходимого для назна­чения трудовой пенсии по старо­сти, до 20 лет для женщин и до 25 лет для мужчин. В случае, ес­ли страховой стаж застрахован­ного лица менее указанных ве­личин, при назначении трудовой пенсии применяется для ее ба­зовой части стажевый коэффи­циент, равный отношению выра­ботанного страхового стажа к нормативной величине.
  4. Альтернативой оптимиза­ции расходной части бюджета ПФР (по п. 2) может стать вве­дение дополнительного тарифа для отраслей и производств, имеющих в настоящее время большой удельный вес получа­телей пенсий до достижения об­щеустановленного пенсионного возраста.
  5. Целевое увеличение до­ходности от инвестирования обязательных пенсионных на­коплений в государственной управляющей компании.

 

                 Комплекс мероприятий по повышению уровня жизни пенсионеров за счет внешних источников финансирования

Осуществление перечис­ленного комплекса мероприя­тий позволяет обеспечивать уп­равляемость финансовыми ре­сурсами пенсионной системы на долгосрочную перспективу, од­нако в 2005-2010 гг. не решает полностью проблему ее финан­совой устойчивости и потребует незначительного привлечения средств из Стабилизационного фонда. В последующие годы возникающий профицит целесо­образно направлять на форми­рование резерва с целью обес­печения устойчивости пенсион­ной системы в условиях ухуд­шающейся демографической ситуации.

Учитывая, что потеря пен­сионных прав застрахованных лиц и снижение государствен­ных обязательств перед пенсио­нерами происходят по независя­щим от застрахованных лиц причинам (политические, соци­альные, экономическая конъ­юнктура и т.п.), то необходимо их возместить. Согласно Феде­ральному закону № 173—ФЗ (статья 5), предусматривающе­му субсидиарную ответствен­ность федерального бюджета перед застрахованными лица­ми, и Бюджетному кодексу Рос­сийской Федерации (статья 13.1), предусматривающему формирование Стабилизацион­ного фонда Российской Феде­рации как финансового источни­ка покрытия бюджетного дефи­цита (формируется за счет сверхпланового повышения це­ны на нефть), покрытие текуще­го дефицита средств бюджета ПФР по государственным пен­сионным обязательствам долж­но осуществляться из Стабили­зационного фонда. Предлагает­ся, в частности, ввести систему дополнительного пенсионного страхования в ПФР (по образцу ряда западных пенсионных сис­тем). Так, например, застрахо­ванное лицо через своего рабо­тодателя-страхователя вправе увеличивать размер своей рас­пределительной части трудовой пенсии путем уплаты дополни­тельного тарифа страховых взносов исходя из заработ­ка/дохода (естественно, при со­ответствующих стимулах).

Рассмотренные выше на­правления реформирования сложившейся пенсионной сис­темы России можно свести к трем основным направлениям. Регулирование доходной поли­тики пенсионной системы, регу­лирование расходной и пробле­ма актуализации государствен­ных пенсионных обязательств перед застрахованными лица­ми, т.е. государственного пенси­онного долга.

Объем государственного пенсионного долга перед пенси­онерами на начало пенсионной реформы, по результатам акту­арного оценивания, составил около четырнадцати триллионов рублей на 1 января 2002 г. За период пенсионной реформы этот долг увеличился примерно в 1,7 раза благодаря индекса­ции расчетного пенсионного ка­питала. Таким образом, накоп­ленные государственные обяза­тельства перед современными поколениями застрахованных лиц составляют без малого 1 триллион долларов. Поэтому проблема эффективного управ­ления государственным пенси­онным долгом не менее акту­альна, чем внешним долгом страны, который на несколько порядков меньше. Представля­ется, что механизм управления пенсионным долгом должен быть законодательно сформу­лирован не только в пенсион­ном, но и бюджетном законода­тельстве.

В политике регулирования доходами пенсионной системы предлагается особо выделить регулирование тарифной поли­тики. Она должна отражать не­сколько ключевых требований. Первое и основное — «изъятие» пенсионных отчислений из на­логовой системы и передача страхового тарифа в пенсион­ную систему. Передача функций по сбору пенсионному фонду, как и положено в крупных стра­ховых государственных систе­мах. Второе направление в рам­ках регулирования тарифной политики - упорядочивание са­мого размера тарифа.

Сейчас размер страхового тарифа дифференцирован по произвольным (не страховым) признакам по возрасту, по ви­дам деятельности, по размеру заработной платы, т.е. такая дифференциация не имеет эко­номических оснований для страховых пенсионных систем. Предлагается устанавливать размер тарифа единым для всех категорий застрахованных лиц исходя исключительно из безусловных требований реали­зации обязательств перед теку­щим поколением пенсионеров, с одной стороны, и, с другой - (условного) накопления каждым застрахованным лицом расчет­ного пенсионного капитала в объеме, необходимом для по­лучения им трудовой пенсии по старости в сумме не ниже про­житочного минимума. Обяза­тельным условием для этого яв­ляется введение реальной цены (стоимости) страхового года.

Одновременно с этим пред­лагается разделить тариф по видам страховых случаев: та­риф на формирование пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Следует напомнить, что в нашей стране практически каждое чет­вертое назначение пенсии идет по случаю инвалидности, и так­же каждое четвертое по случаю потери кормильца. Такой струк­туры населения и такой структу­ры накопленных пенсионных прав застрахованных лиц нет в развитых пенсионных систе­мах мира. Отсутствие диффе­ренциации страхового тарифа по видам страховых случаев ве­дет к увеличению объема не­страхового перераспределения финансовых ресурсов солидар­ной пенсионной системы и к снижению управляемости стра­хового фонда пенсионных средств.

Один из фундаментальных выводов проведенного актуар­ного анализа заключается в том, что никакие локальные, частич­ные изменения пенсионной сис­темы (аналогичные проведен­ным ранее пенсионным рефор­мам) не смогут решить пробле­му превращения современной нестраховой пенсионной систе­мы в подлинно страховую, отве­чающую общепризнанным принципам развития обязатель­ного пенсионного страхования в цивилизованном социально ориентированном государстве.

В направлении реформиро­вания, связанном с регулирова­нием расходной политики, на первом месте обосновано вос­становление страхового стажа как нормативного инструмента для регулирования размера пенсии исходя из степени трудо­вого участия застрахованного лица в выполнении солидарных государственных пенсионных обязательств. Следует обратить внимание, что речь идет не об изменении возраста выхода на трудовую пенсию, а именно о ведении продолжительности страхового стажа.

Страховой стаж должен быть рассчитан на основе акту­арной технологии, исходя из экономически обоснованных па­раметров долгосрочного разви­тия пенсионной системы. Под­считано, что, для того чтобы обеспечить в наших условиях коэффициент замещения на ев­ропейском уровне 40%, необхо­димо иметь страховой стаж 30 лет (в расчете на «необходи­мый» страховой тариф 25,5%). В наших условиях для поддер­жания хотя бы 35% (дорефор­менного) коэффициента заме­щения необходимо установить стаж не менее 25 лет при ука­занном тарифе (в случае же со­хранения действующего тарифа 14% в распределительную часть трудовой пенсии продолжитель­ность трудового стажа должна превышать 44 года).

В любой реформе, а осо­бенно в пенсионной, которая за­трагивает период жизни не­скольких поколений, должен предусматриваться переходный период, который обязательно выделяется законодательством для выполнения накопленных государственных пенсионных обязательств в особых условиях независимо от их выполнения по новым условиям.

Актуарными расчетами обоснована продолжительность переходного периода от 12 до 15 лет и разработан план меро­приятий по их реализации. Наи­более болезненной, очевидно, станет очистка пенсионной сис­темы от нестраховых выплат, но если ее растянуть на указан­ный срок (и исключить шоковые методы, объективно вызываю­щие негативное отношение) при гарантии сохранения пред­усмотренных действующим за­конодательством прав, то это можно провести организованно.

 

А. Соловьев, «Пенсионные фонды и инвестиции», 4(28) - 2006



Для сравнения приведем, по прогнозным оценкам, ожидаемую средневзвешенную продолжительность жизни для населения в возрасте 55/60 лет в 2005 г. — 19,4 года (12,6 лет — для мужчин и 22,1 года — для женщин), к 2020 г. прогнозируется неуклонный рост этого показателя примерно до 22 .

При минимально допустимом страховом стаже 5 лет за застрахованное лицо уплачиваются страховые взносы, несоизмеримые с тем объемом выплат в виде базовой части пенсии, которые он будет получать в течение 19 лет (период дожития после выхода на пенсию).




другие материалы №4 (16) октябрь-декабрь 2013 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Итак, стартовый сет за НПФ. 6:2 – хорошее начало. Этому, вне всякого сомнения, способствовал тот факт, что в 2012 году около пяти миллионов застрахованных лиц перешли из ПФР в НПФ. Вместе с тем, «пить «Боржоми»», несмотря на его присутствие в российских магазинах, на мой взгляд, рановато. Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Новая пенсионная формула

"Минтрудом опубликованы «Основные принципы и положения условий назначения и исчисления размеров трудовых пенсий (пенсионной формулы)». Попробую оценить, насколько предложения по пенсионной формуле позволяют решать задачи, определенные Стратегией 2030. Предложения по пенсионной формуле декларируют возврат к структуре трудовой пенсии, установленной реформой 2002 года. Вновь вводится понятие базовой пенсии (теперь с названием «социальная базовая пенсия»).". Читать

Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»

Филиппов Владимир Андреевич Ведущий программист, Отдел разработки и внедрения НПФ ”ГАЗФОНД”

Новый информационно-аналитический ресурс для анализа деятельности НПФ в системе ОПС

"В сети Интернет размещен новый информационно-аналитический ресурс: http://infoarchives.ru/ops/, который позволяет проанализировать и сравнить результаты деятельности НПФ в системе ОПС. Ресурс является простым и удобным инструментом для получения и визуализации информации. Источником данных служат ежеквартальные отчеты о деятельности НПФ, приводимые на сайте ФСФР. Интерфейс ресурса прост и максимально лаконичен. Разработчики старались сделать его понятным и удобным". Читать

Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

Рэнкинг НПФ за I квартал 2013 г.

Уважаемые читатели! Предлагаем Вашему вниманию рэнкинги, подготовленные сотрудниками НПФ «Алмазная осень» М. Аранжереевым и П. Дайнеко, за I квартал 2013 года. Читать

Кузина Ольга Евгеньевна Профессор кафедры экономической социологииНИУ-ВШЭ

Финансовая грамотность и пенсионные сбережения населения

Переход от распределительной пенсионной системы, при которой выплата текущих пенсий осуществляется из налоговых отчислений работающих членов общества, к накопительной, когда пенсионные отчисления работников перестают перераспределяться между нынешними пенсионерами, а начинают накапливаться с целью обеспечения их пенсий в будущем, предоставляет индивиду бóльшую свободу в распоряжении своими пенсионными накоплениями. В накопительной системе финансовое благополучие в пенсионный период в значительной степени зависит от самостоятельных решений индивидов о том, куда и на каких условиях будут инвестированы его пенсионные сбережения. Читать

Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»

Финансовая грамотность как фундамент стабильности финансовой системы страны. Направления решения проблемы низкой финансовой грамотности российского населения.

Низкий уровень компетенций в вопросах управления личными финансами подавляющей части людей, как в развитых, так и в развивающихся странах показывают результаты международных исследований. В то же время низкая финансовая грамотность в нашей стране имеет свою особую специфику. Читать

Иконников Виктор Витальевич Начальник управления, НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»

Котляров Олег Леонидович Актуарий, ООО «Иэмбиси»

Актуарные расчеты в негосударственных пенсионных фондах: разные цели – разные методики

Актуарные расчеты в негосударственном пенсионном обеспечении проводятся при назначении пенсий, подготовке отчетности, внешнем актуарном оценивании и в других случаях. Точка зрения, представленная в статье, состоит в том, что в зависимости от целей расчета могут применяться разные методики и актуарные предположения, а значит и получаемый результат – современная стоимость пенсий – может быть разным. Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Как НПФы пережили дефолт

15 лет назад в августе 1998 года в России был объявлен дефолт. Вместе со страной пережили его и НПФы. Подробности события читайте в статье советника президента НП «НАПФ» Колобаева О.М. Читать

Состоялся вебинар на тему "Сравнительное оценивание деятельности НПФ"

23 октября 2013 года Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов совместно с редакцией журнала «Пенсионное обозрение» провела вебинар на тему «Сравнительное оценивание деятельности НПФ». Читать

«Сравнительное оценивание деятельности НПФ». Вебинар

Вебинар на тему "Сравнительное оценивание деятельности НПФ".
Организатор - журнал "Пенсионное обозрение". Читать

Московский актуарный форум-2015

Московский актуарный форум состоится 29-30 июня 2015 года Читать

«Сравнительное оценивание деятельности НПФ». Вебинар

Вебинар на тему "Сравнительное оценивание деятельности НПФ".
Организатор - журнал "Пенсионное обозрение". Читать

Наши партнеры