Якушев Евгений Львович Основатель, генеральный директор консалтинговой компании «Пенсионные и Актуарные Консультации»

Процедура преобразования НПФ из некоммерческой организации в хозяйственное общество

Преобразование некоммерческой организации – Фонд - в коммерческую организацию в настоящее время законодательно запрещено.

Однако, в свете решений, принятых на совещании у первого Вице-Премьера И.В.Шувалова, необходимо разработать механизм изменения правового статуса НПФ. Для осуществления преобразования негосударственного пенсионного фонда в хозяйственное общество потребуется по меньшей мере внести изменения в Законы «О некоммерческих организациях» и «О негосударственных пенсионных фондах».

Учитывая, что количество действующих фондов не превышает 150 организаций, реорганизацию можно проводить в «ручном режиме», а именно:

  • Действующий Совет Фонда принимает решение о реорганизации и направляет его в уполномоченный государственный орган вместе с пакетом документов;
  • Уполномоченный государственный орган рассматривает и согласовывает «План реорганизации НПФ»;
  • Проводится регистрация изменения организационно-правовой формы и распределение долей (акций) в соответствии с согласованным «Планом реорганизации», формируются новые органы управления и тп.

 

Необходимо подчеркнуть, что в случае реорганизации гражданско-правовые и административные (регуляторные) правоотношения НПФ существенным образом не изменяются.

Существенным образом изменяются корпоративные взаимоотношения в организации, а также изменяется характер взаимоотношений с собственниками.

 

Объем прав и обязанностей со стороны негосударственного пенсионного фонда в отношении вкладчиков, участников, застрахованных лиц, сотрудников фонда остается прежним, т.е. происходит универсальное правопреемство. Переход прав и обязанностей в случае изменения организационно-правовой формы произойдет в силу закона. Практически не потребует изменений нормативно правовая база, регламентирующая государственное регулирование и инвестиционную деятельность НПФ. Полномочия органов государственной власти, процедуры и регламенты операций пенсионных фондов на финансовых рынках и взаимоотношения с контрагентами не зависят от организационно правовой формы НПФ.

 

Необходимо аккуратно рассмотреть преемственность бухгалтерского учета, отчетности и, соответственно, налогообложения. Существенно изменится порядок расходования собственных средств, необходимо оценить последствия новой модели с точки зрения возникновения НДС и налога на прибыль. Изменится концепция Страхового резерва в рамках негосударственного пенсионного обеспечения. Очевидно, потребуется внесение комплексных изменений в соответствующие нормативные документы. Дополнительного осмысления требует тема ответственности фонда и его владельцев в свете развития концепции гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

 

С практической точки зрения, наиболее сложным вопросом при реорганизации НПФ станет определение выгодоприобретателей новой коммерческой организации, при этом указанная проблема разделяется на две:

  • определения состава будущих собственников (участников общества, акционеров);
  • распределения долей будущих собственников (членов, акционеров) между собой.

 

Учитывая, что за длительную историю развития НПФ состав контролирующих владельцев мог претерпеть изменения, первоначальные учредители могли отказаться от своих прав на участие в управлении фондом, целесообразно предоставить право распределения долей действующему Совету Фонда, но с учетом некоторых ограничений:

 

Во-первых, необходимо определить тех, кто осуществлял взнос в СВУ. Скорее всего, именно эти лица фактически контролируют НПФ и их роль наиболее важна в обеспечении устойчивости Фонда.

Во вторых, может быть принято решение о предоставлении доли Вкладчиками, реализующим корпоративные пенсионные программы на базе данного НПФ, вознаграждение которых формирует существенную часть бюджета НПФ. В этом случае Фонд может получить нового владельца, у которого будет реальный интерес и который сможет нести реальную ответственность за развитие бизнеса.

В третьих, Совет фонда может принять решение об опционной программе для менеджмента Фонда, поскольку именно от их заинтересованности в долгосрочных финансовых результатах зависит капитализация компании.

 

Очевидно, что именно Совет Фонда, обладающий необходимыми полномочиями в соответствии с действующим Уставом вправе принять окончательное решение о распределении долей. В состав «Плана реорганизации НПФ» должны входить документы, подтверждающее (обосновывающее) решение Совета Фонда. Можно предположить, что ряд Фондов могут провести дополнительные корпоративные действия в рамках подготовки к реорганизации, для приведения структуры владения в соответствие с фактическим влиянием.

 

Для обеспечения прозрачности, может быть установлена процедура, при которой решение о распределении долей может быть опубликовано на сайте Фонда за месяц до внесения в государственный уполномоченный орган, и любое лицо, считающее, что его права по управлению Фондом нарушено или его доля определена неправильно, сможет направить дополнительные документы в Фонд, Регулятор или в суд. 

 

Вопрос оценки капитала вновь создаваемого общества требует дополнительной проработки. Прозрачной процедурой может быть приглашение независимого оценщика, который даст заключение о справедливой стоимости СВУ и ИОУД и которое войдет в состав пакета документов «Плана реорганизации НПФ». Номинальная стоимость капитала Фонда должна соответствовать рыночной стоимости и подпадать под норматив достаточности средств ИОУД 100 млн. рублей.

 

Важным моментом является обеспечение преемственности и непрерывности полномочий органов управления НПФ. В момент государственной регистрации изменения организационно-правовой формы Совет фонда складывает с себя полномочия, Новые органы управления должны быть сформированы в соответствии с новой моделью корпоративного управления. И хотя каждый фонд будет решать эту проблему самостоятельно, в качестве примера возможна следующая процедура:

1. Совет Фонда определяет состав новых собственников (членов, акционеров).

2. Общее собрание новых собственников (членов, акционеров) может определить способ распределения долей, новую модель корпоративного управления и пероснальный состав органов управления.

  • По результатам собрания может быть подписан Договор, закрепляющий размер уставного капитала новой организационно-правовой формы, размер и номинальную стоимость доли каждого из собственников.
  • На Общем собрании новых собственников (членов, акционеров) принимается Устав общества и избираются новые органы управления.

3. Решение Совета Фонда и Собрания новых собственников (Договор членов новой организации) должен быть утвержден Регулятором.

  • Другие учредители, или потенциальные собственники в этом случае могут обратиться в суд для оспаривания данного решения.

 

Одним из вариантов реорганизации может быть процесс акционирования. Фонд может разместить акции по закрытой или открытой подписке, привлекая, таким образом, дополнительный капитал для уставной деятельности. На первом этапе могут быть выпущены акции для тех кто делал взнос в СВУ с конвертацией по номиналу. На втором этапе могут быть выпущены акции под денежную оценку ИОУД или справедливую оценку независимого оценщика. 

 

Примерный состав документов «План реорганизации НПФ»:

  • Документы, подтверждающие легитимность Совета Фонда (протокол о формировании Совета);
  • Решение Совета о реорганизации НПФ из некоммерческой организации в хозяйственное общество;
  • Заключение оценщика о рыночной стоимости капитала;
  • Договор новых собственников с распределением долей
  • Новый Устав
  • Персональный состав новых органов управления

 

Необходимые изменения в законодательство

1. Закон о преобразовании НПФ из некоммерческой организации в хозяйственное общество.

  • Возможность, сроки, процедуры

2. Закон «О некоммерческих организациях».

  • В порядке установленным отдельным законом разрешить преобразование НКО ФОНД - НПФ с лицензией в хозяйственное общество

3. Закон «О негосударственных пенсионных фондах».

  • Организационно-правовая форма.
  • Корпоративное управление, структура и компетенция
  • Права и обязанности собственников

4. Налоговый кодекс.

  • Обособление ПР и ПН, исключение из понятия доходов взносов и из расходов пенсии.
  • Особенности НДС по операциям НПФ

5. Формы отчетности НПФ.

  • Налоговые формы.
  • Специальные формы отчетности

 

Риски, которые могут возникнуть:

1. Юридические претензии на доли в хозяйственном обществе со стороны первоначальных учредителей фонда, отказавшихся от права управления в Фонде и не участвовавших в деятельности определенное время.

 a. Можно прописать срок исковой давности по претензиям.

b. Установить ценз. Если не участвовал в деятельности фонда на протяжении последних 3 (Х) лет, не имеешь права претендовать на доли.

2. Изменение характера отношений между компанией и НПФ могут привести к существенным изменениям в РСБУ и МСФО отчетности (сделки с аффилированными лицами, новый актив из ничего…).

a. Требует дополнительной проработки с аудиторами и юристами при принятии решения о реорганизации

3. Изменение организационно-правовой формы не совпадает с налоговым и отчетным периодом и могут возникнуть налоговые обязательства вследствие новой интерпретации операций

a. Требует дополнительной проработки с аудиторами и юристами при принятии решения о реорганизации 

 




другие материалы №2(14) апрель-июнь 2013 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Пятнадцать лет назад, в мае 1998 года, был принят закон «О негосударственных пенсионных фондах». Он устанавливал правила создания и функционирования НПФ, а также государственного регулирования и контроля. Читать

Плыткевич Ирина Васильевна Внутренний контролерНПФ электроэнергетики

Влияние социально-экономического аспекта на развитие основного закона о негосударственных пенсионных фондах

Пенсионное законодательство является одним из тех видов законодательных норм и правил, которые стремительно и бурно развиваются, не успевая за еще более стремительным развитием пенсионной отрасли. Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Корпоративные пенсионные программы и Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

Реформирование института досрочных пенсий и развитие корпоративного пенсионного обеспечения названы в числе основных направлений реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р Читать

Оконишников Арий Ариевич Руководитель группы проектов Фонда «Центр Стратегических Разработок»

Стратегия развития пенсионной системы. Возможности и последствия для НПФ

Затихли баталии вокруг нового витка пенсионной реформы, точнее, текста документа под названием «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», который за полгода претерпел порядка пяти редакций, каждая из которых подымала бурю критики, как в государственных структурах, так и в среде экспертного сообщества и общественных организаций. Читать

Пенсионная реформа. Реанимацию вызывали?

«Мне довелось участвовать в подготовке российской пенсионной реформы. Именно поэтому мне не безразлично то, что мы получили в этой сфере к сегодняшнему дню. А поводов для беспокойства более чем достаточно». Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

Накопительное пенсионное страхование. Проект законодательства, подготовленный Комитетом НП «НАПФ» по пенсионным технологиям

2003 - 2004 годы ознаменовались повышенным вниманием к законодательству о накопительных пенсиях. Включение негосударственных пенсионных фондов в обязательное пенсионное страхование сопровождалось значительным изменением Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». Читать

Пенсионной реформе исполнилось три года

Прошел еще один год с момента старта пенсионной реформы. Его наиболее значимое событие со знаком «плюс» – начало работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в обязательном пенсионном страховании. Читать

«Рассчитываю продолжать работать»

Предлагаем Вашему вниманию интервью с постоянным автором нашего журнала, профессором кафедры «Экономическая социология» НИУ ВШЭ Кузиной Ольгой Евгеньевной. Читать

Доходность негосударственных пенсионных фондов по итогам 2012 года (процент начисления на счета)

Средняя (взвешенная по величине пенсионных резервов) доходность размещения пенсионных резервов составила 6,63%, что ненамного, но превышает уровень инфляции в 2012 году (6,6%). Читать

Статистика причин отказов в переводе пенсионных накоплений в НПФ и УК и меры по предупреждению необоснованных отказов

Пенсионный фонд России опубликовал статистику причин отказов по итогам кампании 2012 года по переводу гражданами пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Читать

Аранжереев Михаил Михайлович Советник по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ «Алмазная осень»

К вопросу о преобразовании негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. И здесь нельзя не согласиться с Е.Л.Якушевым, что «Преобразование некоммерческой организации – Фонд - в коммерческую организацию в настоящее время запрещено». Читать

Дробященко Наталья Юрьевна Руководитель Центра структурирования инвестиционных сделокУК «Альфа-Капитал»

Новая форма собственности на пенсионные активы

Законодательные инициативы на рынке негосударственного пенсионного обеспечения - это не только вопросы улучшения качества рынка, а часто вопросы выживания. Читать

Памяти С.Д. Чернышева

30 мая 2013 года исполнилось бы 80 лет со дня рождения замечательного Человека – большого профессионала пенсионной индустрии, прекрасного семьянина и настоящего друга – мудрого и неторопливого, он всегда находил время и слова, для всех, кто нуждался в совете или помощи. Читать

Пенсионные накопления НПФ ВТБ Пенсионный фонд за 2012 год выросли в 2,2 раза – до 36,1 млрд рублей

Совет НПФ ВТБ Пенсионный фонд утвердил итоги деятельности Фонда в 2012 году, отметив существенный рост пенсионных активов. Читать

Услуги пенсионного страхования НПФ ВТБ Пенсионный фонд теперь доступны в офисах Банка «Адмиралтейский»

НПФ ВТБ Пенсионный фонд и Банк «Адмиралтейский» приступили к реализации совместного проекта в области обязательного пенсионного страхования. Читать

Александр Львов принял участие в Пенсионном Форуме России

Заместитель Исполнительного директора НПФ ВТБ Пенсионный фонд Александр Львов принял участие в Пенсионном Форуме России, который прошел в Москве 18 апреля. Читать

Более 1,3 млн. россиян перевели свои накопления в НПФ «РГС»

Негосударственный пенсионный фонд «РГС» сохраняет уверенное лидерство на рынке пенсионного страхования по итогам 2012 года. Читать

Наши партнеры