Влияние социально-экономического аспекта на развитие основного закона о негосударственных пенсионных фондах

Пенсионное законодательство является одним из тех видов законодательных норм и правил, которые стремительно и бурно развиваются, не успевая за еще более стремительным развитием пенсионной отрасли.

Это, с одной стороны, ожидаемо приносит неудобства, так как несовершенство законодательного развития отрасли влечет за собой законодательный вакуум и отсутствие необходимых для осуществления деятельности правил, но с другой стороны, позволяет законодательству впоследствии грамотно отвечать на развитие определенных социально-экономических ситуаций.

Первым документом, закрепляющим создание в РФ негосударственных пенсионных фондов, стал Указ Президента РФ от 16 сентября  1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Этот Указ закрепил основные положения, касающиеся возможности создания негосударственных пенсионных фондов, в частности, положение о том, что фонды должны являться некоммерческими организациями. К сожалению, многие вопросы были проработаны поверхностно. Несмотря на это, в 1993 – 1994 годах фонды стали активно создаваться и действовать. В 1994 году была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ (постановление Правительства РФ от 17.11.94 № 1266), которая постаралась своими методическими документами, другими разработанными нормативами, по мере возможности ликвидировать законодательные пробелы, в условиях которого работали первые фонды. На этом этапе сформировались многие правила, обычаи делового оборота, которые впоследствии нашли свое отражение в принятом законе.

 

В 1998 году, то есть только через 6 лет после принятия Указа Президента, впервые установивашего возможность создания негосударственных пенсионных фондов, появилась первая редакция Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» (ФЗ от 07.05.98 № 19), далее по тексту – Закон или Закон об НПФ. По мнению автора, столь  долгий срок дал возможность подробно проработать многие вопросы пенсионной отрасли: Закон был конкретным, полным, грамотным. Так, например, многие положения, касающиеся корпоративного негосударственного пенсионного обеспечения с тех пор  не менялись и по-прежнему остаются актуальными. Кроме того, во исполнение Закона были приняты ряд постановлений Правительства, некоторые из которых, в частности, постановление Правительства РФ от 13.12.99 № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения», действуют до сих пор.

 

Развитие пенсионной отрасли продолжалось. Не отставало и законотворчество. Так в конце 2001 г. был принят закон, закрепивший возможность с 01 января 2004 года перехода застрахованного лица из государственного Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд (ФЗ от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»). Затем эта же норма была закреплена в ФЗ от 24.07.02 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», и только 10 января 2003 года были внесены изменения в Закон об НПФ, в соответствии с которыми к основным видам деятельности, осуществляемыми фондами, добавилась деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. В Законе появились следующие основные положения:

- положения, касающиеся установленных требований к фондам, планирующим осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию;

- положения, касающиеся требований к договору обязательного пенсионного страхования и порядку его заключения, изменения и прекращения;

- положения, касающиеся требований к договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений, к обязанностям управляющей компании, осуществляющей инвестирование пенсионных накоплений, к структуре инвестиционного портфеля фонда;

- положения, установившие понятия конфликта интересов при осуществлении деятельности по обязательному пенсионному страхованию, а также правила по ограничению маркетинга и принятию фондами, управляющими компаниями и специализированными депозитариями кодекса профессиональной этики,

а также другие важнейшие положения, которые позволили фондам вступить в новую сферу своей деятельности – обязательное пенсионное страхование.

 

С одной стороны, изменения в Закон были глобальными и тщательно проработанными, так как принимались уже после ряда других законов, закрепивших возможность выбора застрахованным лицом порядка формирования накопительной части своей трудовой пенсии, с другой стороны – этот вид деятельности был новым не только для фондов, но и в целом для нашей страны, что естественным образом привело к тому, что по мере его осуществления требовалось (да и до настоящего времени требуется) внесение все новых и новых изменений как в сам Закон, так и в многочисленные подзаконные акты. Такие изменения были, в частности, внесены в: ФЗ от 09.05.05 № 48-ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ФЗ от 18.07.09 № 182-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

 

После включения негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования ожидаемым требованием от общества явилось обеспечение большей открытости фондов, усиление требований за контролем их деятельности, повышением качества предоставляемых услуг. Результатом такого социально-экономического влияния стало принятие  ФЗ от 06.12.07 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты РФ», в котором, помимо прочего, были отражены следующие новые положения и требования:

- требование о введении в структуре фондов должности внутреннего контролера, обеспечивающего постоянный внутренний контроль за соответствием деятельности фонда действующему законодательству, а также основные правила и требования проведения такого контроля;

- уточненные основания для аннулирования лицензий фондов;

- требования об установлении ограничений при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

- требования о раскрытии фондами существенной информации,

а также другие положения, призванные усилить ответственность фондов за несоблюдение законодательства, нарушение прав и законных интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

Эти нововведения помогли обществу ощутить уверенность в том, что включение  негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования – продуманный и осознанный шаг, контролируемый государством и позволяющий гражданам принимать решения о своей будущей пенсии с минимальными рисками.

 

Особо следует отметить изменения в Закон, внесенные ФЗ от 30.11.11 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Принятия этого закона несколько лет ждало все пенсионное сообщество, а также пенсионеры, которые впервые в 2012 году должны были получить пенсию за счет пенсионных накоплений. Этот закон давно назрел, он долго обсуждался с привлечением специалистов пенсионного рынка, консультантов, и в итоге получился полным и проработанным.

 

В течение 2011 – 2012 годов происходило укрупнение пенсионных фондов, которое было продиктовано необходимостью соответствовать потребностям завоевывающей популярность накопительной составляющей пенсионной системы. Небольшие фонды, имеющие свою базу застрахованных лиц, приобретались крупными фондами, и тем самым решалась проблема переманивания застрахованных лиц из фонда в фонд. Сделки по приобретению фондов осуществлялись в условиях полного законодательного вакуума, требовали срочных изменений законодательства, и в итоге ФЗ от 12.11.12 № 180-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» закрепил положения, которые были необходимы для проведения реорганизации фондов, в том числе такие как:

- порядок получения лицензии фондом, созданным в процессе реорганизации;

- порядок проведения актуарного оценивания фонда, проходящему процесс реорганизации;

- порядок принятия решения о реорганизации фондов;

- особенности реорганизации фондов в форме, предполагающей создание новых фондов,

и другие положения, четко регламентирующие процедуру реорганизации.

Как и предыдущие изменения (дополнения), данные изменения в Закон также ждали своего принятия довольно долго, в течение 2 лет НПФ формировали свою практику и фактически обычаи делового оборота, однако в том числе этот долгий процесс подготовки документа и то, что документ был подготовлен на основе уже сформированной практики, привели к тому, что закон получился хорошо проработанным в свете имеющихся законодательных вводных.

 

В настоящее время также имеется социальная потребность внесения изменений в Закон об НПФ: необходимо решить вопрос с разнесением на счета вкладчиков, участников и застрахованных лиц отрицательного результата размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений, необходимо установить унифицированные требования к пенсионным продуктам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающих их понятность для потребителя. Кроме этого, дожидаются своего часа изменения, предполагающие возможность преобразования фондов в коммерческие организации, а также возможность создания саморегулируемых организаций для управления фондами. Внесение перечисленных  изменений обусловлено социально-экономическими причинами, и несмотря на то, что процесс внесения таких изменений достаточно длителен, и закон очевидно «не успевает» за «жизнью», в целом пенсионное законодательство в достаточной степени регламентирует вопросы, возникающие перед сообществом, и, пусть с опозданием, но отвечает на самые актуальные запросы. 

 




другие материалы №2(14) апрель-июнь 2013 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Пятнадцать лет назад, в мае 1998 года, был принят закон «О негосударственных пенсионных фондах». Он устанавливал правила создания и функционирования НПФ, а также государственного регулирования и контроля. Читать

Ниазбаев Тимур

Якушев Евгений Львович Основатель, генеральный директор консалтинговой компании «Пенсионные и Актуарные Консультации»

Процедура преобразования НПФ из некоммерческой организации в хозяйственное общество

Преобразование некоммерческой организации – Фонд - в коммерческую организацию в настоящее время законодательно запрещено. Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Корпоративные пенсионные программы и Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

Реформирование института досрочных пенсий и развитие корпоративного пенсионного обеспечения названы в числе основных направлений реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р Читать

Оконишников Арий Ариевич Руководитель группы проектов Фонда «Центр Стратегических Разработок»

Стратегия развития пенсионной системы. Возможности и последствия для НПФ

Затихли баталии вокруг нового витка пенсионной реформы, точнее, текста документа под названием «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», который за полгода претерпел порядка пяти редакций, каждая из которых подымала бурю критики, как в государственных структурах, так и в среде экспертного сообщества и общественных организаций. Читать

Пенсионная реформа. Реанимацию вызывали?

«Мне довелось участвовать в подготовке российской пенсионной реформы. Именно поэтому мне не безразлично то, что мы получили в этой сфере к сегодняшнему дню. А поводов для беспокойства более чем достаточно». Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Накопительное пенсионное страхование. Проект законодательства, подготовленный Комитетом НП «НАПФ» по пенсионным технологиям

2003 - 2004 годы ознаменовались повышенным вниманием к законодательству о накопительных пенсиях. Включение негосударственных пенсионных фондов в обязательное пенсионное страхование сопровождалось значительным изменением Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». Читать

Пенсионной реформе исполнилось три года

Прошел еще один год с момента старта пенсионной реформы. Его наиболее значимое событие со знаком «плюс» – начало работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в обязательном пенсионном страховании. Читать

«Рассчитываю продолжать работать»

Предлагаем Вашему вниманию интервью с постоянным автором нашего журнала, профессором кафедры «Экономическая социология» НИУ ВШЭ Кузиной Ольгой Евгеньевной. Читать

Доходность негосударственных пенсионных фондов по итогам 2012 года (процент начисления на счета)

Средняя (взвешенная по величине пенсионных резервов) доходность размещения пенсионных резервов составила 6,63%, что ненамного, но превышает уровень инфляции в 2012 году (6,6%). Читать

Статистика причин отказов в переводе пенсионных накоплений в НПФ и УК и меры по предупреждению необоснованных отказов

Пенсионный фонд России опубликовал статистику причин отказов по итогам кампании 2012 года по переводу гражданами пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Читать

Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

К вопросу о преобразовании негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. И здесь нельзя не согласиться с Е.Л.Якушевым, что «Преобразование некоммерческой организации – Фонд - в коммерческую организацию в настоящее время запрещено». Читать

Дробященко Наталья Юрьевна Руководитель Центра структурирования инвестиционных сделокУК «Альфа-Капитал»

Новая форма собственности на пенсионные активы

Законодательные инициативы на рынке негосударственного пенсионного обеспечения - это не только вопросы улучшения качества рынка, а часто вопросы выживания. Читать

Памяти С.Д. Чернышева

30 мая 2013 года исполнилось бы 80 лет со дня рождения замечательного Человека – большого профессионала пенсионной индустрии, прекрасного семьянина и настоящего друга – мудрого и неторопливого, он всегда находил время и слова, для всех, кто нуждался в совете или помощи. Читать

Пенсионные накопления НПФ ВТБ Пенсионный фонд за 2012 год выросли в 2,2 раза – до 36,1 млрд рублей

Совет НПФ ВТБ Пенсионный фонд утвердил итоги деятельности Фонда в 2012 году, отметив существенный рост пенсионных активов. Читать

Услуги пенсионного страхования НПФ ВТБ Пенсионный фонд теперь доступны в офисах Банка «Адмиралтейский»

НПФ ВТБ Пенсионный фонд и Банк «Адмиралтейский» приступили к реализации совместного проекта в области обязательного пенсионного страхования. Читать

Александр Львов принял участие в Пенсионном Форуме России

Заместитель Исполнительного директора НПФ ВТБ Пенсионный фонд Александр Львов принял участие в Пенсионном Форуме России, который прошел в Москве 18 апреля. Читать

Более 1,3 млн. россиян перевели свои накопления в НПФ «РГС»

Негосударственный пенсионный фонд «РГС» сохраняет уверенное лидерство на рынке пенсионного страхования по итогам 2012 года. Читать

Наши партнеры