Пенсионная реформа. Реанимацию вызывали?

«Мне довелось участвовать в подготовке российской пенсионной реформы. Именно поэтому мне не безразлично то, что мы получили в этой сфере к сегодняшнему дню. А поводов для беспокойства более чем достаточно».

Сразу хочу сказать, что необходимость в пенсионной реформе была и есть. Тому много причин. Из них, с моей точки зрения, надо выделить две основные.

Во-первых, Россия (как, впрочем, и многие экономически развитые страны) входит в очень неблагоприятный демографический период. Происходит неуклонное старение населения. Если еще 20 - 30 лет назад на каждого пенсионера приходились 3 - 4 работающих, то сейчас это соотношение - 1:1,7. И оно продолжает ухудшаться. Что это означает? В условиях распределительной (солидарной) пенсионной системы, когда пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих, уже через 15 - 20 лет пришлось бы отчислять в Пенсионный фонд не 28 процентов от фонда оплаты труда, как сейчас, а все 40 - 45 процентов. Такие цифры абсолютно противопоказаны для любой динамично развивающейся экономики.

Во-вторых, нас не может устраивать экономическое поведение работника. Люди привыкли задумываться о пенсии только тогда, когда до нее остаются считанные годы. Поэтому они не заботятся о долгосрочном вложении своих сбережений, не пользуются современными финансовыми механизмами. А ведь в условиях развитой экономики эти деньги являются важнейшим инвестиционным ресурсом, столь дефицитным в нынешней России.

Именно поэтому и была введена накопительная составляющая пенсионных отчислений (от 2 до 6 процентов от оплаты труда в зависимости от возраста работника). Эти деньги уже не идут на выплату пенсий нынешнему поколению ветеранов, а на протяжении десятилетий инвестируются в различные финансовые инструменты. Тем самым они не просто сохраняются, но и в случае удачного размещения приумножаются с тем, чтобы дать человеку очень существенную добавку к базовой и страховой части его будущей пенсии.

Казалось бы, отличная схема, которая позволяет и уменьшить зависимость пенсионной системы от демографического фактора, и стимулировать новое экономическое поведение работника. Но в реальной практике все далеко не так успешно.

Первое, что меня насторожило, - это мизерное число работников, выбравших для своих инвестиций частные управляющие компании. Конечно, это можно объяснить отсутствием доступа людей к сколько-нибудь внятной информации о возможностях этого выбора. Проще всего обвинить в этом Пенсионный фонд. Но, с другой стороны, почему государственная структура должна склонять к инвестированию через негосударственные каналы? Где же наши многочисленные частные управляющие компании с хорошо продуманной и агрессивной рекламой? Их после конкурса оказалось ни много ни мало - 55!

Однако дело не только в недостаточной рекламе. Государство не должно подыгрывать частным компаниям. Но в то же время, если мы признаем, что его стратегический интерес - активизация экономического поведения человека, нужно было (не силами Пенсионного фонда) подтолкнуть людей к более активному выбору в пользу частных структур. Этого не было сделано и не делается сейчас, хотя на рынок инвестирования вышли еще и негосударственные пенсионные фонды.

В последнее время много говорится о необходимости укрепления гражданского общества. Его объективной основой должен стать как раз экономически независимый от государства и не ожидающий от него милостыни гражданин и для этого, в частности, активно имеющий дело с частными финансовыми структурами.

Нельзя не сказать и о том, что для участия в пенсионной реформе негосударственных компаний имеется множество барьеров. Например, дискриминационное налогообложение взносов в негосударственные пенсионные фонды, слишком жесткие ограничения по набору инструментов инвестирования для частных управляющих фирм. Да и состояние нашего фондового рынка благодаря истерической ситуации вокруг акций "ЮКОСа" не позволяет делать долгосрочных выгодных вложений пенсионных сбережений. Стоит ли удивляться, что доходность по этим сбережениям в первые месяцы этого года стала отрицательной? Но и дальнейшая концентрация накопительной части пенсионных взносов в государственной управляющей компании - Внешэкономбанке - ничего хорошего не сулит. Ведь в этом случае разрешенный инструмент инвестирования один-единственный - государственные ценные бумаги, которые заведомо не могут дать сколько-нибудь существенную прибыль. Кроме того, вкладывание десятков миллиардов рублей в эти бумаги еще более утяжеляет внутренний государственный долг, фактически делает недоступными эти постоянно растущие средства для реального инвестирования в нашу экономику.

Тяжелый удар по пенсионной реформе нанесли и вступающие с 1 января 2005 года новации, связанные со снижением ЕСН. Для того чтобы компенсировать уменьшение поступлений в Пенсионный фонд и сохранить выплаты нынешним пенсионерам, пришлось отрезать от накопительного процесса людей среднего возраста (1953-1967 годов рождения). Этот шаг, во-первых, существенно снизил потенциальные поступления в те же частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. А во-вторых, укрепил среди наиболее зрелой и платежеспособной части нашего общества и без того стойкий скептицизм по отношению к государственной социальной политике.

Можно ли поправить ситуацию? Безусловно. Что же необходимо сделать уже в ближайшее время?

Прежде всего надо возобновить работу Национального совета по пенсионной реформе при президенте Российской Федерации, который не распущен, но и не собирался уже несколько лет. Напомню, что этот совет возглавляет председатель федерального правительства. Тем самым появилась бы публичная трибуна, где частные управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды, все другие заинтересованные стороны могли бы высказать свои озабоченности, а власть - использовать высказанные предложения для исправления ситуации.

Пора начать массированную информационную кампанию, чтобы реанимировать пенсионную реформу. Люди нуждаются в объективной информации. И наконец, наиболее сложный, но принципиально важный вопрос - необходимо найти возможности для инвестирования пенсионных накоплений в действительно надежные и в то же время прибыльные инструменты. Почему, например, не использовать для этого акции "голубых фишек", которые контролируются государством: "Газпром", объединяющийся с "Роснефтью", "Транснефть"? Если этого недостаточно, то, может быть, нужно активно выходить на западные фондовые рынки? Ведь пенсионная реформа - один из немногих примеров реального действия по изменению российской социальной политики. Именно поэтому так важно придать ей новый импульс развития.

 

Научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций,

Евгений Гонтмахер.

06.10.2004 г. FundsHub.ru

 




другие материалы №2(14) апрель-июнь 2013 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Пятнадцать лет назад, в мае 1998 года, был принят закон «О негосударственных пенсионных фондах». Он устанавливал правила создания и функционирования НПФ, а также государственного регулирования и контроля. Читать

Ниазбаев Тимур

Якушев Евгений Львович Основатель, генеральный директор консалтинговой компании «Пенсионные и Актуарные Консультации»

Процедура преобразования НПФ из некоммерческой организации в хозяйственное общество

Преобразование некоммерческой организации – Фонд - в коммерческую организацию в настоящее время законодательно запрещено. Читать

Плыткевич Ирина Васильевна Внутренний контролерНПФ электроэнергетики

Влияние социально-экономического аспекта на развитие основного закона о негосударственных пенсионных фондах

Пенсионное законодательство является одним из тех видов законодательных норм и правил, которые стремительно и бурно развиваются, не успевая за еще более стремительным развитием пенсионной отрасли. Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Корпоративные пенсионные программы и Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

Реформирование института досрочных пенсий и развитие корпоративного пенсионного обеспечения названы в числе основных направлений реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р Читать

Оконишников Арий Ариевич Руководитель группы проектов Фонда «Центр Стратегических Разработок»

Стратегия развития пенсионной системы. Возможности и последствия для НПФ

Затихли баталии вокруг нового витка пенсионной реформы, точнее, текста документа под названием «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», который за полгода претерпел порядка пяти редакций, каждая из которых подымала бурю критики, как в государственных структурах, так и в среде экспертного сообщества и общественных организаций. Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Накопительное пенсионное страхование. Проект законодательства, подготовленный Комитетом НП «НАПФ» по пенсионным технологиям

2003 - 2004 годы ознаменовались повышенным вниманием к законодательству о накопительных пенсиях. Включение негосударственных пенсионных фондов в обязательное пенсионное страхование сопровождалось значительным изменением Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». Читать

Пенсионной реформе исполнилось три года

Прошел еще один год с момента старта пенсионной реформы. Его наиболее значимое событие со знаком «плюс» – начало работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в обязательном пенсионном страховании. Читать

«Рассчитываю продолжать работать»

Предлагаем Вашему вниманию интервью с постоянным автором нашего журнала, профессором кафедры «Экономическая социология» НИУ ВШЭ Кузиной Ольгой Евгеньевной. Читать

Доходность негосударственных пенсионных фондов по итогам 2012 года (процент начисления на счета)

Средняя (взвешенная по величине пенсионных резервов) доходность размещения пенсионных резервов составила 6,63%, что ненамного, но превышает уровень инфляции в 2012 году (6,6%). Читать

Статистика причин отказов в переводе пенсионных накоплений в НПФ и УК и меры по предупреждению необоснованных отказов

Пенсионный фонд России опубликовал статистику причин отказов по итогам кампании 2012 года по переводу гражданами пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Читать

Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

К вопросу о преобразовании негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. И здесь нельзя не согласиться с Е.Л.Якушевым, что «Преобразование некоммерческой организации – Фонд - в коммерческую организацию в настоящее время запрещено». Читать

Дробященко Наталья Юрьевна Руководитель Центра структурирования инвестиционных сделокУК «Альфа-Капитал»

Новая форма собственности на пенсионные активы

Законодательные инициативы на рынке негосударственного пенсионного обеспечения - это не только вопросы улучшения качества рынка, а часто вопросы выживания. Читать

Памяти С.Д. Чернышева

30 мая 2013 года исполнилось бы 80 лет со дня рождения замечательного Человека – большого профессионала пенсионной индустрии, прекрасного семьянина и настоящего друга – мудрого и неторопливого, он всегда находил время и слова, для всех, кто нуждался в совете или помощи. Читать

Пенсионные накопления НПФ ВТБ Пенсионный фонд за 2012 год выросли в 2,2 раза – до 36,1 млрд рублей

Совет НПФ ВТБ Пенсионный фонд утвердил итоги деятельности Фонда в 2012 году, отметив существенный рост пенсионных активов. Читать

Услуги пенсионного страхования НПФ ВТБ Пенсионный фонд теперь доступны в офисах Банка «Адмиралтейский»

НПФ ВТБ Пенсионный фонд и Банк «Адмиралтейский» приступили к реализации совместного проекта в области обязательного пенсионного страхования. Читать

Александр Львов принял участие в Пенсионном Форуме России

Заместитель Исполнительного директора НПФ ВТБ Пенсионный фонд Александр Львов принял участие в Пенсионном Форуме России, который прошел в Москве 18 апреля. Читать

Более 1,3 млн. россиян перевели свои накопления в НПФ «РГС»

Негосударственный пенсионный фонд «РГС» сохраняет уверенное лидерство на рынке пенсионного страхования по итогам 2012 года. Читать

Наши партнеры