Инфраструктурные проекты и пенсионные накопления: разрыв сокращается

По общему мнению, устаревшая инфраструктура препятствует ускорению роста и структурной перестройке российской экономики. Сложившуюся ситуацию можно смело назвать уникальной.

В настоящее время отставание России от стран Европейского союза по разным элементам инфраструктуры составляет 25-80%. По оценке Минтранса, развитие транспортной инфраструктуры России характеризуется как видовыми, так и территориальными диспропорциями, значительной деградацией и дефицитом емкости. Существенные проблемы накоплены и в коммунальной инфраструктуре. По оценкам Российского союза инженеров, сегодня около 11% домов в российских городах не обеспечены водопроводом, горячей воды нет почти в 20% квартир, канализации — в 12%, центрального отопления — в 8%, а не газифицировано более 30% городского жилищного фонда. Общий износ коммунальных сетей достиг 70%.

 

McKinsey Global Institute оценивает потребности России в инфраструктурных инвестициях в 4% ВВП до 2030 года. В денежном выражении речь может идти о $2,4 трлн (в ценах 2010 года). При этом одна только Транспортная стратегия России предусматривает на период 2013-2030 годов инвестиции в размере порядка $1,8 тлрн. Половину этой суммы должны обеспечить внебюджетные источники, преимущественно за счет механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

 

Сегодня в России активно развивается договорная модель ГЧП. Она представлена разными правовыми формами: концессионные соглашения, аренда с инвестиционными условиями, BOOT (Build-Own-Operate-Transfer – «строительство - владение - управление – передача») и контракты жизненного цикла (Life Cycle Contract).

 

По концессионному соглашению частный инвестор за счет собственных и привлеченных средств возводит или реконструирует объект, а затем эксплуатирует его в течение определенного срока. Возврат вложенных инвестиций осуществляется за счет платы с пользователей. Достижение необходимого уровня доходов, обеспечивающего возврат инвестиций, может обеспечиваться перечислениями из бюджета. Концессионные соглашения широко применяются при строительстве платных автомобильных дорог, объектов водоснабжения и водоотведения.

 

Договор аренды с инвестиционными условиями предполагает передачу государственного имущества в пользование и владение частному инвестору, с обязательствами по финансированию развития объекта. Область применения подобных соглашений ограничена действующими объектами. Для создания нового имущества они не применимы. Этого недостатка лишена модель ВООТ, которая предполагает возмещение затрат частного инвестора на создание инфраструктуры с одновременной ее передачей в государственную или муниципальную собственность.

 

Перспективной является модель «контракта жизненного цикла», в котором предметом договора выступают не подрядные работы по строительству объекта, а «продажа сервиса». Это понятие включает проектирование, строительство (реконструкцию) и последующее обслуживание объекта, соответствующее определенным функциональным характеристикам. Возврат инвестиций частного партнера должен осуществляться за счет так называемой «платы за доступность». Она выплачивается по завершении строительства и ввода в эксплуатацию при условии соблюдения требований к объекту и поддержании его в состоянии, согласно установленным контрактом характеристикам.

 

В России в 2012 году сформировано законодательство, позволяющее привлекать частные инвестиции на условиях ГЧП в дорожную сферу. Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» регулирует создание дорог частными структурами, установление и взимание платы. Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» поддерживает механизм платы за доступность, позволяющий инвестировать даже в бесплатную дорожную инфраструктуру.

 

Созданы и действуют федеральные и региональные дорожные фонды, являющиеся инструментом бюджетного планирования расходов в дорожной сфере, в том числе по расчетам с частными инвесторами на основании долгосрочных контрактов. Совокупный размер дорожных фондов субъектов федерации на текущий год запланирован в размере около 500 млрд. руб., сопоставимый объем должен аккумулировать федеральный фонд.

 


Концессионные соглашения в дорожной сфере

 

* орган государственного, муниципального управления

** долгосрочные целевые программы

 

Серьезные законодательные изменения произошли и в области финансирования проектов в сфере водно-коммунального комплекса. С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который разрешает установление долгосрочных тарифов и механизмы бюджетных компенсаций недополученных доходов, вызванных регуляторными рисками.

 

Концессионные соглашения в сфере водного комплекса

 

* орган государственного, муниципального управления

** долгосрочные целевые программы

 

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливают возможность применения метода доходности на инвестированный капитал. Также сформирована нормативно-правовая база по формированию и утверждению инвестиционных программ эксплуатирующих организаций водно-коммунального комплекса, позволяющая учитывать в тарифе все затраты по привлеченным инвестициям.

 

Различие в регулировании концессионных соглашений в зависимости от типа активов

 

 

Таким образом, к настоящему моменту в приоритетных инфраструктурных секторах созданы хорошие условия для привлечения инвестиций с помощью механизмов ГЧП. Сейчас правительство и парламент прилагают усилия для повышения привлекательности таких проектов для негосударственных пенсионных фондов. Они касаются как превращения пенсионных накоплений в реально долгосрочный финансовый ресурс, так обеспечения возвратности и доходности инвестированных средств.

 

В настоящее время НПФ не могут разносить на счета застрахованных лиц по итогам календарного года отрицательный инвестиционный результат. Это приводит к непринятию фондами и управляющими компаниями рыночных рисков долговых ценных бумаг (средняя дюрация портфелей управляющих составляет 1,5-2,5 года).

 

Проект Федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного страхования при установлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» отменяет требование «ежегодной безубыточности». Одновременно предполагается ограничить право выбора застрахованным лицом фонда или инвестиционного портфеля управляющей компании – вместо ежегодного выбора переход допускается раз в пять лет.

 

В тоже время остается открытым вопрос использования типовых договоров доверительного управления пенсионными накоплениями, заключаемых НПФ и управляющими компаниями. Внесение изменений в данный договор предусмотрено только в ограниченном количестве пунктов. Из-за этого НПФ и управляющие компании не могут внести в договор ряд изменений, направленных на возможность покупки долгосрочных облигаций. В частности, стороны не могут детально описать ответственность сторон, порядок возврата активов в случае досрочного расторжения договора доверительного управления, порядок его пролонгации договора.

 

Вопросы обеспечения возвратности и доходности при инвестировании в инфраструктурные проекты частично призван решить Федеральный закон «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», принятый Государственной Думой в первом чтении. В частности, на сегодняшний день у концедента отсутствует право принимать на себя обязательства по возмещению расходов концессионера на строительство, реконструкцию и эксплуатацию объекта.

 

Кроме того, в настоящее время законодательством не обеспечены обязательность и приоритетность принятия концедентом на себя бюджетных обязательств на срок действия концессионного соглашения. Не закреплено условие о предоставлении государственной гарантии субъекта федерации и муниципальных гарантий в части неизменности формулы расчета тарифа на весь период действия концессионного соглашения. Не урегулирован механизм начисления и уплаты концессионером налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

 

Принятие законопроектов о гарантиях сохранности пенсионных накоплений и государственно-частном партнерстве позволит до минимума сократить разрыв между возможностями пенсионных фондов и потребностями инфраструктурных проектов. Конечно, ряд вопросов, как в области регулирования, так и в правоприменительной практике останется открытым. Однако основной объем законодательной работы по привлечению в проекты ГЧП пенсионных накоплений будет завершен. Это откроет перед пенсионными фондами и управляющими компаниями новые возможности по расширению диверсификации и повышению доходности инвестиционных портфелей.

 




другие материалы №3 (15) июль-сентябрь 2013 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Колонка главного редактора

Пройдет совсем немного времени и существующая система с установленными взносами фактически уступит место системе с установленными выплатами. Читать

Эффективная неэффективность инвестирования

Пока понятие «эффективности» является субъективным, задача менеджера, который работает с клиентами, как раз и заключается в том, чтобы определить, какие параметры эффективности наиболее значимы для клиента. Читать

Ильин Юрий Сергеевич Управляющий активами «Паллада Эссет Менеджмент»

Новые возможности инвестирования пенсионных средств НПФ

Стремительное развитие системы НПФ в России, денежные объемы которой достигли значительных величин, заставляют государственные органы не только более жестко контролировать эту область, но и задуматься об использование более широкого круга финансовых инструментов при инвестирование средств НПФ. Читать

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»

Осваиваем калькулятор

В конце июня на сайтах Минтруда РФ и ПФР появился пенсионный калькулятор – программа, позволяющая рассчитать условный размер будущей трудовой пенсии по старости, используя новую и действующие пенсионные формулы. Читать

Рэнкинг НПФ

Предлагаем вашему вниманию рэнкинг негосударственных пенсионных фондов России на 1 января 2013 года, составленный М. Аранжереевым – советником президента НПФ «Алмазная осень» и главным специалистом того же фонда П. Дайнеко. Читать

Бабушкин Максим Борисович Менеджер PWC

Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»

Оценка увеличения современной стоимости долгосрочных обязательств в условиях снижения уровня смертности

Наблюдаемое постепенное снижение уровня смертности в России приводит к увеличению современной стоимости долгосрочных обязательств в страховании жизни и пенсионном обеспечении, как государственном, так и негосударственном. Читать

Пенсионная реформа в России: о политической экономии популизма

Поиски эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми. Читать

Пенсионной реформе исполнилось четыре года

Я никогда не буду женщиной 1967 года рождения, я даже не стану мужчиной, который появился на свет через 1967 лет после рождества Христова… Читать

Наши партнеры